Методическое объединение
Развитие естественнонаучной грамотности учащихся через формирование умения работать с информацией.
Черных Людмила Николаевна
учитель биологии
МБОУ Момотовской СОШ
Казачинского района
Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить умей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья .
- Задачи общества
- Задачи системы образования
- Задачи школы
- Задачи предмета
- Задачи урока
“ Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.” Б.Шоу
в основе организации учебного процесса — целесообразная, самостоятельная, продуктивная деятельность
?
Информация = знания
“ Бойся не незнания,
а ложного знания.
Лучше ничего
не знать, чем
считать правдой то,
что неправда.”
Л.Н. Толстой
Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям: • быть подтверждаемым • быть истинным • и заслуживающим доверия
информация
знание
Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Занятие в технологии РКМЧП состоит из трех фаз:
1. Вызов (постановка измеряемой цели)
2. осмысление или реализация смысла
3. рефлексия или размышление
Площадь поверхности человеческих легких примерно равна площади теннисного корта!
Графический прием работы с понятиями
Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю и греч. grapho — пишу) — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Формирование понятий — одна из основных целей мыслительной деятельности, а умение критически мыслить — средство для достижения этой цели.
Что может объединять эти предметы?
Чтение и анализирование
Регуляция и координация
«Кластер»
Эндокринная система
Нервная система
железы
гормоны
мозг
нервы
рефлекс
ПРИЕМЫ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ
«Инсерт»
Значки
Ответ ученика
(уже знал)
+ (новое)
– (думал иначе)
? (есть вопрос)
Стратегия решения проблем Дж. Брэмсфорда
Стратегия IDEAL
I — Выделите в тексте проблему.
D — Опишите ее (выявите ее суть).
Е — Определите варианты подходов к решению проблемы.
А — Действуйте (решайте).
L — Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
Социо-игровое задание: « РАФТ»:
Р – роль (от имени кого этот текст), А – аудитория (кому адресован текст), Ф – форма (письмо, поток сознания, записка дневник и т.д.), Т – тема (о чем);
«Фишбоун»
Причина :
Энергию организмы получают из пищи
Причины:
Проблема :
Факты:
Для получения энергии необходим кислород
Причина:
Необходим транспорт питательных веществ и кислорода
Обеспечение организмов энергией
Факты :
Пищеварительная система
Факты:
Дыхательная система
Вывод :
Кровеносная система
Все системы органов в многоклеточном организме неразрывно связаны, развитие одной системы способствовало развитию других.
Что дает технология РКМ ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
-умение критически мыслить; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
12/12/18