СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение, 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение, 2022»

Выступление в прениях на методическом объединении, декабрь 2022

Конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»



  1. Ценностно-смысловая сфера личности и условия ее развития.

Классному руководителю необходимо уяснить особенности построения системы воспитания ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Исторический опыт показывает, что человечество выработало систему ориентиров, и у него появились ЦЕННОСТИ, подсказывающие направления для устремлений и действий человека. Они присутствуют во всех сферах жизнедеятельности людей. Есть высшие ценности,
приверженность которым делает человека человеком. Это – Добро, Истина,
Родина, Патриотизм, Семья...

В процессе социализации ребёнок должен присвоить ценности, которые в его жизни будут его ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ. Оказавшись в открытом мире он не всегда может это сделать сам. Здесь ему нужна наша помощь. Формирование ценностных ориентаций у детей – главное назначение воспитания и приоритетная задача классного руководителя. Существуют особенности и специфика работы с ценностным миром формирующейся личности.

Ценности имеют две формы существования. Одна, социальная, представлена в общественном сознании в виде идеалов, норм и т. д., другая, индивидуальная, - в виде понимания и принятия этих норм, жизненных целей людей и т. д. Задача воспитания - обеспечить адекватное понимание и принятие выработанных человечеством ценностей. Почему это важно? И это не так просто. Оказавшись в сложной ситуации человек должен решить, как проявить свои лучшие качества. Проявление подлинной ценности требует духовных исканий и волевых усилий, часто непростого выбора и самоотдачи.

Очень важно, чтобы процесс становления духовных ценностей открылся нашим воспитанникам. И здесь классный руководитель должен знать особенности «работы» с ценностно-смысловой сферой воспитуемых. Ценность становится действенной и определяет поведение
ребенка лишь в том случае, когда обретает для него смысл – личностную
значимость, становится внутренней потребностью. Работа над ценностными ориентациями – это решение важнейшей педагогической задачи.

Психологи подсказывают нам, что необходимо актуализировать механизмы смыслообразования. Простое знание ценностей не означает готовность к их выполнению. Известный психолог А.Н. Леонтьев предлагал различать«знаемые» и реально действующие мотивы. Для этого ребёнок должен эмоционально открыть, пережить их сам, часто через яркий словесный образ, создаваемый учителем.

. Воспитанник должен постоянно находиться в нравственно ориентированной среде, наполненной творческими коллективными делами, выполняемыми вместе со сверстниками. Такой ценностно ориентированной,
личностно развивающей и должна быть жизнь коллектива школьного класса, в котором формируются ценностные ориентации!
Опыт показывает, что ценности усваиваются успешнее, быстрее
становятся жизненными поведенческими смыслами.

Ценности усваиваются успешнее, если становятся жизненными поведенческими смыслами, часто выступают содержанием бесед, диалогов, диспутов в классе. Ценность лучше осмысливается, если она предстает на фоне своих антиценностей – безответственных, националистических, негуманных и даже бесчеловечных, которыми наполнен современный мир.
Разоблачение всех этих проявлений – также важнейшая миссия классного руководителя.

2.Становление ценностных ориентаций школьников на различных
возрастных этапах. Способы педагогического сопровождения развития
ценностных ориентаций школьников меняются по мере их взросления,
социализации. Для дошкольника важна игра и ролевое общение. Младший школьный возраст требует обязательной учебной деятельности, укрепляется воля, ребёнок прилагает усилия для достижения значимой для него цели. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослыми и др. ценностей. По словам Л.С. Ввыготского, участие в обязательной учебной деятельности обусловливает главные новообразования младшего школьного возраста – становление осознанности и произвольности.

Подростковый возраст характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному содержанию тех или иных ценностей. Подросток нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, стремится идентифицировать себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговоры о важном. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим
содержанием бесед и классных часов.

Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих –
лейтмотив развития личности в юношеском возрасте. Ценностные
ориентации выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны взрослых.

3. Система работы классного руководителя по воспитанию
ценностных ориентаций у школьников: содержание, принципы, методики. Содержательное наполнение компонентов указанной системы обладает особенностями, отражающими представленные выше закономерности и условия развития ценностных ориентаций.

Важно учитывать, что сформированность ценностно-смысловой сферы у детей может находиться на разных уровнях. Самый низкий уровень
проявляется в его импульсивности, нестабильности поведения, зависимости от внешних обстоятельств, себялюбия, неготовности
к коллективным формам деятельности. Достаточный уровень ценностного развития наблюдается у подростков и юношей, идентифицирующих себя с коллективом, дающих зрелые, социально ориентированные оценки событиям, управляющих своим поведением.

Формулируя цели формирования ценностных ориентаций
у обучающихся, классный руководитель принимает во внимание уровневое
распределение школьников в классе и выбирает адекватную стратегию работы с каждой из выделенных групп. Для представителей первых двух уровней важно нейтрализовать те средовые факторы, которые негативно влияют на их социализацию. Для представителей высоких уровней сформированности ценностных ориентаций важно обеспечить активную «признаваемую» лидерскую позицию в делах класса.

Основополагающий компонент системы работы классного
руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций
у обучаемых – это определение специфического содержания данного
процесса. Мир ценностей разнообразен, формируется он под влиянием многих идей. При формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов
России. Доминирующим при этом является воспитание ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, ее науке, искусству, спорту, научным технологиям, боевым подвигами трудовым достижениям народа. Важным является любовь к природе, уважение к государственным символам, историческому наследию Отечества.

Если классному руководителю удастся подобрать эффективные разнообразные и увлекательные формы воспитательных практик, отвечающих психолого-педагогическим требованиям, тогда ему удастся заложить подлинные нравственные основы в воспитание гражданина и патриота своей Родины.



Вывод 1

- Проблема ценностных ориентаций существует, её необходимо изучать, выделяя в ней философские, социологические, психологические аспекты.

- Необходимо уяснить основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности, а также условия и закономерности формирования ценностных представлений личности.

- Главную роль в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности играют социальные факторы.

Вывод 2

Читательская грамотность

- прививает мыслительные навыки;

- учит находить и анализировать нужную информацию;

- даёт широкие возможности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

- помогает в успешной социализации, ведёт к дальнейшему самопознанию, саморазвитию и самореализации.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!