СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение как одна из форм формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается роль методического объединения как инструмента для решения частнометодических задач, стоящих перед учреждением дополнительного образования детей и молодежи. На примере ГУО "Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи" описывается опыт перехода учреждения образования из режима стабильного функционирования в режим инновационного развития и роль методического объединения в данном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение как одна из форм формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

Методическое объединение как одна из форм

формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Сергеенко Сергей Петрович,

методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного

образования детей и молодежи», Республика Беларусь, г. Гомель

Учитель живет до тех пор,

пока учится, как только он

перестает учиться, в нем умирает

учитель.

К.Д. Ушинский

Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы и потребности детей и молодежи вызывают необходимость постоянного совершенствования профессионального роста педагогических кадров.

Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять процессом развития личности необходимо быть компетентным специалистом. Профессиональное развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела и настоящего профессионала.

Методическая работа в образовательном учреждении играет в данном процессе ключевую роль. Если хорошо знать педагогический коллектив, сильные и слабые стороны профессиональной деятельности каждого, то, опираясь на них, можно сформировать такую систему методического сопровождения профессионального развития педагогов, в которой педагогическая поддержка будет наиболее эффективной.

Методическое обеспечение образовательного процесса определяет в качестве цели работы формирование профессионально компетентного педагога, ведь «процесс «выращивания» личности педагога, способной качественно решать современные профессиональные задачи, будет эффективен тогда, когда деятельность методической службы будет основана на компетентностном подходе» [5, с.151].

В Гомельском городском центре дополнительного образования детей и молодежи реализована трехступенчатая система методической работы, включающая в себя:

  • уровень педагога;

  • уровень методического объединения;

  • уровень учреждения образования.

В свою очередь педагогический состав разделен на группы:

Первая группа педагогов

Вторая группа педагогов

Третья группа педагогов

Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы

Группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам

Группа становления педагогического мастерства. Ее составляют начинающие педагоги дополнительного образования. Для помощи молодым педагогам организована школа молодого педагога дополнительного образования

В настоящий момент наиболее распространенным в педагогической среде профессиональным формированием является методическое объединение. Этот вид педагогического сообщества позволяет объединиться педагогам одного конкретного направления (или смежных) для решения, в первую очередь, частнометодических задач.

Для правильной постановки задачи, выбора содержания, методов и форм работы методического объединения необходимо проводить тщательное изучение нормативных документов и научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров, организации и содержания образовательного процесса, сведений о профессиональных потребностях педагогов, полученных в результате анкетирования.

Анализ тематики и результатов работы методических объединений центра способствовал переходу учреждения образования из режима стабильного функционирования в режим инновационного развития.

В период с 2015 по 2017 годы на базе центра был успешно внедрен инновационный проект «Внедрение модели методической сети как фактор личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования» (автор проекта: методист Парачук А.В.).

Результатами реализации проекта явились следующие показатели: устойчивая динамика роста уровня профессионального мастерства педагогов, динамика сохранности контингента обучающихся, рост их личностных достижений, постоянно растущий интерес детей и их родителей к образовательным услугам, реализуемым в учреждении образования.

В 2018-2019 учебном году начато внедрение инновационного проекта «Внедрение модели профессионального самоопределения учащихся через возможности дополнительного образования» (авторы проекта: методисты Парачук А.В., Сергеенко С.П.).

В настоящее время в ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» работают методические объединения педагогов технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, художественного профилей, которые регламентируют их предметно-методическую деятельность.

Работа в методических объединениях построена так, что каждый педагог имеет возможность системно и полноценно проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал через различные формы работы.



Рисунок 1: Формы проведения методических объединений

Одним из направлений деятельности методических объединений является рассмотрение вопросов организации руководства и осуществления научно-исследовательской работы обучающихся. При этом условием повышения эффективности данной работы является развитие исследовательских профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования.

Модель методической работы предполагает использование педагогическим составом таких классических форм работы – как педагогический совет, методические объединения, так и новых обучающих форм – тренингов, мастер-классов, круглых столов.

Компетентность педагога в данном вопросе заключается в умении выбрать нужный уровень проведения исследования в зависимости от уровня развития мышления обучающегося, сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследования, формировать проблемные ситуации.

На протяжении ряда лет (2014-2018 г.) педагоги дополнительного образования технического и спортивно-технического профиля (Лысый Н.Ф., Базыленко А.А., Страшнев Ю.А., Сакович И.С.) являются руководителями творческих работ, представляемых на конкурс научно-технического творчества учащейся молодежи «Техноинтеллект», проводимый совместно с физическим факультетом ГГУ им. Ф.Скорины. Работы конкурсантов неоднократно были отмечены дипломами различного уровня.

На заседаниях методических объединений проходят мастер-классы педагогов, имеющих высокие результаты в организации исследовательской деятельности обучающихся. В ходе мастер-классов рассматриваются проблемы, возникающие при организации научно-исследовательской работы, предлагаются способы их решения. Педагоги-мастера разрабатывают методические материалы, необходимые остальным педагогическим работникам для вовлечения их в процесс руководства исследовательской деятельностью обучающихся.

При необходимости внутри методических объединений создаются временные творческие группы опытных педагогов, способных подготовить выступление представителя учреждения образования на конкурсе профессионального мастерства, разработать методическое пособие или организовать проведение педагогического эксперимента по поиску и внедрению новых технологий обучения и воспитания.

В 2016 году методическая служба Центра совместно с педагогами методического объединения технического профиля подготовили финалиста областного этапа республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог дополнительного образования – 2016» Базыленко А.А., ставшего лауреатом в номинации «Традиции и инновации».

Участие в работе методического объединения позволяет совершенствовать свой профессиональный уровень педагогам с разным уровнем квалификации и опыта работы. Для начинающих педагогов – это хорошая практическая школа, для педагогов со стажем – возможность поделиться своим опытом. Для всех вместе – возможность совместной творческой работы.

Таким образом, можно сделать вывод о роли методического объединения как одной из форм профессиональной адаптации педагогических работников, которая способствует повышению их компетентности и направлена на улучшение качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Литература и информационные ресурсы:

  1. Кайгородцева, М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.

  2. Методическое объединение в структуре методической работы учреждения дополнительного образования детей и молодёжи: методические рекомендации / Гомельский областной дворец творчества детей и молодежи; авт.-сост. В.Г.Великая, Я.Р. Тяпина. – Гомель, 2012. – 30 с.

  3. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практич. пособие для методистов / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 324 с.

  4. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях / Л.П. Ильенко. – М., 2003. – 210 с.

  5. Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения / А.А.Глинский. – Мн.: Зорны Верасок, 2010. – 336 с.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!