Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького
Методическое объединение
Выполнили: ст-ки 21 гр.
Отделения ПНК
Бородуллина Н.,
Гришко В.,
Моор С.
Тема
Какой выбрать УМК для начальной школы? УМК системы Л. В. Занкова или УМК «Школа XXI века».
Цель
Сравнить УМК системы Л. В. Занкова и УМК «Школа XXI века».
- Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые подчиняются общим целям воспитания, обучения и образования детей и взрослых.
- Кузьмина Нина Васильевна
- Согласно определению Педагогического энциклопедического словаря образовательные программы — это документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.
Традиционная система
- «Школа России»
- «Начальная школа ХХI века»
- «Школа 2100»
- «Гармония»
- «Перспективная начальная школа»
- «Планета знаний»
- «Перспектива»
- «Классическая начальная школа».
Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 № 93
Развивающая система
- Система Л.В. Занкова
- Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
- Программа «Перспективная начальная школа»;
- Программа «Планета знаний»;
- Программа «Перспектива»;
- Программа «Школа России»;
- Программа по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
- Программа «Начальная школа XXI век»(система Виноградовой);
- «Гармония»;
- Программа по системе развивающего обучения по Л.В. Занкову.
Разрешенные по ФГОС программы на 2020-2021 учебный год
- Учитель начальной школы вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.
Статья №32, №55 Закона РФ «Об образовании»
- Отвечают главному требованию. Они позволяют ученику освоить обязательный минимум знаний.
- А авторство выражается в способах подачи материала, дополнительной информации и организации учебной деятельности.
Одобренные программы
- Цель
- Задачи
- Принципы
- Содержание
Образовательные программы имеют:
Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)
- Построение системы педагогической диагностики целенаправленно с 1 по 4 класс.
Главное отличие программы от других
- развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
- становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности;
- формирование готовности к самообразованию.
Цели УМК «Начальная школа XXI века»
- создать условия адаптационного периода в первом классе, помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к
- школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни;
- формировать основные компоненты учебной деятельности
- целенаправленное использование моделирующую деятельность
- развитие контролирующей и оценочной деятельности учащихся
- усиление внимания к творческой деятельности учащихся
- реализация в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность
- создание эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности.
Задачи
- Начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста, учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Основной принцип обучения
- Программа направлена на развитие логического мышления.
- Новый урок - новая тема.
- Высокая скорость изучения и усвоения материала.
- Программа развивает самостоятельность и самооценку.
- Сильная программа по "Литературному чтению".
- Есть материалы не только начальной, но и средней школы вплоть до 8 класса.
Плюсы данной программы
- По предмету "Математика" мало практических заданий и работы с устным счётом.
- В учебниках "Окружающий мира" нет взаимосвязи, а также не продуманы задания на развитие.
- Программа будет сложна медлительным детям
- По предмету "Литературное чтение" придётся работать с большими текстами.
- Много материала из средней школы.
- Нет заявленной дифференциации для слабых и сильных учеников.
Минусы данной программы
Программа Л.В. Занкова
- Общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.
Цель
- Воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности.
- Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.
Задачи
- Самостоятельность учащегося, творческое постижение материала.
Принцип
- Богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов — русского языка, чтения, математики. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.
Содержание
- Готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.
Особенности
- Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе
- Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.
Плюсы данной программы
- Огромный объём домашних заданий и проектов.
- Многие задачи, особенно по математике, которые соседствуют сразу с алгеброй и геометрией, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.
- Повторению материала отведено минимум места.
- Дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.
- Нет продолжения на более высоких ступенях школьного образования.
Минусы данной программы
- Оценить возможности ребенка.
- Соответствие содержания УМК нормативным документам.
- Концепция УМК и ее соответствие целям и задачам изучения предмета в ОУ.
- Целостность линии.
- Укомплектованность ступеней.
- Современность и разнообразие методического аппарата.
- Методическая поддержка учителей и родителей, работающих с УМК.
Критерии выбора УМК