Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
«Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности»
Выполнил: студент 2 курса. отделение: «Преподавание в начальных классах». Чернигова Дарья Ивановна.
Цель:
- изучение понятия «математическая грамотность» и приёмов её формирования у младших школьников.
Математическая грамотность.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Математическая грамотность.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
в) способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
Математическая грамотность.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий;
д) решение задач в 1 - 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями.
Типы упражнений.
1. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
Задание.
У Алины 100 рублей, а у Юли 96 рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?
Типы упражнений.
2. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
Задание.
Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?
Типы упражнений.
3. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Задание.
Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер 2 кг. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.
Типы упражнений.
4. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.
Пример.
Может ли быть расстояние между городами Смоленск и Брянск – 540 км. Если на поездку требуется 19,2 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км?
Типы упражнений.
5. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Пример.
Численность населения Смоленска в 2010 году составляла 326861 человек, а в 2019 году – 329427 человек. На сколько человек увеличилось количество жителей города за 9 лет?
Приёмы формирования математической грамотности.
- Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
- Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и её моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
- Работа с задачами.
Вывод.
Систематическое использование на уроках математики специальных заданий и проблемных ситуаций, формирует и развивает основы функциональной грамотности младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.