Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение на тему "Значимость инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»
Что подразумевает совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками?
Значимость инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это общий термин, называющий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения.
-Артюшенко Н.П.
Интеграция – взаимная адаптация индивида и общества друг к другу.
-Р.П. Дименштейн
Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества.
Принципы инклюзивного образования:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это больше, чем интеграция
- Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
- Специалисты приходят помогать детям.
- Обычные школы изменяются.
- Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
- Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные.
- Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
- Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.
- Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.
« Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
- Кофи Аннан. 1998
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок;
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
- он уважает индивидуальные различия;
- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Педагогу важно помнить:
• Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
• Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
• В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.
• Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей .
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью).
- Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.
- Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения.
- Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе.
- Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
- Составлена с целью повышения успешности ученика.
Результаты инклюзии:
- Возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
- Адаптация не содействует выработке стереотипов.
- Мероприятия направлены на включение ученика.
- Индивидуальная помощь не отделяет ученика.
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков.
Законодательные ресурсы:
- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф.
- Конвенция ООН о правах ребенка.