1- Приветствую вас, уважаемые коллеги, на нашем методическом объединении. Предлагаю вам просмотреть небольшое видео.
(просмотр видео)
Скажите, что вы увидели? Что продемонстрированно?
2- (рефлексивные действия обучающихся)
Исходя из видео, можете ли вы предположить тему сегодняшнего МО?
(предполагают)
Тема МО: Приёмы формирования рефлексии в начальной школе.
Возьмите листки и ручки запишите цель, которую вы поставите себе на МО? Озвучьте их?
(озвучивают)
Отлично, представляю вам цель которую поставила я.
Цель: узнать о приемах формирования рефлексии в начальной школе.
Проблема: недостаточность знаний о приемах формирования рефлексии.
3- Чтобы мы могли вести дальнейшее обсуждение данной темы, предлагаю вам ознакомиться с понятиями. Скажите, что по вашему мнению, обозначает «приём»?
Спасибо за ваше предположение. Обращаю ваше внимание на определение, взятое из краткого словаря понятий и терминов профессора, доктора педагогических наук Льва Владимировича Мардахаев «Социальная педагогика».
4- Теперь давайте дадим определение слову «рефлексия». Что это для вас?
Спасибо. Хочу обратить ваше внимание на определение, взятое в работах доктора педагогических наук Кимы Яковлевны Вазиной. По её словам «рефлексия это….»
5- Позвольте зачитать вам цитату научного сотрудника лаборатории методологии Евгения Доманского «Тот, кто…»
Согласны ли вы с этим утверждением? Что можете сказать?
(отвечают)
Спасибо за ваше мнение.
6- Хочу задать вам следующий вопрос: Какие приёмы рефлексии используете вы? И используете ли вы их вообще?
7- Спасибо за ответы. Хотелось бы начать нашу тему с классификации рефлексии.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проводится с целью установления эмоционального контакта с группой детей. Ее можно проводить в начале и в конце занятия. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.
- Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах.
- Рефлексия содержания учебного материала Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
8- А сейчас мы познакомимся с приёмами рефлексии настроения и эмоционального состояния.
«Музыкальная рефлексия»- обучающиеся слушают фрагменты из двух мелодий. Одна может быть тревожная, грустная, а другая спокойная, восторженная. Обучающиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
9- «Видео-рефлексия»-принцип тот же, что и предыдущая рефлексия с музыкой, только здесь видео-фрагменты из фильмов или мультфильмов. Сейчас предлагаю вам оценить ваше настроение с помощью фрагментов, которые я вам представлю.
(оценивают)
10- Ещё один приём «Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали. Пример вы можете видеть на экране.
11- Приёмы рефлексии деятельности.
«Слон» - Ученикам дается на листочках слона. Ученикам необходимо дорисовать части его тела, которые обозначают своё. (на слайде обозначение)
«SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Написать учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.
12- «Лист рефлексии» Д.Павлова. – Обучающимся в начале урока или в конце дается данный лист. Я привела пример урока математики. Напротив каждого действия ставится знак + - ?. Расшифровка представлена на слайде. Можно возвращаться к этому листу в течении урока и рефлексировать каждый этап.
13-Приёмы рефлексии содержания учебного материала
Один из приемов «Поезд». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете на этапе закрепления 4 задания-у вас 4 вагончика. Задания могут быть подписаны, к примеру, «фонетический разбор», «Разбор слова по составу» и др. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
14-Приём «Синквейн». Такой прием иногда используют учителя при изучении темы как задание, но также его можно применить на рефлексии. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Возьмите листочки и ручки. Предлагаю вам составить синквейн на тему «Глагол».
(составляют, проверка)
15- «Бортовой журнал» Г.Шутова.-это форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. Пример я привела на экране.
16- Приём «График». Смотря, какой критерий вы зададите, этот прием может относиться к любой классификации рефлексии. (пример на слайде). Обучающиеся на протяжении урока строят данный график.
17- Уважаемые коллеги, предлагаю вам вернуться к цели нашего МетО. Скажите, достигли ли мы её? Какие приёмы вам наиболее показались интересны? Отлично.
Попрошу вас отсканировать QR-код и пройти опрос. Результаты вы можете видеть на слайде. (ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ- мы видим, что для большинства…)
18- Так как всю информацию мы не можем уложить в этот промежуток времени, далее я прикрепляю ссылки-рекомендации для просмотра на вебинары, которые помогут вам более детально разобраться с темой нашего МО.
19-Благодарю за внимание!