Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ В РАМКАХ ШКОЛЫ. Приёмы и методы организации образовательного процесса»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ
В РАМКАХ ШКОЛЫ.
Приёмы и методы организации
образовательного процесса
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) – постоянно разнообразные. Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания.
тематических позиций, которые могут быть как:
точные - теоретические;
типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
фрагменты из партий - различная игровая позиция;
этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:
Уроки;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Средства реализации программы:
учебно-тематические планы;
методические указания и методическое обеспечение программы;
сборники задач; • шахматная литература.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Раздел или тема программы | Форма занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Форма контроля |
1 | Вводное занятие | Традиционная, групповая форма обучения | Лекция | Материалы по истории направления в Доме детского творчества, фотографии. | Опрос учащихся |
2 | Комплектование группы | Беседа | Акция | Раздаточный материал (карточки, схемы, задачи), тесты | Набор групп учащихся |
3 | История развития шахмат | Традиционная, групповая форма обучения | Лекция, объяснение, беседа | Книги, фотографии | Опрос учащихся |
4 | Шахматный кодекс Классификацион ная система | Традиционная, групповая форма обучения | Лекция, объяснение, беседа. | Наглядный материал – плакаты, схемы. | Опрос учащихся |
6 | Тактика | Традиционная, групповая форма | Технология коллективной | Раздаточный материал (карточки, задачи), | Контрольная работа, зачёт |
| | обучения, проблемное обучение | творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа. Самостоятельная работа | магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с шахматными фигурами. | |
7 | Эндшпиль | Традиционная групповая форма обучения, проблемное обучение. | Технология коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с шахматными фигурами. | Контрольная работа, зачёт |
8 | Дебют | Традиционная, групповая форма обучения, проблемное обучение. | Технология коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с фигурами. | Контрольная работа, зачёт |
9 | Стратегия | Традиционная, групповая форма обучения, проблемное обучение. | Технология коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, | Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с | Контрольная работа, зачёт |
| | | беседа. Самостоятельная работа. | шахматными фигурами. | |
10 | Игра в парах, соревнования | Турнир | Технология игровой деятельности. Самостоятельная работа. | Шахматные фигуры, доски, часы, турнирные таблицы. | Турнирная таблица. Подсчёт набранных очков. |
11 | Конкурсы решения задач и нахождения комбинаций. | Конкурс | Фронтальный письменный опрос, тестовый контроль | Раздаточный материал (карточки, задачи), шахматные доски с фигурами. | Оценка правильности решения преподавателем |
12 | Итоговое занятие | Праздник | Рассказ | Квалификационные билеты. Шахматные фигуры, доски. | Присвоение разрядов |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Раздел или тема программы | Форма занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Форма контроля |
1 | Вводное занятие | Традиционная, групповая форма обучения | Лекция | Материалы по истории направления в Доме детского творчества, | Опрос учащихся |
| | | | фотографии. | |
2 | Спортивный режим шахматиста | Традиционная, групповая форма обучения | Лекция, объяснение, беседа | Книги, фотографии. Фильм | Опрос учащихся |
3 | Шахматный кодекс Классификацион ная система | Традиционная, групповая форма обучения | Лекция, объяснение, беседа. | Наглядный материал – плакаты, схемы. | Опрос учащихся |
4 | Тактика | Традиционная, групповая форма обучения, проблемное обучение. | Технология коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа. Самостоятельная работа | Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с шахматными Фигурами. | Контрольная работа, зачёт. |
5 | Эндшпиль | Традиционная групповая форма обучения, проблемное обучение. | Технология коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с шахматными фигурами. | Контрольная работа, зачёт |
6 | Дебют | Традиционная, групповая форма обучения , проблемное обучение. | Технология коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с фигурами. | Контрольная работа, зачёт |
7 | Стратегия | Традиционная, групповая форма обучения, проблемное обучение. | Технология коллективной творческой деятельности. Лекция, объяснение, беседа. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки, задачи), магнитная шахматная доска с фигурами. Настольные доски с шахматными фигурами. | Контрольная работа, зачёт. |
8 | Игра в парах, соревнования | Турнир | Технология игровой деятельности. Самостоятельная работа. | Шахматные фигуры, доски, часы, турнирные таблицы. | Турнирная таблица. Подсчёт набранных очков. |
9 | Конкурсы решения задач и нахождения комбинаций. | Конкурс | Фронтальный письменный опрос, тестовый контроль | Раздаточный материал (карточки, задачи), шахматные доски с фигурами. | Оценка правильности решения. |
10 | Контрольные работы | Тест | Тестовый контроль | Шахматные фигуры, доски | Оценка правильности решения. |
11 | Итоговое занятие | Праздник | Рассказ | Квалификационные билеты. Шахматные фигуры, доски, | Присвоение разрядов |
11 | Итоговое занятие | Праздник | Рассказ | Квалификационные билеты. Шахматные фигуры, доски, | Присвоение разрядов |
2