Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение программы по шахматам в рамках школы. этапы педагогического контроля»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ
В РАМКАХ ШКОЛЫ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) для продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания
тематических позиций, которые могут быть как:
точные - теоретические;
типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
фрагменты из партий - различная игровая позиция;
этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:
Уроки;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Средства реализации программы:
учебно-тематические планы;
методические указания и методическое обеспечение программы;
сборники задач; • шахматная литература.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ | Контролируемые знания и умения | Формы и приемы работы | Сроки проведения |
Первый год обучения |
1 | Знание шахматной нотации | Игровые упражнения | Ноябрь |
2 | Защита в различных игровых позициях | Самостоятельная работа | Январь |
3 | Создание угрозы мата | Игровые упражнения | Март |
4 | Разыгрывание эндшпиля | Разбор классических партий | Апрель |
5 | Разыгрывание дебюта | Разбор специальных позиций | Май |
Второй год обучения |
1 | Оценка позиций: своих и соперника | Анализ сыгранных партий | Октябрь |
2 | Основы стратегии | Самостоятельная работа, игровые упражнения | Декабрь |
3 | Гамбиты | Разбор специально подобранных позиций | Март |
4 | Применение приемов нападения | Решение шахматных задач | Апрель |
3