СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое обеспечение программы по шахматам в рамках школы. этапы педагогического контроля

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ В РАМКАХ ШКОЛЫ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение программы по шахматам в рамках школы. этапы педагогического контроля»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ

В РАМКАХ ШКОЛЫ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.

На уровне аналитической работы происходит:

  • процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;

  • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) для продвижения вперед.

При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. Метод упражнения.

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания

тематических позиций, которые могут быть как:

  • точные - теоретические;

  • типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;

  • фрагменты из партий - различная игровая позиция;

  • этюды - аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:

  • оперативной памяти;

  • оперативного мышления;

  • функции внимания;

  • восприятия;

  • оценочной функции.

Формы и методы реализации программы:

  • Уроки;

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия;

  • игровая деятельность;

  • конкурсы решения;

  • турнирная практика;

  • разбор партий;

  • работа с компьютером.

Средства реализации программы:

  • учебно-тематические планы;

  • методические указания и методическое обеспечение программы;

  • сборники задач; • шахматная литература.


ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Контролируемые знания и умения

Формы и приемы работы

Сроки проведения


Первый год обучения

1

Знание шахматной нотации

Игровые упражнения

Ноябрь

2

Защита в различных игровых позициях

Самостоятельная работа

Январь

3

Создание угрозы мата

Игровые упражнения

Март

4

Разыгрывание эндшпиля

Разбор классических партий

Апрель

5

Разыгрывание дебюта

Разбор специальных позиций

Май


Второй год обучения

1

Оценка позиций: своих и соперника

Анализ сыгранных партий

Октябрь

2

Основы стратегии

Самостоятельная работа, игровые упражнения

Декабрь

3

Гамбиты

Разбор специально подобранных позиций

Март

4

Применение приемов нападения

Решение шахматных задач

Апрель


3