Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Островская средняя общеобразовательная школа"
Номинация: методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе
Рабочие листы по теме "Обыкновенные дроби"
(математика, 5 класс)
Автор: Груздева
Светлана Александровна,
учитель математики
п
. Островское, 2023 Содержание
Пояснительная записка...............................................................................................3
Рабочий лист:
-
Понятие рабочего листа...................................................................................4
-
Структура рабочего листа ...............................................................................5
-
План создания рабочего листа.........................................................................5
-
Требования к оформлению рабочего листа....................................................6
-
Эффективность использования рабочих листов............................................7
РЛ 1 "Понятие обыкновенной дроби".......................................................................9
РЛ 2 "Понятие обыкновенной дроби" (тренажер) .................................................12
РЛ 3 "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей"...........................13
РЛ 4 Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем......................15
РЛ 5 Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем(тренажер)...17
РЛ 6"Основное свойство дроби" .............................................................................18
РЛ 7 "Основное свойство дроби" (тренажер).........................................................20
РЛ 8"Основное свойство дроби" (тренажер)..........................................................21
РЛ 9"Приведение дробей к общему знаменателю" ...............................................22
РЛ 10 Сравнение дробей с разными знаменателями.............................................25
РЛ 11 Сравнение дробей с разными знаменателями (тренажер)..........................27
РЛ 12 Смешанные числа...........................................................................................28
РЛ 13 Сложение и вычитание смешанных чисел...................................................30
РЛ 14 Умножение обыкновенных дробей на натуральное число.........................34
РЛ 15 Умножение обыкновенных дробей...............................................................36
РЛ 16 Применение распределительного свойства умножения.............................38
РЛ 17 Нахождение дроби от числа..........................................................................40
РЛ 18 Взаимно обратные числа...............................................................................42
РЛ 19 Деление обыкновенных дробей....................................................................44
РЛ 20 Нахождение числа по заданному значению дроби.....................................46
Заключение................................................................................................................48
Список литературы..................................................................................................49
Пояснительная записка
С 1 сентября 2022 года вступили в силу обновленные требования ФГОС для школы и коснулись начального общего и основного общего образования. Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, начали учиться по новым стандартам.
На основе данных стандартов создаются методические пособия, учебники, дидактические материалы, рабочие тетради и другая литература.
Современные дети с раннего возраста привыкли к телефонам, планшетам и компьютерам, и обычный учебник для них уже скучен. Информационное развитие общества требует соответствующей подачи учебного материала ученикам.
Бывают и такие ситуации, что кто - то из детей может отсутствовать в классе на очном уроке по болезни или из - за участии в соревнованиях, конкурсах.. Учителю необходимо организовать подачу учебного материала таким образом, чтобы и отсутствующие дети смогли освоить материал. Мне в таких случаях все чаще помогает такой инструмент, как Рабочий лист.
Раздел математики "Обыкновенные дроби" в 5 классе расширился за счет добавления тем освещаемых ранее в 6 классе.
Разработка дополнительного методического материала по разделам математики 5 класса является особенно актуальной сейчас, когда осуществляется переход обучающихся 5 классов на обучение по обновленным стандартам и ощущается недостача пособий нового поколения.
Рабочий лист
Рабочий лист (РЛ) - дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по изучению нового материала, закреплению и обобщению темы или раздела. РЛ может использоваться в течение всего урока или только на определенном его этапе. Можно сказать, что РЛ - это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии или дома.
Главная задача «Рабочего листа» - обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, что если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.
Главная цель РЛ - формирование и контроль освоения знаний, умений, развитие творческого потенциала ученика в процессе учебной работы. Рабочий лист может выполнять функции формирующего оценивания.
Рабочие листы используются как под руководством учителя на уроке, так и в самостоятельной работе учащихся, в ходе которой они приходят к новым знаниям или закрепляют полученные. Может быть разработана конкретная инструкция, которая направляет деятельность ребят для активной работы с РЛ. В зависимости от типа урока требования к оформлению и содержанию РЛ будут различными.
Тип урока | Деятельность учащихся | Рекомендации |
Изучение нового материала | - учащимися проводится исследовательская работа, а значит при выполнении заданий они могут использовать различные источники информации; - сделав определенные выводы, ребята обобщают полученные знания с изложенным в учебнике материалом | Желательно, чтобы последовательность вопросов совпадала с изложением учебного материала на уроке. |
Закреплении и обобщении | - на основе уже приобретенных знаний , отрабатывают свои умения на заданиях различного уровня: от простого к сложному. | Рабочие листы могут содержать вопросы и задачи, которые помогут проверить, как усвоились основные понятия, рассмотренные на уроке. |
Структура рабочего листа выглядит следующим образом:
- Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
- Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся), может быть озвучена учителем устно;
- Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);
- Задания (очень простое – простое –сложное – твое собственное задание. Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима ребенку, для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа);
- Рефлексия на каждом этапе урока.
Желательно, чтобы весь рабочий лист объединяла легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения, с учетом их возраста. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению.
План создания рабочего листа
-
Выбрать тему
-
Прописать сценарий РЛ
-
Продумать наполнение.
Содержание РЛ не должно быть объемным, перегруженным информацией.
-
Рабочий лист конкретного урока следует рассматривать как «дорожную карту», приближающую ученика к цели — достижению определенных предметных и метапредметных результатов.
-
Выбрать удобную программу.
-
Способы оформления заданий, стили и вариации рабочих листов могут быть различны. К формулировкам заданий предъявляются традиционные для них требования: грамотность, лаконичность, однозначность понимания и др.
Для своей практики создаю РЛ в программе Word или Рower Paint. В них удобно добавлять различные тексты и изображения. Использую различные типы заданий: от традиционных заданий с выбором ответа и открытым ответом до заданий на комментирование изображения и заполнение таблицы. РЛ распечатываю для использования на уроках и для выполнения домашних работ.
Обучающие рабочие листы, листы - тренажеры можно так же найти в сети Интернет на различных сайтах. Я использую следующие сервисы:
Требования к оформлению рабочего листа
-
чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
-
имеется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
-
условие самостоятельного освоения учебным материалом, рекомендуется предложение нескольких маршрутов для этого
-
Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и интернет-источников).
-
возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…);
-
проведение рефлексии.
Эффективность использования рабочих листов
На практике для учителя особенно важно то, что использование рабочего листа помогает разнообразить урок, сменить тип деятельности и канал передачи информации, и как результат, привлечь внимание учеников.
Особое преимущество рабочих листов — это гибкость их использования. Они могут быть одинаковыми для всех учеников, их можно использовать при групповой работе, разбив класс на несколько групп и распределив между ними рабочие листы, или же они могут быть индивидуальными. Это позволяет учитывать возможности, способности и интересы отдельных учеников и увлечь даже самых слабых из них. . Использование индивидуальных рабочих листов позволит каждому ученику определять цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, работать в собственном темпе, то есть ученик становится активным участником процесса обучения. В то время, как большая часть класса самостоятельно выполняет рабочие листы, у педагога появляется возможность уделить внимание отдельным ученикам. Таким образом учитель уходит от фронтального стиля обучения.
Анализировать задания рабочего листа можно коллективно, всем классом. В игровой форме интересно обсудить, обосновать и сделать выводы всем вместе. Педагог больше не привязан к материалу учебника и может персонализировать обучение.
Широко можно использовать рабочие листы - тренажеры. Практика - прекрасный способ улучшить успеваемость детей по математике, и использование рабочих листов - это лучший способ закрепить знания на практике. Как правило выполнение классических упражнений на повторение и закрепление материала очень быстро надоедает школьникам. И тут на выручку приходят рабочие листы с нестандартными, веселыми и разнообразными практическими заданиями.
Выполняя задания различного уровня, ученик приобретает необходимые знания и уверенность в себе, что повышает его мотивацию на дальнейшее обучение. Увлекательные задачки и примеры не только помогают закрепить материал, но и развивают аналитические навыки. Ребенок учиться сравнивать, структурировать и применять знания в новых ситуациях. Ребята с энтузиазмом раскрашивают изображенные картинки, в следствие чего развивают мелкую моторику руки.
Преимущества, которые дает «рабочий лист».
-
развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу учения. Не каждый ребенок может и готов работать самостоятельно. «Рабочий лист» - это инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения;
-
возможность передать ответственность за процесс и результат обучения ребенку. На данных уроках меняется роль учителя. Сообщаем ученику, что сегодня у него есть все инструменты для того, чтобы успешно разобраться с новой темой;
-
индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет возможность получить обратную связь не от учителя, а из «Рабочего листа», двигаться в собственном темпе, и определять цель своей деятельности;
-
в домашних условиях есть возможность использовать осознано цифровые девайсы (например, если использовать информацию с Q- кодом);
-
учитель может уделять время учащимся, которые в этом нуждаются. Активность учителя направлена на слабых детей, детей с особенностями, если таковых несколько в классе, то можно создать микрогруппу и помочь ребятам справиться с выданными заданиями;
-
возможность выявить слабые зоны в нашей работе и работе учащихся. Например, неумение читать инструкцию, отсутствие смыслового чтения, не умение принимать учебные вызовы, слабая мотивация.
РЛ1 "Понятие обыкновенной дроби"
Основная дидактическая цель: познакомить учащихся с понятием дроби; учить читать, записывать и понимать обыкновенные дроби.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
РЛ 2 "Понятие обыкновенной дроби" (тренажер)
Основная дидактическая цель: продолжать работу по формированию понятия дроби.
Рекомендуется использовать, как часть урока, в виде самостоятельной работы или домашнего задания.
Материал взят с сайта https://worksheets.ru/
РЛ 3 "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей"
Основная дидактическая цель: познакомиться с правильными и неправильными дробями, учиться сравнивать обыкновенные дроби.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1
№2
№3
Придумайте и запишите: 1) 5 правильных и 2) 5 неправильных дробей.
№4
№5
№6
№7
РЛ 4 "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Основная дидактическая цель: учиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1 Заштрихуйте правильную часть пиццы, перечеркните съеденное количество, а затем заполните дробное выражение.
Доля | Задача | Решение |
| У Маши пиццы. Она ест Какая доля осталась? Ответ: | |
| Вова съел пиццы, а Миша Какую долю пиццы они съели вместе? Ответ: | + |
| У Нины пиццы. Она ест Какая доля осталась? Ответ: | |
| У Саши пиццы. Он ест Какая доля осталась? Ответ: | |
| У Коли пиццы. Он ест Какая доля осталась? Ответ: | |
№2 Сформулируй правила.
№3 Выполни вычисления
№4 Заполни таблицу
№5 Вычисли
РЛ 5 "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" (тренажер)
Основная дидактическая цель: формировать устойчивый навык складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
Рекомендуется использовать, как часть урока, в виде самостоятельной работы или домашнего задания.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
Сложите дроби и при необходимости упростите ответ.
РЛ 6 "Основное свойство дроби"
Основная дидактическая цель: познакомиться с понятием основного свойства дроби, учиться его применять на практике.
Ф
И _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1
№2
№3
РЛ 7 "Основное свойство дроби" (тренажер)
Основная дидактическая цель: развивать умение применять основное свойство дроби при сокращении дробей; формулировать определение несократимой дроби.
Рекомендуется использовать, как часть урока, в виде самостоятельной работы или домашнего задания.
Материал взят с сайта https://worksheets.ru/
РЛ 8"Основное свойство дроби" (тренажер)
Основная дидактическая цель: развивать умение применять основное свойство дроби при сокращении дробей; формулировать определение несократимой дроби.
Рекомендуется использовать, как часть урока, в виде самостоятельной работы или домашнего задания.
Материал взят с сайта https://worksheets.ru/
РЛ 9 "Приведение дробей к общему знаменателю"
Основная дидактическая цель: учиться приводить дроби к новому знаменателю; вывести понятие дополнительный множитель, правило: как привести дробь к наименьшему общему знаменателю.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1
№2
№3
№4
№5 Заполните пропуски в тексте
№6
№7
РЛ 10 "Сравнение дробей с разными знаменателями"
Основная дидактическая цель: сформулировать правило сравнения дробей с разными знаменателями.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1 Отметьте числа на координатном луче и сравните их.
№2 Заполни пропуски в тексте:
1)Общий знаменатель двух дробей - это ...........................................их знаменателей.
2) Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо:
А) найти .....................................................знаменателей данных дробей;
Б) найти ..................................... для каждой из дробей, разделив общий знаменатель на ............................................. данных дробей;
В) умножить ..................................каждой дроби на ее ........................................................
3)Чтобы сравнить две дроби с разными знаменателями, надо, ................................................................................................., а затем применить правило ................................................................................................................................................................
№3 Сравните дроби.
-
;
-
-
-
-
№4 Верно ли неравенство (Вычеркни неверный ответ.)
№5 Какими из д робей:
,
,
,
,
можно заменить х, чтобы стало верным неравество
?
№6 Миша и Юра играли в баскетбол. Миша сделал 14 бросков и попал в кольцо 8 раз, а Юра - 16 бросков и попал в кольцо 10 раз. У кого из мальчиков выше результативность попадания в кольцо?
Решение:
У Миши точные броски составляют
- всех сделанных им бросков.
У Юры....
Ответ:
РЛ 11 "Сравнение дробей с разными знаменателями"
(тренажер)
Основная дидактическая цель: формировать устойчивый навык сравнивать дроби с разными знаменателями.
Материал взят с сайта https://worksheets.ru/
РЛ 12 "Смешанные числа"
Основная дидактическая цель: познакомиться с понятием смешанное число; учиться выделять целую часть из неправильной дроби и переводить смешанное число в неправильную дробь.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
Заполните пропуски:
№ 1 Заполни таблицу ( в нижние две строки впиши свои числа)
Смешанное число | Целая часть | Дробная часть |
| 9 | |
| | |
7 | 7 | |
| | |
| | |
| 6 | |
| 12 | |
| | |
| | |
№2
№3
№ 4 Для каждой смешанной дроби
;
;
подберите равную ей неправильную дробь из
;
;
.
№ 5 Из 27 метров ткани получилост 8 костюмов. Сколько метров ткани пошло на один костюм?
РЛ 13 "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Основная дидактическая цель: познакомиться с правилами сложения и вычитания смешанных чисел.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1
№2
№3
№4
№5
№5
№6
№7
РЛ 14 "Умножение обыкновенных дробей на натуральное число "
Основная дидактическая цель: познакомиться с правилами умножения обыкновенных дробей на натуральное число.
Ф
№1
И _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
Заполни пропуски
Чтобы умножить дробь на ______________________ число, надо:
1)________________________ умножить на данное число;
2) ___________________________ оставить тем же.
№2
Вычислите
№3
№4
№5 Вычисли
РЛ 15 "Умножение обыкновенных дробей"
Основная дидактическая цель: познакомиться с правилами умножения обыкновенных дробей.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
Заполни пропуски
Примеры
№1
№2
№3 Выполните умножение
№4
РЛ 16 "Применение распределительного свойства умножения"
Основная дидактическая цель: отработка навыков умножения смешанных чисел с использованием распределительного свойства умножения.
Ф
№1
И _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№2
№3
№4
№5
РЛ 17 "Нахождение дроби от числа"
Основная дидактическая цель: познакомиться с правилом нахождения дроби от числа.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1 Из дробей
выберите:
А) правильные___________________
Б) неправильные_____________________
В) выделите целую часть неправильной дроби__________________
Г) найдите произведение первой и третьей дробей ___________________
Д) найдите произведение пятой и третьей дробей ________________________
Е) найдите равные дроби__________________________________
№2
№3
№
4
№
5
Домашнее задание
РЛ 18 "Взаимно обратные числа"
Основная дидактическая цель: ввести понятие "взаимно обратных чисел", научиться их находить..
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1
№2
№3 Заполните таблицу
№4 Найдите число, обратное для:
№5
РЛ 19 "Деление обыкновенных дробей"
Основная дидактическая цель: ввести правило деления обыкновенных дробей.
Ф
№1
И _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
Заполните пропуски
№2
№3
№4 Найдите частное
№5
РЛ 20 "Нахождение числа по заданному значению его дроби"
Основная дидактическая цель: похнакомиться с правилом нахождения числа по значению его дроби.
ФИ _______________________ Класс 5 "____" Дата___________
№1 Заполни пропуски
№2
№3
№4
№5
№6
Заключение
«Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно - деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба = удовольствие.
Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Некоторые рабочие листы можно использовать в течение нескольких уроков, наполняемость какого- либо учебного материала регулируется в зависимости от уровня подготовки конкретного класса.
Рабочий лист помогает проектировать нетрадиционную учебную ситуацию, которую можно корректировать и дополнять. Его можно использовать как опорный материал для закрепления или повторения пройденного.
Помимо очевидной контролирующей и актуализирующей функции рабочие листы реализуют образовательную и самообразовательную функцию урока. В рабочих листах теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, благодаря чему ученики добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника.
Рабочие листы включают задания, требующие умения анализировать, сравнивать, структурировать и применять знания в новых ситуациях. Самостоятельное выполнение таких заданий повышает уверенность ученика в себе и интерес, мотивирует на дальнейшее обучение.
Использование рабочих листов во время урока помогает развивать такие значимые навыки как самооценка и оценка, например, при работе в группе.
Многие дети учатся лучше, когда у них есть возможность проявить активность в учебном процессе, и рабочие листы обеспечивают это.
Список использованных источников и литературы
-
Жохов В.И. Обучение математике в 5-6 классах: методическое пособие к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И.Шварцбурда. - М.: 2014.- 328с.: ил.
-
Интернет - сайты:
-
Математика. 5 класс. Диагностика уровней сформированности предметных умений М34 и УУД / авт. - сост. Т.Ю. Дюмина, А.А. Махонина. - Волгоград: Учитель, 2016. - 133с.
-
Математика. 5 класс. Теория, методика, практика преподавания по новым стандартам. (компакт - диск) - издательство "Учитель", 2013г
-
Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана -Граф, 2015. - 96 с.: ил.
-
Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана -Граф, 2014. - 80 с.: ил.
-
Муравин Г.К. Математика. 5 класс.: рабочая тетрадь к учебнику Г.К. Муравина, О.В. Муравиной "Математика 5 кл." В 2 ч. Ч.1 - М.: Дрофа, 2019. - 94с.
-
Муравин Г.К. Математика. 5 класс.: рабочая тетрадь к учебнику Г.К. Муравина, О.В. Муравиной "Математика 5 кл." В 2 ч. Ч.2 - М.: Дрофа, 2019. - 94с.
-
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: Классикс Стиль, 2015.- 144с.: ил.
9