СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ) на тему: «Методика освоения фольклорного материала в классе фольклорного ансамбля, на примере традиционных обрядовых песен села Плёхово Курской области»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На стороне народных исполнителей всегда останется преимущество, которое мы можем приобрести только огромной работой над собой. Для того, чтобы нам петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними не только теоретически, а петь их, петь и петь. Нам нужно учиться их импровизировать!

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ) на тему: «Методика освоения фольклорного материала в классе фольклорного ансамбля, на примере традиционных обрядовых песен села Плёхово Курской области»»



ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»










МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ

(ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ)

на тему: «Методика освоения фольклорного материала в классе фольклорного ансамбля, на примере традиционных обрядовых песен села Плёхово Курской области»

Автор работы: Сухорукова Светлана Валерьевна,

преподаватель народно-певческих дисциплин

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»













г. Суджа, 2020 г.

Введение

Педагогические методики обучения, разучивания музыкального фольклорного материала, в контексте профессионального образования, в настоящее время являются актуальными и востребованными в системе современного музыкального образования руководителей народно-певческого коллектива.

В народно-песенном образовании накоплен большой опыт освоения фольклорного материала, основанных на изучении этнопевческой культуры, диалектной лексики, специфики вокально-технических навыков, импровизационной основе исполнения.

Однако в наше время не существует целостной методики освоения фольклорного материала, способной стать универсальным ключом к любой исполнительской традиции.

В работе с учебным фольклорным ансамблем, как правило, предполагается поэтапное обучение с развивающими методиками:

  • Осмысление специфики исполнительских особенностей изучаемой традиции.

  • Слуховое и визуальное восприятие этнографического материала.

  • Аналитическое восприятие произведения на поэтическом, ритмическом и музыкальном уровнях.

Для руководителя, нацеленного на возрождение традиции, необходимым условием является наличие знаний элементарных импровизационных приемов.

Импровизация как творческий метод порождена и самим образом музыкального мышления русского народа, многовековой практикой народного хорового пения без сопровождения. Она отвечает его сознанию, стремлению к богатству содержания и формы и песенному творчеству. Нам представляется, что не только можно, но и должно сохранять импровизационность при исполнении народных песен, избегая при этом случайностей, которые могли бы привести к нежелательным результатам.

При разучивании фольклорного образца возникают теоретические вопросы, которые смогут подсказать, как учить импровизации. Главный секрет в этом - слушать, слушать и еще раз слушать тех, кто умеет это делать!

При выборе произведения для разучивания и освоения мы прежде всего ориентируемся на технические возможности хорового коллектива или ансамбля, учитывая его состав участников и уровень их профессиональной подготовки.

Рассмотрим основные принципы реализации методики освоения традиционного фольклорного материала при разучивании произведения в классе фольклорного ансамбля. Базой для творческой лаборатории стал фольклорный ансамбль младших курсов отделения Сольного и хорового народного пения Суджанского колледжа искусств им. Н. В. Плевицкой.

Рабочим материалом нам послужил многогранный и уникальный музыкальный песенный фольклор села Плёхово Курской области, который является наилучшим источником напевов для обучения традиционному пению, осмысленному воплощению традиционных песен в концертную практику используя импровизационную природу музыкального мышления.


1. Осмысление специфики исполнительских особенностей изучаемой традиции
Одним из важных факторов является изучение местных певческих традиций, закономерных связей между исполнительской формой и жанрово – стилевыми характеристиками исполняемых народных песен. Проблемами исполнительства были заитерисованы многие исследователи фольклористы К.В. Квитка, Ф.А. Рубцов, А.В. Руднева, А.М. Мехнецов, В.М. Щуров, А.С. Кабанов, М.А. Енговатова, Е.А. Дорохова и др.

Суджанский колледж искусств им. Н. В. Плевицкой, расположен в очаге народнопесенной культуры, выделенной исследователями как локальная традиция Курского Попселья, с богатым песенным и инструментальным наследием. В настоящее время именно это и стало основой реализации нашей учебной программы.

Углублённое изучение местной народной традиции, исследовательская и собирательская деятельность, позволяют нам более тесно ознакомиться с Курской традиционной культурой. Это знакомство с праздниками и обрядами календарного цикла, свадебного комплекса, песен других жанров; изготовление старинных народных инструментов; изучение наигрышей, хореографического компонента, театрального действа.

Это способствует освоению закономерностей традиционного стиля и выявлению исполнительских особенностей:

- диалекта – характерного для южнорусской традиции: акание, якание (белай; маладые дварыня, тарговаи людя, бряло, веселея); окончание некоторых глаголов на –ть (ходють, бродють); фрикативное образование фонемы г; замена согласных (твятощек, Хвилипповский пост, кохта, куриса, щаёк), наличие диалектных слов и слов украинского происхождения (казать - говорить, идить – идти, хата – дом, крыниса – родник, колодец, супинилась – остановилась, кукублиса – домохозяйка).

- манеры исполнения – преимущественно грудное пение, естественный близкий звук, полётность пения и свободное резонирование, в то же время речевая манера звукоизвлечения;

- тембровой и регистровой окрашенности;

- приёмов исполнения – обилие призвуков, форшлагов, сбросов, украшений, растягивание слогов на добавочные гласные (зеляны(а)е, позасохли(а), коло(а)дезь).

Как говорят сами песельники села Плёхово: у нас песню не поют, а крищат.


2. Слуховое и визуальное восприятие этнографического материала

Непосредственное участие обучающихся в фольклорных экспедициях, этнографических концертах, мастер – классах, творческих встречах - даёт возможность живого общения с носителями культуры, что способствует освоению диалекта и говора, манере вокального исполнения.

Расшифровка собранного экспедиционного материала один из важных этапов в формировании последующей профессиональной подготовки.

Работа с аудио и видео материалом позволяет осмыслению особенностей музыкально стилистике певческой традиции; выявлению слогоритмических структур, ладовых форм и систем, типа многоголосья, распределения функций голосов и их взаимодействия.

Дальнейшая нотация фольклорного материала, исследовательская работа и адаптация сохранённого материала к условиям учебного процесса.

Все эти этапы и являются основой для дальнейшей жизни и живого воплощения нашего искусства.



3. Аналитическое восприятие произведения на поэтическом, ритмическом и музыкальном уровнях

Восприятие аналитического уровня фольклорного образца рассматривается как в целом, так и его отдельные элементы – содержание, форма, образы, язык, стиль, композиция, особенности его манеры исполнения и т.д. Это требует набора определённых знаний в области истории и теории музыкальной фольклористики.

Главной задачей аналитического подхода к произведению является определение его стилевых особенностей в системе музыкального фольклора традиции. Для этого необходимо изучение жанрового состава руководствуясь этнографическими, эстетическими и типологическими признаками.

Курский край имеет богатое музыкальное наследие, большой удельный вес занимают песни обрядового фольклора - календарные и свадебные.

В календарной традиции весенний сезон представлен масленичными песнями, весенними закличками, играми, постовыми песнями; зимний сезон обозначен колядками и посевальными песенками; весенне – летний период оформлен приуроченными карагодными и таночными песнями; летний ограничен приуроченными к сенокосу протяжными лирическими песнями.

Традиционный свадебный обряд относится к так называемому типу свадьба – веселье. Свадебные песни имеют типологическое родство с жанром карагодной песни – доминирующем в Курской области.

Панорама свадебного репертуара регламентирует три стадии, фазы свадебного действа: приготовление (отсоединение девушки от рода), ламинальную (собственно переход) и закрепление случившегося (присоединение к роду жениха). Это: спрос, сватовство, пропой; посад выкуп, венчание, обряд повивания, дары; и заключительные обряды второго дня – испытание молодухи и гуляния по селу.

Следующий уровень — это анализ ритмической системы традиционной песни, к которому нужно подходить с позиций учёта ряда взаимосвязей между ритмом песенного стиха и стиха напева.

При ритмическом анализе мы используем методику и терминологию структуро-типологической фольклористической школы, изложенной в работе Б.Б. Ефименковой «Ритмика русских традиционных песен».

Например, проанализировав обрядовые свадебные песни села Плёхово можно сказать о том, что все песни по типу ритмического периода относятся к цезурированным формам, которые сочетаются с силабическим стихом. Здесь можно выявить несколько ритмических типов, где песни будут иметь одинаковую форму стиха, строение композиционной единицы, поэтического текста, одинаковый ритмический инвариант.


4. Звуковысотный анализ

Для анализа звуковысотного строения песен, как и в ритмическом анализе, мы пользуемся методикой структурно-типологической школы московских фольклористов.

Сущность методики заключается в поэтапном рассмотрении всех уровней организации системы и выявлению её парадигматических и синтагматических компонентов.

Прежде всего, проводится отбор и изучение составных элементов, соотносимых в парадигматическом плане (парадигматика напева), и далее осмысляется их взаимосвязь в процессе развёртывания музыкальной речи (синтагматика напева).

Синтагматика напева (понимаемая здесь как целостная музыкальная речь) развёртывается и полностью реализуется на уровне звуковысотной модели. Звуковысотная модель строится на свойственных для данной традиции элементах музыкального диалекта, но их комбинация в каждом конкретном образце различна.

Звуковысотная модель формируется при анализе трёх взаимосвязанных уровней музыкальной организации:


  • лада;

  • многоголосной фактуры;

  • мелодической композиции.

На этапах анализа необходимо выявить:

  1. Строение звукорядной системы, принцип реализации лада в данном звукоряде, уровень его реализации (вертикальный, горизонтальный).

  2. Определить тип мелодических ячеек, в зависимости от их ладовой устойчивости, т.е. с переинтонированием или без переинтонирования.

  3. Различия мелодических типов в зависимости от линейной последовательности мелодических ячеек и развёртывании композиции напева.

В Плёховской системе обрядовой песни все песни имеют модальное сложение и важное значение для моделирования напевов играет звукоряд.

Анализируя обрядовые песни местного репертуара можно утверждать, что определённый звукоряд соотносится с определённой ладовой моделью и в связи с этим напевы можно разделить на несколько групп:

  1. Напевы, лад которых основан на большетерцовых попевках, где ладовая форма складывается из мелодической оппозиции тона устоя – мелодической вершине и субтона.

Попевочный материал в большетерцовом объёме - широко распространён в архаичных жанрах обрядового свадебного и календарного фольклора в западнорусской и южнорусской традициях, а также является стилевым и локальным признаком обрядового фольклора южных районов Курской области (см. приложение №№ 2; 5; 6; 7; 14; 15; 20).

  1. Группа напевов, опирающаяся на лады диатонического наполнения в объёме квинты. В них ладовая модель подобна первой, но строится на мелодическом противопоставлении 1 и 5 ступеней, а для каденции типична оппозиция 1(3,5) /2(4).

Объём звукорядов песен этой группы различен. Основу лада образуют пятиступенчатые диатонические звукоряды в объёме квинты, с разновысотным сочетанием ступеней: напевы с пятиступенным звукорядом минорного, мажорного наклонения (см. приложение №№ 11; 12; 10; 13; 16; 17; 21); напевы с «расщеплённой» терцией (см. приложение №№ 3; 8); напевы, где звукоряд расширен до сексты, септимы (см. приложение №№ 16; 17).

Особенность этой группы напевов обнаруживается в фактуре, здесь четко выделяются бурдонирующие голоса, составляющие квинтовую раму, а мелодически развитые голоса все вместе составляют гетерофонный пучок.

Гетерофонная фактура при наличии двойного бурдонирования является особенностью плёховского музыкального стиля, т.к. скрытое и явное бурдонирование яркий признак западнорусской традиции. Здесь в Плёхово видимо, сказалась как географическая близость, так и генетическая связь с древнейшим очагом культурной традиции.

  1. Третья группа характеризуется наличием в ладовой системе целотонового четырёхзвучного звукоряда (тритона). Ладовые оппозиции реализуются в противопоставлении кластера тону устою 1,2,3,4/1.

Лад, опирающийся на тритон, занимает особое место в русском музыкальном фольклоре, отличается специфическим звучанием, а также имеет узколокальную территориальную принадлежность. Так, кроме Плёхово, песни с тритоновой основой встречаются в близлежайших Больше Солдатском, Беловском районах Курской области. Опора лада на увеличенную кварту типична для традиционных жанров южнорусского музыкального фольклора: свадьбы, календаря, хороводных песен, а также для целого ряда южнорусских инструментальных наигрышей. Например, в эту типологическую группу входят постовые песни (см. приложение №№ 18; 19), таночные приуроченные, свадебные песни закреплённые за определёнными моментами обряда (см. приложение №№ 1; 4; 9) и др.

Песни, в основе которых лежит целотоновый звукоряд (тритон), занимают особое место, как в свадебном комплексе, а также и во всём жанровом составе плёховского фольклора.


5. Этапы разучивания фольклорного произведения

  1. Освоение слоговоритмической формулы - проговаривание поэтичесткого текста произведения в ритме структуры строфы.

  2. Освоение ладовой системы: пение ступеней лада – главного опорного тона, вершины, субтонов, неопорных ступеней. Пение тонов устоев и неустоев в сочетании противопоставления ступеней лада (аппозиция вершины и главного тона устоя, кластера и финалиса, субтонов и тонов устоев, терцовых комплексов).

  3. Выявление основного напева фольклорного образца, упрощение до «формульной» составляющей.

  4. Распределения функциональности голосов. Определение развития каждой голосовой партии в динамике диапазона и фактуры развёртывания напева произведения.

  5. Освоение мелодической композиции напева – выявление мелодических ячеек, устойчивых мелодических оборотов и характерных исполнительских приёмов.

  6. Постепенное припевание голосовых партий. Варьирование основного напева в условиях мелодической композиции, поэтапное присоединение верхнего, нижнего, восходящего, нисходящего, бурдонирующих голосов.



6. Как реализуется методика при разучивании традиционный песен села Плёхово

Для работы с фольклорным ансамблем для примера рассмотрим напев, звучащий во время контакта двух родов. Это свадебные песни: «Былка – чернобылка», «Дружко, дружко долу», «На дворе вечереет», «Хорошие дружки» (см приложение №№ 5; 6; 7). Песни имеют строгую приуроченность к моментам обрядового действия. Это прощание невесты с родителями, на посаде, выкупе невесты, повивании. Эти песни маркируют границы ламинальной пороговой стадии, перехода невесты из одного рода в другой. В основе этих песен лежит политекстовый напев и единый ритмический тип построения.

Исходная формула стиха 6 + 6, по композиционному строению имеет три ритмоформулы в периоде, что соответствует трём слоговым группам в стихе, учитывая их повтор. Они имеют ритмоформулы восьмивременной организации.

  ♪ ♪ ♪ ♪ │ ♪ ♪ ♪ ♪ │ ♪ ♪ ♪ ♪  │

Был - ка, чер – но – был –ка, был – ка, чер – но – был – ка, а в по – лю сто – я – ла.

Друж – ко, друж-ко до - лу, друж – ко, друж-ко до - лу, мат – ня, до по – до – лу.

Ха - ро – ша - и друж - ки, ха - ро – ша - и друж – ки, про –да - ли по – душ – ки.

На два-ре ве - че – ре - я, на два – ре ве – че - ре - я, свёк – ру ве - се - ле - я.

Композиционная единица поэтического текста в этой группе песен имеет вид аав с использованием цепного повтора ссв, ввd и т.д.

КЕ текста аав КЕ напева А

Целостная музыкальная речь развертывается и полностью реализуется на уровне звуковысотной модели, которая строится на свойственных для данной традиции элементов музыкального диалекта.

Звукорядная система состоит из ступеней, характеризующие лад VI,1,2,3. Основной звукоряд в объёме большой терции обогащается за счёт эпизодического введения субтерции. Это ладовая форма основана на большетерцовых попевках где основой является мелодической оппозиции тона устоя – мелодической вершине и субтона.

Ладовая модель здесь зависит не только от звукоряда, но и от его воплощения в развёртывании напева, то есть реализуется в мелодической композиции. Звуковысотная модель выбранных песен представляет собой варьированный повтор мелодических ячеек типа аа, то есть без переинтонирования основного тона устоя.

Сама мелодическая ячейка складывается из типизированных оборотов – попевок. Эти попевки и составляют музыкальную лексику традиции и участвуют в построении напева.

Это попевки - интонации 4-х типов:

1- охватывающие крайние звуки амбитуса, маркирующие границы звукоряда (VI,3,2,3 VI,3,VI; 3,VI,3; 3,2,VI,3;VI,VI, VI,3);

2- обрисовывающие ядро лада (2,1,2,1,VI; 3,2,3,3,2,1; 3,2,1,3,2,1; 3,2,1,VI; 3,2,3,3,1;3,2,1,3,2,3);

3- подчеркивающие мелодическую вершину (3,2,3,3; 3,3,2,3; 3,2,3);

4- построенные на сопоставлении финалиса и ступеней, находящихся в оппозиции к нему (1,2,1; 1,VI,1; 1,3,1).

Эти попевки выделила и описала О. Токмакова в своей работе «Свадебные песни сёл Белица и Гирьи Беловского района Курской области в контексте традиционной культуры». По её мнению, такие типы попевок могут реализоваться в любом звукоряде, независимо от ритмического типа напева.

Интонации типа 1 маркируют границы звукоряда, интонации 2 заполняют это пространство, обрисовывая звукоряд, интонации 3-го типа подчёркивают мелодическую вершину, и, наконец, интонации типа 4 утверждают концевую опору лада с помощью сопоставления её оппозиций. При этом интонации типа 4 в мелодической композиции занимают место в кадансового участка, а интонации 1,2,3, помещаются в основной части напева (в любой последовательности) и могут звучать одновременно у разных исполнителей, в результате чего возникает функциональная неоднородность голосов.

Эти положения полностью характеризуют мелодико – модального строения свадебных напевов села Плёхово.

Гетерофонная фактура напева способствует импровизации исполнителей, где практически все голоса могут использовать весь диапазон напева.

В народной партитуре фольклорных образцов, несмотря на гетерофонную фактуру, всё-таки присутствует некое разделение голосов на основной, восходящий, верхний и нижний с скрытой бурдонирующей фактурой. Это наиболее ярко проявляется в песнях квинтового содержания нередко с варьированием третьей ступени, так называемой «мерцающей терцией».

Итак, здесь можно сказать, что в традиции обрядовой песни очевидна зависимость ладовой формы от звукоряда. Но в то же время ладовая форма самоценна и для народного мышления, ориентированного на модальность, она является более устойчивым и важным компонентом, чем звукоряд.


Заключение

Обращаясь к современникам, обобщая опыт наших предшественников - исследователей русской народной песни, следует утверждать, что освоение фольклорного материала происходит на нескольких взаимосвязанных уровнях, подкреплённых различными современными методиками, осуществляющих закономерное развитие вокально-певческих навыков и творческих способностей учащихся.

Очевидно, что важным фактором в комплексном освоении традиционного искусства являются межпредметные связи, получившие плодотворное развитие в нашем колледже искусств. Большинство изучаемых дисциплин ориентированы на углублённое изучение и использование этнографического материала местной стилистической зоны.

Большое значение имеет возможность наших студентов непосредственно контактировать с этнографическим первоисточником. Это участие в экспедициях, общение с самими носителями традиции, работа с экспедиционными аудио и видео записями, участие в традиционных праздниках и гуляниях, реставрация и реконструкция подлинных Курских костюмов, изготовление старинных инструментов и т.д.

Изучение стилевых закономерностей локальной традиции нашей местности формирует комплекс необходимых знаний для освоения и воплощения образцов народно – песенного творчества.

В процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора возникают благоприятные условия для творческой активности обучающихся, развития профессиональных качеств, расширение кругозора, получение эстетического удовлетворения.

Владение музыкальной лексикой народной песни, умение использовать исполнительские приёмы приближают нас к достоверному воссозданию фольклорного явления, которое в силу своей природы обладает постоянной вариативностью, изменяемостью от различных обстоятельств. Именно поэтому для фольклорного ансамбля неприемлем хоровой принцип разучивания песен по партиям, закрепления одного фиксированного голоса, подголоска, песенного варианта за определенной группой певческого коллектива. Обладая типологически устойчивыми элементами, фольклорное произведение, вместе с тем, никогда точно не повторяется.

Один из известных музыковедов-фольклористов Ф. А. Рубцов сказал: «На стороне народных исполнителей всегда останется преимущество, которое мы можем приобрести только огромной работой над собой. Для того, чтобы нам петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними не только теоретически, а петь их, петь и петь. Нам нужно учиться их импровизировать».































Список литературы

1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. – Л.: Музыка, 1973.

2. Асафьев, Б.В. О народной музыке Сост. Земцовский И., Кунанбаева А.. – Л.: Музыка, 1987.

3. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / Богатырев П. Г., - М.: Искусство, 1971.

4. Дорохова Е.А. Свадьба русских сел на украине// Музыкальная академия, М., 1997.

5. Енговатова М., Ефименкова Б. Звуковысотный анализ русских народных песен в свете структурно-типологических исследований // Звуковысотный анализ традиционных народных мелодий. Материалы научно – практической конфкркнции.- М.,1991.

6. Величкина О.В., Иванов А.Н., Краснопевцева Е.А. Мир детства в народной культуре. Село Плёхово, Курская область: Обучение основам музыкальной традиции. М., 1992.

7. Линева, Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. I / Е. Линева. -СПб., 1904. - С. 24

8. Мельгунов, Ю. Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные. Вып. I / Ю. Н. Мельгунов. - М., 1879. - С. 14.

9. Рубцов, Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору / Ф. А. Рубцов. - Л.; М.: Совет. композитор, 1973.

10. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. М., 1979.

11. Сысоева Г. Музыкальный стиль мамонских песен. // Свадебные песни Верхнемамонского р-на Воронежской обл. – Воронеж, 1999.
12. Фольклорные песни курской области. Традиционные свадебные песни села Белицы и деревни Гирьи Беловского района. / составитель Токмакова О.С., выпуск 7, Курск, ОДНТ, 2009.

13. Фольклорные песни приграничья Сумской и курской областей. / Составители: Щёголев В., Толстопятых Е., выпуск 10, Курск, ОДНТ, 2012.










Нотное приложение

Приложение № 1.



Приложение №2.



Приложение №3.



Приложение №4.



Приложение №5.





Приложение №6.





Приложение №7.

Хорошие дружки. на выкупе приданого

(политекстовый напев)

  1. Харошаи дружки, харошаи дружки, продали подушки.

  2. Продали, подушки, продали подушки, из срыни пярину.

  3. Из скрыни пярину, из скрыни пярину, за щетыре с полтиной.





Приложение №8.



Приложение №9.



Приложение №10.



Приложение №11.



Приложение №12.

Приложение№13.

Приложение №14.





Приложение №15.

Приложение №16. Приложение №17.

Приложение №18.



Приложение №19.



Приложение №20.



Приложение №21.

11