СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Решение логарифмических неравенств

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие предназначено для повторения теоретических и практических знаний по теме.

Цель пособия – повторить понятия: логарифма, логарифмической  функции и ее свойств, методы решения неравенств и подготовится к занятию по теме «Решение рациональных, показательных и логарифмических неравенств».

Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Пособие содержит определения, свойства и формулы по теме: Решение логарифмических неравенств, тест для самоконтроля и ключи к тесту.

Пособие направлено на формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, формирование навыков решения задач, формирование и развитие творческого потенциала, повышение интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Решение логарифмических неравенств»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для самостоятельной работы студентов

По предмету: МАТЕМАТИКА Тема: «Решение логарифмических неравенств»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1

(базовой подготовки)












Купино

2021

Рассмотрено на заседании предметной цикловой

Методической комиссии по общеобразовательным предметам,

общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и

естественно-научному циклу

Протокол № _____ от «_____» _________20____г.








Автор – составитель: преподаватель математики высшей категории Тюменцева О.Н.
















Купино

2021 г

Пояснительная записка к методическому пособию

Методическое пособие предназначено для повторения теоретических и практических знаний по теме.

Цель пособия – повторить понятия: логарифма, логарифмической функции и ее свойств, методы решения неравенств и подготовится к занятию по теме «Решение рациональных, показательных и логарифмических неравенств».

Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Пособие содержит определения, свойства и формулы по теме: Решение логарифмических неравенств, тест для самоконтроля и ключи к тесту.

Пособие направлено на формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, формирование навыков решения задач, формирование и развитие творческого потенциала, повышение интереса к предмету.


















Решение логарифмических неравенств

1. Основные правила решения неравенств

При решении неравенств используют следующие правила:

 1. любой член неравенства можно перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком, при этом знак неравенства не меняется.

2. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, не изменив при этом знак неравенства.

3. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный.

Логарифмом числа b по основанию a называется степень, в которую нужно возвести число a, чтобы получить число b и обозначается loga b.

Например,                         

log2 4 = 2, так как 22 = 4,

log3 81 = 4, так как 34 = 81.

Очень важно не забывать, что логарифм должен удовлетворять следующим условиям:

1)  a 0;

2) a не равно 1;

3) b 0.

Функция, которая каждому числу x ставит в соответствие его логарифм по некоторому основанию (например, a), называется логарифмической функцией и обычно обозначается так: y = loga x.

Напомню, что при a 1 логарифмическая функция возрастает, а при

 0  Эти свойства очень важны и понадобятся нам при решении неравенств.

Чтобы решить логарифмическое неравенство, необходимо выполнить следующую цепочку действий:

1) привести неравенство к виду logf(x) logb g(x) (можно приводить к аналогичному виду со знаками

Обычно приведение исходного неравенства к такому виду осуществляется с помощью использования различных свойств логарифма.

Замечу, что при приведении неравенства к указанному виду, нужно обязательно учитывать область определения исходного неравенства.

2) дальше возможно 2 случая:

a) если a 1, то составляем систему:

{f(x)0
{g(x)0
{f(x) g(x);

Здесь первые два неравенства – это пункт 3)  из определения логарифма. Третье условие вытекает из того, что логарифмическая функция возрастает при a 1.

Заметим, что в этой системе первое неравенство является избыточным, его можно не писать, так как оно легко получается из второго и третьего.

b) если 0

{f(x)0
{g(x)0
{f(x)

Третье условие вытекает из того, что логарифмическая функция убывает при 0

Заметим, что в этой системе уже второе неравенство является избыточным.

Пример. Решить неравенство log2 (x – 2) + log2 (x – 3) ≤1.

Решение.

1) Воспользуемся свойством логарифма: log2 (x – 2)(x – 3) ≤ 1.

Теперь представим 1 как log2 2: log2 (x – 2)(x – 3) ≤ log2 2.

2) Составляем систему:

{(x–2)(x–3)0
{(x – 2)(x – 3) ≤2,

Решим отдельно первое неравенство методом интервалов и получим следующее решение.

[x≥3
[x ≤ 2.

Решим отдельно второе неравенство.

(x – 2)(x – 3) ≤ 2,

x2 – 5x + 6 ≤ 2,

x2 – 5x + 4 ≤ 0,

D = 25 – 16 = 9,

x1 = (5 + 3)/2 = 4,

x2 = (5 – 3)/2 = 1.

(x – 4)(x – 1) ≤ 0.

Получим следующее решение: 

1 ≤ x ≤ 4.

А тогда решение исходной системы: x € [1; 2] U [3; 4].

Однако, мы должны еще учесть область определения исходного неравенства:

{x–20,
{x – 3 0,

то есть x 3.

А тогда, учитывая область определения исходного неравенства, получим: x € (3; 4].

Ответ: x € (3; 4].

Пример. Решить неравенство log1/2 (16 + 4x – x2) ≤ -4.

Решение.

1) Заметим, что -4 = log1/2 16.

Тогда получаем неравенство log1/2 (16 + 4x – x2) ≤ log1/2 16.

2) Составляем систему:

{16+4x–x2 0
{16 + 4x – x2 ≥ 16.

Замечу, что третьего неравенства здесь не будет, так как очевидно, что 16 0.

Заметим, что первое неравенство системы решать необязательно, ведь если 16 + 4x – x2 ≥ 16, то понятно, что оно будет больше 0. Поэтому нам остается решить только второе неравенство системы.

Решаем его.

-x2 + 4x + 16 ≥ 16,

-x2 + 4x ≥ 0,

x2 – 4x ≤ 0,

x(x – 4) ≤ 0.

Применим метод интервалов и получим ответ: x € [0; 4].

Ответ: x € [0; 4].




























Тест по теме Решение логарифмических неравенств

Вариант 1.

Решите неравенства:

Вариант 2.

Решите неравенства:









Ответы


1

2

вариант

1

а

в

2

б

г

3

в

а

4

г

б


Критерии оценивания тестовых заданий

4 вопросов 5 (отлично) (4 ответа)

4 вопросов 4 (хорошо) (3 ответа)

4 вопросов 3 (удов) (2 ответа)






Литература

  1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: 2018

  2. Башмаков М.И. Сборник задач: учеб. пособие (базовый уровень). 11 кл. М.: 2012

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru – Электронный учебник «Математика в

школе, XXI век».

  1. http://fcior.edu.ru - информационные, тренировочные и контрольные материалы.

  2. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!