СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для студентов и преподавателей по выполнению индивидуального проекта по предметам общеобразовательного цикла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к умению выпускников работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с разных точек зрения. Поэтому образование сталкивается с необходимостью поиска новых форм учебной деятельности. Необходим подход, который позволил бы обучать студентов среднего профессионального образования навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы.

Проектная деятельность – один из способов достижения этих целей. Индивидуальный проект – это форма организации образовательной деятельности студента по программам среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования. При работе над проектом обучающийся получает навыки самостоятельной работы и раскрывает свой творческий потенциал. Проект готовится обучающимися самостоятельно, и реализуются в рамках времени, отведенного учебным планом.

Проектная деятельность направлен на решение проблемы, сформулированной самими обучающимися или с помощью преподавателя. Результат этой деятельности – это способ решения проблемы. Он должен иметь практический характер и прикладное значение, интересен и значим для самих студентов.

Цель: разработать методическое пособие для студентов 1 курса и преподавателей по организации проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках компетентностного подхода.

Задачи:

  1. Определить структуру и содержание учебного пособия.
  2. Рассмотреть теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности.
  3. Разработать рекомендации по подготовке учебных проектов.
  4. Составить требования к оформлению описательной части проекта и презентационного материала.
  5. Разработать критерии оценки проектов при защите и/или представлении их на научно-практических конференциях (НПК) и конкурсах различного уровня.

Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса, а также для преподавателей общеобразовательного цикла. Данное пособие содержит теоретические и практические аспекты организации и защиты индивидуального проекта, рекомендации по подготовке и сопровождению, требования к оформлению описательной части проекта и презентационного материала, а также критерии оценки проектов при представлении их к защите и/или на НПК и конкурсах различного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для студентов и преподавателей по выполнению индивидуального проекта по предметам общеобразовательного цикла»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

(ГАПОУ СО «ЕАДК»)














Методическое пособие

для студентов и преподавателей
по выполнению индивидуального проекта
по предметам общеобразовательного цикла






Пономарева Е.В.,

преподаватель высшей категории;

Неверова И.Ю.,

методист высшей категории.














Екатеринбург

2023

Оглавление



Пояснительная записка 3

Глава 1. Понятие и виды индивидуального проекта 4

Глава 2. Основные понятия проекта и исследования 6

Глава 3. Этапы работы над проектом 13

Глава 4. Требования к оформлению проекта 16

Глава 5. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета 17

Глава 6. Подготовка презентации к защите проекта 19

Глава 7. Критерии оценки проекта 21

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Приложение 1 24

Приложение 2 31







Пояснительная записка

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к умению выпускников работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с разных точек зрения. Поэтому образование сталкивается с необходимостью поиска новых форм учебной деятельности. Необходим подход, который позволил бы обучать студентов среднего профессионального образования навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы.

Проектная деятельность – один из способов достижения этих целей. Индивидуальный проект – это форма организации образовательной деятельности студента по программам среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования. При работе над проектом обучающийся получает навыки самостоятельной работы и раскрывает свой творческий потенциал. Проект готовится обучающимися самостоятельно, и реализуются в рамках времени, отведенного учебным планом.

Проектная деятельность направлен на решение проблемы, сформулированной самими обучающимися или с помощью преподавателя. Результат этой деятельности – это способ решения проблемы. Он должен иметь практический характер и прикладное значение, интересен и значим для самих студентов.

Цель: разработать методическое пособие для студентов 1 курса и преподавателей по организации проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках компетентностного подхода.

Задачи:

  1. Определить структуру и содержание учебного пособия.

  2. Рассмотреть теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности.

  3. Разработать рекомендации по подготовке учебных проектов.

  4. Составить требования к оформлению описательной части проекта и презентационного материала.

  5. Разработать критерии оценки проектов при защите и/или представлении их на научно-практических конференциях (НПК) и конкурсах различного уровня.

Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса, а также для преподавателей общеобразовательного цикла. Данное пособие содержит теоретические и практические аспекты организации и защиты индивидуального проекта, рекомендации по подготовке и сопровождению, требования к оформлению описательной части проекта и презентационного материала, а также критерии оценки проектов при представлении их к защите и/или на НПК и конкурсах различного уровня.


Глава 1. Понятие и виды индивидуального проекта

Проектирование – это нахождение решения проблем, которое завершается созданием продукта.

Проектная деятельность – это мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта.

Индивидуальный (образовательный) проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Можно определить и основные черты проекта:

  • отнесенность проекта к будущему;

  • ориентация проекта на желаемое состояние в будущем;

  • представление проекта как системы средств достижения будущего;

  • определенность начала и окончания проектной работы.

Ученые и педагоги выделяют сегодня следующие черты, определяющие саму сущность проектирования:

– непосредственная связь с актуальными потребностями и определенным комплексом вполне объективных и конкретных условий;

– проблемный характер, связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;

– практико-ориентированный характер, когда в своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости созданных объектов.

Проект как правило слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и ее практическое выполнение.

Основные виды проектов

  1. Информационный проект – это сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления. Продуктом такого проекта является, например, публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

  2. Творческий проект – это проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства, например, картина, спектакль;

  3. Практико-ориентированный проект – это проект, в результате которого появляется конкретный практический результат: учебное пособие, видеофильм и т.п.;

  4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение гипотезы и её проверка. При этом используются такие методы как: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих людей, например, план благоустройства района, решение экологической проблемы и пр.



Глава 2. Основные понятия проекта и исследования

Руководство и управление проектной деятельностью – это процесс исполнения работ, определенных в плане управления проектом для достижения целей проекта.

Поскольку проектирование – вид деятельности, то при обучении проектированию, безусловно, необходимо использовать деятельностные формы, такие как метод учебных проектов и любое проектирование как способ организации этой деятельности. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции (базовой, предметной, профессиональной и пр.).

Типология проектов

По количеству участников:

индивидуальный, парный, малой групповой (до 3 человек), групповой (до 5 человек)

По продолжительности проекта:

от проекта-урока до многолетнего проекта.

По содержанию:

монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

  1. Тема - это визитная карточка проекта или исследования.

Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся.

При определении темы проекта основное правило, это самостоятельность выбора обучающегося. Поэтому выбор темы проекта выполняется студентами самостоятельно или на консультации с преподавателем.

Требования к формулировке темы:

  • актуальность, отражение проблем современной науки и практики, соответствие запросам общества;

  • содержательность, информативность;

  • наличие достаточного количества литературы по теме, наличие элемента новизны;

  • формулировка темы должна подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему;

  • тема проекта может не включать в себя слово проблема, но проблемность должна подразумеваться;

  • тема должна быть конкретной;

  • используемые при формулировке темы понятия должны быть логически взаимосвязаны;

  • тема должна быть интересна автору;

  • тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

2. Актуальность - значимость решаемой в проекте проблемы, современность, злободневность. Актуальность темы проекта характеризует ее востребованность и важность для решения определенной проблемы. Она представляет собой описание основной проблемы, которая будет решаться в проекте.

План написания актуальности проекта:

1. Краткое описание причин, побудивших написать проект.

2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте.

3. Обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других.

4. Описание того, что произойдет, если данную проблему не решать.

  • 7. Методы, применяемые при выполнении проекта - это способы достижения цели проекта или исследования.

3. Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему проекта и требующая решения.

Из формулировки проблемы должно быть понятно: что не так? почему не так? что будет, если сделать как надо?


Формулировка проблемы

Основой проблемы могут быть противоречия между теорией и практикой. Эти противоречия приводят к появлению проблемы, что доказывает актуальность выбранной темы проекта или исследования. Это значит, что, обращаясь к какой - либо проблеме, нужно четко представлять, на какие вопросы могут дать ответ результаты проекта или исследования.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемы проекта или исследования очень важны. Это определяет направление всей работы над проектом.

Формулировка проблемы проекта или исследования могут начинаться со слов: что случится, если? возможно ли? каковы преимущества? почему? каково влияние? как, каким образом? как можно?

4. Цель индивидуального проекта – это конечный результат, которого необходимо достичь при завершении проекта.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели работы.

Сформулировать цель – это значит найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?»

Цель – всегда начинается с существительного.

Цель проекта или исследования всегда только одна.

Типичные цели:

  • определение характеристик явлений, не изученных ранее;

  • выявление взаимосвязи неких явлений;

  • изучение развития явлений;

  • описание нового явления;

  • обобщение и выявление общих закономерностей;

  • создание классификаций.


5. Задачи проекта или исследования – это ответ на вопрос: «Что необходимо

сделать, чтобы достичь цели?». Ответив на его, легко увидеть задачи своей работы.

Задачи начинаются с глаголов: выяснить, провести, проанализировать, определить, рассмотреть, найти, измерить, сравнить, собрать, составить, обобщить.

Постановка задач основывается на дроблении цели. Формулировать задачи необходимо очень точно, так как описание их решения станет основным содержанием работы.

Логично, что задач исследования окажется столько же, сколько условий сформулировано в гипотезе, если речь идет об исследовании.

Задач проекта всегда несколько, и они должны быть направлены на достижение поставленной цели.

Следует помнить, что задача:

  • решает частную проблему, часть общей проблемы;

  • служит для обозначения специфических запросов, необходимых для достижения цели в целом;

  • не описывает процесс (что и как происходит), а фиксирует промежуточные изменения \ результаты (что);

  • конкретна, измерима с помощью получения объективных данных;

  • ясна любому человеку, не являющемуся участником проекта;

  • может быть решена на промежуточном этапе реализации проекта или в конце этого процесса.

  1. Гипотеза исследования - это, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов научное предположение, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем объекте или явлении и всегда сопровождается выдвижением гипотезы. Результат исследования заранее неизвестен, но всегда это анализ результатов исследования

Отличие проекта и исследования

Проект

Исследование

создание нового продукта

решение исследовательских задач с заранее неизвестным решением

цель: создать, построить, достичь

цель: определить, изучить, получить данные, анализ результатов.

Гипотеза исследования должна быть:

  • Простой - как можно меньше возможных допущений;

  • Проверяемой, т. е. выводы, сделанные из неё должны поддаваться опытной проверке и соответствовать результатам опытов, наблюдений;

  • Содержать предположение, а не утверждение, которое необходимо и главное возможно проверить и подтвердить;

  • Не должна противоречить установленным научным фактам.

Формулируя гипотезу, нужно использовать такие словосочетания, как: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», которые направляют внимание на раскрытие сущности явления.

Вначале формулируют рабочий вариант гипотезы. После накопления фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется и приобретает окончательный вид. Гипотез может быть несколько и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет.

Виды гипотезы

Функция

объяснительные

объяснение фактов или явлений

предсказательные

предсказание законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений

объяснительно-предсказательные

сочетают в себе обе функции



7. Метод проектирования

От выбора методов зависит сама возможность реализации проекта или исследования - получения определенного результата.

Классификация методов

Практические методы:

  • Наблюдение - целенаправленный процесс восприятия явлений или процессов, которые не должны быть изменены;

  • Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления исследуются в определенных условиях;

  • Анализ документов;

  • Контент-анализ, т.е. качественный и количественный анализ текста;

  • Метод мозгового штурма - разработка группой максимального количества возможных решений, оценка сделанных предложений проводится позднее.

Теоретические методы:

  • Анализ и синтез. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования;

  • Сравнительный анализ;

  • Метод аналогий;

  • Моделирование - создание увеличенной или уменьшенной модели объекта или явления;

  • Мысленный эксперимент.

8. Объект и предмет проекта

Объект проекта - это процесс или явление, которое избрано для изучения.

Предмет проекта - более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Объектом выступает то, что изучается, а предметом - то, что в этом объекте получает объяснение.

9. Практическая значимость проекта заключается в описании практического применения проведённой работы.

Практическая значимость – это та польза, которую продукт проекта принесет обществу.

Например:

  1. Данный проект можно использовать на уроках физики как электронный справочник при рассмотрении открытий законов, процессов и механизмов.

  2. Так же материал справочника может применяться во внеурочной деятельности на внеклассных мероприятиях - для поднятия престижа науки среди молодежи.

Продукт проекта является результатом проектной деятельности, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет интересным, защита проекта - убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу выбран в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача.

Формы продуктов проекта

Анализ социологического опроса. Видеофильм, видеоклип. Выставка. Газета, журнал. Игра. Карта. Коллекция. Макет, модель. Оформление кабинета. Сценарий праздника. Путеводитель. Серия иллюстраций. Справочник. Статья, публикация. Учебное пособие. Экскурсия. Плакат, буклет и т.п.

10. Планирование работы над проектом

На данном этапе определяются:

  • возможные источники информации;

  • способы сбора и анализа информации;

  • способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т. д.);

  • критерии оценки продукта;

  • обязанности участников творческой группы;

Поэтапное планирование предполагает, что деятельность по проекту занимает достаточно большой промежуток времени и хронологически может делиться на этапы, связанные с определенными внешними факторами. Здесь указываются даты всех событий и предполагаемого результата деятельности или проведения мероприятия.

План написания актуальности проекта:

  1. Краткое описание причин, побудивших написать проект.

  2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте.

  3. Обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других.

  4. Описание того, что произойдет, если данную проблему не решать.

  5. Методы, применяемые при выполнении проекта — это способы достижения цели проекта или исследования.


Глава 3. Этапы работы над проектом

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов.

1.Этап пред проектной подготовки включает в себя:

  • формирование проектной группы;

  • выбор научных руководителей;

  • выбор темы проектной работы;

  • формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;

  • обоснование методов исследования;

  • разработка плана и структуры исследования;

  • изучение источников и литературы по теме.

2. На этапе планирования:

  • определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);

  • дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;

  • обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;

  • определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

3. На организационно-исследовательском этапе:

  • расписывается последовательность выполнения проектной работы;

  • распределяются конкретные задания;

  • собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет;

  • готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;

  • оформляются результаты исследования и готовится отчет.

Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.

Во введении:

  • обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;

  • определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа);

  • формулируются положения гипотезы, цель и задачи проектной работы;

  • описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы;

  • анализируются источники информации.


В основной части:

  • описываются основные этапы и последовательность выполнения работы;

  • обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода);

  • описывается суть проблемы, проведенных исследований;

  • обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.

В заключении:

  • формулируются основные выводы в соответствии с задачами проектной работы;

  • формулируются пути решения проблем (характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности);

  • анализируется процесс работы (как члены группы взаимодействовали между собой, какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполнения проектной работы).

Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета.


Этап представления результатов (заключительный этап):

  • подготовка презентации результатов;

  • публичная презентация проектной работы;

  • анализ работы, проделанной в течение проектного периода;

  • самооценка работы проектной группы в целом и каждого её участника/ков.



Глава 4. Требования к оформлению проекта


Структура проекта

  1. Титульный лист (приложение 1);

  2. Содержание (приложение 2);

  3. Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы проекта, цель и задачи, объект и предмет проекта, а также практическую значимость продукта проекта;

  4. Основная часть;

  5. Заключение содержит анализ результатов проекта, выводы в соответствии с целью и задачами проекта и перспективы развития;

  6. Список источников информации;

  7. Приложения.


Требования к форматированию

  • Формат А4;

  • Межстрочный интервал - 1,5;

  • Шрифт «Times New Roman» 14 пунктов;

  • Листы номеруются, начиная со 2 листа;

  • Поля слева - 2,5 см; справа - 1 см; сверху и снизу - 2 см.

  • Иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы имеют нумерацию и подписываются;

  • В тексте обязательно ссылка на иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы и на приложения.


Глава 5. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета


Как организовать сбор информации по теме проекта

  1. Определить, где и какие данные нужно найти источники информации;

  2. Определить, кто может в этом помочь, кого можно пригласить для консультации;

  3. Определить, в какие организации можно обратиться за консультацией, какие конкретно сведения вы там запросите;

  4. Определить, какие документы могут содержать нужную информацию и где ее можно найти;

  5. Распределить направления поиска среди участников группы, работающей над проектом.

Способы сбора информации:

  • Наблюдение;

  • Анкетирование;

  • Социологический опрос;

  • Интервьюирование;

  • Проведение экспериментов;

  • Работа со СМИ;

  • Работа с литературой и источниками Интернет.

Работу над поиском информации начинают с составления перечня необходимых для проработки источников. Но не следует забывать, что, обрабатывая предварительно подобранные документы, обязательно появятся новые источники. Исходя из этого, нужна постоянная систематизация тех материалов, что уже проработаны, и тех, которые еще нужно обработать.

Поэтому, информацию полезно периодически систематизировать, т.е. разделить на категории:

  1. Прочитать: перечень отобранной для изучения литературы. Сюда же добавляются новые источники, полученные уже в процессе работы с информацией.

  2. Обработать: источники, которые имеют непосредственное отношение к проекту и которые обязательно нужно изучить и использовать.

  3. Прочитано: это уже изученные источники, дальнейшая обработка которых не нужна.

При обработке информации нужно соблюдать условия:

  1. Направленность, т.е. цель, с которой читается конкретный документ. Естественно, эта цель соответствует цели проекта.

  2. Умение находить информацию, которая позволила бы решать задачи, поставленные в проекте.

  3. Сопровождение прочитанного письменными записями, которые помогают лучше понять и проанализировать информацию, отобрать наиболее важные фрагменты информации, необходимые для проекта.

После того как информация собрана и систематизирована необходимо провести ее анализ.

Анализ информации — это распределение найденных материалов между различными вопросами исследуемой проблемы.

Анализ источников должен полностью отражать состояние вопроса, которому посвящен проект.

Имеющиеся в источниках сведения должны давать возможность объективно оценивать уровень исследования, правильно выбирать пути и средства достижения поставленной цели.

Во время анализа информации различные идеи, факты, теории сравнивают между собой.

В процессе анализа всегда возникают собственные соображения и мнения, определяются наиболее актуальные вопросы, подлежащие исследованию в первую очередь.

Недопустима форма анализа, когда исследователь лишь перечисляет фамилии своих предшественников и приводит аннотации их работ, не выражая при этом своих соображений.



Глава 6. Подготовка презентации к защите проекта

Закончив написание и оформление проекта, его основные положения надо обсудить с преподавателем. Подготовив проект к защите, обучающиеся готовят презентацию и защитное слово, наглядную информацию для использования во время защиты.

Защита проекта открытая, проходит студентов колледжа или на каком – либо другом конкурсе. Для представления основных положений проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 10 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме.

Презентация проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта. Так же в презентации представляется продукт проекта. Если представление продукта проекта невозможно в рамках презентации, то он представляется отдельно в удобной форме.

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Набор форм презентации индивидуального проекта:

  • Деловая или ролевая игра.

  • Демонстрация видеофильма.

  • Диалог исторических или литературных персонажей.

  • Инсценировка реального или вымышленного события.

  • Научная конференция.

  • Научный доклад.

  • Отчет исследовательской экспедиции.

  • Пресс-конференция.

  • Экскурсия.

Требования к оформлению презентаций

Общие требования:

  1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и рисунки, графики и т. п.;

  2. Количество слайдов должно не должно превышать 25;

  3. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда.

Порядок слайдов:

Слайд 1. Тема проекта.

Слайд 2. Введение: обоснование актуальности

Слайд 3. Цель проекта.

Слайд 4. Задачи проекта (4-5 задач).

Слайд 5. Гипотеза (если проект исследовательский).

Слайд 6. Актуальность проекта.

Слайд 7. Практическая значимость проекта.

Слайд 8 - 20. Содержание проекта.

Слайд 21. Перспективы развития проекта.

Слайд 22. Авторы проекта.

Правила шрифтового оформления:

  • Использовать шрифт TimesNewRoman;

  • Размер шрифта: 24-54 пункта - заголовок, 24-36 пунктов - обычный текст;

  • Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;

  • Не рекомендуется использовать 3 и более типа шрифта на одном слайде;


Правила выбора цветовой гаммы:

  • Цветовая гамма - не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации;

  • Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

  • Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать, текст должен хорошо читаться.

Графическая информация:

  • Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и соответствовать информации на слайде, сопровождаться названиями;

  • Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;

  • Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше, чем картинок).



Глава 7. Критерии оценки проекта
  1. Планирование и раскрытие плана, развитие темы: обучающиеся определяет и четко описывает цели своего проекта.

Раскрытие плана: дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.

  1. Сбор и анализ информации: информация собрана в полном объеме, соответствует теме проекта, целям и задачам, проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимся, при этом содержит по-настоящему личностный подход к теме.

  2. Выбор и использование методов и приемов: проект полностью соответствует целям и задачам, определенным автором, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества.

  3. Личное участие: считается успешной такая работа, в которой наличествует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта и, наконец, если проектант обнаружил собственное мнение в ходе выполнения проекта.

  4. Качество изложения и публичной защиты: докладчик свободно оперирует терминами, обладает ораторскими способностям, грамотной речью, автор (авторы) свободно владеют информацией представляемой работы, что позволяет убедительно и грамотно отвечать на вопросы. Защита работы проиллюстрирована таблицами, слайдами, диаграммами и т.п., соблюдается регламент выступления.

Время на защиту – 7-10 минут, на вопросы - 5 минуты.

(Смотри приложение 2).



Заключение

Проектная деятельность студента – это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Эта деятельность способствует самостоятельному освоению студентом практических знаний и ключевых компетенций, особенно коммуникативных. Необходимо учитывать, что, создавая проект, обучающийся может активно применять знания в процессе становления личности как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

В процессе проектной деятельности:

  • Развиваются общие и формируются профессиональные компетенции;

  • Формируется активная самостоятельная и инициативная позиция студентов в учебном процессе;

  • Проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса обучающихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор;

  • Реализуется принцип связи обучения с жизнью.

  • Повышается мотивации обучающихся при работе над проектом;

  • Развиваются творческие способности;

  • Формируется чувство ответственности;

  • Создаются условия для отношений сотрудничества между преподавателем и студентом.

Преимущества метода: позволяет повысить уровень практической направленности теоретических знаний, стимулирует учиться в конкретном деле на собственном опыте и опыте других.

Список использованной литературы



  1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - 124-126 с.

  2. Мандель, Б. Р. М23 Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 293 с.

  3. Михалкина, Е. В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 146 с.

  4. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. - 115-117 с.

  5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. - 132 с.



Приложение 1


Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

(ГАПОУ СО «ЕАДК»)









Проект по информатике на тему:

«Влияние компьютерных игр на развитие подростков»






Исполнитель:

Мухтаров Тимур Рустемович

студент 1 курса группы 1411

специальность 08.02.05

«Строительство и эксплуатация

автомобильных дорог и аэродромов»


Руководитель:

Неверова Ирина Юрьевна

преподаватель информатики








Екатеринбург, 2023


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Отрицательное влияние компьютерных игр 5

    1. Нарушение биологического ритма 5

    2. Ухудшение зрения 7

    3. Нарушение опорно-двигательного аппарата 8

    4. Туннельный синдром 10

    5. Нездоровый образ жизни 11

    6. Игровая зависимость 12

    7. Агрессивность 13

Глава 2. Польза компьютерных игр 14

    1. Улучшение когнитивных навыков 14

    2. Социальные навыки 18

    3. Мотивация в достижении цели 18

    4. Позитивные эмоции 19

Глава 3. Анкетирование. Анализ результатов 19

Выводы 28

Список использованных источников 30

Приложения

Приложение 1. Комплекс упражнений для тренировки

и расслабления глазных мышц 31

Приложение 2. Упражнения для домашней тренировки 32

Приложение 3. Правильное положение за компьютером 35

Приложение 4. Упражнения для суставов рук 36

Приложение 5. Анкета 37




ВВЕДЕНИЕ


Никто не будет спорить, что в 21 веке уже нельзя обойтись без персональных компьютеров, интернета. Изначально компьютер использовался для работы, но с развитием электронных технологий и доступности девайсов к этому добавилась развлекательная функция. И вот уже много лет не утихают споры между противниками и сторонниками компьютерных игр. На видеоигры смотрят косо, пожалуй, с момента их появления. Им приписывают всевозможный вред, оказываемый на организм и разум детей и подростков: это и ухудшение зрения, и болезни позвоночника, и гиподинамия (вследствие замены активного образа жизни на сидение перед экраном), и психологическая зависимость от игр (когда текущие дела откладываются в пользу игр). Позже к списку грехов компьютерных игр добавилась пропаганда жестокости.

Проблема в том, что об отрицательном влиянии игр на растущий и развивающийся организм подростков постоянно проговаривают и родители, и учителя. Но дети пропускают эту информацию мимо ушей, а подросток вообще «принимает в штыки». Так действительно ли игры однозначно вредны? Пора бы уже обратить внимание не только на негативные, но и на позитивные стороны увлечения видеоиграми.

Актуальность. Мне захотелось найти положительные стороны игровой деятельности. Ведь игры в последние годы сильно изменились: стали гораздо сложнее, реалистичнее, разнообразнее по жанрам. Должно же это оказать какое-то и положительное влияние на развитие личности! Может, учитывая эту информацию при формировании игровых пристрастий, получится перенести акцент с отрицательного воздействия видеоигр к улучшению полезных навыков.

Цель. Разработка информационного продукта с рекомендациями по правильному формированию игровой деятельности (для снижения отрицательного воздействия и получения полезных навыков).

Объект проекта. Компьютерные игры.

Предмет проекта. Анализ отрицательных и положительных сторон компьютерных игр, влияющих на развитие подростков.

Продукт проекта. Буклет с рекомендациями по организации игровой деятельности, чтобы уменьшить вредное воздействие, и по выбору игровой деятельности, чтобы она приносила пользу.

Гипотеза. Если разумно организовать игровой процесс на компьютере, то можно сместить акцент отрицательного воздействия на развитие подростка в сторону положительного.

Задачи:

  1. Найти и изучить информацию об отрицательном и положительном влиянии компьютерных игр на развитие подростка.

  2. Проанализировать информацию и сделать выводы о правильном формировании игровой деятельности.

  3. Провести анкетирование учащихся 1 курса колледжа. Систематизировать и проанализировать результаты.

  4. Создать информационный продукт (буклет) с рекомендациями, содержащими упражнения для тех, кто увлекается компьютерными играми по формированию правильного процесса игровой деятельности.

  5. Раздать буклет студентам колледжа.

Методы:

  1. Поиск информации и анализ материалов сети Internet;

  2. Систематизация информации;

  3. Анкетирование, анализ результатов;

  4. Разработка рекомендаций, оформление буклета.

Практическая значимость проекта. Подростки не очень-то прислушиваются к мнению родителей о вреде игр. Им кажется, что больная спина – это где-то очень далеко, в старости (после тридцати лет), потерянное за игрой время можно потом догнать, ведь впереди вся жизнь. Возможно, более понятное для них раскрытие отрицательных сторон, результаты опроса сверстников помогут по-другому взглянуть на игровой процесс. И они возьмут хоть что-то из рекомендаций себе на заметку, чтобы снизить вредное влияние и использовать потенциал мира игры с пользой для своего развития.


Глава 1. Отрицательное влияние компьютерных игр


Чтобы дать объективную оценку влияния игр на здоровье подростка, нельзя пренебречь отрицательным влиянием компьютерных игр. Возможно, с развитием технологий что-то уже стало мифом, а что-то можно уменьшить определенными усилиями. Рассмотрим подробнее: на что игры оказывают вредное воздействие, и чего можно избежать или свести к минимуму.


1.1 Нарушение биологического ритма

В течение дня подавляющее большинство заняты текущими делами: работа, учеба, встречи. Поэтому зачастую время на «поиграть» остается только вечером. И если не ограничивать себя, вечер за компьютером может плавно перейти в ночь. В итоге происходит регулярное нарушение сна. Признайтесь честно: получаете ли вы каждую ночь полноценные восемь часов качественного сна? Рискнем предположить, что большинство ответит отрицательно. Недосып – это та проблема, которая может иметь серьезные последствия для здоровья.





Заключение


Проанализировав приведенные выше плюсы и минусы, можно сделать следующий вывод: человеческий мозг положительно реагирует на игры, что приводит к улучшению когнитивных способностей, в то время как минусы, в основном, являются результатом злоупотребления или лени. Игры, как и все в этой жизни, требуют умеренности и баланса. Любая базовая потребность, получаемая с избытком, несет вред здоровью и может вызвать зависимость.

Например, прием пищи происходит по потребностям, но при переедании человек зарабатывает проблемы со здоровьем. Если бездумно играть часами напролёт, это не улучшит ни внимание, ни коммуникативные навыки, ни интеллект. Более того, удовольствие сменится игровой зависимостью. Если не превращать игры в зависимость, то они становятся не только приятным времяпровождением, но и инструментом для развития мозга.

Для того, чтобы развить свои навыки, МОЖНО играть. Для того, чтобы не нанести вред здоровью, НУЖНЫ усилия над собой.

Проанализировав приведенные выше плюсы и минусы, можно сделать следующий вывод:

  • человеческий мозг положительно реагирует на игры, что приводит к улучшению когнитивных способностей,

  • минусы, в основном, являются результатом злоупотребления или недостаточной работы над собой (лени).

Это доказывает выдвинутую мной гипотезу «Если разумно организовать игровой процесс, можно не только снизить отрицательное воздействие видеоигр, но и получить полезные навыки».

Посмотрите рекомендации при увлечении компьютерными играми. Да, они требуют самоорганизации, но это того стоит.

  1. Ночь – для сна! Высыпайтесь ежедневно, а не по воскресеньям. Это поможет Вам поддерживать биологический ритм организма и избежать гормональных сбоев.

  2. Давайте себе физическую нагрузку! Кривой доходяга – не самый привлекательный молодой человек. Как минимум, возьмите за правило делать отжимания и приседания. А еще лучше – запишитесь с другом в тренажерный зал, на секцию баскетбола или в бассейн.

  3. Давайте глазам передышку! Отводите периодически взгляд от экрана и смотрите вдаль. А если после игры будете делать гимнастику для глаз – есть шанс не усугубить ситуацию со зрением!

  4. Давайте рукам передышку! Делайте периодически разминку для своих кистей и пальцев рук.

  5. Позвольте себе такую роскошь – есть за обеденным столом. Не нужно кусочничать и превращать свою комнату в филиал бабушки Федоры.

  6. Используйте разнообразие игрового мира максимально: не зависайте на одном жанре. Пробуйте квесты, симуляторы, простые головоломки. Возможно, вам понравится (это как в новый сезон встать на сноуборд после 10 лет катания на горных лыжах).

  7. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время! Это должен быть одним из вариантов отдыха, наряду со спортом, прогулками на свежем воздухе, просмотром фильмов, встречами с друзьями. Если Вы поняли, что лишены всего перечисленного, а в Вашей жизни остались только игры – срочно боритесь с этим! А еще лучше – просто не допускайте такой ситуации. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести свою юность, сидя перед экраном монитора.

Будьте здоровы, не перебарщивайте с играми, но и не корите себя за желание играть!


Список использованных источников


  1. Видеоигры с точки зрения науки: почему ученые советуют в них играть. Режим доступа: https://hightech.fm/2021/02/18/game-benefits-harm

  2. Гимнастика для рук: профилактика туннельного синдрома. Режим доступа: https://stolichki.ru/stati/gimnastika-dlya-ruk-profilaktika-tunnelnogo-sindroma

  3. Игра: польза или вред. Режим доступа: https://club.dns-shop.ru/blog/t-64-videoigryi/63236-igryi-polza-ili-vred/?ysclid=le3vnpzox0883570445&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

  4. Как оставаться здоровым, играя в видеоигры. Режим доступа: https://stopgame.ru/blogs/topic/106919/kak_ostavatsya_zdorovym_igraya_v_videoigry?ysclid=lff0bz8bw5265686097

или

  1. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/

  2. Биография.Ру - о жизни успешных людей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.biografia.ru

  3. Образовака [Электронный ресурс] Режим доступа: https://obrazovaka.ru

  4. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Физики_по_алфавиту

  5. Онлайн справочник [Электронный ресурс] Режим доступа: https://calcsbox.com/category/fiziki

  6. Руководство по HTML – как создать свой сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.seoded.ru/beginner/soderg.html




Приложение 1


Комплекс упражнений

для тренировки и расслабления глазных мышц


Упражнение на изменение фокусного расстояния.

Выбираем от двух до четырех разноудаленных объекта (самым ближним объектом может быть собственная переносица, самым дальним – предмет за окном). Переводим взгляд с одного объекта на другой, фиксируя взгляд на каждом на несколько секунд.


Упражнения для укрепления мышц глаза (рисунок 4).

  1. Упражнения делаются с максимально возможной амплитудой.

  2. Движения глаз плавные, без рывков.

  3. В крайних точках фиксировать взгляд на несколько секунд.

  4. Между упражнениями полезно поморгать (без усилий и напряжения). 

  5. Сделать несколько повторов каждого упражнения.


Рисунок 1. Упражнения для укрепления мышц глаза

..


Приложение 2


Лист оценивания индивидуального проекта обучающегося

ФИО_____________________________________________________________

Группа_______________

Тема:________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Критерии

Итоговый балл

  1. критерий раскрыт

  2. критерий раскрыт частично

2 – критерий раскрыт полностью

1.

Постановка цели и задач.


2.

Обоснование проблемы проекта.


3.

Раскрытие темы и её актуальности.


4.

Разнообразие источников информации.


5.

Выбор методов и их реализация.


6.

Личная заинтересованность (личное участие в работе).


7.

Соответствие требованиям оформления теоретической части.


8.

Качество изложения/защиты проекта, владение материалом.


9.

Качество и полезность проектного продукта. Возможность практического применения продукта проекта.


10

Умение грамотно и аргументированно отвечать на вопросы.


Итоговая оценка


Подпись членов комиссии



Подпись куратора


*Шкала оценивания критериев:

20-16 б – оценка «отлично»;

15-11 б – оценка «хорошо»;

10-6 – оценка «удовлетворительно»;

5-0 б – оценка «неудовлетворительно».

31


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!