© 2019 6613 25
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная авторская разработка содержит в себе сборник различных видов и методов проведения ОРУ
Павлодарский Политехнический Колледж
Методическое пособие
для учителей физической культуры «Разминка (вводная часть урока)-основа успешного проведения урока физической культуры»
Разработала преподаватель ФК:
Драганова Е.А.
Павлодар 2013-2014 уч.год.
Содержание
| Введение | 3 |
I. | Характеристика ОРУ | 4 |
II. | Комплексы ОРУ. | 10 |
III. | Разнообразные способы и формы проведения ОРУ. | 23 |
IV. | Игры на внимание в водной части урока. | 28 |
| 3аключение | 30 |
| Литература | 31 |
|
|
|
Введение
Относительная простота в обучении общеразвивающим упражнениям (ОРУ) привела к формированию мнения о том, что эти упражнения по своей вариативности могут решать лишь одну задачу: подготовку организма к предстоящей работе в подготовительной части занятия по физической культуре. Это, в свою очередь, привело к тому, что появилось другое мнение – о легкости, да и ненужности формирования умения обучать этим упражнениям, но это совсем не так.
Это методическое пособие для учителей поможет разнообразить урок ФВ и научить основным упражнениям учащихся.
Начало урока это очень важный элемент который настраивает и подготавливает учащихся к основной части урока . Если вводная часть будет интересная и не принужденная ,то тем самым можно развить у учащихся интерес к уроку в целом . По этому в данном учебном пособие мы попытаемся разобраться в самом понятии ОРУ , и на основе разнообразных методов и форм разработать ряд разминок (вводную часть урока).
ОРУ – это движения различными частями тела в различных направлениях, с различной скоростью, амплитудой и степенью напряжения, выполняемые как отдельно, так и комплексно, как одновременно, так и последовательно, как в одном направлении, так и в разных.
В разных направлениях выполнять движения одновременно и последовательно. В этом случае количество по всем параметрам возрастает многократно. В самом определении ОРУ заложена возможность составлять неограниченное количество комплексов ОРУ.
1. По анатомическому 2. По направленности воздействия
Упражнения для: Упражнения для:
- мышц шеи; - развития силы;
- мышц рук и плечевого пояса; - развития гибкости;
- мышц туловища; - развития быстроты;
- мышц ног. - развития ловкости.
Это разделение чисто условное, воздействовать на какую-то группу мышц вне развития конкретного физического качества бессмысленно, как бессмысленно воспитывать какое-либо качество безотносительно к конкретной группе мышц.
Подготовка организма к предстоящей работе в основной части занятия.
Развитие физических качеств.
Воспитание правильной осанки.
Формирование культуры движения.
Формирование умений дифференцировать свои действия во времени, пространстве и динамике.
Воспитание чувства ритма и темпа движения.
Воспитание нравственных качеств (чувства локтя, ответственности перед коллективом).
Воспитание эстетического вкуса.
Обучение правильному дыханию.
Речь идет о разминке. Здесь нагрузка должна быть использована определенно, то есть – отвечать задаче подготовки. Недостаточная, либо чрезмерная нагрузка, может явиться причиной травматизма. В первом случае это связано со слабой функциональной подготовленностью, а во втором – с утомлением.
Нагрузку можно регулировать многими приемами:
- увеличивать или уменьшать количество упражнений в комплексе;
- изменять количество повторений упражнения;
- изменять интервалы между упражнениями;
- изменять темп выполнения упражнений;
- изменять исходные положения;
- дополнительные движения (руки, ноги, голова, туловище)
- изменять характер исполнения (напряженно, расслабленно);
- использовать предметы и отягощения.
В любом случае комплекс разминки должен отвечать определенным требованиям:
- соответствовать задачам занятия;
- соответствовать возрасту занимающихся;
- соответствовать подготовленности занимающихся;
- охватывать все группы мышц и оказывать комплексное воздействие;
- соответствовать полу занимающихся.
Выполнение ОРУ с постепенным возрастанием темпа движения путем многократного повторения позволяет развивать быстроту. Изменение темпа выполнения движения, как постепенное, так и мгновенное, дает возможность воспитывать способность быстро переключаться с одного характера выполнения на другой, что также входит в понятие быстроты. Как правило, это – движения, выполняемые по малой амплитуде с напряженным характером исполнения: отведение согнутых рук (рывки), повороты туловища, махи согнутыми ногами в различных направлениях, подскоки на месте (прыжки).
Ловкость – это способность выполнять сложные по координации движения. К ним можно отнести разнонаправленные движения руками или ногами одновременно, изменение последовательности выполнения сложных по координации движений, выполнение движений различными частями тела с разным характером движений (например: руки – расслабленно, ноги – напряженно).
Гибкость – это способность выполнять движения по максимальной амплитуде. К ним относятся наклоны, махи, выпады, круговые движения.
Специальная выносливость – это способность выполнять большие комплексы в течение длительного времени путем многократного повторения этих комплексов.
Воспитание правильной осанки: Правильная осанка – это взаимное расположение частей тела, благоприятно влияющее на работу внутренних органов. Как правило, оно ассоциируется со слегка приподнятой головой, развернутыми плечами, подтянутым животом и слегка развернутыми носками прямых ног. В каком бы положении ни находился человек (сидя, стоя, лёжа), правильная осанка должна сохраняться, т.е. быть своеобразной привычкой, навыком.Формировать осанку следует двумя путями.
Первый – это подбор упражнений, которые либо напрямую, либо косвенно формируют осанку.
Второй путь – это управление исполнением упражнений, т.е. предотвращение или исправление типичных ошибок, характерных для каждого упражнения, путем методических указаний, подаваемых в процессе выполнения упражнений, без нарушения темпа выполнения. Например, в наклонах, ошибками могут быть согнутые ноги или малая амплитуда: «Не наклоняться» или «Присед на носках». В приседах: «Не наклоняться» или «Присед на носках». И те и другие указания связаны с формированием осанки и развитием мышц сводов стопы, что препятствует развитию плоскостопия.
Раздельный способ – между упражнениями в комплексе имеются паузы для объяснения и показа. Выполнение упражнения прекращается по команде или распоряжению, затем выполняется следующее упражнение. И так после каждого выполнения. Используется при разучивании упражнения или комплекса ОРУ при отсутствии соответствующей подготовки занимающихся.
Поточный способ – между отдельными упражнениями нет паузы для объяснения или показа. Комплекс выполняется слитно. Однако для перехода к следующему упражнению существуют распоряжения, подсказывающие сигналы и показ, объяснение следующего упражнения (на последние четыре счета предыдущего).
Наиболее распространенным и легким приемом перехода от упражнения к упражнению является распоряжение: «Последний – можно». Его суть в следующем: в последние четыре счета выполнения, вместо счета «Раз» подается распоряжение «Последний», указывающее на то, что упражнение выполняется на последние четыре счета. Затем подсчитывается: «Два – три». В этот момент проводящий принимает исходное положение для следующего упражнения. Далее, вместо счета «Четыре» подается распоряжение «Можно». В целом это выглядит следующим образом: «Последний – два – три – можно».
Третий вариант предусматривает полный счет, но четкое выделение интонацией завершения выполнения, а затем использование союза «И»: «Раз – два – три – четыре – И – раз – два – три» и т.д. Самый сложный прием – это объяснение следующего упражнения по ходу выполнения предыдущего упражнения. В этом случае объяснения должны быть краткими, отражающими основную суть движения. Например: повороты в сторону с положением рук в стороны. Здесь можно сказать: «Раз – два, а теперь руки вверх, раз – два – три» и т.д.
Особенности поточного способа проведения ОРУ следующие:
- упражнения в комплексе должны быть известными, не требующими специального разучивания и охватывать все основные группы мышц;
- исходные положения должны представлять плавный переход. Например: стойка – полуприсед – стойка на коленях – сед на бедре – сед и т.д.
Проходной способ проведения ОРУ – выполнение движений в ходьбе. Это наиболее трудный способ, т.к. в силу умения ходить в едином темпе и ритме затрудняется объяснение и показ последующих упражнений. Здесь, так же, как и в поточном способе, существует несколько вариантов прохождения.
Обход налево (передвижение по периметру) с выполнением упражнений. В данном случае можно использовать следующие варианты выполнения заданий.
Первый: группа останавливается, прослушивает или смотрит задание, а затем, по команде или распоряжению, передвигается и выполняет упражнение. Команды: «Упражнение начи-най!»; По заданию шагом – марш! «Стой!».
Второй: группе по ходу передвижения объясняется или показывается задание. Выполнение по команде: «Упражнение начи-най!». По заданию – марш!». Для окончания задания: «Закончить выполнение! Без задания – марш!».
Рассказ (объяснение) представляет собой четкое, краткое, доступное терминологическое описание с соблюдением требований терминологии.
Показ должен быть образцовым, в случае необходимости зеркальным, а также доступным.
Одновременный показ и рассказ включает те же требования. Применение того или иного способа зависит от контингента занимающихся, задач занятия. Например, показ чаще используется в работе с детьми или в движениях, требующих пространственного объяснения. Рассказ – в занятиях старшего возраста, когда уже развито аналитическое мышление.
По разделениям. В сложных по координации упражнениях зачастую целого показа недостаточно для освоения движения. Поэтому используется обучение по разделениям. Делится на части одно движение – круг руками разнонаправленный, одновременный. Осваивается отдельно круг одной рукой, затем круг другой рукой, или же отдельно выполняется каждый счет. При этом используется команда: «Делай – раз, делай – два, делай – три!».
Игровой способ используется, в основном, в работе с детьми младшего возраста. Этот способ содержит в себе два подхода.
Первый – используется конкретная подвижная игра, которая насыщается ОРУ.
Второй – применяются образные сравнения, доброжелательные распоряжения, рекомендации, затрагивающие детские представления. Например, «Помахали руками, как крылышками», или «Машем руками, как мельница».
Соревновательный способ , проводится соревнования между учащимися, с выявление победителя.
- упражнения должны отвечать назначению комплекса;
- упражнения должны быть доступны занимающимся.
Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется использовать несколько подходов: по характеру нагрузки, анатомическому признаку, последовательному задействованию мышц:
- первым должно быть упражнение на ощущение правильной осанки;
- вторым и третьим – простые упражнения для больших группы мышц;
- далее упражнения с преимущественной работой разных группы мышц с последовательным включением разных частей тела сверху – вниз;
- затем несколько наиболее сложных упражнений для всех частей тела (комплексные);
- упражнения силового характера предшествуют упражнениям на растягивание, затем на расслабление;
- в конце комплекса выполняются упражнения умеренной интенсивности.
Другой подход определяет следующую последовательность:
- упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища;
- упражнения для мышц ног;
- упражнения комплексного воздействия.
Последовательное задействование мышц с наращиванием интенсивности выполнения предполагает последовательное включение в работу:
- вначале мелких групп мышц (пальцы, кисти, стопы, отдельные звенья);
- далее – средних групп мышц (руки-ноги: сгибание-разгибание, круговые движения, махи);
- затем крупных групп мышц (туловище: наклоны, повороты, круговые движения);
Однако в чистом виде использовать существующие подходы в подборе упражнений в комплексе не рекомендуется. Обычно используется смешанный подход.
Резюме. Для разработки основ методики обучения умениям использовать ОРУ во всем многообразии их содержания, задач и особенностей следует выделить основные требования к преподавателю физического воспитания и студенту, как будущему специалисту. Он должен:
- уметь составлять комплекс ОРУ согласно правилам и требованиям;
- уметь пользоваться различными способами представления о движении;
- уметь пользоваться различными способами проведения ОРУ;
- уметь правильно выбирать место перед группой;
- уметь вовремя замечать ошибки и исправлять их различными приемами, не нарушая темпа и ритма выполнения упражнений;
- владеть образцовым и зеркальным показом;
- знать терминологию;
- уметь точно и кратко называть упражнения;
- знать характер музыкального сопровождения;
- уметь проводить упражнения под музыку;
- уметь владеть голосом.
II.Комплексы ОРУ.
1.ОРУ с мячом для уроков гимнастики , акробатики.
Объяснение упражнения | Показ | Метод. указания, количество раз. |
I.И.п-О.с,мяч в опущенных руках. 1-поднять мяч вперед, вверх 2-3-прогнуться,подняться на носки. 4-И.п. II.И.п- ноги врозь, мяч опущен. 1-правую назад на носок, мяч вперед –вверх ,прогнуться 2-И.п. 3-левую назад на носок,мяч вперед вверх,прогнуться. 4-И.п. III.И.п-стоя в упоре на коленях, мяч в опущенных руках. 1-3-пружинистые отведения мяча назад. 4-И.п. IV.И.п -сед, ноги прямые, мяч у груди 1-выпрямить руки вверх 2- И.п 3-выпрямить руки вперед 4-И.п. V.И.п- сиде ноги скрестно, мяч у груди 1-повернуть туловище направо с одновременным выпрямлением рук вперед 2-И.п. 3-4-то же, в другую сторону. VI.И.п- ноги врозь ,мяч в руках снизу 1-8-круговые вращения туловищем, мяч удерживаем в прямых руках, по часовой стрелке. 1-8 –то же, в другую сторону. VII.И.п-наклон вперед, мяч вверх 1-разгибаясь , подбросить мяч вверх 2- поймать и вернуться в И.п. 3-4- то же. VIII.И.п- основная стойка, мяч у груди 1-толкнуть мяч вверх, стать на одно колено 2-поймать мяч руками над головой 3-сгибая руки,опустить мяч за голову 4-бросить мяч вверх,встать, поймать мяч, вернуться в И.п. IX.И.п-ноги врозь ,мяч зажат между стопами 1-2-резко сгибая ноги вперед, подбросить мяч. 3-поймать его руками. 4- И.п. X.И.п-О.с, мяч лежит у носков стоп 1-прыгнуть через мяч вперед. 2-прыгнуть через мяч назад 3-прыгнуть через мяч влево 4-прыгнуть вправо. XI.И.п-лежа на спине, мяч зажат между стопами прямых ног, руки в стороны 1-2-сесть руками обхватить голени, мячом и стопами не касаться пола. 3-4-вернуться в И.п.. XII.И.п- в упоре стоя на коленях, наклон вперед, опереться прямыми руками о мяч. 1-3пружинистые наклоны вниз до касания грудью пола,не сгибая рук. 4-И.п. |
| «Потянуться вверх ,как можно выше!» Повторить 4-6 раз.
«В пояснице небольшой прогиб, потянуться вверх!» Повторить 4-5раз.
«Руки прямые, отведение рук назад мах., спина прямая!» Повторить 6-7 раз.
«Руки прямые, ноги в коленях не сгибать!» Повторить 6-8 раз.
«Скручиваем позвоночник с мин. амплитудой , постепенно увеличиваем ее!» Повторить 4-6 раз.
«Руки прямые, смотреть на мяч, прогибаемся мах!»
Повторить 4-8 раз.
«Мяч подбрасывать над головой!»
Повторить 5-7 раз.
«Выполнять в полной координации!»
Повторить 2-3 раза.
«Прыжок выполнять вперед !»
Повторить 7-8 раз.
«Прыжок выполняется вперед-вверх!» Повторить 4-5 раз.
«Сгибать ноги мах. не касаться пола ногами!»
Повторить 3-4 раза.
«Прогиб мах., руки прямые!»
Повторить 4-6 раз. |
Упражнение | Количество раз
| Методические указания |
I.И.п.Руки в замок. 1-8-Разминание в лучезапястном суставе по часовой стрелке. 1-8-то же, в обратную сторону. II.И.п.Руки в стороны. 1-8-вращение в локтевом суставе, во внутрь 1-8-то же наружу. III.И.п.Руки к плечам. 1-8-вращение в плечевом суставе ,вперед. 1-8-то же назад. IV.И.п.Руки вверх. 1-8-вращение в плечевом суставе ,вперед. 1-8-то же назад. V.И.п.Руки на пояс. 1-шаг правой, поворот влево 2-приставить ногу 3-шаг левой, поворот вправо 4-приставить ногу VI.И.п.Руки вверх. 1-наклон к правой, руки вверх 2-приставить ногу 3-наклон к левой, руки вверх 4-приставить ногу VII.И.п.Руки на пояс 1-выпад правой, руки перед грудью 2-приставить ногу 3-выпад левой, руки перед грудью 4-приставить ногу VIII.И.п.Руки вперед 1-мах правой к левой руке 2- приставить ногу 3-мах левой к правой руке 4-приставить ногу IX.И.п.Руки на пояс 1-правую согнуть подтянуть к груди обхватить руками 2-и.п. 3-левую согнуть подтянуть к груди обхватить руками 4-и.п. X.И.п.Руки на пояс, в полном приседе 1-прыжок из приседа руки вверх 2-и.п. 3-прыжок из приседа руки вверх 4-и.п.
|
4-5 раз
5-6раз
5-6раз
5-6раз
7-8раз
5-6раз
5-6раз
7-8раз
7-8раз
7-9раз
|
«Спина прямая!»
«Руки прямые, спина прямая!»
«Четче движения!»
«Руки прямые!»
«Четче поворот!»
«Глубже наклон, руки прямые!»
«Глубже наклон, следить за осанкой!»
«Выше мах, спина прямая!»
«Спина прямая, выше тянем ногу!»
«Прыжок вперед- вверх, руки прямые!» |
2.ОРУ в движении для уроков Л/а, игровых видов спорта .
Вариант №1
Вариант №2
Упражнение | Количество повторений | Методические указания |
I.И.п.Руки за голову 1-наклон головы вправо 2- влево 3-вперед 4-назад II.И.п.Руки в замке 1-8–вращение и разминание лучезапястных суставов, (влево, вправо самопро-но) III.И.п.Руки в стороны. 1-8 круговые вращение рук в локтевых суставах во внутрь, 1-8 –то же наружу. IV.И.п.Руки перед грудью 1-2-рывки руками 3-4- отведение прямых рук в стороны. V.И.п.Правая вверху, левая внизу. 1-2 –рывки прямых рук ,со сменой рук. 3-4-рывки руками. VI.И.п.Руки в стороны 1-8 – круговые вращения прямых рук вперед 1-8- то же назад. VII.И.п.Руки вверх. 1-наклон к правой, руки вверх. 2 –приставить ногу. 3-наклон к левой ,руки вверх 4- приставить ногу. VIII.И.п.Руки на пояс 1-выпад правой , поворот корпуса влево 2-приставить ногу 3-выпад левой,поворот корпуса вправо 4-приставить ногу. IX.И.п.Руки на пояс 1-выпод правой ,руки на колено 2-3-глубокие пружинистые покачивания 4-приставить ногу X.И.п.Руки вперед, ладонями книзу 1- мах правой, к левой руке 2-приставить ногу 3-мах левой ноги, к правой руке 4-приставить ногу XI.И.п. XI.Руки на пояс 1-8 махи прямых ног в стороны. 1-8 то же спиной. XII.И.п. Руки на пояс 1-2-прыжком упор присев 3-4-взмах руками вверх, прыжок вперед прогнуться | 5-6 раз
8-10 раз
4-6 раз
5-7 раз
5-6 раз
8-10 раз
8-10 раз
7-9 раз
5-6 раз
10 раз
7-10 раз
5-6 раз
| Способ передачи информации: Рассказ «Спина прямая!»
Смешанный «Разминаем кисти рук с собственным сопротивлением!»
Показ «Руки параллельны полу! Спина прямая!»
Рассказ «Руки и спина прямые!»
Смешанный «Руки в локтевых суставах прямые !» «Следить за осанкой!»
Показ «Руки прямые !»
Рассказ «Дистанция два шага дистанцию приня-ть!» «Глубже наклон , в коленях ноги прямые!» Смешанный «Глубже выпад , спина прямая!»
Показ «Глубже выпад ,соблюдать дистанцию!»
Смешанный «Носки натянуть, ноги прямые!»
Показ «Спина прямая, носки натянуть!»
По разделениям. «Выполнять с прогибом в пояснице!» |
3.ОРУ на месте уроков гимнастики,л/а, игровых видов спорта.
Вариант №1
Упражнение | Количество раз
| Методические указания |
I.И.п.О.с 1-шаг правой,руки в стороны, прогнуться (вдох). 2-И.п(выдох). 3-шаг правой ,руки в стороны, прогнуться (вдох). 4-И.п.(выдох). II.И.п.Ноги врозь, руки на пояс 1-поворот туловища вправо, руки в стороны 2-И.п 3-наклон вперед, руками коснуться пола. 4-И.п. III.И.п.Ноги врозь руки на пояс. 1-наклон в право ,руки на пояс 2-И.п 3-наклон влево, руки на пояс 4-И.п. IV.И.п.Ноги врозь, руки к плечам. 1-наклон прогнувшись, руки в стороны 2-И.п. 3-наклон руки вверх 4-И.п. V.И.п Ноги врозь,в наклоне правая вверх 1-правой коснуться левой ноги 2-левой коснуться правой ноги 3-4 то же VI.И.п.О.с 1-руки на поясе, левую ногу поднять согнутую в колене. 2-выпрямить ногу ,руки в стороны. 3-согнуть ногу в колене,руки на пояс. 4.И. п VII.И.п. О.с, руки на пояс. 1-выпод в право руки вперед 2-И.п 3-выпод влево ,руки вперед 4-И.п.
VIII.И.п. Ноги врозь,руки на пояс 1-наклон к правой ,руки вверх 2-И.п. 3-наклон к левой, руки вверх 4-И.п.
IX.И.п. Ноги врозь , руки на пояс 1-Присесть на левой правую в сторону на носок руки вперед. 2-И.п. 3-Присесть на правой левую в сторону на носок руки вперед. 4-И.п.
X.И.п.Ноги врозь , руки в стороны. 1-Мах левой ногой вправо , руки влево. 2-И.п. 3- Мах правой ногой влево , руки вправо. 4-И.п. XI.О.с. 1-упор присев 2-упор лежа 3-упор присев 4- И.п.
XII.И.п –О.п. руки за голову. 1-2-прыжки на левой ноге. 3-4-прыжки на правой .
|
4-6 раз
6-8раз
5-6раз
5-6раз
7-8раз
5-6раз
5-6раз
7-8раз
7-8раз
7-9раз
5-6 раз
По 10 раза |
«Руки прямые, глубже вдох!»
«Четче движения!»
«Четче поворот!»
«Глубже наклон!»
«Руки прямые!» «Ноги не сгибать в коленях!»
«Ноги прямые!»
«Следить за осанкой ,спина прямая!»
«Глубже выпод!»
«Глубже наклон!»
«Выпрямиться ,спину держим прямо!»
«Выше мах, спина прямая!»
«Следим за осанкой!» |
Вариант №2
Упражнения | Количество раз | Методические указания |
I.И.п.-О.с.руки на пояс. 1-правая в сторону, руки вверх 2-руки в стороны 3-руки вверх 4-И.п. II.И.п. –Ноги врозь руки вверх. 1-поворот влево руки в стороны 2-И.п. 3-поворот вправо руки в стороны 4-И.п. III.И.п. ноги врозь, руки на пояс. 1-2-наклон вправо. 3-4-наклон влево. IV.И.п ноги врозь, руки на поясе. 1-наклон в право, левая вверх. 2-И.п. 3-наклон влево ,правая вверх 4-И.п. 5-наклон прогнувшись , руки в стороны 6-И.п. 7- наклон руки вверх. 8-И.п. V.И.п.-ноги врозь 1- поворот в право руки вправо. 2-поворот в лево руки влево. 3-4-то же. VI.И.п-ноги врозь, руки вверх 1-наклон к правой, руки вверх 2-наклон ,руки вверх 3-наклон к левой,руки вверх 4- И.п. VII.И.п.- О.с.руки на пояс 1-выпад правой ,руки вверх 2-И.п. 3-выпод левой, руки за голову 4- И.п. VIII.И.п.- широкая стойка, руки на пояс. 1-наклон к правой ,руки вверх 2-наклон в перед ,руки вверх 3-наклон к правой, руки вверх 4- И.п. IX.И.п -руки вытянуты вперед 1-мах правой ,к левой руке 2-И.п. 3-мах левой, к правой руке 4-И.п. X.И.п.-ноги врозь ,руки на пояс 1-руки вверх 2-наклон ,руки вверх 3-упор присев, руки вперед 4-И.п
| 3-6 раз
4-5раз
10-12 раз
3-4раза
10-12 раз
4-6 раз
6-7 раз
6-7раз
8-9 раз
10-12раз | Рассказ «Руки ладонями во внутрь!» «Спина прямая ,потянуться !»
Показ «Руки прямые ,следим за осанкой!»
Рассказ «Глубже наклон !»
По разделениям «Глубже наклон ,ноги не сгибаем в коленях!»
Смешанный «Амплитуду увеличиваем постепенно!»
Смешанный «Глубже наклон ,ноги не сгибать !»
Показ «Глубже выпад !»
Рассказ «Глубже наклон ,касаемся пола руками!»
Смешанный «Выше мах ,носки натянуть!»
Показ «Спина прямая ,следим за ЧД!» |
Вариант№3
Объяснение упражнения | Количество раз | Методические указания |
I. И.п. –Ноги врозь руки вверх. 1-поворот влево руки в стороны 2-И.п. 3-поворот вправо руки в стороны 4-И.п. II. И.п.-О.с.руки на пояс. 1-правая в сторону, руки вверх 2-руки в стороны 3-руки вверх 4-И.п. III.И.п. ноги врозь, руки на пояс. 1-2-наклон вправо. 3-4-наклон влево. IV. И.п-ноги врозь, руки вверх 1-наклон к правой, руки вверх 2-наклон ,руки вверх 3-наклон к левой,руки вверх 4- И.п. V.И.п.-ноги врозь 1- поворот в право руки вправо. 2-поворот в лево руки влево. 3-4-то же. VI. И.п ноги врозь, руки на поясе. 1-наклон в право, левая рука вверх. 2-И.п. 3-наклон влево ,правая рука вверх 4-И.п. 5-наклон прогнувшись , руки в стороны 6-И.п. 7- наклон руки вверх. 8-И.п. VII.И.п.- О.с.руки на пояс 1-выпад правой ,руки вверх 2-И.п. 3-выпод левой, руки за голову 4- И.п. VIII.И.п.- широкая стойка, руки на пояс. 1-наклон к правой ,руки вверх 2-наклон в перед ,руки вверх 3-наклон к правой, руки вверх 4- И.п. IX. И.п.-ноги врозь ,руки на пояс 1-руки вверх 2-наклон ,руки вверх 3-упор присев, руки вперед 4-И.п X. И.п -руки вытянуты вперед 1-мах правой ,к левой руке 2-И.п. 3-мах левой, к правой руке 4-И.п.
| 3-6 раз
4-5раз
10-12 раз
3-4раза
10-12 раз
4-6 раз
6-7 раз
6-7раз
8-9 раз
10-12раз | М.П.И Показ «Руки прямые ,следим за осанкой!»
Рассказ «Спина прямая ,потянуться !»
Рассказ «Глубже наклон !»
Смешанный «Глубже наклон ,ноги не сгибать !»
Смешанный «Амплитуду увеличиваем постепенно!»
По разделениям «Глубже наклон ,ноги не сгибаем в коленях!»
Показ «Глубже выпад !»
Рассказ «Глубже наклон ,касаемся пола руками!»
Показ «Спина прямая ,следим за ЧД!»
Смешанный «Выше мах ,носки натянуть!»
|
4.ОРУ в парах для уроков гимнастики , игровых видов спорта, и контактных видов спорта
Упражнение | Показ | Кол-во пов-ний | Методические указания |
I. И. п. — стоя лицом друг к другу, держась за руки. 1. Руки через стороны вверх, левую назад. 2. И. п. 3-То же с другой ноги; 4-И.п. II. И. п. — стоя спиной друг другу, держась за руки. 1-Руки через стороны вверх , подняться на носки,вдох.2-И.п. 3-То же с другой ноги; 4-И.п. III.И.п.- стоя спиной друг к другу, руки внизу;Б держит А за кисти рук. 1-правая-левая нога на носок,руки в стороны. 2-3-Наклон в право,лево руки в стороны. 4-И.п.
IV.И.п.-стоя лицом друг к другу, ноги врозь, руки прямые на плечах партнера. 1—3 пружинистые наклоны влево . 4- И.п.
V.И.п.-стоя лицом друг к другу, ноги врозь, наклонившись вперед, руки на плечи. 1-Пружинящий наклон вперед 2- поворот на право. 3-4 то же в другую сторону
VI.И.п-стоя лицом друг к другу 1-3 А-пружинящие наклоны вперед, касаясь руками пола,Б-нажимая руками на лопаткиА, усиливает наклоны. 4- И.п. VII.И.п.- стоя спиной друг к другу, руки вверху 1-выпад левой вперед ,прогнуться 2- И.п. 3- выпад правой вперед ,прогнуться 4-И.п. VIII.И.п-стоя спиной друг к другу, зацепив руки под локти. 1-упор присев 2- И.п. 3-Упор присев 4-И.п.
1-мах левой ногой вправо-вперед 2-И.п. 3-то же с другой ноги 4-И.п.
X.И.п-сед ноги врозь, руки вперед в хват 1-8-круговые вращения влево 1-8 то же в обратном направлении
XI.И.п-стоя друг за другом; А –руки на пояс, Б-руки на плечи партнера. 1-4- прыжки на левой ,Б оказывает сопротивление. 5-8-прыжки на правой Б оказывает сопротивление. 1-8-прыжки на двух ногах Б оказывает сопротивление. XII.И.п-стоя спиной друг к другу, руки вверху,Б держит А за руки 1-Наклониться вперед, поднимая партнера на спину. 2- И.п. 3-4 то же. |
| 4-6 раз.
3-5 раз
5-6 раз
4-5 раз
5-7 раз
6-7 раз
7-8 раз
10 раз
10-12 раз
5-6 раз
10 раз
8-9 раз | Показ «Руки прямые!» «Потянуться вверх!»
Рассказ Упражнение выполняется с сопротивлением партнера.
Смешанный «Глубже наклон , носки натянуть !»
Показ «Глубже наклон, спина прямая !»
По разделениям «Глубже наклон, давим на плечи партнеру!»
Показ «Глубже наклон!»
Рассказ «Глубже выпад, руки прямые!»
Смешенный «Спина прямая!»
Показ «Носки натянуть ,мах выше!»
Рассказ «Мах амплитуда выполнения!»
Показ «При выполнении спина прямая!»
По разделениям «Руки прямые , расслабиться!» |
5.ОРУ с гантелями вес 1,2 или 3 кг. для уроков тяжелой атлетики , шейпинга
Упражнение | Количество раз | Методические указания |
I.И. п. -гантели в руках. 1-левую гантель в сторону-вверх; 2 -правую гантель в сторону-вверх; 3-левую гантель в сторону-вниз;
II.И. п. — гантели в стороны. 1 - согнуть гантели к плечам; 2 - и. п. 3- согнуть гантели к плечам; 4- и.п. III.И. п. - о. с. 1 - гантели вперед; 2 - гантели в стороны; 3 - гантели вверх; 4 -и. п. IV.И. п. - левую гантель вверх, правую вниз. 1 -левую гантель вниз, правую вверх; 2- левую гантель вверх, правую вниз. 3-4 то же. V.И. п. - гантели перед грудью. 1 - рывком гантели в стороны; 2-рывком гантели перед грудью. 3-4 то же. VI.И. п. - гантели вперед. 1-8 - круговые движения гантелями внутрь (8 раз); 1-8 круговые движения гантелями наружу (8 раз). VII.И. п. - о.с. 1 - присесть на носках, гантели вперед; 2 - и. п. 3-4 – то же VIII. И. п.-ноги врозь, стоя в наклоне вперед,-левую гантель вниз, правую вверх. 1-поворачивая туловище налево, левую гантель вверх, правую вниз; 2 - поворачивая туловище направо, правую гантель вверх, левую вниз («мельница»}. 3-4 то же. IX.И. п.- ноги врозь. 1-3-три пружинистых приседания на полной ступне гантели вперед. 4 - и. п. X.И.п. ноги врозь, гантели и стороны. 1- поворачивая туловище налево, левую гантель за спину, правую гантель у правого плеча; 2- то же, но поворачивая туловище направо («закручивание»). 3-4- то же. XI.И.п. -о.с. 1-согнуть гантели к плечам вперед; 2-развести локти в стороны; 3-разогнуть гантели в стороны; 4 - и. п. XII.И. п.- гантели и стороны, 1-согнуть левую руку за спину, правую за голову; 2- согнуть левую руку за голову, правую за спину. 3-4-то же XIII.И. п. -гантели в стороны. 1-8-8 малых кругов гантелями вперед; 1-8-8 малых кругов гантелями назад. XIV.И. п.- гантели в стороны. 1-6-6средних кругов гантелями вперед; 1-6-6среднихкругов гантелями назад. XV.И. п. - то же, 1-4-4 больших круга гантелями вперед; 1-4-4больших круга гантелями назад. XVI.И. п. - о. с. 1-гантели в стороны-вверх; 2-гантели в стороны-вниз в и. п. 3-4- то же. XVII.И. п. - гантели вперед; 1 - гантели в стороны; 2-движение вперед, скрестить руки, левая гантель сверху; 3 - гантели в стороны; 4-движение вперед, скрестить руки, правая гантель сверху. XVIII.И. п.- ноги врозь, гантели в стороны. 1-наклоняясь вперед, коснуться левой гантелью носка правой ноги; 2 -и. п; 3-наклоняясь вперед, коснуться правой гантелью носка левой ноги; 4-и. п. XIX.И. п. -о. с. 1- прыжком ноги врозь, гантели в стороны; 2 -прыжком в и. п. 3-4-то же XX.И. п. -ноги врозь, левую руку согнуть к плечу, правую вперед. 1-слегка поворачивая туловище налево, правой гантелью резкое движение вперед, левую согнуть; 2-слегка поворачивая туловище направо, левой гантелью резкое движение вперед, правую согнуть («бокс»). 3-4-то же. |
4-5 раз
5-6 раз
10-12 раз
8-9 раз
6-7 раз
5-6 раз
9-10 раз
7-8 раз
7-8раз
8-9раз
10-12 раз
10-12 раз
6-8раз
6-8 раз
8-10 раз
8-10 раз
6-7 раз
8-10 раз
6-7 раз
5-8 раз
|
«Руки прямые, следить за осанкой!»
«Следим за ЧД!»
«Руки в локтях не сгибать!»
«Руки прямые!»
«Спину закрепить!»
«Руки прямые!»
«Спина прямая!»
«Ноги в коленях не сгибать!»
«Спина прямая!»
«Спина прямая , амплитуду постепенно увеличивать!»
«Выполняем в полной координации!»
«Напрягите руки , закрепите спину!»
«Руки прямые!»
«Руки прямые!»
«Напрягите руки , закрепите спину!»
«Руки прямые!»
«Следим за ЧД!»
«Ноги прямые!»
«Руки параллельны полу!»
«Амплитуда движения минимальная ,постепенно увеличивая!» |
III Разнообразные способы и формы проведения ОРУ.
1.Разминка «День и ночь»
Проведение разминки игровым методом: игра «ДЕНЬ и НОЧЬ»,делим ребят на две команды одна «День» , другая «Ночь»,ребята стоят в 2 шеренге лицом друг к другу , но не исключено ,что можно для большего интереса поставить их спиной друг к другу на расстоянии двух шагов, на расстоянии 2,5м от каждой команды чертится линия (дом ),в который они должны будут спрятаться. По ходу выполнения упражнений ОРУ учитель называет неожиданно, то «День» , то «Ночь». Если к примеру он назвал «День», то «Ночь» должна убегать в дом ,а «День» ловить , и т.д. Побеждает команда которая больше наловила «улов» соперников. Игру проводим на каждое упражнения ОРУ.
2.Разминка по станциям.
Разминка производится по станциям, делим ребят по парам каждая пара выполняет свое задание по сигналу (начинает по сигналу заканчивает по сигналу ) , все переходят по часовой стрелке сменяя станцию за станцией. Разминка производится в среднем темпе , но следите за тем чтобы ребятам не было скучно от того что одни уже выполнили задания а другие его еще выполняют.
Примерные задания по станциям:
1-вращение головой
2-вращения во всех сегментах верхего-плечевого пояса
3 –наклоны в поясничном отделе (вправо ,влево , вперед ,назад)
4-вращение туловищем
5- махи ног
6 - выпады
7- перекаты с одной ноги на другую
8- приседания
9-прыжки на двух ногах с продвижение вперед
10-махи прямых ног назад с продвижение вперед
11-махи прямых ног в стороны с продвижение вперед
12-бег с высоким подниманием бедра
13-захлестом голени
14-подскоки с ноги на ногу.
Данную разминку можно применять на различных уроках с применением тех элементов которые будут в основной части урока задействованы.
3.Разминка-«Круговышебалы»
Разминка –игра ,делим ребят на две команды , команду А ставим по кругу , по порядку , команду Б в круг , расставляем так чтобы они не мешали друг другу , рядом с капитаном команды кладем мяч . Ребята выполняют разминочные упражнения по сигналу(хлопок , свисток, и т.д.) капитан команды вводит в игру мяч , выбивая игроков команды Б , игроки команды Б пытаются скрыться в хаотическом движении , при этом из круга выходить нельзя , те кто выйдет автоматически выбывает из игры , тех кого выбили так же выходят из игры , выбивание длится минуту или больше это решает преподаватель, но время выбивания должно быть для двух команд одинаковым , количество выбитых командой А-это очки команды , далее команды меняются А находится в кругу , Б снаружи круга .
Правила игры: нельзя выходить за круг команде которую выбивают, нельзя кидать мяч в игроков выше пояса, мяч бросается строго в ноги ,необходимо точно фиксировать количество выбитых команды А,Б , чтобы не возникало спорных моментов.
4.Разминка «Эстафета командой»
Эту эстафету можно проводить как соревновательным методом , так и проходным способом для всей группы.
Если эстафета будет проводится соревновательным методом, то необходимо ребят поделить на команды , и каждая команда будет проходить эстафету на время с включением секундомера на старте и выключении на финише. Побеждает команда которая выполнит эстафету за минимальное количество времени.
На каждую команду нужно будет завести лист учета не правильного или плохого выполнения прохождения станций со всеми штрафными санкциями и наказаниями (например: прибавлять время).
Эстафета :
1.Перемахи ног
2.Прыжки через баллоны
3.Рукоход
4.Змейка на шведской лестнице
5.Переправа на канате
6.Скрестный перехват в висе
7.Переправа в упоре на руках.
8.Прыжки в мешках
9.Переправа на стульях
5.Разминка «В кругу»
Данная разминка проводится с построением ребят по кругу , но изюминка данного ОРУ в том что каждый из ребят делегирует по одному упражнению с соблюдением принципа с верху в низ , данная разминка дает учащимся быть на уроке более значимым , а так же дает навыки при самостоятельном выполнении УГГ.
6.Разминка игровая «Перетяни»
Делим ребят на две команды строим в две шеренги друг на против друга ,между командами чертим линию. Идет объяснение и выполнение упражнения , по сигналу ,учащиеся двух соревнующихся команд на вытянутой руке по парам стараются перетянуть друг друга через линию , в каждом состязании считаются количество перетянутых учащихся, команда которая перетянула больше ребят за линию присуждается 1 бал , побеждает та команда которая наберет больше балов.
7.Разминка «Номера»
Делим ребят на две команды строим в две шеренги друг на против друга , каждому участнику в команде дается порядковый номер , а так же команде назначается условное место ( обруч), где выполняются задания преподавателя(например: принять упор присев), задание дается перед каждым упражнением ОРУ. Выполняется ОРУ упражнения, внезапно преподаватель называет любой номер , ученик номер которого назвали выполняет бег в назначенное место и выполняет задание , побеждает команда в которой будет больше побед после каждого задания.
8.Разминка «Задания командами»
Делим ребят на две команды строим в две шеренги друг на против друга. Выполняется ОРУ упражнения, внезапно преподаватель подает сигнал (свисток, хлопок и т.д) учащиеся командой должны переправится против часовой стрелки , выстроится в шеренгу , команда которая выполнит быстрее задания получает 1 балл, побеждает команда в которой будет больше побед после каждого задания.
Перед каждым упражнением можно давать задания командам разного характера например :
-переправиться всей командой взявшись за руки
-переправиться всей командой прыжками
-переправиться всей командой гусиным шагом
-переправиться командой змейкой, через свою команду
-переправиться всей командой «тараканчиком»
-переправится всей командой спиной вперед.
9.Разминка «Эстафета»
Разделить ребят на команды по физ. Подготовке, провести эстафету ,при этом следить за правильностью выполнения заданий .побеждает та команда которая набирает больше побед.
Примерные задания к эстафете:
1.Туда и обратно обычным бегом;
2.Бег спиной по направлению - назад обычным бегом;
3.Прыжки на правой - назад на левой;
4.Бег со скакалкой;
5.Бег в обручи по парам;
6.Бег с несением теннисного шара на теннисной ракетке
7.Добежать до стойки, выполнить 10 прыжков на скакалке и вернуться
8.Бег в мешках;
9.Бег тараканов;
10.Бег с ведением, бросок в кольцо - за попадание + 1 бал
11.Кенгуру с мячом
12.Чехорда
13.Ведение баскетбольного мяча .
14. Цепочка.
10.Разминка «Игровая»
Разминка проводится соревновательным методом ,ребят делят на две команды и проводят разного рода игры ,игр может быть 3-6 в зависимости от того как вам нужно подготовить организм учащихся к основной части урока.
Примерные игры:
1Круговышебалы
2.Вьюн
3.Пятнашки
4.10 передач
5.Чехорда
6.Перетягивание каната
7.Кошки мышки
IV Игры на внимание в водной части урока.
Для более интересного проведения урока еще можно использовать в начале урока- игры на внимания , данный вид способствует настрою на работу, и позитивному настроению учащихся.
Игра на внимание «Светофор»
Ход игры: учащиеся стоят в строю, учитель дает 3 строевых упражнения и 3 цвета, когда он будет говорить тот или иной цвет, ребята должны выполнять одно из упражнений ,например:
-Зеленый- направо
-Красный- кругом
-Желтый- налево
Кто ошибается делает шаг вперед ,но продолжает игру, победителем будет тот кто не разу не делал ошибок и остался на своем месте на протяжении всей игры.
Игра на внимание «Минутка»
Ход игры: учащиеся стоят в строю, учитель засекает время и предупреждает ребят о запуске времени , ребята с закрытыми глазами должны отсчитать ровно 60 секунд (минуту) , кто отсчитал делает шаг вперед, победителем становится тот учащийся, который оказался более близок и точен в подсчете времени.
Игра на внимание «Группа, смирно!»
Играющие стоят в строю в полушаге друг от друга лицом к руководителю, который подает команды и одновременно выполняет несложные упражнения. Все участники должны повторять за ним упражнения, если перед командой преподаватель произносит слово «группа».
Если же он этого слова не сказал, то занимающиеся стоят неподвижно. Нарушившие это правило или невыполнившие правильную команду делаю небольшой шаг вперед из строя и продолжают играть. Игра длится 3-4 минуты. После её окончания, лишь самые внимательные остаются в строю.
Примерный набор команд для игры таков: «Равняйсь», «Смирно!», «Руки вперед!», «Сжать в кулаки!», «Разжать!», «Присесть!», «Встать!», «На место шагом – марш!», «Налево!», «Правую поднять!» и др.
Игра на внимание «Минутка»
Занимающиеся после интенсивной работы спокойно идут друг за другом, стараясь успокоить дыхание и снять возбуждение. По сигналу (хлопку) руководителя каждый игрок начинает отсчет времени. Ровно через 1 минуту игроки должны остановиться.
Руководитель внимательно следит за секундомером и играющими. Когда все игроки остановятся, он указывает на тех, кто наиболее точно выполнил задание.
Во время упражнения не следует обращать внимание на других занимающихся. Полагаться надо на собственное чувство времени.
Игра на внимание «Запрещенное движение»
Играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Руководитель находится перед ними. Он называет и повторяет ряд движений (типа зарядки), которые все играющие должны выполнить вслед за ним.
Перед игрой условливаются об одном или двух «запрещенных движениях», которые занимающиеся делать не должны (например, «Руки на пояс», «Наклон вперед» и т.п.). кто ошибется и выполнит вслед за руководителем запрещенное движение, должен сделать шаг вперед. Совершивший три ошибки выбывает из игры.
Игру можно проводить в разминке, между несколькими командами, когда участники стоят в колоннах.
Игра на внимания «Передача»
Играющие садятся друг на против друга , передачу выполняют зигзагом , сначала вводятся два мяча постепенно количество мячей увеличивается , игра способствует переключению с одной работы на другую, развивает внимательность и укрепляет мышцы рук.
Заключение
В данной работе мы хотели поделиться опытом и идеями, чтобы помочь преподавателям физической культуры более интересно и качественно проводить урок физической культуры.
Ведь 21 век -это век технологий и век гиподинамии , очень сложно заинтересовать и заставить ребят заниматься спортом , если уже мышцы являются атрофированными и имеются застойные явления , так как шлаки не выходят, а способствуют угнетению ЦНС и у детей появляется вялость, пассивность, сонливость и усталость.
Если преподаватель физической культуры будет подходить к разработке ОРУ и урока в целом с творчеством ,то он обязательно пробудит интерес к занятиям , а ведь по физиологии мы все знаем, что существует такое понятие как «радость мышц», данное явление возникает когда идет привыкание к физической нагрузке и мышцы начинают требовать от человека все большей физической работы.
Движение это жизнь ,человек становится работоспособным, бодрым и активным, ведь именно эта задача в первую очередь стоит у каждого преподавателя ФВ.
Данный сборник это лишь малая часть того, что можно применить и использовать , это пособие есть помощник при составлении учителями разминок , комбинируя и собирая в одно целое ,добавляя и убирая по средствам оснащенности зала и опыта разработать свое видение проведения ОРУ.
Мы желаем творчества каждому преподавателю, который будет использоваться наше небольшое пособие, в добрый путь друзья!!!
1. Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Гимнастика. – М.: Академия, 2001.
2. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. Учебник для факультетов ФК. – СПб: РГПУ им. Герцена, 1998.
3. Попов Э.М. Гимнастика. Конспект лекций для студентов специальности 022300 «Физическая культура и спорт». – Тула: Шар, 2000.
4. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физкультуры. – М.: ФиС, 1987.
5. Укран М.Л., Шлемин А.М. Гимнастика. Учебник для институтов физкультуры. – М.: ФиС, 1969.
6. Шлемин А.М., Брыкин А.Т. Гимнастика. Учебник для институтов физкультуры. – М.: ФиС, 1979.
21