Математика
в географии:
сборник задач
Методическое пособие для учителей
географии и математики
Составитель:
Бражник Ольга Павловна
учитель географии МКОУ СОШ №20,
с. Новая Деревня, Кочубеевского района,
Ставропольского края
Аннотация
В данном сборнике собраны наиболее популярные в географии задачи, иллюстрирующие процессы, происходящие в географической оболочке. Данные задачи решаются путем применения математических расчетов и приемов, таких как: составление пропорции, умение составлять и применять математические формулы, знание величин измерения и перевод одних единиц измерения в другие, и др. Данные задачи иллюстрируют основные географические процессы и явления, происходящие в географической оболочке, показывают тесную взаимосвязь двух наук: географии и математики. Помогают вспомнить и закрепить математические навыки и умения обучающихся, подготовиться к сдаче итоговой аттестации по предметам география и математика.
Введение
Математика и география — это части глобальной науки естествознания. Рассматривая историю формирования математики и географии, мы пришли к выводу о том, что эти науки зародились еще до нашей эры как отдельные области человеческого знания. Изначально они развивались параллельно, независимо друг от друга. Но накопленные знания в этих науках требовали единого языка, который бы позволял не только формулировать, но и транслировать приобретенные в процессе развития наук познания. Язык должен был быть четким и лаконичным, точно описывающим процессы, происходящие в природе. Таким языком оказалась математика. Сегодня мы говорим, что математика является универсальным языком не только географии, но и всех естественных наук. В географии математика встречается повсеместно: в определении масштаба и масштабировании, измерении географических объектов (высота гор, гидрологические исследования), определении и расчете демографических показателей, при обозначении географических координат, в ориентировании (азимут) и др.
Рост численности населения земного шара, строительство новых населенных пунктов, создание антропогенных ландшафтов, открытие и осваивание новых земель, - все это требовало применения математики в географии. Увеличившиеся географические знания необходимо было систематизировать, именно тогда и сливаются две величайшие науки: география и математика.
Рассматривая этапы развития математики и географии, мы пришли к выводу, что первый опыт слияния этих наук произошел во времена Древней Греции. Родоначальниками данного эксперимента стали древнегреческие ученые Фалес Милетский, Эратосфен, Аристотель, Пифагор, Геродот. В древности математическая география описывала и вычисляла параметры Земли как планеты, проводился расчет ее форм и размеров. Зародился картографический метод описания Земли, создавались первые карты, в частности, на карте Эратосфена, мы уже видим элементы градусной сети - меридианы и параллели.
Картографический метод описания Земли требует определенного лаконичного языка и точности, вот здесь на помощь людям приходит математика.
Для изображения географических объектов на карте применяется масштаб. Масштаб был придуман ещё до нашей эры Евклидом.
В темные (средние) века математика, как и география, испытывает определенный застой в своем развитии. Догмы церкви отвергают большинство естественных наук как средство познания окружающего мира. Но! Приближаясь к эпохе Великих географических открытий, эти науки опять тесно переплетаются между собой в навигации, картографии и топографии.
В XIX веке математические методы в географии получают широкое развитие в таких отраслях географии, как климатология и гидрология. Постоянно разрастающаяся сеть гидрометрических и гидрометеорологических станций собирала и собирает сейчас огромное количество данных, которые характеризуют явления, переменные и в пространстве, и во времени. Их обработка требует расчёта средних, модальных, средне-экстремальных величин, частот, амплитуд и т. д., т. е. обусловила внедрение в физическую географию методов математической статистики, ставших одним из важнейших инструментов познания физико – географических процессов.
Наиболее полное слияние наук происходит в XX веке, когда появляется научная основа применения математики в географии. Именно в это время появляется насущная необходимость применения количественных методов анализа, технических средств обработки данных. Математические методы в географии начинают использоваться как одно из важных средств логической систематизации эмпирического материала (количественных и качественных данных), как способ выявления и отображения количественных зависимостей в исследуемых объектах, а также как особенные формы идеализации и аналогии. В результате чего появляется возможность анализировать объекты, формирующиеся под действием разнообразных факторов, в том числе случайных, все из которых невозможно выделить, выучить и учесть.
Использование более точных, по сравнению с описательными методами в географии, математических средств познания, позволяет получить более четкий анализ эмпирического материала, эмпирической проверки гипотез, теорий, законов. Все это дает возможность исследовать самые разнообразные вопросы, находить более точные решения, а также оценивать меру достоверности суждений об исследуемых географических объектах и явлениях. Тем самым осуществляется переход от интуитивных представлений опоследних к логически обоснованным конструкциям, которые поддаются строгой и объективной проверке их соответствия реалиям.
Применение средств математической статистики позволяет решать следующие задачи:
1) идентификации, группировки, классификации объектов на основе оценки средних значений;
2) выделения методом главных компонентов наиболее информативных признаков группы;
3) оценка корреляционных связей между признаками для обеспечения возможности прогнозирования неизвестных значений свойств географических объектов по совокупности значений известных признаков.
Применение математических методов в географии, в том числе и в физической, изначально определяется запросами практики. Растет количество отраслей хозяйства, нуждающихся в географических материалах. Без географических данных, отражающих условия и ресурсы производства, на современном этапе развития общества не могут обходиться сельское, лесное, рыбное, охотничье хозяйства, горнодобывающая промышленность, транспорт, строительство и др. Этим отраслям для нормального функционирования необходима оценка благоприятных и неблагоприятных воздействий среды, характеристика многочисленных природных параметров, таких как: морфометрические характеристики рельефа, анализ запасов и прирост естественных ресурсов, их качество, расположение, метеорологические данные, гидрологические данные водных объектов и др. При этом характеристики географических объектов должны давать глубокий анализ процессов, происходящих в геосферах, и прогноз их развития, а не носить описательный характер. Содержать в своей основе четкий количественный анализ, дающий оценку, как общему, так и частному состоянию географических объектов, содержать в себе элементы прогнозирования.
Сегодня большим спросом пользуется и процесс моделирования, в том числе и природных явлений. Такой метод позволяет не только качественному анализу географических объектов, но и применяется при решении практических задач, например, при постройке гидросооружений. Строительство таких объектов требует получения количественных показателей поведения еще не созданного сооружения на основании поведения его модели. С этой целью была разработана теория подобия. В настоящее время она охватывает процессы движения жидкостей и газов в неразмываемом русле, деформации горных пород, а также теорию термодинамических и электрических моделей.
И наша жизнь не стоит на месте. Техногенная цивилизация развивается значительными темпами, растет поток информации, в том числе и географической. На помощь человеку пришли компьютеры. Планета изучается географами не в многолетних опасных плаваниях и путешествиях, а с космических кораблей. Огромное количество промышленных предприятий интенсивно влияет на окружающую среду, географическую оболочку планеты. Чтобы разобраться во всех этих процессах, нужно наблюдать и понимать, как развивается эта большая система природа-человек и как нам надо жить, чтобы все не испортить. И сейчас на помощь географии также приходит математика, только расчеты стали сложнее, а решение находятся гораздо быстрее, ведь у человека в руках столько технических новинок.
Значение математики для географии, как одной из составляющих естествознания, очень велико. Математика предопределяет большинство законов природы, являясь универсальным языком, помогающим исследовать не только географическую оболочку, но и целую Вселенную. Именно зародившиеся в математике, как фундаментальной науке, системы различных методов помогают развитию географии в различных направлениях. Применение математических методов в географии огромно, что и было представлено в вышеуказанных примерах. Математика – это наука, помогающая другим научным дисциплинам. Математика – это язык развития предметных дисциплин естествознания. Математика – это скопление методов исследования различных наук. Математика применяется всеми естественными науками в большей мере.
-
Взаимосвязь математики и географии
Структура взаимосвязей обучающих задач в математике и географии.
-
Т
ема: План и карта
2.1 Задачи по теме «Масштаб»
В заданиях 1-3 выберите правильный ответ:
1) Если численный масштаб указан 1:100 000, то это означает что:
а) в 1 см – 100 000 км;
б) в 1 см – 1 000 км;
в) в 1 см 1 км.
2) Если именованный масштаб – в 1 см 50 км, то численный масштаб будет:
а) 1:50;
б) 1:500 000;
в) 1:5 000 000.
3) Переведите именованный масштаб в численный:
а) в 1 см – 20 км;
б) в 1 см – 150 км;
в) в 1 см – 2 км;
г) в 1 см – 18 м.
Решите задачи 4-5:
4) Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе
1:10 000 000; 1:2 000000.
5) Чему будет соответствовать на местности расстояние 2мм на карте масштаба 1:50000?
2.2 Задачи по теме «Азимут»
В заданиях 6-8 выберите правильный ответ:
-
Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270° ?
а) север;
б) юг;
в) запад;
г) восток.
7) Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?
а)45°
б) 135°
в)225°
г)315°.
8) Группа туристов двигалась сначала по азимуту90°. Затем их дорога свернула вправо на 45°. В каком направлении пошли туристы?
а) Ю-В;
б) С-В;
в) С-З;
г) Ю-З.
Решите задачи 9-10:
9) Нарисуйте фигуру в масштабе 1: 10000 (в 1 см -100м), используя следующие данные:
а) направление (Н)-СВ, расстояние (Р) = 300м, азимут(А)= ?
б) Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
в) Н - З, Р=400м, А= ?
г) Н - Ю, Р=500м, А= ?
д) Н - В, Р=400м, А= ?
е) Н-С, Р=500м, А= ?
10) Туристы наметили такой маршрут: из пункта А, 35°с.ш. решили пойти на север 555 км, затем на восток – 555 км, потом на юг – 555 км и далее на запад – 555 км. Вопрос: вернутся ли туристы в пункт А?
-
Задачи на определение расстояний по карте при помощи линейки, градусной сетки, циркуля, курвиметра
Для решения задач 11 – 13используйте карту (рисунок 1).
-
1
1) Масштаб карты 1:10000 или в 1 см 100 м; размах циркуля – 4 мм. Определите длину реки.
-
При помощи линейки определите расстояние от точки А до точки В.
-
В квадрате километровой сетки помещается 20 делений шкалы курвиметра. Какой длины будет ручеек, если на курвиметре 16 делений.
Рис. 1. Топографический план
-
Определить расстояние между городами Вашингтон (75°з.д.) и Анкара (33°в.д.) в градусах и километрах (оба города расположены ближе к 40°с.ш., где 1° равен примерно 85,4 км).
-
Определить расстояние в градусах и километрах между крайними южной (м. Игольный) и северной (м. Рас-Энгела) точками Африки.
-
Т
ема: Земля как планета
Для решения задач 16-19 используй данные из таблиц 1, 2.
Таблица 1. Угловая скорость вращения Земли вокруг своей оси
Время | 1 час | 4 мин | 1 мин | 40сек | 20сек | 4сек | 1 сек |
угол | 15° | 1° | 15° | 10° | 5° | 1° | 15° |
Таблица 2
Точка | Географические координаты |
Широта | Долгота |
А | 54° с. ш. | 55° в. д. |
Б | 54° с. ш. | 63° в. д. |
В | 54° с. ш. | 70° в. д. |
Г | 54° с. ш. | 80° в. д. |
-
В том месте в Северном полушарии, где находится корабль, Солнце находится в полдень под углом 53,5º. В этот же день Солнце находится в зените над параллелью 12.3ºс.ш. На какой широте находится корабль?
-
Определите координаты пункта, если известно, что он находится в северном полушарии, высота Солнца над горизонтом 58°20´, дата – 22 июня.
-
Определить координаты пункта, если известно, что пункт расположен в северном полушарии. Когда Солнце стоит в зените на 13°с.ш., в этом пункте высота Солнца над горизонтом 58°20´. Местное время отстает от местного времени г.Москва (долгота 37°30´в.д.) на 16 мин 20 сек.
-
Географические координаты точек А, Б, В и Г показаны в таблице 2. Определите, в какой из точек 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 8 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Ход ваших рассуждений запишите.
-
Используя карту на рисунке 2, определите, в какой из точек, обозначенных буквами на карте, 10 мая Солнце раньше всего по времени Г
ринвичского меридиана поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.
Рисунок 2
-
Используя карту на рисунке 3, определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Ход ваших рас-
Рисунок 3 суждений запишите.
-
Т
ема: Природа Земли
Решите задачи 22-28:
-
Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = +8˚С, а глубина шахты 750 м.
-
Определите глубину шахты, если температура у поверхности + 24˚ С, а на глубине + 34˚С.
-
Определить падение и уклон реки Волга, если известно, что длина реки равна 3531 км.
-
Вычислить уклон реки Лена на отрезке от устья Витима до устья Олекмы при длине отрезка 627 км.
-
Вычислите, на какой высоте находится исток Енисея, если его уклон составляет 37 см/км.
-
Сколько граммов соли различных веществ можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18 промилле? Во сколько раз меньше будет ее количество, чем из 1 тонны воды Красного моря, соленость которого 42 промилле?
-
Используя данные таблицы 3, постройте график изменения температуры вод Мирового океана. Какой вывод можно сделать?
Таблица 3. Изменение температуры вод Мирового океана с глубиной
Глубина | Температура |
0 м | +16°С |
200 м | +15,5°С |
1000 м | +3,8°С |
2000 м | +3,1°С |
3000 м | +2,8°С |
-
Т
ема: Поясное время
Решите задачи 29-37:
-
Определите время в Якутске и в Магадане, если в Москве 12.00 часов.
-
Определите местное время на 30 в.д. и 30 з.д., если на нулевом меридиане 12.00 часов.
-
Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолет в Ростове-на- Дону (II часовой пояс), вылетевший из Якутска (VIII часовой пояс) в 12 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
-
Иван из Брянска (2-й часовой пояс) хочет поздравить своего друга из Южно-Сахалинска (10-й часовой пояс) с Новым годом ровно в полночь по времени Южно-Сахалинска. Во сколько он должен звонить по времени Брянска?
-
Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
-
Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
-
Рассчитайте поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10.00 часов.
-
Определите время во Владивостоке, если в Москве 12.00 часов.
-
Определите поясное время в Хабаровске, если в Челябинске 07.00 часов.
-
Тема: Климат Земли
6.1. Температура
Решите задачи 38-46:
-
На какую высоты поднялся самолет, если за его бортом температура - 30˚С, а у поверхности Земли + 12˚С?
-
Какова высота горы, если у ее подножья температура + 26˚С, а на вершине - 10˚С?
-
Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножья она составляет + 36˚С, высота Памира 6 км.
-
На высоте 8 км температура равна -18˚С. Какова в это время температура у поверхности?
-
Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10500м, если температура воздуха у земной поверхности +20˚С.
-
Будет ли лежать снег на вершине:
а) горы Килиманджаро (высота5895 м), если температура воздуха у ее подножья + 25˚С;
б) горы Косцюшко Большого Водораздельного хребта (2228 м), если температура воздуха у подножья летом +23-25˚С, а зимой -17˚С?
44) Используя текст учебника (пункт «Средние суточные температуры воздуха») и данные задания, вычислите среднюю температуру воздуха:
6 ч. - 5°С; | 14ч. - 20°С; |
12ч. - 24°С; | 18ч. -18°С; |
20 ч. - 10°С. | |
-
Определите амплитуду колебания воздуха:
Лето | + 32°С (д); + 20° С (н); А = ? |
Зима | - 24°С (д); -30°С (н); А = ? |
Март | +12°С (д); - 5°С (н); А = ? |
-
Вычислите среднюю температуру воздуха:
1 ч – (-10°С); | 13 ч – (+5°С); |
7 ч – (- 5° С); | 19 ч – (0°С). |
6.2. Атмосферное давление
Решите задачи 47-49:
47) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт. ст?
48) На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт. ст.
Каково давление у подножья?
49) На дне карьера барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст., у поверхности земли — 760 мм рт. ст. Найти глубину карьера.
6.3. Влажность воздуха
Пользуясь данными таблицы 4, решите задачи 50-51:
Температура, С | –10 | –5 | 0 | +10 | +20 | +30 | ++40 |
Содержание водяного пара в 1 м³ воздуха | 2,5 | 3 | 5 | 9,5 | 17 | 30 | 51 |
50) Определи абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре + 20°С равна 50%.
51) 1 м³ воздуха имеет температуру + 10°С и содержит 6 г воды. Является ли такой воздух насыщенным?
-
Тема: Население Земли. Демография
-
Плотность населения
Решите задачи 52-54:
-
Численность населения Албании на 01.01.92г. была 3 189 тыс. человек. Площадь – 28,7 тыс. кв. км. За 1992-1997гг. естественный прирост составил 431тыс. человек. Внешняя миграция составила 480 тыс. человек, из них эмигрировало 320 тыс. человек. Внутренняя миграция – 730 тыс. человек. Рассчитать плотность населения Албании за 1997год.
-
Определите численность населения региона, площадь которого 100 тыс. км², если плотность сельского населения в его пределах 20 чел. на 1 км2 и его доля составляет 40% от общей численности (площадью городских поселений пренебречь).
-
Высчитайте плотность населения республики Башкортостан, если площадь – 143 тыс. км², численность населения составляет 4065 тыс. чел.
-
Воспроизводство населения
Решите задачи 55-59:
-
Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн. чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.
-
Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500 тыс. чел., в течение года умерло 12 тыс. чел, а рождаемость составила 10‰.
-
Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3500тыс. чел., рождаемость составила 10‰, а смертность – 8‰?
-
Используя данные таблицы 5, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Таблица 5. Численность и естественный прирост населения Пермского края
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Численность постоянного населения на1 января, человек | 2 641 016 | 2 633 550 | 2 631 073 |
Среднегодовая численность населения, человек | 2 637 570 | 2 632 312 | 2 633 176 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –3067 | –1670 | 1478 |
-
Пользуясь данными таблицы 6, рассчитайте показатель естественного прироста населения за год одной из африканских стран.
Таблица 6
Год | Рождаемость, на 1 тыс. чел. | Смертность, на 1 тыс. чел. | Эмиграция, тыс. чел | Иммиграция, тыс. чел. | Население, тыс. чел. |
2006 | 23 | 18 | 10 | 15 | 300 |
-
Миграционные процессы
-
Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн. человек, в конце года – 11,5 млн. человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.
-
Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн. человек, в конце года – 6,2млн. человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.
-
Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7млн. чел., в конце года – 8,5млн. чел., а естественный прирост населения за год составил 26‰.
-
Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность 800 человек, количество выбывших – 1200 человек, количество прибывших – 700.
64) Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживало 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек
Тема 8 Отрасли хозяйства
Решите задачи 65-73:
65) Металлургический комбинат имеет годовую мощность 200 тыс. т чугуна. Определите, какими должны быть разведанные запасы месторождения железной руды, чтобы обеспечить работу этого комбината в течение ближайших 30 лет при следующих условиях:
а) при добыче и обогащении теряется 25% руды;
б) содержание железа в руде достигает 40 %.
66) Оскольский металлургический комбинат имеет мощность 3,5 млн. т стали. Какое количество железной руды (с содержанием железа 40%) приходится завозить на комбинат?
67) Определите, какое количество условного топлива позволяет сэкономить за год Ленинградская АЭС мощностью 4 млн. кВт при удельном расходе топлива на 1 кВт/ч в 320 г у. т. Стоимость топлива 2 руб. за 1 кг у. т. Время работы электростанции за год 6800 часов.
68) Какой мощности должна быть ТЭС, заменившая Чернобыльскую АЭС, если ее мощность – 3 млн. кВт, а время работы ее в течение года составила 7000 ч, а время работы ТЭС – 6000 ч. Удельный расход топлива на 1 кВт/ч электроэнергии – 333год.
69) Рассчитайте, с какой площади необходимо собрать подсолнечник, чтобы произвести 20 т масла, то есть такое её количество, которое добывают из одного синего кита. Взять средний урожай подсолнечника 12 ц с гектара и предположить, что выход масла составляет 36%.
70) В течение рабочего дня человек может выровнять 200 м² земли, а при помощи бульдозера за это время можно выровнять площадь в 6 га. Сколько рабочих заменит бульдозер?
71) Выбрав необходимые данные из таблицы 7, определите ресурсообеспеченность Саудовской Аравии нефтью.
Таблица 7
Показатель | Саудовская Аравия |
Площадь, млн км² | 2,15 |
Население, млн чел | 22,1 |
Разведанные запасы нефти, млрд т | 35,0 |
Ежегодная добыча нефти, млн т | 455,0 |
Мощность нефтеперерабатывающих заводов, млн т / год | 80,0 |
72) Канавокопательная машина за рабочий день – 7 часов выкапывает канаву глубиной 2 м, шириной 80 см и длиной 120 м. сколько кубических метров земли выбрасывает канавокопательная машина в среднем за 1 час? Сколько землекопов заменяет такая машина, если норма на одного землекопа в день в мягком грунте составляет 4 м³?
-
Высчитайте с точностью до 1 тонны массу грунта. Который вырыли землекопы при строительстве оборонительного рва на Красной площади, если известно, что ров был длиной 541,2 м, глубиной – 8,5 м, шириной – 36,4 м, а масса 1 куб. грунта – 2,5 т.
Тема 9 Задачи повышенной сложности
Решите задачи 74 - 91:
-
Поднятие Карпат происходит со скоростью 1-2см в год. Сколько лет понадобилось горам, чтобы достичь теперешней высоты?
-
Разница во времени между крайними западной и восточной точками Украины составляет 1час 12минут. Докажите математически, какое расстояние по градусной сетке между этими точками. Западная точка – ст. Чоп – 22о08` в.д.; Восточная точка – Красная Звезда – 40о13` в.д.
-
Расстояние между двумя селами на плане, масштаб которого 1:300 000, составляет 22см. Каким будет это расстояние на плане с масштабом.
-
Москва и Аддис-Аббеба находятся на одном меридиане. Определите расстояние между ними. 1о дуги меридиана соответствует 111км.
-
Определите расстояние между двумя столицами: Украины и Египта в градусах и километрах, используя только картографическую сетку.
-
В каком городе и на сколько минут Солнце восходит раньше – в Харькове или во Львове. Объясните свои расчеты.
-
В каком городе и на сколько минут Солнце заходит позднее – в Киеве или во Львове. Объяснить свои расчеты.
-
Определить площадь острова Рудольфа, который расположен между 81,7о и 81,9о с.ш. и 58о и 59,2о в.д. Форма острова почти прямоугольная.
-
Площадь основных водохранилищ Украины равна 7400 км2. Определите, какую часть они занимают от всей площади Украины.
-
Плодовый сад на плане 1:10000 имеет форму прямоугольника со сторонами 97 мм и 63,5 мм. Определите площадь сада на местности.
-
Расстояние по экватору от нулевого до десятого меридиана по карте мира составляет 5см. Определите масштаб карты. Записать его в виде числового и именованного.
-
Расстояние между двумя селами на плане, масштаб которого 1:400000, составляет 17см. Каким будет это расстояние на плане с масштабом.
-
Точка А в Африке расположена ниже уровня океана на 133м, а относительная высота между точками 6028м. Определите абсолютную высоту точки В. назовите эти точки Африки.
-
Самолет вылетел с места, координаты которого 50 с.ш. 30 в.д., и приземлился в месте с координатами 60 с.ш. и 30 в.д. Определите расстояние между местами вылета и приземлением самолета.
-
Территория смешанного леса на плане масштаба 1:5000 имеет форму прямоугольника со сторонами 4,5 и 6 см. А хвойный лес на плане масштаба 1:2500 имеет форму квадрата со сторонами 8 см. Какой лес - смешанный или хвойный - имеет на местности большую площадь и на сколько?
-
Вычислите высоту одного из крупнейших барханов Западной Сахары, если известно, что крутизна его подветренного склона 30°, а длина - 200 м.
-
Определите среднюю ширину бассейна Амазонки, если его площадь равна 7,2 млн км2, а длина - 6,5 тыс. км.
-
Определите, как изменится уровень Мирового океана, когда растает лед толщиной 3,5 м на площади 55 млн км2.
-
На карте с масштабом 1:10 000 площадь острова 2 кв.см. Какова площадь данного острова в действительности?
-
Измерив, расстояние от Москвы до Благовещенска по карте и, используя масштаб, вычислить расстояние между данными городами. Приняв скорость движения самолета в 720 км/ч, определить время его полета.
-
Вычислите площадь Скородома, зная, что суммарная площадь трех указанных частей Москвы составляет 625/1878 от площади столицы в границах Скородома.
Заключение
В данном сборнике на примере конкретных задач представлены доказательства тому, что математика и география науки неразрывно связаны друг с другом. И сегодня, в наше высокотехнологичное время, география и математика продолжают совместно работать на благо человечества.
Если бы математика тесно не сотрудничала с географией, география вообще как наука не смогла бы развиваться.
Доказательствами к этому являются такие факты:
-
часть географических терминов позаимствована из математики;
-
для описания и доказательства процессов и явлений, происходящих в географической оболочке, используются простейшие основы математики, математического анализа и моделирования;
-
все законы в естественных науках, в том числе и в географии, сформировались благодаря математике.
Таким образом, математика и география имеют между собой «особые отношения».
Но всё же, математика – царица всех наук – доминирует над всеми остальными предметами, в частности, и над географией. Этим она подтверждает своё особое положение среди всех наук, известных миру.
Список использованной литературы
Электронные ресурсы:
-
Население России. Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
-
Россия. Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
-
Решение расчетных задач по географии. [Электронный ресурс] – URL : https://pandia.ru/text/
-
Сборник «Решение географических задач» [Электронный ресурс]
-
– URL : https://infourok.ru/sbornik-zadach-po-geografii-klass-2985716.html
-
Статья «Как появилась математика: основы и история развития науки. Роль математики в жизни и интересные факты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/400486/kak-poyavilas-matematika-osnovyi-i-istoriya-razvitiya-nauki-rol-matematiki-v-jizni-i-interesnyie-faktyi
-
Совенко В.В. Образцы решения типовых задач по географии [Электронный ресурс] – URL : http://www.e-osnova.ru/