СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для учителей музыки, изобразительного искусства и хореографии по подготовке и проведению уроков искусств.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие будет полезно преподавателям ИЗО,музыки, хореографии

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителей музыки, изобразительного искусства и хореографии по подготовке и проведению уроков искусств.»


Методическое пособие для учителей музыки, изобразительного искусства и хореографии по подготовке и проведению уроков искусств.


Тенденция к определению возможности синтеза искусств нашла отражение в работах Л.С. Выготского, В.В. Ванслова, А.И. Бурова, М.С. Когана, Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, У.Ю. Фохта-Бабушкина, Б.П. Юсова и других ученых. Они отмечают синтетический характер детского творчества, стремление ребенка одновременно к нескольким видам искусств, особенно в младшем возрасте. Отмечено, что воссоздание видимого и слышимого мира образов носит целостный, нерасчлененный на отдельные составные части процесс. Увидеть музыку, понять движение, уловить, почувствовать настроение, мысленно представить себе художественный образ - в этом выражается формирование культуры чувственного восприятия и образного мышления средствами искусств. Созданный образ проходит через эмоциональную сферу ребенка, открывая новые возможности для ассоциативного перевода этого образа из одного вида искусств в другой, устанавливая связи похожего и разграничивая возможности каждого вида искусств.

Образовательный процесс, где преподавание искусств осуществляется во взаимодействии и интеграции с другими учебными дисциплинами, делает процесс освоения социально–духовного опыта человечества уникальным. Соприкосновение с художественной культурой в творческой деятельности ребенка формирует его мышление в единстве с экологическими, национальными и нравственными вопросами воспитания.

Нестандартные формы и методы обучения

на уроках искусства интегрированного типа


Урок искусства.

(интегрированный урок с элементами музыки, ИЗО, хореографии)

Современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" - уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.

1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, КОНЕЦ КОТОРОЙ - ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ "КООПЕРАЦИИ" - коллектива класса, школы, среды на основе связи - человек, люди, среда. Он включает:

а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;

б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;

в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.

2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений:

а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);

б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;

в) интерес и увлеченность деятельностью урока;

г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.

3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся:

а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;

б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);

в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.

4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:

а) сценарий урока как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия самого процесса урока (сюжет);

г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая., деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)

5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, исходя замысла урока, определяющего "жанр" урока, в том числе:

а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);

б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников - учителя и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок-милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;

в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).

6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными видами работы:

а) диалог культур "по горизонтали" (использование опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства и по "вертикали" (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);

б) интегрирование предмета с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, изобразительное искусство, хореография и др.), при которой интегрируются не уроки, а темы, проблемы, циклы в зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы художественного воспитания.

7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:

а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;

б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;

в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, театрах, выставочных залах, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.);

г) продолжение урока вне школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.

8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ("художественная критика" урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;

б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;

в) проведение "общественного смотра знаний" (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.

г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:

эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и др.);

художественно-творческих (художественно-образная выразительность и новизна);

художественной эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.);

















Типология урока в современной школе.


Классические типы. Нетрадиционные типы

урок изучения нового урок соревнование

материала.

урок открытых мнений

урок совершенствования

знаний, умений, урок дуэль

навыков.

урок концерт

урок обобщения,

закрепления и

систематизации знаний. урок аукцион


урок контрольный. урок образ


комбинированный. урок КВН


урок путешествие


урок игра


урок сказка

урок-поиск

урок-мастерская

урок-загадка

урок-песня

урок – экскурсия

урок – спектакль

урок – праздник

урок – интервью

урок – эссе

урок – мюзикл и т.д.;

Игра. Игра драматизация. Ролевая игра.

Игра - один из основных видов человеческой деятельности. Выдающийся нидерландский мыслитель ХХ века Й. Хейзинга утверждает, что понятие "человек играющий" (homo ludens) аналогично понятию " человек созидающий", и что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире.
Прежде всего акцентируется возможность с помощью игры активизировать внимание, снизить утомляемость, стимулировать интерес, повысить, таким образом, эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс, ввести ребенка в реальный мир человеческих отношений.
Игра сугубо педагогическое средство. Сбор нужной информации и принятие правильного решения обеспечивают учебный опыт учащихся. Познавательная активность стимулируется конкурентностью, соревновательным характером.
Многие игры основаны на необходимости обнаружить ту или иную закономерность - "логические цепочки", "черный ящик". Существуют развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, ребусы. Удовлетворение от них учащиеся получают в процессе разгадывания, распутывания, расшифровки. Многие из музыкальных игр направлены на отработку конкретных навыков.

Методика ролевого моделирования

Представлен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования:

1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Она наиболее остро стоит в средней школе, но очевидно, что зарождается в начальной. Проблема эта в рамках методики может решаться, например, следующим образом.

Ребята попадают на одной из игр в некий фантастический мир. где им для выполнения игровой цели (спасти товарищей, колонизировать планету, добыть что-то ценное ) или попросту для выживания необходимо разрешить ряд игровых задач (открыть двери таинственного замка, отогнать дракона, обнаружить месторождение). Но знаний для выполнения этих задач нужно много умений… На игре происходит ряд бурных событий, ребята выкручиваются из многих ситуаций, но игровые цели им так и не удается выполнить. После игры, на обсуждении, когда ситуация вскрывается, ребята обижаются и защищаются: "Но мы же этого не знали, а знали бы, так подготовились..." Тогда им предлагается реванш, возможность через некоторый срок погрузиться в "тот мир" и добиться своего. Как правило, такая схема срабатывает, мотив изучения предмета становится очевиден.

Надо сказать, что существуют и другие схемы решения проблемы мотивации в рамках методики.

2. Проблема поля реализации знаний. Построение обучения в современной школе, приводит к отсутствию навыка использования знаний, формированию такого мышления, при котором теория и практика существуют отдельно друг от друга в мировосприятии человека

3. Проблема формирования цельности мировосприятия. Разделение путей познания на предметные области влечет за собой, в частности, неспособность многих людей работать в межпредметных сферах. Для этой методики, реализующейся на построенных моделях игровых миров, взаимодействие явлений, описываемых в рамках разных предметов, настолько явно и очевидно, что привычка видеть картину в целом возникает естественно и неизбежно.

4. Проблема учета психолого-физиологических особенностей при построении учебной деятельности. Всем известно, что значит игра для ребенка младшего школьного возраста - или возможность самореализации и самоутверждения для подростка. К сожалению, в реальной современной школе предоставить ребенку деятельность, созвучную его внутренним психолого-физиологическим потребностям часто оказывается весьма затруднительным. Методика Ролевого Моделирования значительно расширяет возможности для этого. У нас уже сложилась классификация построения игрового процесса на разных возрастных этапах. Тезис: "Каждый возраст берет от игры свое", - получает широкое подтверждение и оказывает существенное влияние на формирование типов построения игр.

5. Проблема ассоциативно-образного построения обучения. Замечено, что при освоении логики преподаваемого материала, в лучшем положении оказываются те ученики, у которых обобщение и логика ложатся на уже имеющийся набор картинок-ассоциаций, касающейся данной области знаний. Поэтому актуальна задача построения ассоциативных рядов таких картинок на различные темы и области знания; нельзя не отметить, что даже одна Ролевая Игра дает целый веер таких ассоциативных рядов, касающихся самых различных областей.

6. При правильном использовании методики, когда педагоги отслеживают, чтобы ребята играли разные роли, значительно возрастает возможность формирования в мышлении ребенка способности ставить себя на место другого человека, умения понимать движущие им мотивы.

7. Для педагогов Ролевая Игра предоставляет возможность сплочения различных коллектвов школы при подготовке к игре. В различных мастерских раскрывается необозримый простор для самоуправления детских коллективов в различных творческих позициях, на основе различных видов деятельности.

8. Проблема социальной адаптации. Ни для кого не секрет, что в условиях конкуренции, царящих в окружающем мире нередко встречаются жестокость и обман. В игре учащиеся приобретают определённый опыт.

9. Наконец, Игры оказываются неплохим средством психологической диагностики, позволяющим раскрыть комплексы ребенка, определить характер завышенной или заниженной самооценки и так далее, а также и средством для соответствующей корректировки.

Таким образом, совершенно ясно, что игра является одним из важнейших путей активизации творческой активности и познавательного интереса учащихся. (Деловая игра, воображаемое путешествие, конкурс знатоков, викторина, игры - загадки, игры - цепочки, игры - состязания, игра "Счастливый случай", и т. д.).

Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, подумать на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы учащихся.

Эффективность проведения игр зависит от соблюдения ряда условий:

  • четко продумать цель игры;

  • осуществить мотивацию игровой деятельности;

  • четко организовать подготовку, проведение и подведение итогов игры;

  • сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу в процессе игры;

  • осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры;

  • организовывать дискуссию;

  • обеспечивать игры необходимыми средствами обучения

  • вовлекать в игру всех учащихся класса;

  • формировать вывод и обеспечивать полученные результаты;

  • управлять ходом игры.



УРОК-ДИСКУССИЯ

Формы занятия: групповая дискуссия (работа в круге)

Этапы занятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Разбивка на группы.

2. Подборка сюжета.

3. Определение вопросов и проблемы.

4. Простраивание занятия.

5. Подготовка координаторов, спикеров, экспертов.

6. Определение состава группы по возможностям и способностям.

7. Способы работы.

Роль руководителя группы:

- объясняет цели и задачи;

- мотивирует;

- наблюдает, советует, создает атмосферу творчества,

взаимопонимания, поддерживает работоспособность и мыслительную

активность;

- дает задание группам;

- организует работу в группе по выполнению задания.

Роль координатора:

- координирует, направляет, подсказывает, дает дополнительную информацию.

Роль спикера:

- фиксирует мысли, обобщает, систематизирует, делает выбор главного, отвечает за содержательное развитие процесса коллективного мышления.

Цели и задачи занятия:

1. Попытаться создать атмосферу делового и эффективного спора, доверия и поддержки, взаимообогащения.

2. Совместный поиск путей решения проблемы.

3. Развитие мыслительной деятельности, логического мышления, рефлексивного восприятия, творческой активности каждого участника группы.

4. Добиваться положительного психологического климата в группе.

Количественный состав группы 7-10 человек

Ролевой состав: координаторы, спикеры, аналитики, участники, исследователи, проектировщики.

Метод проектов

педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств.

Выделяют четыре основных вида проектов: информационный или исследовательский, целью которого является сбор информации; обзорный, позволяющий выявить причинно-следственные связи, значения событий; продукционный, имеющий на выходе конкретный продукт; организационный, предполагающий организацию дальнейшей деятельности.

По содержанию проект может быть: многопредметным (выполняется на материале конкретного предмета); межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); надпредметным или внепредметным (выполняется в ходе факультативов, интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).

Проект может быть итоговым, т.е. по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого материала или текущим, когда на проектную деятельность выносится лишь часть содержания обучения.

Проекты могут быть разнообразными по форме: интервью со знаменитыми людьми; статья в журнале; карта; произведение искусства; музыкальное произведение; макеты и т.д.

По объёму (времени выполнения) проекты зависят от содержания, целей, задач и подразделяются на: краткосрочные (1-5 уроков); среднесрочные (10-15 уроков); долгосрочные, требующие времени для поиска материала, анализа.

Выделяют несколько этапов работы над проектом.

1. Подготовительный

а) Определение темы;

б) выбор рабочей группы;

2. Планирование

а) анализ проблемы;

б) определение источников;

в) определение формы проекта;

г) определение критериев оценки;

д) распределение ролей (обязанностей)

3. Исследование

а) уточнение информации;

б) поиск альтернатив;

в) выбор оптимального варианта решения

проблемы

4. Выполнение

а) реализация намеченного;

б) подготовка выступления

5. Защита проекта (предоставление отчёта)

а) объяснение результатов;

б) публичное выступление

6. Оценка результатов (рефлексия)

а) анализ выполнения проекта;

б) причины успехов и неудач

Как видно, этапы работы над проектом соответствуют этапам исследовательской работы.


Урок – экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности белорусской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре других стран.


Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, должны стремиться развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.


Урок – спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений отечественной и зарубежной литературы на уроках искусства совершенствует знания, умения и навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.


Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры, а также углубляет знание языка искусства. Немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-праздник

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в творчестве разных народов и развивает у школьников способности к общению с искусством, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.


Урок –интервью

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения искусства является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть школьником, тогда как второй должен сыграть роль известного деятеля искусства.


Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению искусства, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.


Урок-эссе

Современный подход к изучению искусства предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения кизученному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".


Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.


На уроках искусства ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать изученные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.


Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить наязыке искусства.


Урок-мюзикл

Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами разных стран.


Методические преимущества песенного творчества в обучении искусству очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты, движения разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику, жесты в танцах, выучивают пением.


Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.


Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется творческая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.







Анализ произведения искусства

Диалог искусств


Цветовая палитра


Музыкальный характер



Торжественно

Ярко

Празднично



Печально

Грустно

Траурно



Нежно

Трогательно

Возвышенно


Анализ музыкального произведения





Средства

музыкальной

выразительности


Характер музыкального

произведения



Лад ________________

























_________________

Темп



_________________

Ритм



________________

Размер




________________

Динамика


18