ОГБПОУ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМНР
________О.Н. Пояркова
«____»__________ 2018 г.
Я.А. МАРТЫНОВА
Менеджмент
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Томск 2018
Рассмотрено на заседании
Кафедры экономики, бухгалтерского учета и налогообложения
Протокол №____ «___»________________2018 г.
Зав. кафедрой _______________И.В Федяевой
Разработчик: | Я.А. Мартынова преподаватель профессиональных дисциплин колледжа |
| |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.
На тему: Сравнительная таблица понятий «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель»
Задания и условия реализации: На основании пройденного на лекции материала и литературных источников заполнить таблицу:
Сравнительная характеристика понятий «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель»
Признак | Бизнесмен | Предприниматель | Менеджер |
Директор бухгалтерской службы | | | |
Начальник отдела маркетинга малого предприятия | | | |
Начальник отдела маркетинга среднего предприятия | | | |
Индивидуальный предприниматель | | | |
Директор филиала | | | |
Генеральный директор крупного предприятия | | | |
Начальник цеха | | | |
Заместитель директора образовательного учреждения | | | |
Ученый-разработчик | | | |
Менеджер по продажам | | | |
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»
.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.
На тему: Составление SWOT и PEST-анализа
Задания и условия выполнения: Опираясь на конспект лекции провести анализ организации по форме SWOT и PEST-анализа
Организации выбираются студентом самостоятельно.
Таблица SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
- - - (минимум 10 факторов) | (минимум 10 факторов) |
Возможности | Угрозы |
(минимум 10 факторов) | (минимум 10 факторов) |
Согласно методике SWOT-анализа (сильные стороны помогают преодолеть угрозы, возможности помогают снизить влияние слабых сторон) сделать вывод по анализу.
Таблица PEST-анализ
Факторы | Показатели |
Положительные | Отрицательные |
Экономические факторы | Минимум 5 факторов | Минимум 5 факторов |
Политические факторы | Минимум 5 факторов | Минимум 5 факторов |
Технологические факторы | Минимум 5 факторов | Минимум 5 факторов |
Социальные факторы | Минимум 5 факторов | Минимум 5 факторов |
На основе анализа сделать вывод.
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3.
На тему: Формулирование целей и задач организации (коммерческая, НКО)
Задания и условия выполнения: опираясь на конспект лекции расписать цели и задачи коммерческих и некоммерческих организаций, привести примеры
Таблица Сравнение целей и задач коммерческих и некоммерческих организаций
Коммерческая организация (название) | Некоммерческая организация (название) |
Цель | Цель |
Задачи | Задачи |
Сформулировать миссию каждой организации
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4.
На тему: Анализ изменения организационных структур с ростом объема бизнеса и изменения направлений деятельности.
Задания и условия выполнения: опираясь на конспект лекции разработать модель расширения организации и провести анализ изменения функциональных связей.
Пример:
Киоск по продаже продуктов:
| Директор | |
| | |
Продавец | | Продавец |
Минимаркет
| | Директор | | |
| | | | |
Старший продавец | | Товаровед | | Бухгалтер |
| | | | |
Продавцы | | | | Кассиры |
Гипермаркет
| | Директор | | | | |
| | | | | | |
| Заместитель директора по коммерческой деятельности | | | | Заместитель директора по финансовой деятельности | |
| | | | | | |
Старший продавец | | Товаровед | | Отдел маркетинга | | Бухгалтерия |
| | | | | | Бухгалтеры |
| | | | | | Кассиры |
Этап выполнения:
Шаг 1.Построение изначальной организационной структуры по выбору.
Шаг 2. Построение организационной структуры при сокращении/увеличении численности персонала в половину.
Шаг 3. Добавление/удаление отдела маркетинга, без изменения функционала.
Шаг 4. Построение филиала(взаимосвязи).
Шаг 5. Описание основных характеристик по построенным структурам.
Оценка работы студентов производится преподавателем, при помощи студентов- экспертов (участников других групп – организаций, определенных после разделения на группы аудитории).
Контрольные характеристики:
1. Правильность обоснования выбора вида организационной структуры
2.Правидльность подбора организационной структуры аппарата управления (в соответствии с выбором сферы деятельности).
3. Правильность определения функционала сотрудников управленческого аппарата. Оценка полноценного «закрытия» необходимых функций.
4. Правильность определения структуры и связей сотрудников организациии (система подчиненности).
5. Обоснованность подбора сотрудников. При появлении проблемы, отсутствия необходимых компетенций у сотрудников, необходима разработка рекомендаций по повышению квалификации сотрудников.
6. Оценка полноты выявленных характеристик и принципов организационных структур по объему бизнеса.
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5.
На тему: Составление плана организации летнего отдыха, ремонта в квартире, работ на садовом участке и т.д.
Задания и условия выполнения: Опираясь на конспект лекции и рассмотренные примеры составить план мероприятия с учетом необходимых ресурсов (временных, человеческих, финансовых, материальных)
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6.
На тему: Разработка алгоритма процесса контроля знаний студента, контроля выполнения любой операции в деятельности бухгалтера (по выбору студента).
Задания и условия выполнения: Разработать алгоритм процесса контроля.
Шаг 1. Определение этапов контроля.
Шаг 2. Выполнение поэтапного построения плана процесса контроля.
Шаг 3.Презентация результата и ответы на вопросы.
Оценка работы студентов производится преподавателем, при помощи студентов- экспертов (участников других групп – организаций, определенных после разделения на группы аудитории).
Контрольные характеристики:
1.Работа каждого студента, качество ответов на вопросы.
2. Правильность выбора цели.
3.Правильность построения этапов процесса контроля в зависимости от вида.
4. Оценка полноты проработки этапов контроля.
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7.
На тему: Деловая игра.
Задания и условия выполнения: Выполнить предложенные преподавателем задания.
Размер группы: от шести до двенадцати участников, несколько групп могут выполнять упражнение одновременно.
Необходимое время: около 2 ч.
Материалы для участников упражнения:
1. Карандаши или ручки.
2. Листы для индивидуальной работы.
3. Листы для групповой работы — один для каждой группы.
4. Листы с ответами и обоснованием решений.
5. Контрольные листы для подсчета баллов.
6. Линейки.
Размещение участников: целесообразно сидеть (каждой группе) за квадратным или круглым столом. В случае прямоугольного стола люди, сидящие на концах, занимают контролирующие позиции.
1 этап. Индивидуальное выполнение задания. Время — 15 мин.
Каждому из вас необходимо ранжировать указанные предметы в соответствии с их значимостью для вашего выживания. Поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2— у второго по значимости и т. д., 15 — у наименее важного.
Список предметов раздается испытуемым.
Вы должны исходить из того, что:
1. Количество спасаемых то же, что и число членов группы.
2. Эта история действительно произошла с вами.
3. Вы решили бороться все вместе.
4. Все спасенные предметы — сухие и в хорошем состоянии.
Не начинайте обсуждение проблемы или ситуации до того, как все закончат классификацию предметов.
Далее создается наблюдательный совет из 2-3 человек. Члены его по каждой группе заполняют таблицу 1.
Таблица 1. — Оценка участия членов группы в обсуждениях и выработке решений Имя | Слушает | Задает вопросы | Высказывает мнение | Дает идеи, информацию | Выражает несогласие, критикует | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Общее количество | | | | | |
При этом наблюдатели оценивают деятельность команд, а именно:
1. Сравнивают индивидуальные результаты ранжирования с групповым, анализируют индивидуальные способности испытуемых (таблица 1).
2. Отвечают мысленно на следующие вопросы:
Что мешало достижению согласию в группе?
Какие признаки лидерства выявлены?
Кто доминировал?
Какова атмосфера в группе?
Какие действия предпринимали испытуемые для проведения своих идей?
3. По данным каждого испытуемого составляют заключение о степени его склонности к достижению согласия.
2 этап. Групповое решение проблемы. Время — 30 мин.
Студенческая группа подразделяется на подгруппы по 6-10 человек.
Каждая подгруппа выполняет задание, ранжируя предметы в соответствии с их значимостью.
Инструкция по выполнению задания.
Ваша группа должна принять решение методом консенсуса. Это означает, что со степенью предполагаемой важности каждого из 15 предметов, необходимых для выживания, должны согласиться все члены группы перед тем, как это станет частью группового решения. Консенсуса достичь нелегко. Следовательно, не любой вариант ранжирования вызовет всеобщее одобрение. Постарайтесь, работая как единая группа, определять и принимать каждый номер лишь при условии, что все члены группы хотя бы частично с ним согласны.
Чего не следует делать:
1. При принятии коллективного решения не применяйте голосования. Голосование разделит группу на тех, кто выиграл и кто проиграл, и создаст условия для возникновения альтернативного пути. Голосование может возбудить споры, а не рациональное обсуждение и обеднит процесс группового решения.
2. Не заключайте преждевременных соглашений, быстрых и легких, или компромиссов. Они часто основаны на ошибочных предположениях, все их нужно обсуждать.
3. Не допускайте внутреннего соревнования. В ситуации, в которую вы попали, выиграют либо все, либо никто.
4. Не допускайте споров, в которых стараетесь доказать правоту собственных суждений. Подходите к задаче с позиций логики.
5. Не допускайте изменения своего мнения только для того, чтобы прийти к соглашению и не допустить конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. Избегайте таких конфликтов методом разрешения спортивных вопросов, как-то: голосование, усреднение или торг при принятии коллективного решения.
Что следует делать для достижения консенсуса:
1. Принимайте разницу в мнениях как нечто полезное, а не как помеху для принятия решения.
2. Слушайте внимательно других. Это основная черта тех групп, которые побеждают.
3. Постарайтесь выяснить все внутренние аспекты положений, которые достойны обсуждения.
4. Привлекайте к обсуждению всех, особенно молчунов. Помните, что ваша группа нуждается в любой информации, которую можно получить.
Когда вы достигнете такого положения, когда каждый сможет сказать: "Даже, если я так не думаю, по крайней мере, я могу мириться с этим решением и выполнять его", — группа достигнет согласия. Это не значит, что все полностью согласны, но означает, что каждый принимает данное решение.
Так как каждый может блокировать решение, данный метод является более полным, чем другие поиски решения. Во всяком случае он также более эффективен, так как заставляет рассмотреть больше аспектов проблемы и все возможные решения. Рассматривайте различные мнения как способ:
1) собрать дополнительную информацию;
2) прояснить возможные пути решения проблемы;
3) побудить группу к поискам лучших вариантов решения.
При этом участникам:
А) не разрешается менять что-либо в листах индивидуальной работы в результате группового решения;
Б) необходимо записать результаты группового решения, принятого методом консенсуса, в свой лист.
3 этап. Экспертное заключение.
Далее оглашается экспертное заключение. Мнение экспертов таково: предметы следует располагать по степени значимости для выживания, начиная с № 1 (самое важное), до №15 (наименее важное):
1. 13 спичек в металлическом флаконе с завинчивающейся крышкой.
Они рассматриваются экспертами как самая нужная вещь. Ключевые вопросы — защита от холода и возможность развести огонь. Хотя существуют другие способы развести огонь, они малодейственны в неопытных руках. Ночью огонь может быть сигналом, его могут заметить с самолета, летящего или возвращающегося из Шеффервиля.
2. Топорик.
Чтобы поддерживать огонь, необходим постоянный запас дров. Это будет, возможно, самый необходимый предмет в лагере. Он полезен для того, чтобы расчистить заросшую лесом площадку, очистить ствол от веток, построить основу для укрытия от холода, разрубить мясо в том случае, если удастся убить какую-то дичь.
3. Плотная клеенка размером 6x6 м.
Преобладание ветров скоростью 20—25 км/ч делает защиту весьма необходимой. Клеенка может также служить для защиты от дождя, снега, измороси. Натянутая на основу и закрепленная веревками, она будет надежной палаткой или послужит основой для места сна. Ориентированная против ветра, она поможет сохранить тепло. Ее квадратная форма легко различима сверху при аэропоиске.
4. Индивидуальные спальные мешки (специально для Севера).
Так как, возможно, вам придется провести в арктической зоне 2 недели (14 дней), спальный мешок, выдерживающий температуру до -20°С, будет необходимым элементом для выживания. Нужно принять меры предосторожности, чтобы сохранить спальные мешки сухими при любой погоде.
5. Металлический бидон (4,1 л) кленового сиропа.
Сироп полезен со следующих позиций для выживания. Кленовый сироп является важным продуктом питания и высокоэффективным. Даже сам бидон, используемый для приготовления пищи или хранения воды, может принести значительную пользу. Так как пища представляет собой важную проблему и мешает перемещениям, нужно использовать любой источник питания. В северных регионах съедобно большинство растений, поэтому бидон может оказаться полезен. Варить можно почти все наскальные растения и лишайники, а также большинство ягод. Проблемой северных областей является также потеря организмом воды. Нельзя есть снег — он вызовет дегидратацию вместо утоления жажды. Можно растапливать снег.
6. 7,5 м плетеного нейлонового шнура, выдерживающего до 25 кг.
Нейлоновая веревка необходима, чтобы связать деревянные детали при установлении палатки или натянуть как основу между деревьями и также использовать для организации укрытия при помощи клеенки. Отдельные нити могут быть применены как леска для рыбной ловли. Можно изготовить капканы. Можно сделать из нее лук или использовать для подвешивания мяса, чтобы его не съели хищники (медведи или волки). Можно также сплести сеть для рыбной ловли.
7. Три пары снегоступов.
Реки и озера являются лучшими путями передвижения на Севере летом и зимой, но не весной и осенью. В это время года они, напротив, представляют собой естественные препятствия. Чтобы иметь возможность передвигаться, нужно дождаться пока они замерзнут (приблизительно 1 декабря).
До этого времени снегоступы могут быть использованы для вылазок из лагеря с целью охоты. Их не хватит на всю группу при необходимости перемещения, но можно изготовить вручную похожие из кусков кожи, веревки, ветки. Лучше ходить по насту, чем по свежему снегу: меньше усталости.
8. Камера диаметром 50 см, дырявая.
Любой может сделать из нее катапульту. В зимний период на Севере много птиц, к ним легко приблизиться и убить крупными камнями или при помощи катапульты. Сжигая на огне куски резины, получают густой дым, который служит хорошим сигналом при поисках. Можно также сделать из нее прокладки для капкана или соединения.
9. Бритва и зеркало в упаковке.
Зеркало — самый надежный источник сигналов, если есть солнце. Обыкновенное зеркало может давать вспышки яркостью 5~7 млн люкс. Лезвия бритвы могут быть использованы как режущий инструмент.
10. Карманный фонарь с 4 батарейками.
Учитывая длительное время, которое придется провести в этих условиях, фонарь может служить освещением только в том случае, если понадобится дополнительное освещение. Его нужно оставить в резерве на случай, когда необходимо подавать ночные сигналы.
11. Бутылка рома 70 град.
Ром может быть использован в медицинских целях как анестезирующее средство или антисептик. При его помощи можно также зажигать огонь. Бутылка может служить для хранения воды. Наконец, он поднимает настроение в группе.
12. Механический будильник.
У него может быть множество применений, но они неравнозначны. Если использовать его как часы, он может служить навигационным прибором, по стрелкам можно определить, где находится Север (в 14: 50 установить маленькую стрелку на Солнце. Север находится между отметками 7 и 8 в Северном полушарии). Стеклом можно подавать сигналы. По будильнику можно регулировать распорядок дня в лагере, следить за огнем. Если его разобрать, отдельные части механизма можно использовать как крючки или грузила.
13. Магнитный компас.
Буссоль малоприменима в этих условиях. Близость магнитного полюса влечет за собой ошибки. Железные рудники также вызывают отклонения. Специалист, знакомый с условиями региона, считает, что невозможно пройти 100 м и вернуться по компасу в то же место.
14. Книга "Навигация по Полярной звезде".
Можно использовать как топливо для разжигания огня или как гигиеническую бумагу. Но руководствоваться ее советами можно только ночью, к тому же она является опасным советчиком, так как в полярной зоне нельзя полностью доверяться Полярной звезде: она находится слишком высоко.
15. Упаковка таблеток для очистки воды.
В этом регионе вода практически не нуждается в очистке. Бутылочка может оказаться полезной. В основном вода озер лучше, чем вода рек.
4 этап. Расчеты.
Прежде всего следует подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами.
Далее необходимо просуммировать все разницы в индивидуальном задании.
Вычислите средний балл, для чего сложите все индивидуальные баллы и разделите на число человек в группе.
Подсчитайте абсолютную разницу в баллах между групповыми ответами и правильными ответами.
Просуммируйте все разницы в групповом задании.
При этом следует учитывать, что чем меньше указанные суммы, тем лучше результаты.
Результаты расчетов можно свести в таблицы 2 и 3.
5 этап. Оценка деятельности участников и групп.
Сначала оцениваются результаты индивидуальной работы. Указываются лучшие и худшие индивидуальные результаты, выявляются победители.
Данные результаты можно оценить по рейтингу:
0-20 баллов — отлично;
21—30 баллов — хорошо;
31-40 баллов — посредственно;
41-50 баллов — удовлетворительно;
51 и более баллов — плохо.
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8.
На тему: Расчет показателей производительности труда, баланса рабочего времени работников, численности работников
Задания и условия выполнения:
Размер группы: от 4 до 6 участников, несколько групп могут выполнять упражнение одновременно.
Необходимое время: около 2 ч.
Материалы для участников упражнения:
1. Карандаши или ручки.
2. Листы для индивидуальной работы.
3. Листы для групповой работы — один для каждой группы.
4. Листы с ответами и обоснованием решений.
5. Контрольные листы для подсчета баллов.
6. Линейки.
Размещение участников: целесообразно сидеть (каждой группе) за квадратным или круглым столом. В случае прямоугольного стола люди, сидящие на концах, занимают контролирующие позиции.
Этапы:
Этап 1. Оформление каждой группой своих функций и задач (бухгалтеры, экономисты, аудиторы (налоговая служба).
Этап 2. Изучение финансовых документов (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет об имуществе). Вариациями задания являются виды организаций (НКО, КО, малый, средний, крупный бизнес).
Этап 3. Выявление и описание ошибок в финансовых документах.
Список финансовых документов раздается преподавателем.
Этап 4. Подготовка к защите финансовой отчетности.
Задание для выполнения
Цель и функции команд:
1.Экономисты:
Цель – прибыль компании.
Функции – обеспечить достаточность финансовых потоков.
2.Бухгалтеры:
Цель – правомерное оформление движения показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Функции – правильность разнесение, прозрачность движения финансовых показателей. Выявление методов избежать штраф.
3.Аудиторы:
Цель – выявить ошибки и разработать наказание (штраф).
Функции – оценка правомерности и достаточности финансовых показателей.
Задачи:
Мозговой штурм внутри команды.
Подготовка «защиты» для опротестования либо обоснования ошибок.
Проведение внешних и внутренних коммуникаций
Подведение итогов:
Оценка проводится на основе наблюдения за деятельностью студентов, а так же правильность заключений.
Критерии оценки:
При 90 ÷ 100% результативности ставится оценка «отлично»
При 80 ÷ 89% результативности ставится оценка «хорошо»
При 70 ÷ 79% результативности ставится оценка «удовлетворительно»
При менее 70% результативности ставится оценка «неудовлетворительно