СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира. В пособии представлен теоретический материал по формированию экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста, представлены конспекты уроков окружающего мира, которые могут успешно применяться в стенах образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста"»

Омельченко А.А.



«Формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста»



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для учителей начальных классов




Краснодар, 2021

Формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста

методическое пособие для учителей начальных классов


Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира. В пособии представлен теоретический материал по формированию экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста, представлены конспекты уроков окружающего мира, которые могут успешно применяться в стенах образовательного учреждения.






Составитель: Омельченко А.А., студентка Краснодарского педагогического колледжа

Руководитель: Стебловская А.В., зав. ресурсным центром Краснодарского педагогического колледжа




ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......

4

  1. Сущность понятия «экологическая культура обучающегося младшего школьного возраста»…………………………………………….


5

  1. Уроки окружающего мира как средство формирования экологической культуры обучающегося младшего школьного возраста……………………………………………………………………….



8

  1. Рекомендации по проведению уроков окружающего мира в начальной школе..............................................................................................


10

  1. Диагностические методики по выявлению экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста……………………………...


13

  1. Методические разработки уроков окружающего мира по формированию экологической культуры………………………..................


23

    1. Урок «Что создавалось трудом крестьян»…………………………

23

    1. Урок «Ремесла. Возникновение ремесел на Руси, в России»………………................................................................................


28

    1. Урок «Орудия труда в разные исторические эпохи»……………...

35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………................

46







ВВЕДЕНИЕ



Важной задачей современного общества, когда взаимодействие человека и природы стало одной из актуальных проблем, является формирование экологической культуры у подрастающего поколения. Познание родной природы является источником первых знаний, поэтому формирование экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

Целью формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста является выработка навыков взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Программа формирования экологической культуры согласно ФГОС НОО должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.





  1. Сущность понятия «экологическая культура обучающегося младшего школьного возраста»



Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, осознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.

Виноградова Н.Ф. раскрывает понятие «экологическая культура» как приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе.

Аквилева Г.Н. считает, что человек, овладевший экологической культу­рой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рациональ­ного природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему не­обходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценно­стные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных ус­ловий природной среды.

У обучающегося младшего школьного возраста закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Понятие «экологическая культура» является результатом непрерывного, системно реализуемого экологического образования.

В начальной школе закладыва­ются основы экологической культуры. Эта проблема наиболее полно раскрывается в работах Симоновой Л. П.. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются:

- ценности и мотивы;

- эмоциональный отклик;

- экологические знания;

- экологическая деятельность, поведение.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества лич­ности включает:

- формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

- воспитание ценностных ориентации экологического характера;

- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообраз­ного поведения и деятельности, способности научных и нравствен­ных суждений по экологическим вопросам;

- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.



  1. Уроки окружающего мира как средство формирования экологической культуры обучающегося младшего школьного возраста


В вопросе формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста отводится важное место. Предметы точных наук и гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Одним из важных уроков является урок окружающего мира. Именно он позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и обучающимся.

Содержания учебников Плешакова А.А. «Окружающий мир» позволяют выявить следующие условия, благодаря которым возможно формирование и развитие экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста.

1. Учебники А.А. Плешакова, как и вся его методика, построены в первую очередь по экологическому принципу. Обучающиеся осознают целостность природы, тесную связь между всеми её компонентами и негативными последствиями человеческой деятельности.

2.Глубокому пониманию экологических проблем способствует и внедрение Плешаковым А.А. в свою методику таких приёмов обучения, как моделирование и экологическое прогнозирование.

Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Из всего сказанного можно сделать вывод: воспитание экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста остаётся одной из важнейших педагогической деятельности. Здесь на доступном обучающимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес обучающихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.



  1. Рекомендации по проведению уроков окружающего мира в начальной школе


Как же сделать учебный процесс интересным и захватывающим, как привлечь внимание обучающихся к данной проблеме?

Природоведческие экскурсии, дидактические игры, уроки – путешествия, театрализация и обучение путём исследования. Только в тесной взаимосвязи разные формы и виды учебной деятельности помогут в воспитании экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. А также систематически проводимая внеклассная нравственно – экологическая работа у обучающихся, которая позволяет развивать эмоциональную, интеллектуальную, действенно – практическую сферу. В классе устанавливается традиция постоянного общения с природой – прекрасным воспитателем и наставником. Обучающиеся ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в обучающихся важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, Обучающиеся приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так воспитывается любовь ко всему живому, гуманное отношение к зелёному другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека.

Особую ценность в знакомстве обучающихся с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк, на водоём и так далее.

Формировать у обучающихся эмоциональное заинтересованное отношение к природе, повысить познавательную активность на уроке и экскурсии помогают экологические игры. Игра - самый естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер обучающихся. Она помогает развивать самые разнообразные положительные качества и облегчает восприятие ими излагаемых проблем и знаний.

Разнообразными могут быть словесно – дидактические игры. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Например: «Поле чудес», «Знатоки».

Интересны игры в загадки-описания – в них обучающиеся упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Самые интересные наблюдения связаны с проведением реальных опытов.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, обучающиеся подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания обучающимися причинно – следственных связей.

Наиболее эффективной считают групповую форму работы.

В настоящее время процесс обучения связан с деятельностным подходом и освоением обучающимися новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающимся младшего школьного возраста, необходимо следовать принципам: поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны, исследовательская работа должна выполняться добровольно и обеспечиваться необходимыми средствами, материалами и оборудованием.

Путей развития экологической культуры обучающихся существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - одна из самых эффективных. Именно в процессе исследовательского обучения у обучающихся формируются способности самостоятельно, творчески оценивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.



  1. Диагностические методики по выявлению экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста


Методика Ю.А. Полещук «Экологические знания»

Экологические знания являются основой экологического воспитания. Эта методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у обучающихся начальных классов.

Перечень вопросов:

1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные; Б) лишайники; В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да; Б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения В) размножаются водоросли.

8. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь; Б) волк; В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у обучающихся.

Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.


Методика Савенкова А.И. «Палитра интересов»

Инструкция для обучающихся:

В левом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках под соответствующим номером. Если то, о чем говорится вам не нравится, ставьте знак  «–»; если нравится – «+»; если очень нравится, ставьте «++».

Лист вопросов. Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе…»

Н

Р

А

В

И

Т

С

Я


Л

И


Т Е Б Е …

1

Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2

Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.

3

Петь, музицировать.

4

Заниматься физкультурой.

5

Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6

Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7

Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8

Играть с техническим конструктором.

9

Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10

Самостоятельно рисовать.

11

Играть в спортивные подвижные игры.

12

Руководить играми детей.

13

Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14

Ходить в магазин за продуктами.

15

Читать (слушать, когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16

Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17

Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18

Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19

Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20

Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных(кошки, собаки и др.).

21

Убирать за собой книги, тетрадки, игрушки и др.

22

Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23

Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24

Самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25

Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные передачи.

26

Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27

Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и т.п.

28

Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).

29

Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30

Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31

Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.

32

Заниматься спортом в секциях и кружках.

33

Помогать другим людям.

34

Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35

Помогать кому-то шить, вышивать, стирать или заниматься этим самостоятельно.

Лист ответов.

Фамилия, имя _________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  1. математика и техника;

  2. гуманитарная сфера;

  3. художественная деятельность;

  4. физкультура и спорт;

  5. коммуникативные интересы

  6. природа и естествознание;

  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по каждой вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Способности, набравшие наибольшее число плюсов, доминируют.


Методика «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения обучающихся к природе»

(Кашлев С.С., Глазачев С.Н. «Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся», пособие для учителя. – М.: Горизонт, 2000.)

Цель исследования: выявить уровень сформированности эмоционально-положительного отношения к природе у обучающихся.

Объект исследования: учащиеся объединения.

Предмет исследования: уровень сформированности эмоционально-положительного отношения к природе.

Данная методика представляет собой личностный тест (приложение), состоящий из  вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, выбирает один из ответов и ставит в оценочный лист балл (от 0 до 2), соответствующий ответу. Баллы по выбранным ответам суммируются. Результаты подводятся по трем уровням: ниже среднего, средний, выше среднего.

Обработка данных: если учащихся набирает

1. Свыше 40 или менее 20 баллов (низкий уровень) – отношение к природе не достаточно осмысленно.

Рекомендации: нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия, это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным.

2. От 20 до 29 баллов (средний уровень) – отношение к природе не очень активно.

Рекомендации: изучай природу, глубже продумывай причины ее проявлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе станет активнее.

   3. От 30 до 40 баллов (высокий уровень) – отношение к природе осознается глубоко.

Рекомендации: постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

Диагностика учащихся проводится в начале и в конце года, определяется динамика по каждой группе.

Личностный тест

(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и отметить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

Вопросы

Да

Нет

По-разному

1

2

3

4

1.Хорошо ли относишься к природе?

2

0

1

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

2

0

1

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

0

2

1

4. Заслуживают ли внимания явления природы?

1

0

2

5. всегда ли ты относишься к природе внимательно?

1

2

0

6. Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

7. Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

8. Ценишь ли ты новизну в природе?

1

2

0

9. Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь её явления?

1

0

2

11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

0

2

1

12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

0

2

1

13. Влияет ли природа на твое поведение?

1

0

2

14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

15. Часто ли ты бываешь на природе?

1

2

0

16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

17.Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?

1

0

2

18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?

2

1

0

19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?

0

2

1

20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-ой?

2

0

1

21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

0

2

1

22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

1

2

0

23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

2

0

1

24. Участвуешь ли в экологических акциях?

1

2

0

25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

1

0

2

 Количество полученных баллов__________


Методика Коноплевой Л.А. «Экологический светофор»

Цель: формирование экологической культуры и представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой, расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Задание: все обучающиеся получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. В таблице указаны обозначения цветов.


Запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей


Предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе


Разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным

Обучающимся зачитывается описание поступка человека на природе, демонстрируется соответствующий рисунок. Обучающиеся должны оценить этот поступок, один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.

1. Рисование картин природы.

2. Промышленные стоки в водоёме.

3. Выхлопные газы машин.

4. Вырубка деревьев.

5. Уход за растениями.

6. Лечение домашних животных.

7. Устранение пожара в природе.

8. Помощь нуждающимся животным

9. Посадка цветов, кустарников, деревьев.

10. Сброс отходов в речку.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (8-10 баллов): ребенок знает и придерживается норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической воспитанности сформированы. Ребёнок даёт верные ответы на все вопросы.

Средний уровень (5-7 баллов): дети имеют недостаточные знания о природе и не всегда придерживаются установленных правил поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень (1-4 баллов): Дети не умеют осуществлять контроль за своим поведением, поступками в природе. Экологические знания и культура находятся на низком уровне.


  1. Методические разработки уроков окружающего мира по формированию экологической культуры



5.1. Урок «Что создавалось трудом крестьян»



5.2. Урок «Ремесла. Возникновение ремесел на Руси, в России»

5.3. Урок «Орудия труда в разные исторические эпохи»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативные акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016.

Специальная литература

  1. Аквилева, Г. Н. Клепинина, 3. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе /Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. про­филя. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

Публикации в периодической печати

3. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. //Начальная школа. 2012. №4. – С. 36-40.

4. Захлебный, А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. //Университет им. В.И.Вернадского. Вопросы современной науки и практики. Спец. выпуск 2012. - №39. - с.55-59.

Электронные ресурсы

5. Глазунова, О.И. Диагностические и развивающие методики развития экологической культуры младшего школьного возраста / О.И Глазунова - https://infourok.ru/

6. Полещук, Ю. А. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности / Ю. А. Полещук. - Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru/images/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!