Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№490
Пальчиковая
гимнастика
Составитель: Лещенко И. Ю.
"Мышка" | "Кошка" |
"Курочка" | Петушок" |
"Коза" | "Зайчик" |
"Собака" | "Лебедь" |
"Дерево" | "Деревья" |
"Цветок" не распустившийся | "Цветок" распустившийся |
"Стол" | "Стул" |
"Домик" | "Ворота |
"Мост" | "Бинокль" |
"Улитка" | "Бочка" | |
"Щука" | "Лошадка" | |
"Птица"-1 | "Птица"-2 | |
"Корни" | "Колокольчик" |
"Человечек" | "Ёжик" |
«Бабочка» | «Очки» |
«Замок»
На двери висит замок. (ручки складываете в замок, переплетая пальцы)
Кто его открыть бы мог? (ритмично раскачиваете «замок»)
Постучали, (ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.)
«Идем в гости»
К Жене гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)
Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий) Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Сережа! (соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики)
Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)
Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)
Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)
Иль рожок? (сожмём кулачки на обеих руках)
Вот драже вам на дорожку, (стучит пальчиками по ладошке, изображая сыплющееся драже)
Все берите понемножку! (малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)
С ручек все стряхнули крошки, (энергично трясем кистями рук)
И захлопали в ладошки… (без комментариев)
«Ягодки»
(чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ) С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)
И в лукошко собираю. (обе ладошки складываете перед собой чашечкой)
Будет полное лукошко. (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой) Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть. (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот)
Легким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше)
«Рыбки»
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок) Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся, (пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке. (снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)
«Котятки»
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук) Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)
«Гуси нападают»
Гуси песни распевали: "Га-га-га, га-га-га." (большой пальчик ритмично прижимаем к остальным, плотно сложенным вместе, как первое движение в песне "на танцующих утят быть похожими хотят") посидели, (сжатые кулачки на коленях)
поклевали, (соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и "клюём" по коленям)
Маму с Димой пощипали: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха!" (пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг друга)
Но от них мы убежали. Да-да-да! (шагаем всеми пальчиками обоих рук по коленкам, как сороконожки. Более сложный вариант: Все пальчики загнуты, кроме указательного и среднего. Ими мы перебираем, как человечки двумя ногами)
«Дом»
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу) В дверь стучимся: (кулаками по столу) тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
«Угощение гномов»
(сжимаем кулачки на обеих руках)
Стали гномы гостей приглашать:
Раз, два, три, четыре, пять. (отогнем по очереди пальчики)
Стали гномы гостей угощать
Раз, два, три, четыре, пять. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)
Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)
Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмёт попарно
друг к другу подушечки пальцев)
Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони) Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем)
И на ёлке (встаем, руки в стороны)
И под ёлкой (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь. (шёпотом, поворачиваясь в разные стороны)
«О левой и правой руке»
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперёд, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
В носу умеют ковырять –
И правая, и левая! (ковыряем в носу по очереди каждой рукой)
А если кто-то закричит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) И могут ласковыми быть И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
«Заяц и кочан капусты»
Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши) Вышел на поляну.
По опушке к лесу шёл (идём пальцами по столу)
И большой кочан нашёл (кулак другой руки) Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
Долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)
«Мышиная семья»
Это папа-мышь. (показываем большой палец) Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него большие уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
У него острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.30 сантиметров)
Это мама-мышь. (показываем указательный палец) Она красивая, как все мышки:
У нее мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У нее хорошенькие ушки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.20 сантиметров) Это брат-мышь. (показываем средний палец) Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него чумазые уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.15 сантиметров) Это сестра-мышь. (показываем безымянный палец) Она красивая, как все мышки:
У нее шелковистая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
В ушах сережки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 сантиметров) А это мышка-малышка. (показываем мизинец) Она совсем не похожа на других мышей!
Шерстка у нее гладкая (гладим одной рукой кисть другой руки)
Ушки маленькие (рисуем пальцем в воздухе уши)
Носик остренький (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-от такой! (показываем руками отрезок ок.5 сантиметров)
«Непослушная считалка»
Сколько пальчиков у нас? (руки согнули в локтях, растопырили пальчики и крутим кистями рук в разные стороны) Посчитаем?
Это - раз!
Загибаем?
Это - два!
Продолжаем?
Три, четыре...
Где же пятый?!
Во - смотрите! (загибаем одной рукой пальчики на другой руке. На пятый пальчик показываем знак "Во!" (пальчики в кулак, большой отогнут)) Продолжаем на другой:
Вот шестой, седьмой, восьмой... (переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем 8 пальчик, получится "пистолет" из которого стреляем) Пиф-паф ой-ой-ой!!!
Да, девятый - он такой!
Сколько пальчиков всего?
- Ровно десять! О-го-го!!! (то же, что и на первую строчку)
«Четыре братца»
Идут четыре братца навстречу старшему. - Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка, Гришка-сиротка, Да крошка-Тимошка!
(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы)
«Пальцы»
(читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик)
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы мы считать, Пять на правой, пять на левой, Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка. Он нам без промедленья Укажет путь к варенью. Вот – Середняк, или средний, Он третий, не последний. Спокойный, очень сильный, Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка, С наперстком оловянным Зовется безымянным. А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка, Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
«Кошка и горшок с молоком»
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок) Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок) Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка) С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)
«Улитка»
(одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка.
Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками.
Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки))
В домике она сидит, ("улитка" раскачивается из стороны в сторону) Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползёт (ползёт вперёд по столу) Потихонечку вперёд.
На цветочек заползёт ("улитка" заползает на "цветочек")
Лепесточки погрызёт. ("улитка" поочерёдно обхватывает пальцы
(лепесточки) второй руки (цветочка))
Рожки в голову втянула, (рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак))
В домик спряталась, заснула. ("цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне")
«Зайка и книга»
Зайка книгу нашёл,
И открыл, и прочёл, А закрыл, всё забыл.
И снова открыл,
И всё повторил,
А закрыл, опять забыл.
(ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл»
- ладони прижимаются друг к другу)
Дождик
-
Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукивать по ладони другой)
-
Будет хлеба каравай, (образовать перед собой круг руками)
-
Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)
-
Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)
«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка, (идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные поджаты)
У неё была корзинка, (ладони соединяются "ковшом" (корзинка))
А корзинка на пол - бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки)
Полетело десять (девять, восемь, семь, …) мух! (разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту)
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так, (ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. усложнение:
поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках) И головки убирали.
«Повстречались»
Повстречались два котёнка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”, Два тигрёнка: “Р-р-р!”, Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.
(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)
«Отдохнем»
-
Наши пальчики проснулись,
-
Потянулись, потянулись…
-
И встряхнулись… (выполняем все эти движения)
-
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
-
Побежали, побежали,
-
Поскакали, поскакали (изобразите эти движения)
-
И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)
«Пять малышей»
Один малыш качается в саду, (показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда)
Два малыша купаются в пруду, (показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца)
Три малыша ползут к дверям в квартире, (показать три пальца, имитировать ползание)
А в это дверь стучат еще четыре. (постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца)
С пятью другими тоже все в порядке: (ладонь с растопыренными пальцами)
Им весело, они играют в прятки. (закрыть ладонями глаза)
Где притаились, ясно и ежу, (руки в замок, большие пальцы на отлете – “нос”, пальцы одной руки – вверх (будто иголки))
Но я глаза зажмурил и вожу: (закрыть глаза ладонью)
“Один, два три…
Два, три, четыре, пять… (поочередно разгибать пальцы)
Ну, берегитесь: я иду искать!” (погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-то)
«Улитка»
(изображаем пальчиками рожки улитки)
«Мышка»
«Улитка»
(Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки)
-
Улитка-улитка,
-
Отвори калитку,
-
выходи из дома,
-
Будем знакомы! (когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки)
-
Улитка-улитка,
-
Высуни рога,
-
Дам пирога! (разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте)
-
Улитка-улитка, пошли гулять! (на этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго))
-
Поползли, поползли, поползли…(«улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла)
-
Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!) («рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями)
«Отдыхаем»
-
Мы сегодня рисовали, (имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой)
-
Наши пальчики устали,
-
Наши пальчики встряхнём, (встряхивать кистями)
-
Рисовать опять начнём. (снова имитировать рисование)
«Квасим капусту»
-
Это что еще за куст? (стоя, руки перед грудью в «замке»)
-
Это что еще за хруст? (куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…). Детям очень нравится!)
-
Как же мне без хруста, (тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой) - Если я – капуста?
-
Мы капусту рубим, рубим, («рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте)
-
Мы капусту солим, солим, (обе руки сложены щепотью и «солят»)
-
Мы капусту мнём, мнём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
-
А морковку трём, трём, (трём ладони друг об друга – для тренировки
держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой) - Все перемешаем! (перемешиваем – в горизонтальной плоскости)
-
В бочки набиваем (ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти)
-
В погреб опускаем. (в таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони)
-
Эх, вкусная капуста! (выпрямляемся и гладим себя по животу)
«Пчёлки»
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка).
На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке")
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки? (заглядываем в "улей")
Надо в дом постучать, (сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга) Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же пчёлки? (стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать: (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают))
Раз, два, три, четыре, пять!
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, (руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их)
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальчики)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе - врозь)
Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”) Ну а к дому путь закрыт. (большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются) Мы ворота открываем, (ладони поворачиваются параллельно друг к другу)
В этот домик приглашаем. (то же, что на первую)
«Руки в стороны»
Руки в стороны, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вниз, в кулачок, Разожми и на бочок.
(выполнять по тексту)
«Олень и зайка»
У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)
Дом (руками изобразить крышу над головой)
Большой. (раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой) Он глядит в свое окно. (одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью) Зайка по лесу бежит (имитировать бег) В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)
Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)
Охотник (имитировать прицеливание из ружья)
Злой (скорчить страшную морду)
- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)
Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)
«Сорока»
(при этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки) - Сорока-белобока - Кашку варила, - Детишек кормила.
(затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы) - Этому дала,
-
Этому дала,
-
Этому дала,
-
Этому дала,
-
Этому дала.
или, как вариант:
«Гроза»
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идёт дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
«Птички и ветер»
Маленькие птички, Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
«Поиграем в пальчики»
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.
(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)
«Червячки»
(ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)) Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает (идём по столу указательным и средним пальцами
(остальные пальцы поджаты к ладони))
Головой она кивает, (складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз) Каркает: "Вот и обед!" (раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь – (разводим руками)
А червячков уж нет! (сжимаем кулачки, прижимаем их к груди)
«Маленькая мышка»
Маленькая мышка
По городу бежит, (бежим пальцами обеих рук по столу или коленям) Глядит ко всем в окошки, (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него)
И пальчиком грозит: (грозим пальчиком)
"А кто не лёг в кроватку? (руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях))
А кто не хочет спать? (переворачиваем руки на другой "бок")
Такого непослушного
Я буду щекотать!" (щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку)
«Зайка»
(средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки)
«Солнышко»
(пальчиками изображаем ножки Трезорки)
«Солнышко»
(пальчики разгибаются по одному)
(пальчики прячутся в кулачок)
«Журавли»
-
"До свиданья, до свиданья,
-
Возвращайтесь поскорей!" - - Провожаем, провожаем
-
В путь-дорогу журавлей. (машем ручкой вслед птицам)
-
Крылышками машем: - "До свиданья, Маша!
-
Полетели мы на юг,
-
Вспоминай нас, добрый друг!" (ладошками изображаются крылья птиц)
«Паучок»
(руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик))
Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к
другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)) Паучок ползёт опять, (действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. ("паучки" ползают по голове)
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять! (ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)
“Прогулка”
(пальцы обеих рук сжаты в кулачки)
Пошли пальчики гулять, (большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые – догонять. (по столу двигаются указательные пальчики)
Третьи пальчики – бегом, (движение по столу средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком. (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола)
Пятый пальчик поскакал (прыжками двигаются мизинцы)
И в конце пути упал. (хлопок обоими кулаками по поверхности стола)
«Пять утят»
(одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются))
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт, ("киваем" кистью руки ("мамой-уткой"))
Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт, ("киваем" кистью руки ("мамой-уткой"))
Но только трое утят Вернулись к мамочке назад.
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт, ("киваем" кистью руки ("мамой-уткой"))
И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад.
«Мишка»
-
Мишка топает ногой,
-
Мишка топает другой,
-
Ух, как веселится
-
В доме половица! (топаем "ножками" – пальчиками)
-
А пока танцует Мишка, - Мы похлопаем в ладоши.
-
Вместе с лисонькой-плутишкой
-
Будем зрителями тоже. (хлопаем в ладоши)
«Стала Маша гостей собирать»
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин, Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке) Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка,
Моя ты крошечка,
Да ты побудь со мной Еще немножечко!
«Осьминог»
(всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога)
«Ветер»
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти) Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит, (ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими) А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает (ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем" ими в
воздухе)
И за рыбками ныряет, (ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения) Чайка над водой летает И за рыбками ныряет.
А под водой на глубине
Крокодил лежит на дне. (ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила) Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне. (перевернув руки на другую сторону, повторяем движения)
«Козочка»
-
Шёл старик дорогою (идти пальчиками по столу)
-
Нашёл козу безрогую. (показать пальчиками рога) - Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу) - Ножками подрыгаем.
-
А коза бодается, (снова показать рога)
-
А старик ругается. (погрозить пальчиком)
«Козел»
(пальчиками изображаются козлиные рожки)
«Слоник»
«Черепашка»
-
"Сколько пыли, сколько сора - - До дверей дойду не скоро", - - И вздыхает тяжко
-
Наша черепашка. (передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки)
«Жук»
-
Шесть мелькает ножек-рук - - Это убегает жук.
-
Ты куда? - но нет ответа.
-
Жук в траве укрылся где-то. (изображаем пальчиками лапки жука)
«Кошка»
(ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи)
«Рак»
(двумя пальчиками изображается движение клешни рака)
«Слоник»
-
«В зоопарке стоит слон. - Уши, хобот, серый он.
-
Головой своей кивает,
-
Будто в гости приглашает» (пальчиком изображается хобот)
«Киска»
-
Киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)
-
И клубочки продавала. (вытянуть обе ладони вперед) - Сколько стоит?
-
Три рубля. Покупайте у меня! (показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)
«Пальцы»
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим, («рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте)
Мы капустку солим-солим, (обе руки сложены щепотью и «солят») Мы капустку трём-трём, (трём ладони друг об друга – для тренировки
держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой) Мы капустку жмём-жмём. (сжимаем и разжимаем кулаки)
«Лошадка»
-
Одной рукой я травку рву, (выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками) - Другой рукой я тоже рву.
-
Я травкой накормлю коня. (вытянуть руки вперёд)
-
Вот сколько пальцев у меня! (и повернуть ладонями вверх)
«Этот пальчик»
(согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца)
«Гусеница»
-
Гусеница, гусеница, (ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)) - Бабочкина дочка, («ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки)
-
По травинкам ползает, (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
-
Кушает листочки: (и по другой стороне обратно)
-
Ам! (ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями) - Ам!
-
Ам!
-
Ам! - Ам!
-
Поела… (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
-
Спать захотела. (одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко)
-
Проснулась – (постепенно расправляем ладони)
-
Бабочкой обернулась! (руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки)
-
Полетела, полетела, полетела! (машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль)
«Варежка»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) "Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал". (все пальцы разжать, кроме большого) Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?" (сжать пальцы в кулачок)
«Кошка и мышка»
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол) Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает - Мышку так она пугает.
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадётся: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад)
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.
«Гроза»
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию) Гром всё небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) Вновь посмотрит нам в оконце!
«Детки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) Тише, тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите! Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать. (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
«Домик»
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком) Там живёт весёлый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нём - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) И блины горой лежат - Угощенье для ребят.
«По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«Мои вещи»
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним. (поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик))
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим. ("барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику))
А вот моя книжка, (прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты)
Могу почитать, (раскрываем ладони "книжечкой")
Могу вам картиночки
В ней показать. (руки вытягиваем, ладони открыты)
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной (сжимаем кулачок, вращаем кистью руки)
Его я бросаю
Над головой. ("мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре))
А вот мой котёнок,
Я глажу его, Мурлычет он так
Для меня одного. (поочерёдно гладим одну руку другой)
«Шалун»
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила. (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала, (загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил. (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
«Кролик»
Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)
Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)
Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле. (роем норку (колени))
Чистит он шёрстку себе ("чистим шёрстку")
Или спит. (руки складываем, кладём под щёку)
Кролик ушами всегда шевелит. (шевелим "ушами")
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов (сжаться в комочек)
«Дом»
Я хочу построить дом, (руки над головой "домиком")
Чтоб окошко было в нём, (руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко")
Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены. Руки тянем вверх)
Чтоб вокруг забор стоял, (руки перед собой кольцом, пальцы соединены) Пёс ворота охранял. (одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев)
Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шёл, ("стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл (предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх)
«Очки»
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
«В комнате»
Наша-то Катюша умница была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком, (левая рука-чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев)
Мышка подбирает крошки под столом. (хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой)
Кошка коготками лавочку скребёт, (скрести согнутыми пальцами
(коготками) ладонь левой руки)
Курочка рябая пол крылом метёт. (скользящее движение ребром ладони одной руки по другой)
Катя варит кашу для зверят своих (указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки)
Кашки наварила, с ложки кормит их ("зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят))
«Гвозди»
(одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу)
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (пальцы - гвозди – согнуты)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать. (пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их) Я тянул, тянул, тянул, Все я гвозди разогнул.
«Змейка»
(одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка")
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея! (медленно вращаем кистью руки)
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там. (выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом)) Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт. (пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь)) Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз, (волнообразные движения рукой) А ребёночка за нос. ("змея" хватает за нос партнёра по игре)
«Разминка»
(выполняем подражательные движения в соответствии с текстом)
Головами покиваем, Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам) Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём. (наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём. (подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется)
«Зайцы»
(руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших)
Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём” Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!” А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)
Нажав ружья курок, И десять серых зайцев
Пустились наутёк. (бежим пальчиками по столу или коленям)
«Тараканы»
За буфетом под пакетом десять тараканов. (ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими)
За буфетом под пакетом десять тараканов.
Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. (бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот")
За буфетом под пакетом девять тараканов. (загибаем один из пальцев,
крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов)
За буфетом под пакетом девять тараканов. (движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять)
И так далее.
«У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (хлопаем по всему телу ладонями)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (щипаем
себя, как бы собирая складки)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (проводим ребрами
ладони по телу (рисуем полосочки))
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
«Тесто»
-
Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики)
-
Сладкий тортик испечём (как будто мнем тесто)
-
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
-
А верхушку сладким кремом
-
И кокосовою крошкой
-
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
-
А потом заварим чай
-
Друг-друга в гости приглашай.
«Весна»
(пальцы складываем щепоткой. Качаем ими) Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце, (ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)
Чтоб землю нашу греть.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть. (движения повторяются)
Бегут ручьи под горку, (выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз))
Растаял весь снежок,
А из-под старой травки (ладони сомкнуты "ковшом")
Уже глядит цветок... (ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка))
А из под старой травки
Уже глядит цветок (движения повторяются)
Раскрылся колокольчик (руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак)
В тени там, где сосна, (пальцы постепенно разжимаются, свободно
расслаблены (чашечка колокольчика))
Динь-динь, звенит тихонько, (качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь")
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (движения повторяются)
«Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять. ("шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук)
Там живет лиса. (рукой показать хвост за спиной)
Там живет олень. (пальцы рук разведены в стороны)
Там живет барсук. (кулачки прижать к подбородку)
Там живет медведь. (руки опустить вниз, имитировать покачивания
медведя)
«Рыбки»
(ладони сомкнуты, чуть округлены)
Пять маленьких рыбок играли в реке, (выполняем волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке, (руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" (ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко". (качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест))
А третья сказала: "Мне хочется спать!" (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит))
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (быстро качаем ладонями (дрожь))
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!" (запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот))
"Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают))
«Жук»
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими) Жук летит, жук жужжит И усами шевелит.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого) Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.
«Серенький козёл» Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл. (указательные пальцы выпрямлены, пальцы
приставлены ко лбу. Идём вперёд)
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там. (поворачиваемся то в одну, то в другую сторону)
Под копытами - трава, (опускаем подбородок)
А над головой - листва. (поднимаем подбородок вверх)
Наклонись - капусту кушай, (наклоняемся вниз)
А вверху - большие груши. (встаём на носочки, тянемся вверх)
Сзади огурцы растут, (поворачиваемся назад)
Впереди кусты цветут, (возвращаемся обратно)
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок. (полуобороты вправо-влево)
Здесь - сто ягодок, там - двести, (наклоны вправо-влево)
Козлик крутится на месте. (крутимся)
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал. (наклонив голову, убегаем от "пса")
«Стол»
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в
кулачке, левая ладонь сверху кулачка) У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
«Стул»
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье.
«Пастушок»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала. (хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток кашей кормить. (указательным пальцем одной руки круговые
движения по ладошке другой руки)
«Белочка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому, Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Черепашка»
(рука сжата в кулак. Большой палец сверху)
Моя черепашка в коробке живёт, (рука лежит на другой ладони)
Купается в ванне, (волнообразные движения кулаком в воздухе)
По полу ползёт. ("черепашка" ползёт по другой руке)
Её на ладошке я буду носить, (руки возвращаются в исходное положение)
Она не захочет меня укусить. (отрицательный жест головой)
«Жучок» Этот маленький жучок
По земле гуляет, (перебираем пальцами по ступням)
Листик сладенький найдёт
И его кусает. (щипаем ступни)
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть. (перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей))
Этот маленький жучок
По траве гуляет... (перебираем пальцами по коленям)
Этот маленький жучок
По кустам гуляет... (перебираем пальцами по животу)
Этот маленький жучок
Выше залезает, (перебираем пальцами по груди)
Вот он ямочку нашёл, ("жучок заползает" в ямочку на плече у шеи)
Лёг и отдыхает. (пальчики сжимаем в кулаки)
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать. (опускаем голову вниз, глаза закрываем)
«Барашки»
(ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки)
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они.
Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
«Кто в деревне живет?»
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот. Маленький телёнок,
Желтенький цыплёнок, Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живёт?
Под корягой - старый крот, За горой лисёнок, В ельнике - лосёнок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать. (загибаем разгибаем пальцы)
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла, (раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх)
Гнездо в ней устроив, (складываем ладоши "ковшом")
Мышат позвала. (сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест))
Им корочку хлеба
Дала покусать, (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков)
Погладила (отшлёпала) всех (большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному)) и отправила спать. (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим))
«Котята»
(ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят, (покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. (постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу))
«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«Два козлика»
(на обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик, (держим кисти горизонтально, сближаем руки)
А навстречу шёл другой, Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца (на первый слог каждой строчки соединяем
руки с размаха)
Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух! (на слово "бух" - хлопаем в ладоши)
И с моста в водичку - плюх! (роняем руки на колени)
«Поросята»
(пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков)
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("фонарики")
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("фонарики")
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (большие)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь)
«Часы»
(садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки) Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, (один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком. (руки "скатываются" на пол) Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (два хлопка) Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (три хлопка) Мышь скатилась кувырком.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счет)
Вышел пальчик погулять. (указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони)
Только вышел из ворот -
Глядь, другой к нему идет. (присоединяется средний палец) Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
Затем - безымянный. Вместе встанем в хоровод -
Вот. (хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони)
«Дом»
-
Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)
-
Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук)
-
Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)
-
Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями)
«Строим стенку» - Строим стенку,
-
Выше, выше, (прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку)
-
Добрались уже до крыши! (к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья)
-
Чья крыша выше?
-
Выше, выше, выше! (сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх!
Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками!)
-
Прорубили мы окошко, - И дверку для кошки, - И дырочку для мышки:
-
Пи-пи-пи-пи-пи! (называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском)
«Пароход»
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка.
«Радуга»
Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение))
Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами, (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной. (дотронуться до головы)
«Капитан»
(концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны)
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган.
(стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе) Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
(Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.
«Дождик капает»
Дождик капает, Дождик капает. Кап-кап-кап.
Кап-кап-кап. (пальчики обеих рук постукивают по столу)
«Помощник»
-
Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)
-
А потом пилой пилю. (имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)
-
Отнесу их бабушке, (показать ладоши)
-
Чтоб испечь оладушки. (похлопать ладонями друг о друга)
-
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки.
А козлёнок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка - новые кроссовки. (загибать пальчики, начиная с большого)
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки. ("шагать" по столу средним и указательным пальцами
обеих рук)
«Лодка»
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки.
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (соединять пальцы в "замок")
С вами мы подружим
Маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)
«Круговорот воды в природе»
-
Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап. (барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно)
-
Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, бульбуль, буль-буль. (бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам)
-
Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, журжур. (ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать)
-
И в море большое-большое-большое впадает… (разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди)
-
А с моря в жару пар поднимается, (рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх)
-
К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет. (тучку изображают сцепленные над головой руки)
-
Кап-кап … (и т.д.)
«Наперегонки»
Мы по лесенке бежали И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять,
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. (клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами)
«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, (имитировать укачивание куклы) Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, (загибать поочередно пальцы)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, (имитировать движения, описанные в стихотворении) В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, (положить ладони на стол или на колени) А теперь и отдохнем.
«Гости»
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы. (хлопать кончиками пальцев)
Мама, мама, это ты? Да, да, да. (хлопать кончиками больших и указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? Да, да, да. (большие и средние пальцы)
Братец, братец, это ты? Да, да, да. (большие и безымянные пальцы)
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да. (большие пальцы и мизинцы)
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, (большим и указательным пальцем щипаем ладонь
другой руки (или мамину ладонь))
Эти пальчики гуляют, (указательный и средний "идут" по другой руке) Эти - любят поболтать, (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша))
Эти - тихо подремать, (безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (крутим большим пальцем вокруг мизинца)
«Коза»
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога, Может забодать она.
«Строим дом»
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук. (руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам) Молоточки стучат, (стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). (пальцы соединить, показать "крышу")
Вот какой хороший дом, (сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем. (вращать кисти рук)
«Игрушка»
Есть у нас игрушка: (зажимать пальцы)
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять, (разжимать пальцы)
Будем снова проверять! (хлопок)
«Пять и пять»
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. (сжимание - разжимание пальцев рук) Повернулись, улыбнулись, (вращение кистей рук) В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы. (стучать кулачками)
«Яблонька»
У дороги яблонька стоит, (руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит. (сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс, (руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас. (ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко) В сладко яблочко вопьюсь, (соединить запястья, ладони развести) Ах, какой приятный вкус.
«Пальчики»
Этот пальчик – маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся Вместе дело спорится.
(на каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями)
«Моя семья»
(поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя, Это - папа, Это - дед.
И у нас разлада нет.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди загибаем пальчики на правой руке)
Будем пальчики считать! (ритмично сжимать и разжимать кулачки) Крепкие, дружные, Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять! (загибать поочередно пальцы на левой руке) Пальчики быстрые, (помахать пальчиками обеих рук) Хотя не очень… чистые.
«В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому (выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяем под углом кончики пальцев обеих рук) Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок (вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак)
Постучался об порог. (кулачки стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья, (ритмичное сжатие пальцев на обеих руках) Друг без друга им нельзя.
«Птички»
Птички полетели, ("птички")
Крыльями махали, ("птички", махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревья сели, ("деревья")
Вместе отдыхали, ("птички")
«Пальчики»
(в этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке)
-
Этот пальчик хочет спать.
-
Этот пальчик — прыг в кровать!
-
Этот пальчик прикорнул.
-
Этот пальчик уж заснул. - Встали пальчики. Ура! - В детский сад идти пора.
«Курица, петух и лебедь»
Курица спешит к пруду, ("курица" левой рукой)
Петух гуляет на лугу, ("петух" правой рукой)
В такт им лебедь с шеей длинной, ("лебедь" правой рукой) Вторит песней лебединой.
«Горшок»
Под крышкой – (сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз)
Маленький горшок, (прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри)
Открыли крышку – (поворачиваем "крышку" ладонью вверх)
Мышка - скок! (резко поднимаем большой палец)
«Пальчик-мальчик»
(сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца)
-
"Пальчик-мальчик, где ты был?
-
С этим братцем в лес ходил.
-
С этим братцем щи варил.
-
С этим братцем песни пел.
-
С этим - в дудочку дудел.
«Индюк»
Индюк из города идет, Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (пальчики обеих рук "идут" по столу)