СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие «Народно-сценический танец народов Поволжья в системе обучения в ДШИ по ДПОП»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей ДШИ,   специальность хореографическое искусство, ДПОП «Народно-сценический танец», возрастная группа 10-14 лет, 4-8 класс.

 Тема методического пособия достаточно актуальна, так как затрагивает важные вопросы практической значимости исследования танцевальной культуры Поволжья. Определяет задачи, стоящей сегодня перед педагогами школ искусств, которые заключаются в поиске и использовании специальных методик, позволяющих подойти к вопросу развития детей более продуктивно.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Народно-сценический танец народов Поволжья в системе обучения в ДШИ по ДПОП»»


Комитет культуры и туризма города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»

города Курска






Областной конкурс профессионального мастерства в области научно-методического сопровождения образовательного процесса одаренных детей


Номинация: «Методическое пособие для педагогических работников (преподавателей и концертмейстеров)»

Тема: «Народно-сценический танец народов Поволжья в системе обучения в ДШИ по ДПОП»










Выполнила:

преподаватель высшей категории

отделения хореографии

Ушакова Светлана Александровна







Курск 2024


Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………..3

Введение…………………………………………………………….………….5

  1. Народно-сценический танец в системе обучения в ДШИ………………………………………………………………………..7

  2. Происхождение и особенности танцев народов Поволжья......…..………………………………………………………….18

  3. Роль танцевальной культуры Поволжья в воспитании духовно-нравственных, культурно-национальных ценностей обучающих ………………………………..…………………… ………………………..24

  4. Заключение…………………………………………………….....………35

  5. Приложение………………………………………………………………37

Список используемой литературы………………………………………48

Пояснительная записка


Данное методическое пособие предназначено для преподавателей ДШИ, специальность хореографическое искусство, ДПОП «Народно-сценический танец», возрастная группа 10-14 лет, 4-8 класс.

Тема методического пособия достаточно актуальна, так как затрагивает важные вопросы практической значимости исследования танцевальной культуры Поволжья. Определяет задачи, стоящей сегодня перед педагогами школ искусств, которые заключаются в поиске и использовании специальных методик, позволяющих подойти к вопросу развития детей более продуктивно.

Ценностью данного методического пособия является его практико-ориентированная направленность, учёт возрастных и физиологических особенностей детей, использование разнообразных форм и методов работы в ДШИ по ДПОП.

Цель методического пособия:

Охарактеризовать педагогическую роль, функции, содержание и средства танцевальной культуры народов Поволжья в процессе воспитания детей. Определить её роль в системе обучения в ДШИ по ДПОП.

Задачи:

- рассмотреть народно-сценический танец в системе обучения в ДШИ;

- изучить происхождение и особенности танцев народов Поволжья;

- определить педагогическую роль танцевальной культуры Поволжья в воспитании и развитии личности;

- изучить танцевальную культуру народов Поволжья, как средство приобщения к культурно-национальному наследию.

Методическое пособие имеет практическую направленность. Материал построен логично и последовательно в строгом соответствии с темой. Достаточно подробно представлены в работе следующие теоретические и практические вопросы:

  1. «Народно-сценический танец в системе обучения в ДШИ».

  2. «Практические рекомендации преподавания «народно-сценического танца».

  3. «Происхождение и особенности танцев народов Поволжья».

  4. «Роль танцевальной культуры Поволжья в воспитании духовно-нравственных, культурно-национальных ценностей обучающих».

  5. «Примеры музыкально-хороводных игр».

  6. «Примеры хореографических композиций народов Поволжья».

В методическом пособии подробно описывается влияние танцевальной культуры Поволжья на подрастающее поколение. Её своеобразную хореографическую лексику, манеру исполнения, ритмический рисунок, комбинации движений. Даны методические рекомендации по проведению занятий по народно-сценическому танцу. Проведена практическая работа, в выявлении интереса у обучающихся к культуре Поволжья и народному танцу в целом.





















Введение



«Танец – это полевой цветок.

Его создавала природа.

Где есть соответствующая почта,

Там он и рождается, там он и расцветает»

М. Фокин


Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень яркий, интересный, многогранный, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец с давних времён является одним из самых любимых видов искусства. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Не изменилась к нему отношение и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Танцы, рождённые народом, сохраняемые в течение веков, продолжают волновать и зрителей и исполнителей. Они заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, завораживают, воспитывают, словом не оставляют равнодушным никого. Рождённые талантом народа, народные танцы передаются из поколения в поколение. Одни из них становятся традиционными на длительное время, другие видоизменяются под воздействием времени и условий жизни, некоторые порой исчезают совсем.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. У неё своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений. В тоже время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях.

Танцы народов Поволжья приобрели широкое распространение в детских школах искусств. В настоящее время хореографические отделения реализуют ДПОП. Это перспективная форма нравственно-эстетического воспитания детей и подростков, которая обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей и развивает их всесторонне.

Актуальность данного методического пособия, объясняется в практической значимости исследования танцевальной культуры Поволжья. Определением задач, стоящих сегодня перед педагогами школ искусств, которые заключается в поиске и использовании специальных методик, позволяющих подойти к вопросу развития детей более продуктивно, применяя новые технологии на основе изучения танцевальной культуры Поволжья.

Цель методического пособия:

Охарактеризовать педагогическую роль, функции, содержание и средства танцевальной культуры народов Поволжья в процессе воспитания детей. Определить её роль в системе обучения в ДШИ по ДПОП.

Задачи:

- рассмотреть народно-сценический танец в системе обучения в ДШИ;

- изучить происхождение и особенности танцев народов Поволжья;

- определить педагогическую роль танцевальной культуры Поволжья в воспитании и развитии личности;

- изучить танцевальную культуру народов Поволжья, как средство приобщения к культурно-национальному наследию.











  1. Народно-сценический танец в системе обучения в ДШИ


Возникновение народно-сценического танца

как предмета обучения.


«Народный танец» как предмет обучения возник в конце XIX в. в Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и другие. Среди исполнителей «характерных танцев» были свои знаменитости: Ф. Кшесинский, В. Гельцер, А. Ширяев и др. Давно умы хореографов занимала мысль о создании специальной системы, подобной системе классического танца, для подготовки исполнителей народного танца. Первую попытку создания характерного тренажа по собственной инициативе сделал А. Ширяев в 90-х годах XIX в. Позднее эти уроки ввели в двух старших классах Петербургской балетной школы. На «характерный танец» вначале смотрели как на предмет второстепенный, но с течением времени отношение к нему изменилось, у нововведения появились сторонники. Его стали включать в учебные программы других хореографических училищ, постепенно формируя в учебную дисциплину.

В нашей стране, начиная с 20-х годов XX в., создавалось большое количество любительских танцевальных кружков, ансамблей, студий и даже балетных театров. Проводились смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады художественного творчества. В связи с этим возникла огромная потребность в кадрах руководителей, которые смогли бы в совершенстве, методически грамотно обучать народному танцу. Значительную роль в решении этой проблемы сыграли мастера старой школы, которые в новых условиях не замкнулись в себе, а активно способствовали развитию творческих способностей детей и молодежи.

В 1939г появление книги А. Лопухова, А. Ширяева, А. Бочарова «Основы характерного танца» стало значительным событием. Возникший в результате накопленного опыта, этот труд, можно считать первым учебником по преподаванию народно-сценического танца.

После Великой Отечественной войны в стране создавалась большая сеть специальных учебных заведений, в которых готовили руководителей самодеятельных творческих коллективов, в том числе и хореографических. В учебном процессе отводилось достаточно большое место «народному танцу», беря за основу систему преподавания «характерного танца». Сохраняя и развивая традиции народной хореографии, выпускники хореографических отделений училищ культуры, возглавили сотни любительских коллективов страны. В 60-х годах открываются хореографические отделения в институтах культуры, которые стали готовить кадры балетмейстеров и педагогов. И здесь народно-сценическому танцу отводится значительное место среди других профессиональных дисциплин.

Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы воспитания исполнителей народно-сценического танца, в подготовку педагогов внесла профессор Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне РАТИ) Т.С. Ткаченко. В 1954 году вышла ее книга «Народный танец» (переиздана в 1967 году), где в разделе «Станок» Т.С. Ткаченко значительно расширила и систематизировала упражнения в уроке народного танца, применила новые названия, что значительно укрепило позиции предмета. Система упражнений народного танца, возникшая на основе классического танца с французской терминологией, окончательно выделилась в самостоятельную дисциплину. Получив к тому времени широкое распространение, предмет «народно-сценический танец», вошёл в образовательные программы различных учебных заведений.

Впоследствии было выпущено достаточно много новых книг по методике преподавания народно-сценического танца, пособий с описанием народных танцев – как традиционных, так и авторских. Ведущими педагогами страны разработаны учебные планы, программы, пособия по народно-сценическому танцу, с учётом задач стоящих перед учебными заведениями. В течении века накоплен богатый опыт в теории и практике предмета, но процесс дальнейшего совершенствования системы преподавания народно-сценического танца продолжается и сегодня.

ДШИ в системе хореографического образования.

Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой относятся детские школы искусств, деятельность которых целиком ориентирована на обще-эстетическое развитие подрастающего поколения. Обучение детей хореографии в детских школах искусств (ДШИ) по сравнению с общей системой профессионального хореографического образования, сложившейся в России почти за 270 лет, - дело совсем юное. Первые ДШИ были открыты в начале 80-х годов XX в. с целью художественно-эстетического воспитания и подготовки подрастающих поколений продолжению образования в профессиональных учебных заведениях.

Одним из направлений функциональной деятельности ставилась задача широкого приобщения детей с раннего возраста к творчеству, к культурно-просветительской деятельности. Поэтому особенностями обучения детей на хореографических отделениях ДШИ, в отличии от образования в профессиональных учебных заведениях, являются: более ранний возраст приёма на обучение ( с 5-7 лет), фактическое отсутствие строго профессионального отбора при приёме, значительно меньшее количество лет и часов, выделяемых учебным планом на изучение танцевальных (специальных) дисциплин.

Я считаю, что главной целью всей системы дополнительного образования является удовлетворение творческих потребностей учащихся, поддержание интереса к искусству, развитие эстетического вкуса и художественной культуры. К настоящему времени в нашей стране сложилась чёткая система хореографического образования: начальное, среднее и высшее образование представлены как в профессиональном, так и в дополнительном образовании.

Дополнительное хореографическое образование направлено, прежде всего. На удовлетворение потребностей населения в разнообразии досуга. Например: хочет ребёнок танцевать, но не имеет для этого природных данных. Ему общество предлагает удовлетворить свою потребность в общении и познании хореографического искусства, обучаясь в школе искусств, балетной студии, танцевальном кружке и т.д. В системе дополнительного образования существует подготовительный этап, который охватывает дошкольников. То есть, с 5-летнего возраста детей готовят к занятиям хореографии, развивая физические данные ребёнка и вовлекая его в учебный процесс, используя игровую форму проведения занятий. С 7 лет ребёнка переводят в первый класс, где ему предлагают изучить предметы хореографического отделения.

Хореографическое образование в ДШИ позволяет выявить детей, имеющих ярко выраженные способности к занятиям хореографией, подготовить и направить их для обучения в профессиональные заведения страны. Учащиеся, получившие дополнительное образование, являются самыми лучшими, самыми подготовленными зрителями для профессионального театра, способными объективно воспринимать и оценивать произведения хореографического искусства. Эстетическое, художественное воспитание средствами хореографии и являются главной целью и смыслом обучения детей в ДШИ на хореографических отделениях.

Особенности преподавания народно-сценического

танца в условиях ДШИ.

В современной системе дополнительного образования народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин и неотъемлемой частью начального хореографического образования. [5, C.3]

Обучения народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), даёт учащимся возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов. В значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу.

Целью обучения народно-сценическому танцу является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умение точно передать стиль и манеру той или иной народности. В условиях школы искусств народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан со всеми предметами хореографических дисциплин, и, прежде всего, с классическим танцем, основой обучения хореографии.

Организация и методическое осмысление самых разнообразных элементов народных танцев, использование их в формировании исполнителя, при обучении являются особенностями предмета «Народно-сценический танец». Этот предмет раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для развития актёрских данных, и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира. [3, С.5]

Приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актёрский темперамент, органично чувствовать себя на сцене, даёт будущим исполнителям изучение народно-сценических танцев с различными по характеру ритмами и манерой исполнения.

Экзерсис народно-сценического танца – это система упражнений и движений в характере народного танца, возникшая на основе классического танца. В настоящее время французские слова, будучи терминами классического балета, изменили своё значение, что привело к необходимости уточнения терминов. К сожалению, в нашей стране нет специального словаря терминов народно-сценического танца, стандартизации в описании определённых положений и движений народно-сценического танца. Изучая материалы по методике преподавания народно-сценического танца, я выявила отсутствие единства в употреблении терминов в работах отечественных авторов. Так, ряд важных и распространённых терминов имеет несколько назначений и употребляется для обозначения различных движений.

Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народно-сценического танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Преподаватель и концертмейстер должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащегося не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

Особенности организации учебного процесса

по предмету «Народно-сценический танец» в ДШИ.

Я являюсь преподавателем хореографии в ДШИ им. Д.Д. Шостаковича г. Курска. Учебный процесс, на нашем хореографическом отделении, осуществляется согласно учебным программам и учебным планам министерства культуры Р.Ф. На отделении хореографии в нашей школе искусств, преподаются следующие дисциплины:

«Ритмика»

«Танец»

«Гимнастика»

«Классический танец»

«Народно-сценический танец»

«Постановка сценических номеров»

«Музыкальная грамота и слушание музыки»

«Музыкальная литература»

«История хореографического искусства»

Предмет по выбору (современный танец)

Такая организация учебного процесса определяет комплексный подход к обучению, взаимосвязь всех учебных дисциплин, что обеспечивает возможности всестороннего влияния на воспитание учащихся.

В основе цикла хореографических дисциплин лежит классический танец.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов. Давайте рассмотрим, чем же особенно полезен урок народно-сценического танца, в плане воспитания танцора?

В нём сочетается логическая система школы классического танца и многообразие народной пластики. Народно-сценический танец способствует развитию у учащихся дополнительных, в сравнении с классикой, навыков.

Основные задачи курса:

  1. дать учащимся знания основных элементов народных танцев и привить навыки их исполнения;

  2. совершенствовать координацию движений, восприимчивость к многообразию координаций;

  3. развивать те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа;

  4. воспитывать умение точно передать национальный стиль и манеру, характер и общие законы национальной пластики;

  5. воспитывать умение передавать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие её темпов и ритмов;

  6. изучать формы академических характерных танцев из спектаклей классического наследия.


Таким образом, изучение народно-сценического танца даёт возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу.

Я считаю, что очень важен тот факт, что именно народно-сценический танец открывает возможности профессионального исполнительства для выпускников отделения хореографии ДШИ при дальнейшем их обучении в ВУЗе, т.к. для работы в классической хореографии необходим целый комплекс профессиональных навыков, который обеспечивается учебным процессом хореографических училищ. Исходя из этого, видна актуальность воспитания и поддержания устойчивого интереса и осознанной работы учащихся по освоению народного танца для их дальнейшего профессионального образования. В настоящее время хореографические отделения реализуют ДПОП. Это перспективная форма нравственно-эстетического воспитания детей и подростков, которая обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей и развивает их всесторонне. На каждом этапе обучения определены конкретные знания, умения, навыки, что составляет основное содержание обучения.

На нашем отделении, изучение народно-сценического танца, начинается в 4 классе и продолжается до выпуска учащихся. Знакомство с народной культурой начинается с дошкольного возраста и подчинено цели воспитания интереса и любви к народной хореографии.

Практические рекомендации преподавания

Народно-сценического танца.

В данном методическом пособии, мне бы хотелось поделиться своим опытом преподавания народно-сценического танца.

Урок народно-сценического танца всегда должен быть целенаправлен и методически выстроен. Делится урок на три основных части:

  1. упражнения у станка;

  2. упражнения на середине зала;

  3. разучивание и композиционное построение учебных этюдов на танцевальном материале народных танцев.

В начале обучения экзерсис у станка выстраивается не сразу, а постепенно. Из отдельных элементов, движений, складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается лицом к станку, исполняется сначала с одной ноги, затем с другой. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определённую нагрузку на мышцы, суставы, связки. Каждый урок может включать 8-9 упражнений, построенных по принципу чередования: плавные, мягкие упражнения чередуются с быстрыми, резкими; упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.п. Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «верёвочке», раскрытие ноги на 90*, большие броски.

Начинается занятие с приседаний (plie), которые постепенно вводят в работу суставно-связочный аппарат, а заканчиваются бросками (grand battement jete). Приступая к построению урока, я ставлю перед собой вопросы: что нужно разучить, какие упражнения надо дополнить или усложнить, что отработать из ранее пройденного? Разучивать в течении одного занятия весь экзерсис нецелесообразно. Хороший результат можно получить заменяя одну-две комбинации на две новые, дополняя или усложняя ещё три-четыре комбинации и оставляя без изменений, но закрепляя остальные, при этом сохранив интенсивность проведения занятия.

При проведении урока педагог должен суметь донести до учащихся все нюансы изучаемого материала. Здесь особенно важен практический показ упражнения под музыку, чёткая его метрическая раскладка. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, чтобы не произошло переохлаждение физического аппарата учеников, желательно сохранять единый темп урока. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторений комбинаций недопустимы, так как это может привести к перегрузкам тех или иных групп мышц. Достаточно сменить одно упражнение на другое, чтобы освободить мышцы. Например, после исполнения маленьких бросков с большой нагрузкой на икроножную мышцу опорной ноги, нужно предложить упражнение на прямой опорной ноге. А также, для отдыха можно выполнить одно-два танцевальных движения на середине зала. Формирование необходимых навыков – главная цель занятий, а залог успешного проведения урока – разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат.

Движения, выстроенные в определённой последовательности – это форма, которую необходимо наполнить содержанием. «Здание» урока вырастает из учебных комбинаций – «кирпичиков», основой которых должен быть главный элемент. При сочинении комбинации необходимо учитывать не только характер того или иного народного танца, но и то, какую задачу решает преподаватель. Например, если комбинация, основанная на элементах подготовки к «верёвочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или др. народного танца, где встречается это движение, то это действительно послужит подготовкой к исполнению этого движения на середине зала. И в случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, то исполнение его в этом характере не оправдано. Перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, многочисленными поворотами, прыжками и т.п. нежелательна. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип – от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народно-сценического танца в целом.

В рабочей программе учебного предмета «народно-сценический танец» по ДПОП, изучение танцевальной культуры народов Поволжья начинается на 2-ом году обучения. Давайте же рассмотрим историю возникновения и особенности танцев народов Поволжья.





























  1. Происхождение и особенности танцев народов Поволжья.


Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. Поволжьем можно именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге. Но чаще всего под Поволжьем понимают области и республики России, находящиеся в среднем и нижнем течении: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, Республика Татарстан и Калмыкия. 

Поволжье – многонациональный регион, в структуре населения преобладают русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна и своими корнями уходит в далёкое прошлое, которое связанно с жизненным укладом и бытом народа. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального.

По изучению танцев народов Поволжья значительную работу проделал Г.Я. Власенко. Им были исследованы танцы заволжских народов, в которых историческая общность издревле связано в песенно-танцевальных культурах [6, С. 14].

При анализе танцевального фольклора народов Поволжья следует помнить, что их издревле связывало культурное родство. На начальном этапе формирования этих народностей существенную роль играла общность происхождения, географические связи. Географическое расположение той или иной народности имело огромное значение в формировании этноса, общности происхождения. В совместной трудовой деятельности населения, вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно-бытовых традиций не могло не отразиться на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников.

Взаимопроникновение в материальную культуру народов Поволжья, мы видим и в национальных костюмах, одеждах, обуви. Например, башкирская национальная одежда очень схожа с татарской.


Мордовские узоры так же перекликаются с татарскими и башкирскими традиционными узорами.




Старинные женские костюмы мари и низовых чувашей украшены мел-

кой геометрической вышивкой и тоже имеют сходство.


Женский костюм мари

У каждого народа есть свои праздники, неповторимые обряды, игры. Сабантуй у татар и башкир, у чуваш – Акатуй, у русских – Масленица, праздник цветов у марийцев – Пеледыш пайрам, у мордвы праздник пахоты и сева «моление плуга» – Кереметь озкс, Сабан – озкс.

Сравнительное изучение танцев народов позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе хореографии народов лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов. У марийцев возник самобытный танец «Веревочка». Он распространился в Башкирию, где его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец «Веревочка» (Бау ищу) и татары. Элементы труда, общие для татарского и мордовского народов, отразились в татарском танце «Алмагачлары» и в мордовском «Умарина».

Элементы многих женских танцев народов Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, тканье. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец «Сновуха» (сновать - приготовлять пряжу, основу для тканья). Танец исполнялся четырьмя парами женщин, которые медленно и плавно двигались в различных направлениях. В башкирском танце «Прядение» показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок, в «Танце труда» изображались мытье, выжимание, сушение ниток; работа ткацкого станка. В марийском танце «На тереблении льна» имитируется процесс выработки льна, в танце «Женский труд» девушки показывали, как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья.

Все эти трудовые процессы, русские, марийцы, чуваши, мордва, татары, башкиры, калмыки производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют одинаковую смысловую характеристику [2, С. 47].

В качестве примера приведем ряд движений, одинаковых в различных национальных танцах.

- «наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от себя»;

- «прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;

- «полоскание» - руки опущены вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот.

Многие женские танцы изображают приготовление пищи (башкирские «Кумысницы», «Бишбармак», калмыцкий «Танец с пиалами» и др.). В танце «Бишбармак» девушка показывает, как готовит национальное блюдо: сеет муку, месит тесто, очищает пальцы от него, катает, режет, переворачивает тесто и т. д. Танец построен на различных движениях рук.

Большое распространение в Поволжье имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались «капустниками». Девушки заранее уговаривались, у кого и когда будут рубить капусту, наряжались в лучшие платья, переходили из дома в дом, после чего следовали угощения и хороводы. На вечеринку приходили парни. Все присутствующие танцевали.

Многие мужские танцы также возникли на основе трудовой практики. В русском, башкирском и татарском танцах «Косари» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. Тот же процесс отражался в марийском танце «На сенокосе». Многие русские игры, отображающие процесс труда, заимствованы другими народами. Танец-игра «А мы просо сеяли» соответствует марийской игре «Мы сеем горох» («Me пурсатым удена»).

В хореографической лексике народов региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмических дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных.

В танцевальном фольклоре народов Поволжья следует выделять еще одну линию: изображение повадок и целых сцен из жизни животных и птиц. У калмыков это танцы «Туула-би» (танец зайца), «Тухин-би» (танец быка), «Тякин-би» (танец козла). Мордовская пляска «Медведь» представляет собой подражание зверю - неуклюжее топание на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую.

Из всего многообразия следует выделить ещё одно - это хороводы и пляски в сопровождении песни (частушки). В Башкирии исполнение хороводов и плясок, в сопровождении песни, называется «такмак». В татарской хореографии распространены круговые хороводы (эйлж бэйлэн). Ритм игры и пляски часто подчеркивается общим похлопыванием в ладоши. Иногда хороводы водят под музыкальное сопровождение гармониста. Припевы цементируют песню, повышают ее эмоциональное звучание, организуют ритм и темп плясок.

В следующей главе, мне бы хотелось рассмотреть и проанализировать, как же танцевальная культура Поволжья способствует приобщению обучающихся, к культурному, этнокультурному, национальному наследию народа.













  1. Роль танцевальной культуры Поволжья в воспитании духовно-нравственных, культурно-национальных ценностей обучающих


Из всех наук, которые должен знать

человек, главнейшая есть наука о том,

как жить, делая как можно меньше зла

и как можно больше добра.

Л.Н.Толстой


Вопрос духовно-нравственного, культурного, воспитания детей, приобщение их к национальному наследию, является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодняшнюю ситуацию, складывающуюся в области нравственно-духовного, а особенно художественно-эстетического воспитания, можно характеризовать как критическую. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, вследствие этого у детей искажены представления о милосердии, доброте, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребёнок не рождается нравственным или безнравственным, добрым или злым. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят его душу и сердце. [14, С.116]

Положение дел, усугубляется и тем, что в силу различных, порой объективных обстоятельств ни семья, ни школа не реализуют свои функции, позволяющие осуществлять трансляцию общечеловеческих ценностей, как эстетических, так и этических, а без этого процесс жизнетворчества ребёнка нельзя назвать полноценным. Однако существует сфера, где жизнетворчество юного человека может проявляться в полной мере, где реализуются его нравственно-духовные и эстетические потенции. Эта сфера, где основой жизнетворчества является прекрасное - искусство.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образкоторый возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.

В настоящее время культурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. Как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей, которые нас окружают, можно творить будущее.

Задачей педагога в этом направлении является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие и интересные формы работы. [13,С.37]

Изучив и проанализировав происхождение и особенности танцевальной культуры Поволжья, можно сделать вывод, что она очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества.

Танцы народов Поволжья, как и другие виды искусства, обладает огромными возможностями для дополнительного эстетического, культурного, национального совершенствования ребенка, для его гармонического духовного и физического развития.

В настоящее время, проводится огромное количество фестивалей, конкурсов, которые демонстрируют достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Всё большее развитие получают школы искусств, причем не только в крупных городах, но и в больших райцентрах. Живя в такой среде ребенок попадает в мир культуры.

В своей педагогической практике, я большую роль уделяю возрастным и психологическим особенностям своих учащихся. Каждому возрасту необходим свой подход и свои средства для приобщения ребёнка к культурному наследию, к воспитанию духовно-нравственных аспектов. В младших классах это происходит, в большей мере через танцевально-игровую культуру народов Поволжья.

Игровой танец имеет особое значение для укрепления психофизического и социального здоровья, плодотворно активизирует процессы дыхания, кровообращения и обмена веществ. Возможности игрового танца могут быть ориентированы на укрепление позвоночника, нервной и мышечной системы, на решение самых разных проблем ребенка. Игровой танец может иметь как тренирующий, так и развивающий характер. Систематические танцевальные занятия с детьми носят полифункциональный характер, где развиваются и совершенствуются двигательно-координационные навыки. Творческий процесс игрового танца позволяет детям самостоятельно находить и усваивать оптимальные способы освоения технически доступных движений. Телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачами физического воспитания. На ранних этапах развития человечества физическое воспитание формировалось в обрядовом танце, как полифункциональном феномене. Поэтому игровой танец способен формировать такие морально-волевые качества как смелость, инициативность, ловкость, находчивость, коллективизм.

Культурно-нравственные, экологические аспекты танцев народов Поволжья заключают в себе творческое развитие традиций на уровне современных проблем развития ребенка - его здоровья, творчества, национального наследия.

В системе образования ДШИ, традиционная танцевальная культура Поволжья, и танцевальная культура в целом, доступна ребёнку.

Игровая пляска, как древнейший вид творческой деятельности человека, позволяет ребенку гармонизировать свое психофизическое состояние, «выбрасывать» избыток скопившейся энергии. Пляски-игры разных народов включают энергичные притопывания ногами, прыжки. В семантическом плане эти притопы восходят к обрядовому весеннему циклу пробуждения земли, природы, вегетативной магии. Танец-игра, как вид творческой деятельности человека, шире общепринятого представления танца-игры, как вида искусства, с доминирующими эстетическими параметрами.

С ребятами младших классов, я разучиваю следующие музыкально-хороводные игры, на основе танцевальной культуры народов Поволжья:

- татарская народная музыкально-хороводная игра «Тимербай» (см. Приложение);

- мордовская народная музыкально-хороводная игра «Селезень и уточки» (см. Приложение);

- удмурский хороводный танец-игра «Два сапога пара» (см. Приложение).

Благодаря своей образности музыкально-хороводные игры народов Поволжья, увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту танцевальной игры.

Обучение в более старших классах становиться более активным, творческим, пробуждающим в обучающихся художественное начало. Осваивая танцевальную лексику народов Поволжья, ребята не просто пассивно воспринимают красивое, они преодолевают определенные трудности, проделывают определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала им доступна. Познав красоту в процессе творчества, обучающиеся глубже чувствуют прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Их художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.

Народный танец является эффективным средством организации досуга подростков, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство Поволжья, давая выход энергии молодежи, наполняет её бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище и игре. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, свойственных их возрасту, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

В средних и старших классах я изучаю с ребятами уже более сложные танцевальные движения народов Поволжья, которые в дальнейшем мы соединяем в танцевальные комбинации, этюды, хореографические композиции. Хореографические этюды, на материале танцев народов Поволжья, становятся более сложными, пластичными, эмоциональными.

В данном методическом пособии мне бы хотелось поделиться с вами несколькими танцевальными номерами народов Поволжья, которые мы изучаем с ребятами в старших классах. Первый из них это марийский народный танец «Верёвочка».

Марийский народный танец «Верёвочка»

Великолепным образцом марийского народного творчества можно назвать танец «Веревочка» («Кандыра пунымаш»), — говорит Михаил Мурашко, балетмейстер, народный артист Республики Марий Эл, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственных премий, профессор кафедры народного танца Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), академик. — В этом танце во всей полноте отразилась философия и психология марийского народа, его верования, взаимоотношения друг с другом и со своими соседями.

Это необычный танец: прямой как стрела линейный хоровод, где танцующие идут, заплетая «восьмерки», под хоровое пение, а потом все вместе исполняют звонкую раскатистую дробь – «тывырдык».

История «Кандыра пунымаш» уходит корнями вглубь веков. Сохранили и донесли его до наших времен восточные мари, среди которых «Кандыра» до сих пор остается одним из самых популярных традиционных марийских танцев. Более того, он достоин быть включенным в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый из бытовых танцев: длина «Кандыра» может достигать километра и более, а количество танцующих – нескольких тысяч!

Об уникальности танца «Кандыра» можно судить даже по тому воздействию, которое он оказывает на обучающихся: расправляются плечи, осанка и фигуры танцующих становятся собранными, элегантными, движения грациозными, в глазах сверкает задор. Слаженные плавные движения, хоровое пение со звонкой раскатистой дробью и прищелкиваниями в такт и лад с ритмом, выполняемые одновременно с другими танцорами, дарят радость единения, колоссальный эмоциональный и духовный заряд.

Плечо к плечу, глаза в глаза – танец «Кандыра» объединяет всех, кто вошел в танцевальную цепочку, напоминает о корнях, связывает поколения. В танце как в капле воды отразился нрав марийского народа – строгого в манерах, сдержанного на проявления чувств, но хлебосольного и гостеприимного. Потому и так легко присоединяются к этому танцу все, кто его видит – трудно оставаться в стороне от его заводной мелодии!

«Веревочка» — один из редчайших массовых несценических танцев, сохранившихся по сей день. И как один из удивительных хореографических феноменов, конечно, должен быть предметом особой заботы. Готовятся материалы для подготовки включения танца «Кандыра» в список объектов всемирного нематериального наследия под эгидой ЮНЕСКО. Как говорят мари: «Будет жить «Веревочка» — будем жить и мы!».

Марийский танец «Веревочка» исполняется под музыку «Марийская плясовая». Описание танца «Верёвочка» (см. Приложение).




Следующий танец народов Поволжья, который я изучаю со своими учениками это:

Чувашский «Девичий танец»

В чувашской народной хореографии девичий танец завораживает зрителя не сложной танцевальной техникой, а изяществом – словно белая лебедь, плывёт девушка, очаровательны и грациозны движения её нежных рук, полон внутренней красоты изгиб её корпуса и головы. Пластический рисунок рук вообще играет важную роль в чувашском женском танце, являясь основным средством выражения души, характера. Образа и содержания танца. Ничего лишнего в движениях девушки быть не может. Голова приподнята, при этом глаза слегка опущены. Она не должна была поднимать рук выше груди, хотя допускались движения, имитирующие сбор хмеля.

Чувашский «Девичий танец» очень нравится моим воспитанникам. С ним обучающиеся знакомятся в старших классах (7-8 классы). Танец исполняется в медленном темпе. Во время исполнения танца девушки не должны прыгать и сутулиться. Движения рук мягкие, пластичные, легко переходящие от одного движения к другому. В характере исполнения танца должна быть легкость, грация и непосредственность. Танец описан на 4 человека, но количество участников может быть увеличено (см. Приложение).



Для выявления представлений о танцевальной культуре Поволжья и вызывают ли они интерес у моих учеников, я провела анкетирование (см. Приложение). В нём приняло участие 19 обучающихся. Анализ ответов на вопросы анкеты показал их интерес к народным танцам народов Поволжья и ценностное к ним отношение, как части культуры своего народа.




Рис.1. Ответы обучающихся.



Рис.2. Ответы обучающихся.



Рис.3. Ответы обучающихся.



Рис.4. Ответы обучающихся.







Моё теоретическое и практическое исследование демонстрирует, что народный танец народов Поволжья, как часть художественной народной культуры, впитал в себя национальные образы, ценности, верования, уклад жизни. Соответственно приобщение обучающихся к народной культуре невозможно без знакомства с национальным хореографическим искусством. Кроме того, красочность и образность народного танца, его связь с музыкой вызывают эмоциональный отклик у человека. Эмоциональные переживания позволяют учащимся почувствовать себя сопричастным к народной культуре и повышают интерес к дальнейшему знакомству с ней.































Заключение

Для восприятия сокровенного, самобытного музыкально-хореографического образа перевода не требуется. Этот факт пронзительно обнажил русский писатель Н.В. Гоголь: «…посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа: его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце, у народа беспечного, вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своём национальном танце ту же негу, страсть и ревность» [14, С.-185].

В процессе исторического развития народный танец прошёл сложный путь от примитивных форм народного существования до вершин профессионального искусства. В ходе исторической эволюции народный танец утратил своё прикладное значение и занял одно из ведущих мест в хореографическом воспитании.

Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, танцевальное искусство, является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии.

Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере.

Изучение танцевальной культуры народов Поволжья занимает важное место в хореографическом обучении в детских школах искусств и имеет свои отличительные черты. Основной целью образовательного процесса в ДШИ, в отличии от профессиональных хореографических учреждений, является художественно-эстетическое воспитание, направленное на развитие личности подрастающего поколения. Практика работы по раннему приобщению детей к культуре Поволжья, использование возможностей традиционных и инновационных методов и приёмов обучения народно-сценическому танцу в системе обучения на отделении хореографии, показывает эффективность выбранной системы работы.

Мой многолетний опыт работы в условиях ДШИ показал необходимость адаптации типовых программ в зависимости от природных данных учащихся, социокультурных условий, этнических традиций народов.

Особенностями учебно-воспитательного процесса на хореографических отделениях ДШИ, на примере народно-сценического танца народов Поволжья, являются вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

В итоге происходит формирование у учащихся профессионального интереса к народному танцу, национальной культуре, что обеспечивает стабильное посещение занятий на отделении хореографии на протяжении всего многолетнего периода обучения, качественное и осознанное освоение учебного материала, собственно профессиональную ориентацию выпускников отделения хореографии.

ПРИЛОЖЕНИЕ


  1. Татарская народная музыкально-хороводная игра «Тимербай»

(Татарская народная игра «Тимербай» выполняется под татарскую музыку «Шома Бас»).

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего. Он встает в центре круга и выполняет движения, характерные для татарских танцев (см. ниже).

Дети идут по кругу под слова песни:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Водящий в центре выполняет татарские движения:

1) ноги вместе, руки согнуты в локтях, кисти чуть ниже плеч, смотрят в стороны от ребенка, носки ног двигаются вправо и влево, не отрывая пяток;

2) приседает, руки за спиной и вприсядку вокруг себя прыгает (если мальчик); кружится вокруг себя, согнув руки в локтях, как в движении 1 (если девочка).

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение, например приседание с подскоком вверх или что-либо другое. Все ребята в круге должны повторить его. Затем водящий выбирает одного из детей в круге (можно того, кто, по его мнению, лучше всех повторил движение). Выбранный ребенок и занимает место водящего в центре.

Игра повторяется.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.



  1. Мордовская народная музыкально-хороводная игра

«Селезень и уточки»

Мордовская игра «Селезень и уточки» выполняется под мордовскую народную хороводную мелодию.

Все дети встают в хоровод. Выбирается девочка-водящая, она будет бабушкой. Ей надевают на голову платок, дают в руки палочку-хворостину, которой она будет подгонять «селезня».

Дети идут по кругу и поют песню. Девочка, выполняющая роль бабушки, под слова 1 куплета ходит внутри круга в противоположном направлении и выбирает мальчика, который будет селезнем. После выбора она подгоняет его хворостиной в центр круга.

На слова 2 куплета в центре круга происходит диалог «бабушки» и «селезня».

1. Пошла бабушка вдоль бережка,

Чтобы отыскать селезня-дружка.

Селезня она нашла

И во двор пригнала,

И во двор пригнала

Селезня-дружка.

2. – Почему же ты селезень один

Ходишь ты один по бережку?

– Я ищу себе уточку-красу

Поиграть ее с собою приглашу.

После слов «Поиграть её с собою приглашу» селезень выбирает девочку, которая будет выполнять роль уточки, указав на нее рукой. Как только избранница узнает о выборе, она должна спрятаться за круг с внешней стороны, а все дети стараются не пускать «селезня» к ней. Если ему где-то удалось пробраться из внутреннего пространства круга во внешнюю его часть, то он начинает догонять девочку-«уточку». Она может перебраться внутрь круга. Дети в круге держатся за руки и могут поднимать их вверх и опускать вниз, тем самым помогая и препятствуя движению игроков. Один кон игры заканчивается, когда «селезень» догнал «уточку», или спустя некоторое время (если догонялки затянулись) «бабушка» поднимает хворостину вверх и дает команду участникам выйти в центр круга.


  1. Удмурский хороводный танец-игра «Два сапога-пара»

Перед началом танца дети учат народные удмуртские танцевальные движения (УД).

УД №1. Хлопки характерные для удмуртских танцев – сначала два раза у правого плеча, потом у левого.

УД №2. Боковой хороводный ход влево и вправо, припадая на одну ногу. Дети берутся за руки, затем сгибают их в локтях так, что кисти расположены тыльной стороной к ребенку и находятся чуть ниже уровня плеч.

УД №3. Ход-бег мальчиков: руки за спину на поясницу

УД №4. Ход-бег девочек: руки в стороны, ладони разведены, смотрят вниз, в положении, как будто держат подол широкого платья.

УД №5. Кружение в парах. У каждого правая рука вытянута в правую сторону, тыльной стороной ладони вперед, а левая рука согнута за спиной тыльной стороной ладони к спине. Дети встают лицом друг к другу, затем подходят так, что правое плечо одного рядом с правым плечом другого, соединяют правую руку свою с левой рукой партнера и совершают несколько круговых движений по часовой стрелке. При этом смотрят друг на друга, повернув голову вправо.

Танец-игра исполняется под музыкальное сопровождение «Удмурские частушки».

Перед началом танца все дети встают в хоровод, за руки не держатся, смотрят в центр. Выбираются 2 ребенка – мальчик и девочка, им дают по одному сапогу от пары обуви. Они встают в центре хоровода, ставят сапоги рядом друг с другом, встают напротив друг друга так, что пара сапог оказывается между ними.

Танец мальчика и девочки в центре хоровода.

Дети обходят сапоги, оставляя их с правой стороны от себя, делая один круг, соответствующим ходом-бегом мальчика и девочки (см. УД №№ 3, 4). Потом подходят друг к другу, встают рядом с сапогами и начинают кружение в парах (см. УД № 5).

Движения детей в хороводе во время танца мальчика и девочки в центре.

Дети в хороводе начинают хлопать характерными для удмуртских танцев хлопками – сначала у правого плеча, потом у левого (см. УД № 1).

Движения мальчика и девочки при передаче сапог другим детям.

Дети с сапогами выходят из центра хоровода и идут позади него, ребята в кругу их не видят. Во время песни ставят сапоги на пол, после этого останавливаются и стоят рядом со своим сапогом.

Движения детей в хороводе при передаче сапог другим.

Дети в хороводе берутся за руки, сгибают их в локтях так, что кисти оказываются на уровне плеч. И, припадая на одну ногу, идут в хороводе сначала влево, потом вправо (см. УД № 2). При этом поют песню.

Сапожок утерян где-то

Помоги его найти

С левой ножки, с правой ножки,

Чтобы пару обрести.

Те девочка и мальчик из хоровода, рядом с которыми поставлены сапоги, должны обернуться, взять сапог (примечание – сапог мальчика берет ближайший к нему мальчик, сапог девочки – ближайшая девочка), выйти в центр хоровода, поставить сапоги рядом друг с другом, и встать напротив друг друга так, что пара сапог оказывается между ними. Предыдущие обладатели сапог встают в хоровод. После того, как пара вышла в центр, хоровод останавливается.

Далее танец повторятся с другими детьми в центре по описанной ранее схеме.


  1. Марийский народный танец «Верёвочка»

Хороводные движения.

Дети делятся пополам и встают в два круга-хоровода – на небольшом расстоянии.

На музыку вступления: Дети притопывают правой ногой и хлопают в ладоши.

На музыку 1 куплета: Дети берутся за руки. Каждый хоровод сближается к центру, потом от центра (2 раза). Заканчивается движение в широком стоянии хороводов.

На музыку припева-проигрыша без слов: Дети каждого хоровода, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке (1 полный круг на 1 часть проигрыша), затем против часовой стрелки (1 полный круг на 2 часть проигрыша). Повторяют 2 раза.

На музыку 2 куплета: Дети, стоя каждый на своем месте в хороводе, поворачиваются вокруг себя: по часовой стрелке (1 оборот), затем против часовой стрелки (1 оборот). Потом берут под руку соседа и кружатся в парах, сначала в одном направлении, потом в другом).

Веревочные движения.

Возможны два варианта веревочных движений (в зависимости от места проведения танца).

Если танец проводится на улице, и есть достаточное пространство.

Каждый хоровод разрывается, выбираются по одному ребенку с места разрыва каждого хоровода, они встают напротив друг друга, глядя в лицо. Остальные дети выстраиваются в одну линию позади своего члена команды так, что каждый участник смотрит в затылок предыдущему.

После этого дети идут навстречу друг другу, обходя поочередно – то справа, то слева – идущего навстречу участника (как бы переплетая веревочку, вырисовывая «восьмерку»). Как только все участники обошли друг друга, и последние стоят спинами друг к другу, дети разворачиваются и начинают идти снова навстречу друг другу описанным «веревочным» шагом.

Если танец проводится в зале, и есть ограниченное в диаметре пространство.

Участники каждого хоровода поворачиваются так, что стоят в кругу друг за другом, видя затылок впередистоящего. Далее 2 хоровода сближаются так, что внутренний и внешний круг стоят почти рядом, плечом к плечу. Дети одного из хороводов должны сделать пол-оборота для того, чтобы участники соседних хороводов видели лица друг друга. При этом участники одного хоровода остаются стоять позади друг друга – наблюдая спину стоящего впереди.

После этого дети идут по кругу навстречу друг другу, переплетая веревочку, вырисовывая «восьмерку» (как было описано ранее).

Танец заканчивается соединением в общий хоровод. Притопыванием одной ногой и хлопками.


  1. Чувашский «Девичий танец»

Танцующие выстраиваются за кулисами в левом и правом углах сцены, по два человека, друг за другом.

Руки: левая на бедре, правая перед собой, с повернутой ладонью от себя. 1—16 такты.

Танцующие идут «основным» ходом по кругу, двое танцующих-движением против часовой стрелки, двое — по часовой.

На 16 такте все выстраиваются в линию лицом к зрителю у задника.

Музыка начинается сначала.

1—16 такты.

Танцующие двигаются вперед, на зрителя. Руки на бедрах. Первая и третья девушки делают движение, начиная с правой ноги, а вторая и четвертая девушки — с левой.

- На счет «раз» — шаг правой ногой вперед, одновременно корпус повернуть направо.

- На счет «и» — левую ногу приставить к правой на полупальцы в 6 позицию.

- На счет «два» — переступить на правую ногу, левая остается на полупальцах.

- На счет «и» — пауза.

Движение начинается с другой ноги. Вторая и четвертая девушки начинают движение с левой ноги. Корпус одновременно повернуть налево. Таким образом танцующие поворачиваются друг к другу то лицом, то спиной.

Музыка начинается сначала.

1—8 такты. Танцующие делают движение «припадание» на правую ногу с поворотом вправо. На 8-м такте руки меняются: правая переходит на бедро, левая — перед собой, ладонью от себя. 9— 16 такты.

Движение повторяется с левой ноги в другую сторону. Музыка начинается сначала.

1—8 такты. Танцующие делают движение «гармошка», продвигаясь в правую сторону

9— 16 такты. Танцующие меняют руки, повторяя движение и продвигаясь в левую сторону.

Музыка начинается сначала.

1—8 такты. Взявшись левыми руками под левые руки, танцующие делают движение «припадание» на левую ногу, кружатся вокруг себя. Правая рука в такт музыки плавно открывается с 1-й позиции в 7-ю и наоборот.

- На счет «раз» — согнуть левую ногу в колене, одновременно подпрыгнув на правой ноге.

- На счет «два» — вытянув левую ногу, вынести ее вперед, невысоко поднятую от пола. Движение повторяется с другой ноги и т. д. На 8-м такте притоп. 9 - 16 такты. Повторяются движения предыдущих 8-ми тактов в другую сторону с другой ноги. Юноши, постепенно разводя руки в сторону, расходятся на авансцене. Двое — влево, двое — вправо. На счет «раз» — упасть на левую ногу, правую вытянутую вынести вперед, невысоко поднятую от пола.

Музыка начинается сначала.

1 —16 такты. Танцующие делают движение «гармошка», описывая самостоятельные круги.

Музыка начинается сначала.

1—16 такты. Танцующие описывают круги в другую сторону, повторяя движение. На 16 такте останавливаются лицом к зрителю. Музыка начинается сначала.

1—16 такты. Танцующие отступают линией, продвигаясь спиной к заднику.

- На счет «раз» — шаг правой ногой назад, с поворотом корпуса вправо.

- На счет «и» — левую ногу приставить к правой на полупальцы.

- На счет «два» — переступить на правую ногу, левая остается на полупальцах в прежнем положении.

- На счет «и» — пауза. Движение повторяется с левой, правой и т. д.

На 16 такте танцующие поворачиваются друг к другу лицом, руки на бедрах.

Музыка начинается сначала.

1—8 такты.

- На счет «раз» — правую ногу вынести вперед на каблук, левая слегка отрывается от пола.

- На счет «и» — левую поставить на полупальцы.

- На счет «два» — правую приставить к левой в 6 позиции, левая отрывается от пола.

- На счет «и» — левую опустить на пол.

Движение начинается сначала.

9—16 такты. Движение повторяется с левой ноги. На 16 такте меняются местами, остановившись спиной друг к другу и взявшись за руки. Руки, расположенные к зрителю, опущены вниз, руки от зрителя подняты выше плеча. Руки вытянуты.

Музыка начинается сначала.

1—16 такты. Делают движения «гармошка», двигаясь по кругу против часовой стрелки, другая пара — по часовой стрелке. Музыка начинается сначала.

1 — 16 такты. Движение повторяется в другую сторону. На 16 такте поворачиваются лицом к зрителю.

Музыка начинается сначала.

1—8 такты. Танцующие делают движение «гармошка», продвигаясь в правую сторону, руки открываются с 1-й в 7-ю позицию и наоборот.

9—16 такты. Движение повторяется с продвижением в левую сторону.

Музыка начинается сначала.

1—16 такты. Танцующие делают движение «гармошка», описывая круги (по часовой стрелке). На 16 такте все танцующие останавливаются лицом в правый верхний угол.

Музыка начинается сначала.

1—16 такты. Танцующие «основным» ходом двигаются друг за другом, руки на бедрах. Первые две девушки, дойдя до правой стороны кулисы, переходят в левую сторону кулис, две других останавливаются у правой кулисы, повернувшись (все) лицом к центру.

Музыка начинается сначала.

1—4 такты. Все танцующие делают движение «припадание» вокруг себя, через правое плечо, двое — через левое.

5—8 такты. Движение повторяется в другую сторону с другой ноги.

9—16 такты. Идут «основным» ходом по кругу, поменявшись местами, на 16 такте поворот лицом к центру сцены.

Музыка начинается сначала.

1—8 такты. Танцующие делают движение:

- На счет «раз» — шаг правой ногой вперед на каблук, левая отрывается от пола.

- На счет «и» — левую поставить на полупальцы.

- На счет «два» — правую приставить к левой, левая отрывается от пола.

- На счет «и» — левую поставить на пол. Движение начинается сначала.

9—16 такты. Танцующие, отступая спиной движением № 1, выстраиваются в линию у задника.

Музыка начинается сначала.

1—8 такты. Танцующие линией делают движение «гармошка», продвигаясь вправо.

9—14 такты. Движение повторяется с продвижением влево.

15— 16 такты. Музыка замедляется, все танцующие берутся за руки, идут вперед на зрителя, руки постепенно поднимаются вверх. Все с достоинством кланяются, руки опускаются.












Анкета для проведения опроса обучающихся:


  1. Нравятся ли Вам народные танцы?

А) Да

Б) Нет


  1. Считаете ли Вы, что многое знаете о танцевальной культуре народов Поволжья?

А) Я всё о ней знаю

Б) Я многое знаю, но хотелось бы узнать ещё больше

В) Мои знания являются средними

Г) Мои знания являются недостаточными


  1. Что отражает танцевальная культура Поволжья?

А) Характер народа

Б) Особенности быта и труда

В) Отношение к человеку и природе

Г) Ничего не отражает, просто время препровождения людей


  1. Как вы считаете, нужно ли знакомиться с народными танцами?

А) Да, народный танец – часть культуры каждого народа, которую нужно знать и ценить

Б) Да, для общей осведомлённости

В) Нет, эти знания не пригодятся




















Список используемой литературы


  1. Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве. – М., 2004. – 156с.

  2. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура – М., 2000 – 344с.

  3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособие для студ. хореограф. фак. вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-232с.

  4. Д.Г.Измайлова, «Народный танец и его особенности преподавания в ДШИ», автореферат, Саратов, 2017

  5. И.М.Фоменко, «Основы народно-сценического танца», Орел, 2002. – 275с.

  6. Власенко, Г.Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенко. – Самара: Изд-во Самара, ун-та, 1992. – 194с.

  7. Нигмедзянов М. Н. Татарские народные танцы // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. ( Ред.-сост. А. А. Банин) – М.: Сов. Композитор, 1978. – С. 266-297.

  8. Чернов В.С. Чувашские народные танцы // Народное музыкальное искусство Чувашии: сборник статей – Чебоксары: НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР, 1991. – С. 66-80.

  9. Алексеева Л.А. Мордовские народные танцы — памятники традиционной музыкальной культуры этноса // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Сборник статей VII всероссийской научно-практической педагогической конференции с международным участием – Саранск: ГБОУ ДПОС Мордовский республиканский институт образования, 2014. – Режим доступа https://infourok.ru/statya-na-konferencii-mordovskie-narodnie-muzikalnie-instrumenti-pamyatniki-tradicionnoy-muzikalnoy-kulturi-etnosa-439276.html

  10. Деденко И.Г. Хореографическое искусство как средство воспитания толерантного сознания и поведения // Дополнительное образование. – 2009. – 36-39с.

  11. Юнина Е.А., Солодникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии). Учебно-методическое пособие. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ. - 2004. – С.35

  12. Жирнова Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. – М., «Искусство» 1973. – 127с.

  13. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Псобие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А.. - 2000. – 242с.

  14. Гоголь Н. В. Петербургские записки 1836 года // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Т. 8. Статьи. — 1952. — С. 177—190.