СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по игровым технологиям, как средству повышения познавательной активности младших школьников на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по игровым технологиям, как средству повышения познавательной активности младших школьников на уроках математики»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №2»









Шульго Наталья Евгеньевна







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИГРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ, КАК СРЕДСТВУ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ











Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Курс 3, группа 3/5









Челябинск,2022

Содержание



Пояснительная записка ……………………………………………………..3

1. Простейшие направления ………………………………………………..8

2. Числа в пределах 10………………………………………..…………….10

3.Табличное сложение и вычитание …………………..…………………..17

4. Полные десятки. Сто …………………………………….……………....19

5. Задачи в стихах ………………………………………………………......22

Список использованных источников …….………………………………..27























Пояснительная записка


Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Она начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что – то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Игровая технология- это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен .Игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание  на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

При организации математических игр необходимо придерживаться следующих положений:

-Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только формально.

  • Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость их и внимание.

  • При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива присутствующих учеников. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

  • Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их участником. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

  • Игровой характер материала по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.

  • На уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в них  на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи.

  • В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих условиях она оставит след в сознании ребят.

Дидактические игры, которые использовались на уроках математики, в предлагаемом сборнике даны блоками, взятыми из учебной программы:

- Простейшие представления;

- Числа в пределах 10;

-Табличное сложение и вычитание;

- Полные десятки. Сто.

Основная задача занимательного материала, используемого на уроках математике, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы.































1. Простейшие представления.

При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Название геометрических фигур.

Дети должны уметь распознавать геометрические фигуры по форме и размеру, количеству и пространственному расположению.

На данном этапе использовались следующие игры.

Игра "Чудесный мешочек"

Цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: В мешочек из непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"


Игра "Поймай рыбку".


Цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: Рыбки в виде различных геометрических фигур.

Содержание игры: На доску выващиваются рыбки в виде различных геометрических фигур. Каждый ряд должен собрать определённый вид рыбок. Дети выходят по очереди к доске и выбирают нужную фигуру.

Побеждает тот ряд, который соберёт своих рыбок быстрее и правильнее.


Игра "Живой уголок"


Цель: закрепление пространственной ориентации, знакомство с понятиями “больше”, “меньше”.

Средства обучения: карточки с животными и кормом.

Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых)». При помощи составления пар проводится сравнение. Аналогично можно проводить игры на уменьшение количества предметов.


Игра "Собирай - ка"


Цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: Из набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством учителя или самостоятельно.

Например, дом. Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и многое другое.




Игра "Собери робота".


Цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: корзина, различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: участники команд по очереди берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот лучше?


2. Числа в пределах 10.

При изучении тем этого блока у детей должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;

- Знаки сравнения ();

-Название выражений, связанных со сложением и вычитанием.

- Переместительное свойство сложения;

Первоклассники должны к концу года уметь:

- Читать, записывать и сравнивать однозначные числа;

- Составлять, читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений;

-Измерять длину отрезка с помощью линейки;

-Построить отрезок заданной длины.

При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка», используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применять следующие игры.


Игра "Хлопки".


Цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой.

Средства обучения: карточки с рисунками.
Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задаёт ритм хлопков).


Игра "Лучший счётчик".

Цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать группы предметов.

Средства обучения: карточки с рисунками и цифрами.

Содержание игры: учитель на доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.


Игра "По порядку номеров".


Цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.


Игра "Составим поезд".


Цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.


Игра "Подарки Петрушки".


Цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.


Игра "Украсим ёлку игрушками"


Цель:
знакомство с составом числа 10.

Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся, рисунки игрушек с цифрами.

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с числом 10.  Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе  сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.


Игра "Числа, бегущие навстречу друг другу"


Цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:


0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
0+10=10                10+0=10
1+ 9 =10                   9+1=10
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.


Игра "Слушай и считай".


Цель: закрепление знаний о составе чисел первого десятка.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами  от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.


Игра "Войди в ворота".


Цель: обобщение знаний о составе числа.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.


Игра "Контролёры"


Цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.


Игра "В гости к Белоснежке".


Цель: закрепить умение измерять отрезки при помощи линейки, знание состава чисел в пределах десяти.

Средства обучения: картинки с Белоснежкой , гномиками. Отрезки разной длины из картона.

Содержание игры: на доске вывешивается картинка с Белоснежкой, каждый ряд получает картинку с гномом. На каждую парту выдается два отрезка из картона : 1 ряд – 3см и 4см; 2 ряд – 6см и 2см; 3 ряд – 5см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и проверить измерения соседа. Затем вычисляется сумма длин отрезков и узнаётся путь гномика к Белоснежке. Выясняют, чей гномик добрался быстрее и почему, путём сравнения чисел.

В связи с компьютеризацией в современной школе становится возможным использование на уроках математики ИКТ. В данном пособии в приложении № 1 представлено несколько слайдов используемых при изучении блока «Числа в пределах 10».

3. Табличное сложение и вычитание.

При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Таблицу сложения в пределах 10;

- Свойство 0 и 1 при сложении и вычитании.

Учащиеся должны уметь:

- Выполнять действия вычитания с использованием таблицы сложения в пределах 10;

- Решать простые задачи на сложения и вычитания;

- Составлять, читать, записывать и находить значения простейших числовых и буквенных выражений;

- Выполнять действия сложения и вычитания с использованием свойств 0 и 1.

Игра " Угадай число".

Цель: подготовить к изучению буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с примерами и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках учитель даёт примеры с пропущенными числами (вместо числа - окошко). Ученики показывают нужную цифру или вписывают её в карточки.



Игра "Число потерялось".

Цель: закрепить умение находить значения простейших числовых и буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с буквенными выражениями и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках детям предлагаются буквенные выражения. Первоклассники объясняют разницу между буквенным и числовым выражением. Ученики заменяют буквы подходящими цифрами.



Игра "Кто быстрее?".

Цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.



Игра "Живые примеры".

Цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10, закрепить знание терминов связанных со сложением и вычитанием.

Средства обучения: карточки с цифрами и знаками.

Содержание игры: учитель предлагает: « Увеличьте число 7 на 3.» Учащиеся с помощью карточек составляют и находят значение выражения. Для поверки к доске приглашаются несколько человек, в руках у которых карточки с нужными цифрами и знаками. Они составляют выражение с ответом. После этого ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.



Игра "Будь внимательным".

Цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание.

Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах. ( Приложение №1).



4. Полные десятки. Сто.

При изучении тем этого блока у учеников должны быть сформированы следующие умения:

- Читать, записывать и сравнивать полные десятки;

- Выполнять действия сложения и вычитания десятков;

-Решать простейшие уравнения способом подбора.


Игра "Спор цифр".

Цель: познакомить учащихся с записью полных десятков. Повторить свойство нуля при сложении и вычитании.

Содержание игры: Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.
               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я  встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.
- Я  увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.
- Я  больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
- Я  десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).
- Я  семь десятков, 70, понимаешь?

Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…Учитель спрашивает:

- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.



Игра "Молчанка".

Цель: закрепить умение читать и записывать полные десятки.

Средства обучения: абак, карточки с разрезными цифрами.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках полные десятки , а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.



Игра "Освободи птичку".

Цель: закрепить знание полных десятков.

Средства обучения: картинки с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку  из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

Игра "Найди цифру".

Цель: закрепить знания последовательности полных десятков.

Средства обучение: карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .

Содержание игры: на доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.

Задачи в стихах

1. На прогулку из яслей,
Вышли десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели.
Сколько ребят село на качели? (5)

 

2. Слон, слониха, два слоненка,
Шли толпой на водопой,
А навстречу три тигренка,
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей? (7)

 

3.Дядя Ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Сколько груш дядя Ежик
дал зайчатам? (3)

 

4.Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку,
И маленькую собачонку.
Сколько вещей, включая собачонку,
Сдавала дама в багаж? (7)

 

5.Белка с рынка возвращалась
И с Лисою повстречалась.
– Что ты, Белочка, несешь? – 
Задала Лиса вопрос.
– Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки.
Ты, Лиса, мне подскажи:
Сколько будет два плюс три? (5)

 

6.Пять щенков в футбол играли,

Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)

 

7.Вот восемь зайчат
По дорожке идут,
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится очень
Зайчишек домой? (10)

 

8.Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два веселых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора! (10)

 

9. Разноцветные клубки

Бабушка достала

И для внуков дорогих

Подарочки связала:

Шапочку - для Маши,

Кофточку - Наташе,

Варежки - Илюше,

Носочки - для Андрюши,

Шарфик - для Ромочки

Перчатки - для Томочки.

Рады внучата подаркам таким,

Сказали спасибо все как один.

Сколько же всего ребят

Бабушку благодарят? (6)

 

10. Шесть гусей в пруду купалось,

Двое во дворе осталось.

Сколько было всех гусей?

Сосчитайте поскорей! (8)

 

11. Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Ягоды, зерна в нее положили.

Гости себя не заставили ждать –

Стали мы птиц на кормушке считать:

Два свиристеля, четыре синицы,

Три снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечайте скорей! (10)

 

12. В карманах у Нины

Лежали мандарины:

В левом - пять, а в правом - два.

Три штуки Нина отдала.

Сколько мандаринов

Осталось у Нины? (10)

 

13. Яблоки созрели, с яблони упали.

В сад пришли ребята,

Яблочки собрали:

Красных - девять, желтых - восемь.

«Сколько их всего?» - мы спросим.(17)

 

14. Утята плавали в пруду

У мамы утки на виду.

Вот нырнули пять утят,

А трое утят нырять не хотят.

Сколько всего утят напруду? (8)

 9. По грибы пошли ребята.

Вот пенек. На нем - опята. 

Шесть опят собрал Игнат,

И четыре опенка

Собрала его сестренка.

Сколько всего опят

В корзине у ребят? (6)

 

15. У Маши были конфеты.

Она угостила Свету, Наташу,

Иру, Сережу, Таню и Петю тоже.

Одна конфета осталась,

А Машенька растерялась:

Сколько же было конфет?

Кто может дать ответ? (7)

 

16. Семь ребят каталось с горки.

Убежал домой Егорка,

А потом ушел Вадим

И Сережа вслед за ним.

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей! (4)


17. Папа аквариум Саше купил,

На праздник сынишке его подарил.

Шесть рыбок в аквариум мама купила,

И бабушка восемь еще подарила.

А сколько же рыбок? Как Саше узнать?

Он мал и еще не умеет считать.

Пожалуйста, Саше, друзья, помогите –

Количество рыбок ему назовите! (14)

 

18. Много зверей в зоопарке живет:

Белый медведь, жираф, бегемот,

Тигр, шимпанзе, лиса и енот,

Слон, леопард, снежный барс и койот.

Кто потрудился зверей сосчитать,

Прошу вас ответ немедленно дать! (11)

Список использованных источников


  1. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Педагогика: традиции и инновации / URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 21.11.2022).

  2. Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / URL: https://moluch.ru/archive/186/47571/ (дата обращения: 21.11.2022).

  3. Мишечкина, Н. А. Применение дидактических игр в обучении математике / URL: https://moluch.ru/archive/187/47572/ (дата обращения: 21.11.2022).

  4. Сафонова, О. В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения / URL: https://moluch.ru/archive/206/50319/ (дата обращения: 21.11.2022)

  5. В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям» / URL: https://little.com.ru/media/files/1460702288-526.pdf




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!