По вере вашей да будет вам \\ Методическое пособие по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в контексте православной культуры. 2015 – 2016 учебный год. Сост. Наумова Л.А. – Курск: ОБПОУ «КМТ», 2016. – 31 с.
Методическое пособие по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в контексте православной культуры демонстрирует методику использования библейских текстов при изучении художественной литературы.
Данное пособие содержит интересные факты из жизни Ф.М.Достоевского, открывает завесу психологического мира писателя и его героев, основывающегося на евангельских началах, и приобщает ученика к вере, путем интеграции духовной и светской систем образования.
Данное пособие может быть использовано преподавателями русского языка и литературы при изучении романа «Преступление и наказание».
Введение
Вначале было Слово…и слово было Бог…Слово – это то, с чего начинается мир, с чего начинается жизнь. Словом встречают каждого человека, пришедшего в этот мир, слово воспитывает нас на протяжении жизни. Вспомним, родительское слово, дающее наказ; Божье слово, наставляющее на правильную дорогу в жизни, и, безусловно, учительское слово, открывающее глаза на удивительный мир вокруг, формирующее душу ребенка.
Специфика литературы заключается в том, что здесь нельзя выразить цифрами, как в математике, какие-либо измерения, нельзя вместить человеческую душу в формулу, как в физике, проверить влияние реактива, как в преподавании химии, на сознание человека. Литература – это исследование человеческой души, проверка на возможность сопереживания и сочувствия.
Есть понятия, которые навсегда останутся незыблемыми – они первооснова всего сущего на Земле – христианские ценности, пришедшие к нам глубины веков. Писанное когда-то на скрижалях, проповедуемое учениками Иисуса Христа, не теряет своей значимости и сегодня. Мир, построенный на том, что завещал Творец, сродни миру в душе ребенка, последовательно возводимого учителем. Хотелось бы, чтобы никакие жизненные удобства и обстоятельства не разрушили этого хрупкого, словно хрусталь, мира, не деформировали его, не изменили тех ценностей, которые легли в основу.
Русская литература богата примерами, способными оказать благодатное влияние на душу человека. Практически каждый урок – литургия, в результате которой происходит очищение, просветление души ребёнка. Учитель идёт рука об руку со своим учеником к постижению тайн человеческого бытия, неся на своих плечах ту долю ответственности, которая, может быть, определит будущее воспитанника. Роль ответственности такова, что она сводится к вопросу: данное произведение способно открыть в человеке человеческое, или же оно указывает иной путь, который далёк от нравственных ценностей.
Например, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», – он воспитывает душу ребенка или же сеет в ней раскол? Это вопрос, который задавал себе, наверное, не один преподаватель, и ответ у каждого был однозначен – роман не только способен воспитать, он способен возродить душу, вернуть ее на путь христианства. Работая с романом, важно помнить о том, что позиция главного героя требует объяснения авторского отношения к ней, а объяснение это можно отыскать только исходя из своеобразия православного менталитета. Концепция личности у Достоевского, по сути, христианская, и его роман, в котором он размышляет о природе личности, выстраивается таким образом, что и развитие действия в целом, и какие-то частные его детали могут быть поняты и объяснены исключительно в рамках этой концепции. То есть, невозможно изучение романа Достоевского без привлечения библейских текстов. Поэтому цель этого пособия: посредством изучения библейских источников в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание» способствовать формированию христианских ценностей православной культуры, интегрируя светскую и церковную системы воспитания и образования юношества.
Отсюда вытекают следующие задачи:
-привлечение библейских текстов при изучении романа «Преступление и наказание»;
-знакомство с основами православной культуры;
-изучение авторской интерпретации библейского текста в художественном пространстве романа;
-воспитание подрастающего поколения в контексте христианских ценностей.
Изучение романа «Преступление и наказание» – одного из сложнейших и противоречивых произведений мировой литературы, на наш взгляд, должно строиться на механизме, определяющим христианский миропорядок, заложенный Творцом в каждом из нас и являющий собой те нравственные ценности, которые должны стать мерилом человеческой жизни. Понимая и осознавая ответственность за совершаемые деяния, каждый должен стремиться к тому, чтобы оставить в этот мире плоды любви, добра и веры, ибо «По вере вашей да будет вам…».
Поэтому вера – это то, что должно формироваться в ребенке с самого детства, не только в семье, но и в образовательных учреждениях. Уже в детском саду должно происходить знакомство с Библией, с христианскими заповедями и ценностями, прослеживающимися далее на протяжении изучения художественной литературы в школе. Вспомним древнерусские летописи, творчество Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Н.С. Лескова, М.А.Булгакова и других деятелей русской литературы, обращавшихся к религиозным мотивам.
Соблюдение преемственности в образовательных ступенях – важный шаг на пути формирования гуманной, милосердной личности современного воспитанника.
Хочется верить в то, что данное пособие поможет ввести ученика в удивительный мир Ф.М.Достоевского, в мир противоречивых характеров, поступков, контрастов и внутренней борьбы героев романа, где на правильный путь направляют привлеченные библейские источники. Студент должен понять, что только истинная вера способна исцелить и возродить душу преступника.
На пути к познанию Ф.М.Достоевского

Рис.1.Ф.М.Достоевский
«И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото ... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! ... На целые томы достанет»
Фёдор Достоевский в письме брату Михаилу.
Изучение произведений Ф.М.Достоевского невозможно без знакомства с его жизненными вехами, которые легли в основу литературного творчества. Сложность изучения усиливается тем, что студенты впервые встречаются с гениальным художником, обладающим столь дисгармоничным сознанием и вместе с тем проявляющим такую цельность и страстность в своем стремлении помочь людям, возвести «царство мысли и света». Чтение и изучение Достоевского сегодня прямо и остро вторгается в процесс нравственного формирования молодых поколений. Его биография – это образец внутренней силы духа, не сломившейся в нечеловеческих условиях в каторге.
Фёдор Достоевский был арестован 23 апреля 1849 года в связи с «делом Петрашевского» [6]. Военный суд шел при закрытых дверях и продолжался 6-ть недель. 16 ноября вынесенный судом приговор был передан на заключение генерал-аудитору, т.е. верховному прокурору. Первоначально приговор военно-судной комиссии гласил: «... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева,— лишить ... чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора («Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния... в ту минуту ... чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестье отречься от своих убеждений ... Приговор смертной казни расстрелянием ... прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли ... десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти ... но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится!»[6]). По резолюции Николая I («На 4 года и потом рядовым») казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.

Рис.2.Ф.М.Достоевский на каторге.
Верность Достоевского Библии, с которой он не расставался со времени сибирской ссылки, была вызвана, вероятно, двумя причинами. Прежде всего — это глубокое чтение в течение четырех лет каторги Нового Завета, единственной имевшейся у него книги. В этот период, когда общение с другими заключенными было для него единственным контактом с людьми, писатель начинает открывать в библейском тексте всю глубину ответов на волнующие его вопросы.
Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу, разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий, невыразимого и бесконечного горя явились поворотным моментом в духовной биографии. «Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. «Помню, что в то время, — писал впоследствии Достоевский о своей каторге, — несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в моё прошлое, судил себя неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялся ни этот суд над собой, ни этот суд над самим собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута![3]».
Позднее, по возвращении в Петербург, важный шаг в познании и интерпретации Святого Писания Достоевский совершает с помощью творений Отцов Церкви. В своих обширных полифонических романах, используя тщательно отобранный материал из газетной хроники‚ писатель занимается проблемами, актуальными по сей день. Ответы вытекают из целостного контекста всего произведения, возникающего через два взаимосвязанных плана: сюжетного и проясняющего его через цитаты библейского.
Биографии Ф.М.Достоевского следует уделить особое внимание и ни в коем случае не оставлять данные знания без контроля со стороны преподавателя. Для этого можно использовать следующие задания.
Задания, проверяющие знание биографии Ф.М.Достоевского
Ответьте на вопросы
1.Составить хронологическую таблицу «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского»: расположить перечисленные пункты в нужной последовательности.
2.Какие факты биографии Достоевского сказались на становлении его характера, мировоззрения?
3.Можно ли утверждать, что произведения писателя автобиографичны? Ответ аргументировать, ссылаясь на творческую биографию Достоевского. 4.Подсказывают ли нам названия романов писателя основную тематику его творчества ("Бедные люди", "Униженные и оскорбленные", "Записки из мертвого дома" и др.)?
5.Счастливо ли сложилась творческая судьба Достоевского?
Тест
1. Укажите годы жизни Ф. М. Достоевского.
1818–1904
1821–1881
1801–1861
1824–1884
2. В каком учебном заведении получил образование Ф. М. Достоевский?
В Петербургском университете.
В Высшем военном инженерном училище.
В Царскосельском лицее.
В Московском университете.
3. Первый эпилептический припадок – начало тяжелой болезни – спровоцирован:
смертью матери, которую он боготворил;
слухами о том, что отца убили мужики за крутой нрав и барские прихоти;
смертью старшего брата и друга;
показательным расстрелом, который заменили каторгой.
4. Достоевский был приговорен к смертной казни за то, что он был членом:
“кружка шестнадцати”;
кружка Петрашевского;
группы “Народная воля”;
общества Нечаева “Народная расправа”.
5. Какую книгу подарили каторжникам жены декабристов?
“Что делать?” Чернышевского;
“Вольность” Радищева;
“Горе от ума” Грибоедова4
Евангелие.
6. Сколько лет пробыл Ф. М. Достоевский на каторге и в ссылке?
10 лет.
5 лет.
7 лет.
15 лет.
7. Достоевский в заточении и на поселении не оставляет писательского труда. Назовите произведение, которое не связано с годами неволи:
“Село Степанчиково и его обитатели”;
“Записки из подполья”;
“Сибирская тетрадь”;
“Записки из Мертвого дома”.
8. Ф.М.Достоевский отбывал каторгу:
В Братске;
В Мценске;
В Вятке;
В Омске.
9. Как назывался журнал, который Ф. М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?
“Современник”.
“Отечественные записки”.
“Москвитянин”.
“Время”.
10. Укажите, какое из произведений не было написано Достоевским?
“Неточка Незванова”.
“Бесы”.
“Обыкновенная история”.
“Идиот”.
11. Укажите основную тему раннего творчества Ф. М. Достоевского.
Тема сильной личности, “сверхчеловека”.
Тема “униженных и оскорбленных”.
Тема крепостничества.
Тема социального протеста.
12. Когда был опубликован роман “Преступление и наказание”?
в 1859 г.
в 1865 г.
в 1961 г.
в 1866 г.
Жизненный путь писателя – эта та почва, в которой зарождаются побеги будущих мировых шедевров. Если ребенок узрел эту почву, то работа преподавателя далее становится гораздо плодотворнее, ведь диалог на уроке звучит в одном направлении – в направлении познания страниц романа.
По страницам романа
Чем за общее счастье без толку страдать –
Лучше счастье кому-нибудь ближнему дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
О.Хайям
Романы Достоевского богаты текстами в тексте, цитатами, аллюзиями, реминисценциями, отсылающими к произведениям русской и зарубежной литератур. Однако без привлечения библейского текста невозможно понять и оценить творчество писателя во всей его полноте, сложности и оригинальности.
Черновые материалы, письма, другие свидетельства самого автора дают нам возможность проследить различные этапы работы над произведениями. Благодаря этим документам мы знаем, что работа над «Преступлением и наказанием» (1866) началась с образа молодого убийцы, измученного внутренним разладом в разрушающей реальности Петербурга 1860– х годов. В процессе работы над романом, как показывают черновики, идеей, ставшей после 2 января 1866 г. ядром, вокруг которого автор развивает сюжет, является «православное воззрение». В окончательной редакции центром произведения становится глава, повествующая о том, как Раскольников слушает отрывок о воскрешении Лазаря, дающий ему, а также одновременно и читателю, ключ для интерпретации событий с точки зрения Сони, возлагающей на евангельский текст все свои надежды. Таким образом, в «Преступлении и наказании» писатель не просто исходит из библейского отрывка в разработке своего художественного замысла. Он придает этому отрывку главенствующую сюжетообразующую роль в художественной ткани романа. Но мы не должны забывать, что речь идет о литературных произведениях. Библейский фрагмент, введенный в художественный текст, входит в творческий процесс автора как часть художественной ткани создаваемого произведения.
При знакомстве с данным фрагментом романа уместно познакомить студентов с первоисточником, то есть познакомить с библейским текстом.

Рис.3.Воскрешение Лазаря
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА
1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!
благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Библейская цитата – это цитата особого назначения[4].
Несомненно, в любой культуре, даже самой светской и материалистической, Библия была и есть текст, с которым невозможно избежать сравнения, хотя бы в полемическом смысле. Она является самой глубокой по смыслу книгой, богатой всеми возможными значениями, раскрытыми ее толкователями, интеллектуалами и художниками за более чем двухтысячелетний период времени.
Раскольников просит почитать или слушает чтение евангельского текста в те критические моменты, когда ему необходимо выяснить что-то самое важное в своем существовании, и когда он не может этого сделать самостоятельно. Для него цитата из Евангелия является уже знакомым текстом, наполненным понятным им смыслом. Однако он слышит отрывок так, как будто он адресован именно ему и только ему. Это — потенциальный ответ. Здесь важно подчеркнуть, что евангельский отрывок подан через того, кто читает его. По разным причинам этот персонаж обладает сильным влиянием на слушающих его и именно поэтому ориентирует интерпретацию отрывка, используя при этом различные средства вплоть до изменения тона и эмоциональной окраски подачи.

Рис.4.Исцеление расслабленного в Капернауме.
В романе важно не только, к кому приходит с признанием Раскольников, не только, как происходит признание убийцы в содеянном, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. В «Преступлении и наказании» в комнате Сони сходятся грешники и страдальцы, сироты и убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит Раскольников, чтобы сознаться в преступлении; «за тою самою дверью, которая отделяла квартиру Сони…простоял господин Свидригайлов и, притаившись, подслушивал»; сюда и Дунечка приходит, чтобы узнать о судьбе брата; сюда приносят умирать Катерину Ивановну; здесь Мармеладов на похмелье просил и последние тридцать копеек у Сони забрал. Как в Евангелие главное местопребывание Христа – Капернаум, так и художественном пространстве романа Достоевского центром становится квартира Капернаумова. Как люди в Капернауме внимали истине и жизни, так и главный герой романа внимает им в квартире Капернаумова. Как жители Капернаума в большинстве своем не покаялись и не уверовали, несмотря на то, что открыто им было многое, так и Раскольников все-таки здесь пока от своего «нового слова» не отрекается, еще не в силах преодолеть в себе раскол.
Выздоровление сознания героя, проявившееся в романе как отказ от убеждения в истинности собственного «нового слова», происходит путем возвращения героя к людям, в непосредственную жизнь. В этом аспекте особо показателен финал романа, где раскрывается разрешение внутреннего конфликта Раскольникова: едва только герой утрачивает свою позицию, отрекается от вопроса «Тварь ли я дрожащая или право имею...»[7], произведение заканчивается, ибо как «творец» он может существовать лишь в романной действительности, им же творимой, но, обретя истинное существование – «непосредственное», а не сознательно творимое, - он покидает произведение. «Но тут уж начинается новая история, - пишет Достоевский, – история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен»[7]. Герой больше не творит, следовательно, в романе он уже не существует.
Изучение русской классической литературы должно происходить в контексте христианской православной культуры, тем более, когда речь идет о таком художнике, как Достоевский. Преподавателю, трактующему произведения писателя, рассматривающему авторскую точку зрения вне системы ценностей православия, труднее выявить всю глубину философского содержания романа и донести ее до ученика. Достоевский не писал философских трактатов, он писал романы, но когда говорил в героях своих художественных произведений, то старался изобразить «человека в человеке», пытаясь проникнуть в глубины его природы. Здесь на помощь писателю приходили библейские цитаты и выражения. Обратимся и мы к ним.
От Библии – к художественному произведению
Библейские слова и выражения из романа
«Преступление и наказание»
Часть первая. Глава 2.
«…Содом-с, безобразнейший…гм…да…» (слова Мармеладова)[7]
Содом и Гоморра – Библейские Ветхозаветные города у устья р. Иордан или на западном побережье Мертвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес (Первая книга Моисеева: Бытие,19 гл.- эти города были разрушены Богом, пославшим огонь и серу с небес). Из пламени Бог вывел только Лота с семьей.
«…все тайное становится явным…»
Выражение, восходящее к Евангелию от Марка: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» [4].
«…Пусть! пусть! «Се человек!» Позвольте, молодой человек…» (из слов Мармеладова)
«Се человек!» - слова произнесенные Понтием Пилатом во время суда над Христом. С этими словами Пилат указывал иудеям на окровавленного Христа ,призывая их к милосердию и благоразумию.(Ин.,19:5)

Рис.5.Иисус Христос на суде Понтия Пилата
« …Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, Судия, распни и , распяв, пожалей его!... А пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он единый, Он и Судия…» (из слов Мармеладова)
Здесь Мармеладов использует религиозную риторику для выражения своих мыслей, данная цитата не является прямой Библейской цитатой.
«Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но придите и вы!» (из слов Мармеладова)
«Образ звериный» - образ Антихриста. В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис) Антихрист сравнивается со зверем и говорится о том , что каждому гражданину будет налагаться печать Антихриста или печать зверя. (Откр.,13:16)
Часть первая. Глава 3.
«…сыграть свадьбу в теперешний же мясоед… тотчас же после Госпожинок…» (из письма Пульхерии Раскольниковой сыну)
Мясоед – это период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время между постами, когда разрешено играть свадьбу.
Госпожинки – Праздник Успения (кончины) Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Свадьба, сыгранная после того, как Богородица покидает землю, благословлённой считаться не может.
Часть первая. Глава 4.
«…и о чём молилась перед Казанскою Божией Матерью…» (из монолога Раскольникова)

Рис.6.Казанская икона Божией Матери
Казанская Божия матерь – одна из наиболее почитаемых в России чудотворных икон Богородицы. Празднования в честь иконы совершаются два раза в год. Также в период Смутного времени, эта икона сопровождала второе ополчение. 22 октября на день её обретения был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д. М. Пожарского был возведён храм в честь иконы Казанской богоматери.
«На Голгофу-то тяжело всходить…» (из размышлений Раскольникова).

Рис.7.Голгофа, или Кальвария
Голгофа, или Кальвария («лобное место» )- небольшая скала или холм, где находилось захоронение Адама, а позже был распят Христос . Во времена Иисуса Голгофа находилась за пределами Иерусалима. Является символом добровольного страдания.
«…от поста исчахнет…»
пост подразумевает воздержания в пище, и поэтому неумеренный пост может привести к ослаблению организма.
«...у иезуитов...»
Иезуи́ты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви.
Глава 7
«…два креста: кипарисный и медный»
В древности наиболее частым материалом для изготовления крестов служило дерево и медь. Кипарисовые кресты пользуются наибольшей популярностью, так как Крест Христов был изготовлен из трех видов дерева, в том числе кипариса.
Часть 2. Глава 1.
«Дом – Ноев ковчег»

Рис.8.Ноев ковчег
Ветхозаветный Патриарх Ной собрал пред потопом в свой ковчег множество тварей.
Данное выражение символизирует наполненность дома или тесноту.
Глава 5.
«Наука говорит: возлюби, прежде всех, одного себя…» (из слов Лужина)
Данное выражение является антитезой Евангельскому учению о том, что нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя (Мф. 5:44 и Мф. 22:36-40)
Глава 7.
«исповедь», «причащение».
Исповедь - одно из 7 Таинств Церкви, во время которого человеку подается прощении грехов и помощь в нравственном совершенствовании.
«…сперва «Богородицу» почитают»
«Богородица»- одна из наиболее распространенных молитв, обращенных к Пресвятой Богородице.
«…обе вынесли крестную муку…»
Аллюзия к Крестным страданиям Христа.
Часть 3. Глава 1.
«отпевание» - богослужение, совершаемое при погребении,
«обедня» - народное название богослужения, Божественная Литургия,
«вечерня» - название вечернего богослужения,
«часовня» - богослужебное здание, устанавливаемое на памятных местах, на кладбищах, могилах.
Глава 5.
«…до Нового Иерусалима...»
Библейский образ Царства Небесного (Рая) (Откр. 21) «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от бога с неба…»
«...воскресение Лазаря...»
Евангельский сюжет, повествующий о чудесном воскресение друга Христа Лазаря в селении Вифания близ Иерусалима.( Ин.11)
Часть 4. Глава 1.
«лития», «панихида» - заупокойные богослужения
Глава 2.
«…вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете» (Раскольников Лужину о Соне)
Обращение к Евангельскому сюжету о прощении прелюбодейной женщины, которую приговорили к смерти через побиение камнями. (Ин. 8:7-8)
Глава 4.
«юродивая» - синоним безумная
«четвёртое Евангелие» - Евангелие от Иоанна
«11 глава Евангелия Иоаннова»- повествование о воскрешение Лазаря
«Сих есть царствие Божие» - Мф.5 Цитата из Евангелия от Матфея: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».
«Она бога узрит»
Подчеркивая душевную чистоту Лизаветы, Соня цитирует Евангелие от Матфея: «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят».
«… в семя пошел…»
То есть в род, в потомство. В этом смысле слово семя употребляется в Евангелии.
Часть 6. Глава 2.
«ищите и обрящете…» (Порфирий Раскольникову) – (Мф.7:7 Лк. 11:9) То есть ищите и найдете. Цитата из нагорной проповеди Иисуса Христа.
Глава 4.
«Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами… а в четвёртом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями…» (Свидригайлов о Дуне)
Свидригайлов здесь сопоставляет Дуню с мучениками первых веков христианства, а в дальнейшем с Преподобной Марией Египетской.
«Троицын день»

Рис.9.Икона «Святая Троица»
День Святой Троицы или Пятидесятница, один из 12 главных христианских праздников, празднуемый на 50 день после Пасхи.
Эпилог.
«…на второй неделе Великого поста пришлось ему говеть…»
говеть- соблюдать пост
«Святая» (неделя) - неделя после Пасхи
«Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».
Претерпевшим до конца и избранным в эпилоге романа оказывается Раскольников.
«…века Авраама и стад его…»- Библейский символ изобилия.
«Им оставалось еще семь лет… Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».
В Библии: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее»
Используя данные библейские цитаты при изучении романа, целесообразно дать для студентов следующие творческие задания, дающие возможность их самовыражения; данные задания предполагают активное и интерактивное участие:
1.Составление презентации на тему «Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание».
2.Творческий проект для студентов «От Библии к художественному тексту».
Особое значение в Библии приобретает числовая символика. Она имеет место быть и в романе «Преступление и наказание». Обратимся к заданиям, выполнение которых позволит уяснить символическое значение чисел в романе.
1. Исследовать символическое значение чисел 4, 7, 11, 30
2. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы.
3. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”.
Число 30 – предательство Иуды.
В девять часов вечера выложила Соня ТРИДЦАТЬ целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву.
Последние ТРИДЦАТЬ копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой.
Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за ТРИДЦАТЬ тысяч.
Вывод: как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число ТРИДЦАТЬ связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за ТРИДЦАТЬ серебряных монет.
Число 7 – союз Бога и Человека.
Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, «посылая» Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.
Вывод: вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Число 4 - притча о Воскресении Лазаря.
Выводы: Число 4 имеет важное значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: «Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны». Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Число 11 - число высшей справедливости.
Выводы: отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.
МОСТ. Притча о Марфе и Марии.
Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).
Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.
Притча о Марфе и Марии:
«В продолжении пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в свой дом; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты суетишься много, а одно только нужно...».
Вывод: мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчей.
Евангельский сон Раскольникова.
Когда Иисус сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики и стали расспрашивать: «Когда это будет?». Иисус ответил: «...ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения. Многие друг друга будут предавать и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут... [4]».
Вывод: Писатель указывает на страшную опасность для человечества, которая приведет к забвению нравственных норм.
Из вышеизложенного материала видно, что роман Достоевского изобилует наглядными образами, помогающими проникнуть в суть этого социально-психологического романа. Использование иллюстрированных карточек в изучении романа лишь подтверждает это.
Иллюстрированные карточки-задания.

Карточка №1
«... с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная... С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел... на старухины деньги!...»[7]
Задание. Найдите факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, раскрывающие бессмысленность и отвращение Раскольникова к задуманному преступлению. Какой вывод напрашивается из этих взаимоисключающих фактов?

Карточка №2
«... и какие у него глаза прекрасные, и какое лицо прекрасное!... Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет!...»[7]
Вопрос. Каковы причины, побудившие Раскольникова к убийству?

Карточка №3
«Вдруг подле него очутилась Соня...Что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам... В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её.
Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое...
Он даже и не знал того, что новая жизнь недаром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим подвигом...»[7].
Вопрос. Как чувствует себя герой в среде каторжан? Какую роль отводит автор «эпилогу» в понимании смысла всего романа?

Карточка №4
«Очень, очень оригинально... все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» должны жить в послушании и не имеют права переступать закона... А «необыкновенные» имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они «необыкновенные».
Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?» [7].
Вопрос. В чём суть теории Раскольникова в понимании Порфирия Петровича? Задание. Найдите в тексте описание психологических поединков Порфирия Петровича и Раскольникова. Как они характеризуют Раскольникова, а как Порфирия Петровича?

Карточка №5
«Через минуту вошла со свечой и Соня, поставила свечку и стала сама перед ним, совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении и, видимо, испуганная его посещением...
С новым, странным, почти болезненным чувством всматривался он... в эти кроткие, голубые глаза, могущие сверкать таким огнём таким суровым энергическим чувством»[7].
Вопрос. Передайте две сцены романа, изображающие разговоры Раскольникова с Соней (ч.4 гл. 4; я.5. гл. 4).Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Заключение
Изучение русской классической литературы должно происходить в контексте христианской православной культуры, тем более, когда речь идет о таком художнике, как Достоевский. Преподавателю, трактующему произведения писателя, рассматривающему авторскую точку зрения вне системы ценностей православия, труднее выявить всю глубину философского содержания романа и донести ее до ученика. Достоевский не писал философских трактатов, он писал романы, но когда говорил в героях своих художественных произведений, то старался изобразить «человека в человеке», пытаясь проникнуть в глубины его природы.
Использование материалов данного пособия позволяет через призму христианских ценностей изучить текст романа, реализуя концепцию текстоориентированного обучения русской литературе. Данная методика может быть использована не только при изучении романов Достоевского, но и при изучении других текстов русской литературы на разных ступенях образования. Но, самое главное, ради чего используется данная методика – это приобщение ученика к вере, путем интеграции духовной и светской систем образования.
Пусть в душе каждого ребенка возгорится огонь веры, пылающий все ярче с каждым новым днем!
Список использованной литературы
1.Белкин А. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Разборы и анализы. – М.: Просвещение, 2006.
2.Белов С.В. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М.: Просвещение, 2001.
3.Белый А. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов. – М.: Книга, 2000.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010 г.
5.Буданова Н. Достоевский: Материалы и исследования. – СПб.: Наука, 2002.
6.Гроссман Л. Ф. М. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, 2005.
7. Достоевский Ф.М. "Преступление и наказание". Издательство "Правда", М., 1974.
8.Распопин В.Б. Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Методические указания для учителей-словесников. – М.: Просвещение, 2006.
9.Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: Просвещение, 1990.
10.Тарасов Б.Н. «Два пути Родиона Раскольникова: Закон «я» и «закон любви». – М.: Просвещение, 2005.
18