СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по химии в форме "Круглого стола" Данное пособие рекомендуется учителям химии, работающих в профильном 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по химии»




МКОУ «Туруханская средняя школа №1»





Утверждено

на заседании научно-методического совета

протокол № 3 от 30 мая 2019г.








Методическое пособие

Внеклассное мероприятие

«Круглый стол»

Тема: «Нефть и нефтепродукты»












Разработала:

учитель химии высшей категории,

Гуськова В.А




2019г







Аннотация

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данное методическое пособие предназначено для учителей химии, работающих в «Роснефть - классах»

В пособие предлагается проведение внеклассного мероприятия в 10 классе при изучении темы «Нефть». Это мероприятие проводится в форме «Круглого стола». Тема «Нефть и нефтепродукты» предлагается обучающимся на самостоятельное изучение.

Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, что интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более широкий круг вопросов.

























1


СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................ 4


1. Внеклассное мероприятие по химии………………………….4

2. Виды внеклассной работы по химии…………………………..5


2.1Методика проведения «Круглого стола»……………………..5

3.Этапы организации круглых столов ………………………….6

3.Организация «Круглого стола»………………………………..8

4.Заключение …………………………………………..................12

5.Глоссарий……………………………………………................13

6. Литература……………………………………………………..14


























Введение

У учащихся с каждым годом теряется интерес к учебному предмету химия.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке, на внеклассном мероприятии.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы обучающиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, вместе с тем возникают практические проблемы его внедрения. Учитель должен умело организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта. После появления в школе "Роснефть- классов" у меня появилась возможность для организации внеклассной деятельности и исследовательской деятельности обучающихся этих классов.

Целью методического пособия будет обобщение опыта работы учителя химии при проведении системы внеклассных мероприятий по химии.

Внеклассные занятия по химии наряду с уроком — одна из важнейших форм организации учебно-воспитательного процесса в школе и осуществляемая во внеурочное время.

Внеклассное мероприятие

Цель внеклассного мероприятия — углубление и расширение знаний и кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности. Внеклассное мероприятие помогает формировать коллектив учащихся, пробуждает чувство ответственности перед коллективом. Она является существенным элементом в единой системе учебно-воспитательного процесса в школе, помогает формировать досуг обучающихся.

Из опыта своей педагогической деятельности я считаю, чтобы внеклассная работа была успешной, массовой и продуктивной необходимо предварительно заинтересовать обучающихся на уроках. Нужно, чтобы у определенной части учащихся появилась увлеченность предметом и потребность более углубленно заниматься химией, чтобы у них возникла внутренняя мотивация, побуждающая детей к активной внеклассной деятельности.

Виды внеклассной работы по химии

Внеклассная работа по химии углубляет знания обучающихся, помогает установить связь химии с жизнью, выявить склонности и дарования ю, развивает их творческую самостоятельность, умение работать с книгой, способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать полученные результаты исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями. Есть несколько видов внеклассной работы, среди них: химический кружок, устный журнал химические вечера, «Круглый стол».

1.Химический кружок. Тематика кружков неодинакова для разных возрастных категорий учащихся. Она определяется учителем, но могут быть учтены и пожелания обучающихся.

2.Устный журнал. Его проводят регулярно, например, один раз в месяц, для любой возрастной категории учащихся. В устном журнале могут быть постоянные страницы, например: «Наш химический кружок», «Химия и наш дом», «Химия и планета Земля», «Химия и охрана природы». В то же время могут быть и устные журналы, посвященные определенной тематике, например: «Химические профессии».

3. Химические вечера, отражающие творчество ученых-химиков: Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, М. В. Ломоносова, Н. Н. Зинина, А. П. Бородина, А. Е. Фаворского, Н. Д. Зелинского и др.  

4. «Круглый стол», где предоставляется участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Использовав все виды внеклассной работы я убедилась в эффективности "круглого стола", как формы работы формирующий несколько видов универсальных учебных действий школьников.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у обучающихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.


Из всех видов внеклассных мероприятия я выбрала «круглый стол» как более эффективный для формирования у обучающихся проектно-исследовательских умений.

Методика проведения «Круглого стола»

  Круглый стол - это одна из форм методики активного обучения, как правило, имеющей практическую направленность в области обсуждаемого вопроса.

Круглый стол представляет собой дискуссию ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек).

 Цель Круглого стола:

  • предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему;

  • выявить спектр мнений по поставленной проблеме;

  • обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.

  • сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

  • спектр мнений по поставленной проблеме;

Преимущества:

  • Участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения;

  • Мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке;

  • Высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь;

  • Нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений;

  • Для организаторов не будет драматической ситуация, если кто- то из участников не сможет присутствовать.

Характеристики:

  • Проводится в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;

  • Обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а так же взаимные возражения участников;

  • В результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;

  • Участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке.

Правила:

  • Время проведения «круглого стола» не должно превышать 2 часов;

  • Количество участников не должно быть очень большим;

  • Следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;

  • Время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;

  • Ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;

  • Круглый стол – довольно распространенное мероприятие, где участники имеют возможность вести дискуссию на заданную тему, чтобы дать возможность учащимся послушать выступление нескольких экспертов, а также обсудить проблемные вопросы. Подобная форма работы углубляет знания учащихся, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

  • Это форма проведения формирует умения учащихся вести дискуссию, аргументировать ответ, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в нестандартных ситуациях, развивает активную познавательную деятельность.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов круглого стола. 

Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4. Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). Я использую в своей практике сплошное анкетирование, чтобы узнать мнение всех учащихся о результатах мероприятия.



5. Требования к научному докладу

Общие требования:

1. Проект по теме «круглого стола» обучающийся готовит самостоятельно.

2.Выбор объекта исследования обучающийся осуществляет самостоятельно.

3. Темы обсуждаемых докладов, тексты докладов и перечень вопросов к докладчикам должны быть доступны участникам «круглого стола» до момента его фактического проведения.

4. Участники «круглого стола» заранее готовятся к обсуждению докладов. Подготовка к обсуждению предполагает изучение текстов докладов, которые будут представлены в рамках «круглого стола», подготовку вопросов докладчикам (участник «круглого стола» должен заранее подготовить и озвучить в ходе дискуссии минимум один вопрос одному из докладчиков), а также подготовка ответов на вопросы участников дискуссии.

5. Объём доклада должен составлять 8-10 страниц машинописного текста.

6.Доклад должен содержать следующие разделы:

─ обоснование актуальности исследования;

─ основную часть исследования;

 выводы по результатам исследования;

─ список используемых источников и литературы.


Требования к оформлению доклада:


1. Работа печатается машинописным шрифтом на листах формата А4.

2. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный.

3. Абзацный отступ устанавливается автоматически – 1,27 см.

4. Заголовки печатаются 14 шрифтом по центру без точки в конце.

5. Нумерация листов осуществляется автоматически, номер листа проставляется внизу справа.

6. Требования к представлению докладов

Тексты докладов должны быть представлены участниками «круглого стола» его руководителю (преподавателю) в печатной и электронной формах не менее чем за три дня до фактического проведения «круглого стола».



Организация «Круглого стола»

1) знакомство участников, определение правил и регламента круглого стола. Вступительное слово ведущего. Время 5-10 минут

2) работа по предложенным ранее вопросам Время 30-35 минут

3) обмен мнениями в форме «круглого стола», возможность участникам представить свое мнение по теме. Время 10 минут.

4) Подведение итогов, рефлексия участников. Время 5 минут.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

В нашей школе после окончания «погружения» по профилю «Химия» обучающихся 10 «Роснефть - класса» стало традицией проведение круглого стола по теме «Нефть и нефтепродукты». Обучающиеся заранее получают задание самостоятельно исследовать тему «Нефть» и представить свою проектную работу с выбранной темой, с постановкой цели, задач, гипотезы. Мероприятие проходит в атмосфере взаимного доверия, уважения к участникам круглого стола. В уютном и просторном кабинете для «Роснефть- классов» собираются обучающиеся 10 класса, а также приглашаются классный руководитель, обучающиеся 10 и по желанию 11 класса, психолог школы, директор школы, родители, представитель СФУ и другие гости.

  1. Вступительное слово учителя химии, которое начинается эпиграфом к теме «Нефть»:

Нефть дает тепло и свет – 
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните как тепловоз
Вас когда-то к морю вез
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут,
Черным золотом зовут.

2.Приветственное слова куратора по работе с «Роснефть- классами»

3. Знакомство участников с регламентом и принципами работы:

  • свобода обсуждения

  • право на собственное (аргументированное) мнение

  • уважение к другим мнениям

  • толерантное отношение к участникам

  • дружелюбный тон дискуссии

  • время выступления - 5-10 минут

И эта атмосфера сохраняется на протяжении полутора часов, в течение которых проводится мероприятие, несмотря на эмоциональные высказывания некоторых обучающихся и экспертов. Напряжение и скованность первых минут быстро сменяется оживленной дискуссией, для которой обучающиеся предлагают разнообразные темы:

- «Нефть - черное золото»

- «История происхождения нефти»

- «Нефть в медицине и косметике»

- «Anivorax borkumensis способствует решению экологических проблем, связанных с нефтепродуктами»

- «Мифы о нефти»

- «Сравнение Российской нефти с международным эталоном»

- « Нефть и способы ее переработки».

4.Защита работ учащихся (презентации). Продолжительность -1.5- 2 час.

5. Обмен мнениями в форме «круглого стола».

6. Подведение итогов, рефлексия участников. Продолжительность - 10 минут.

7 .Выступление директора школы об актуальности работ участников мероприятия.

6. Заключительное слово представителя СФУ, в котором отмечаются наиболее интересные работы участников мероприятия., предложения для доработки предложенных работ из уст специалиста воспринимаются участниками серьезно и внимательно.

П о итогам таких мероприятий наблюдается рост количества работ предложенных на научно-практическую конференцию школьников.

По итогам анализа проведения «круглого стола» можно сделать вывод о том, что в ходе данного мероприятия учащиеся глубже знакомятся с темой «Нефть», получают представление о профессиях, связанных с разработкой и изучением нефти, и имеют возможность более осознанно выбрать профиль для дальнейшего образования в стенах Института нефти и газа.
















После того как ребята, самостоятельно изучив и исследовав материал для выступления на «круглом столе». Результаты анкетирования наглядно показывают результаты проведенного мероприятия для каждого ученика, для 100 процентов учеников круглый стол помог лучше усвоить материал по теме, 65% учеников узнали много интересного, объем информации, которую они услышали от своих одноклассников значительно увеличился за короткий промежуток времени круглого стола. А главный итог круглого стола выражается, по -моему мнению, в личностных результатах. Взгляды и мировоззрение школьников, пусть не кардинально, но меняется, многие из обучающихся начинают задумываться о том, чтобы можно было бы связать свою будущую профессию непосредственно с нефтегазовой отраслью. Ведь все понимают, как это здорово открывать новые месторождения, разрабатывать и совершенствовать то, что уже открыто, и тем самым приносить пользу людям.



















Заключение

В заключение хотелось бы посоветовать учителям, которые будут использовать это пособие, воспринимать материал как основу к организации внеклассных мероприятий в форме круглого стола. На основании анализа проведения первых мероприятий, сразу будет виден потенциал обучающихся.

Изучение научной  и методической литературы по данной теме позволило мне сделать вывод о том, что это эффективная организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый обучающийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться. Апробация «круглого стола» показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание обучающихся. Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию химических представлений. Ребята развивали внимание, умение быстро сообразить, умение слушать других,

- умение высказать свою мысль, точку зрения, сформулировать идею,

- умение вести диалог,

- умение идти на компромисс, выполнять общие решения,

- умение работать в группе (участвовать в распределении заданий, проявлять ответственности в выполнении задания, согласованно действовать, проявлять готовность к взаимопомощи).

 























Глоссарий

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Мероприятие - это обучающее занятие, беседа, диспут, ситуация в коллективе, организуемая педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и некоторых других органических соединений. По цвету, нефть бывает красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть; имеет специфический запах, распространена в осадочных породах Земли. Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых.
Природный газ — смесь газов, образовавшаяся в недрах земли при анаэробном разложении органических веществ. Основную часть природного газа составляет метан (CH4) — от 92 до 98 %. В состав природного газа могут также входить более тяжёлые углеводороды — гомологи метана:

Реформинг представляет собой процесс реформирования нормальных парафиновых и нафтеновых углеводородов в изопарафиновые и ароматические с высокой детонационной стойкостью. Сырьем являются бензиновые фракции прямой перегонки.

Модерация (ведение)

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Кре́кинг (англ. cracking, расщепление) — высокотемпературная переработка нефти и её фракций с целью получения, как правило, продуктов меньшей молекулярной массы — моторного топлива, смазочных масел и т. п.












Рекомендуемая литература

1, В.Ф. Измерение расхода газонасыщенной нефти / В.Ф. Акимов. - М.: [не указано], 2012. - 357 c.
2. Булатов, А.И. Англо-русский словарь по нефти и газу / А.И. Булатов. - М.: РУССО, 2016. - 400 c.
3.. Глушков Анализ проблемы поиска альтернативы нефти и природному газу / Глушков, Александрович Владимир. - М.: Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2016. - 200 c.
5. Грей Добыча нефти / Грей, Форест. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. - 416 c.
6. Дьяконова, И. А. Нефть и уголь в энергетике царской России в международных сопоставлениях / И.А. Дьяконова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. - 296 c.
8. Иличевский, Александр Мистер нефть, друг / Александр Иличевский. - М.: Время, 2010. - 224 c.
9. Каминский, Э.Ф. Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты / Э.Ф. Каминский, В.А. Хавкин. - М.: Техника, 2011. - 384 c.

Интернет-ресурсы.

1. http://burneft.ru/main/news/488

2.http://www.konoplyanik.ru/ru/publications/224/224.htm
3. http://www.iguru.ru/Shares/Show.aspx?id={55620C5F-8D6E-4320-B153-1C1CD59A3E13}
4. http://www.rian.ru/economy/20110427/368898083.htm













14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!