Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 17
имени Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло
350090 г.Краснодар, ул.им.Гастелло, 26, тел. (861) 224-12-05
ОГРН 1022301822916 ИНН 2311028820
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Автор-составитель: Дворецкая Д.А.
Краснодар, 2024
Введение
Уважаемые ребята, руководители проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить итоговый проект в 9-ом классе.
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.
Признаки проекта:
Есть конкретная дата начала.
Есть конкретная дата конца или конечный результат.
Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.
Ресурсы ограничены.
Проект — это «пять П»:
ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и т.д.
Почему обучающиеся 9 класса должны писать итоговый проект?
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ). Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый проект.
Где выпускнику 9-го класса научиться писать проектную работу?
В МКОУ «ПСОШ» формирование навыков проектной деятельности ведется с 5-го класса через внеурочные занятия, курсы по выбору и учебных практик. Обучающиеся осуществляют многократный выбор (направления, курсов, тем проектов), позволяющий определиться с наиболее интересным для него направлением, а в дальнейшем профилем обучения на уровне СОО. Данные курсы предполагают обязательное ведение проектной деятельности. В течение 5 лет школьники учатся писать проектные работы, тем самым осуществляют подготовку к итоговому проекту.
Какие сроки подготовки и написания проекта определены школой?
Срок | Мероприятие |
Сентябрь (1-2 неделя), 9 класс | Определение направления (естественно-научное, гуманитарное, информационно-математическое) |
Сентябрь (3-4 неделя), 9 класс | Выбор руководителя проектной работы |
Октябрь – Декабрь | Работа над проектом, консультации с руководителями проектов. |
Январь - Февраль | Отработка деталей проекта, создание презентации для защиты. |
2 неделя - марта | Защита проекта на школьных секциях методических объединений (либо конференции). |
Как происходит защита проектных работ?
Защита проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по направлениям.
Итоговая оценка обучающихся9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании.
Требования к содержанию проекта
Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Типы учебных проектов (по Е.С. Полат)
1) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
2) По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
3) По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
4) По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Структура проектной работы (основные разделы)
1 Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением №1).
2 Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта, заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).
3 Обоснование проекта, в котором обосновывается значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект;
формулируется цель проектной работы;
определяются задачи;
определяется продукт проектной деятельности;
характеризуются конкретные ожидаемые результаты.
4 Описание проекта. В этой части: излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы реализации проекта; приводится план выполнения проекта – последовательность действий (по этапам), привлекаемые ресурсы.
5 Ожидаемые результаты
6 Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач проекта.
7 Список литературы.
8 Приложения.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
Этапы организации проектной деятельности
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность обучающихся |
Подготовительный | Определение темы. Анализ проблемы. Формулировка цели, задач. | Обсуждают тему проекта с учителем И получают При необходимости дополнительную информацию. |
Организационный | А) Определение источников необходимой информации. Б) Определение способов сбора и анализа информации. В) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности | Формулируют задачи проекта, вырабатывают план действий. |
Практический | Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта. | Поэтапно выполняют задачи проекта. |
Презентационный | Публичная презентация продуктов проектной деятельности. | Представляют проект, продукт Проектной деятельности. |
Аналитический | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта. | Проводят самоанализ проектной деятельности, результатов проекта. Оформляют описание проекта. |
Рекомендации по созданию и предъявлению презентации для защиты проектной работы
Структура
Титульный слайд включает в себя название проекта (по центру) и информацию об авторе и руководителе (в правом нижнем углу). На остальных слайдах располагаются материалы введения, основной части описания проекта (этапы, виды деятельности), заключения (результаты, выводы); «слайд обратной связи» (благодарность за внимание, вопросы, обращение).
Количество слайдов в презентации не более 13-15 на 10 минут выступления.
Содержание
Основная часть презентации – предъявление содержания проекта (от анализа проблемы, от цели и задач проекта до предъявления продукта). Содержание следует излагать чётко, кратко, не перегружая слайды избыточной текстовой информацией. Детализированное описание следует размещать в тексте работы. Следует придерживаться одного из важнейших принципов презентации – минимум текстовой информации, максимум визуализации.
Оформление
Следует использовать единую цветовую схему (не более 3-х цветов).
Цвет текста определяется по контрасту с основным цветовым фоном презентации.
Размер шрифта: для заголовка – не менее 28, для текста –18–22.
Устное предъявление
Время устного предъявления – 10 минут.
Приветствуется интерактивный контакт с аудиторией.
Критерии оценивания проектных работ
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
Базовый (1 балл) | Повышенный (2балла) |
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, оригинальность проекта | Проблема, на решение которой направлен проект, актуальна для обучающегося. Работа стандартна, не содержит авторской индивидуальности. | Проблема, на решение которой направлен проект, актуальна для обучающегося. Работа оригинальна, в ней видны авторские находки. |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. В основном представлены знания, связанные с материалом школьной программы. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Продемонстрированы знания, выходящие за рамки школьной программы. |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и предоставлена комиссии; некоторые этапы выполнялись при поддержке руководителя. Вносились существенные корректировки в план реализации проекта. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки подготовки презентации для представления проектной работы. Автор отвечает на вопросы | При выступлении тема ясно определена и пояснена. Текст выступления хорошо структурирован Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Автор свободно отвечает на вопросы. |
Соответствие требованиям написания и оформления проекта | Проект структурно соответствует требованиям, есть незначительные ошибки в структуре и оформлении проекта. | Проект полностью соответствует требованиям к содержанию и оформлению проектных работ. |
Степень достижения результатов, продукт | Результаты соответствуют цели. Результаты проекта достигнуты частично, проект реализован не в полном объеме. Продукт отвечает исходному замыслу. | Результаты соответствуют цели. Результаты проекта достигнуты, проект реализован в полном объеме. Продукт отвечает исходному замыслу. |
10-12 баллов – проект выполнен на повышенном уровне
6-8 баллов – проект выполнен на базовом уровне
Менее 6 баллов – обучающийся не овладел проектными навыками
Требования к оформлению проекта
Общие требования
1 Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст
располагается только на одной стороне листа.
2 Ориентация – книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см
3 Основной шрифт текста – Тimes New Roman
4 Размер шрифта – 14 пунктов
5 Межстрочный интервал – 1,5
6 Красная строка – 1,25 см
7 Выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру
8 Заголовки жирным шрифтом, точка не ставится
9 Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с
титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая список литературы и
приложения, нумеруются по порядку до последней.
10 Нумерация страниц внизу по центру.
11 Каждая часть проекта оформляется на отдельном листе.
Образец на защиту в школе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 17
имени Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло
350090 г.Краснодар, ул.им.Гастелло, 26, тел. (861) 224-12-05
ОГРН 1022301822916 ИНН 2311028820
Творческий проект
Пищевые добавки и их влияние на здоровье
Автор: Иванова Настя,
учащаяся 9 Б класса
Руководитель: …………………….
учитель химии
Краснодар, 2024