Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
(ГАУ КО ПОО КСТ)
Методическое пособие для самостоятельной работы для студентов по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для специальностей II курса
г. Калининград
2019- 2020 учебный год
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся.
Одобрено:
методическим советом ГАУ КО ПОО КСТ
Рассмотрено:
на заседании ПЦК общих гуманитарных и социальных дисциплин
председатель ПЦК Невинская Н.Н.
Составитель - Солотина Л.Н., преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ
Редакционная коллегия:
Алукриева А.С. – заместитель директора ГАУ КО ПОО КСТ
Колганова А.А. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ
Есина Н.В. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ
Данная методическая разработка предназначена для студентов II курса ГАУ КО ПОО КСТ по профессии «Повар, кондитер» по дисциплине «Обществознание»,
направлена на освоение студентами теоретических сведений по дисциплине и грамотному выполнению внеаудиторных самостоятельных работ. Рекомендовано для преподавателей обществознания.
Самостоятельная работа № 1 «Глобальные проблемы современности»………………… | стр. 5-6 |
Самостоятельная работа № 2 «Глобализация человеческого общества»………… | стр. 6 |
Самостоятельная работа № 3 «Типы экономических систем»……………………………………………………………………………… | стр. 6 |
Самостоятельная работа № 4 «Мировая экономика »…………………………………... | стр. 6 |
Самостоятельная работа № 5 «Три составляющих формы государства»…………………………………………………………………………………… | стр. 7 |
Самостоятельная работа № 6 «Социализация индивида в обществе»…… | стр. 7-8 |
Самостоятельная работа № 7 «Право»….. | стр. 8 |
Самостоятельная работа № 8 «Духовная жизнь общества»……………………………. | стр. 9 |
Самостоятельная работа № 9 «Конституционное право»…………………………………………………………………………… | стр. 9-10 |
Самостоятельная работа № 10 «Виды терроризма»……………………………………. | стр. 10 |
Самостоятельная работа № 11 «Партийные системы в современном мире»……… | стр. 11 |
Самостоятельная работа № 12 «.Типы избирательных систем»………………………………………………………………………………………………………………………… | стр. 11 |
Самостоятельная работа № 13 «Составление развёрнутого плана ответа по теме «Социальная мобильность»…………………… | стр. 11 |
Самостоятельная работа № 14 «Социальная структура общества»……… | стр. 11 |
Самостоятельная работа № 15 «Гражданское общество». | стр. 12 |
Самостоятельная работа № 16 «Молодёжная политика в РФ»…………………………………………….. | стр. 12 |
Введение
Основополагающим требованием современного общества к процессу обучения является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Важным видом учебной деятельности студентов в соответствии с ФГОС СПО нового поколения является самостоятельная работа студентов (СРС), на выполнение которой стандартом предусмотрено 50 % часов из общей программы дисциплины.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Такая работа студентов способствует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа студентов по обществознанию направлена на закрепление умений и навыков систематизировать, анализировать, обобщать социальную информацию, оценивать их, используя приобретённые знания..
Данное методическое пособие составлено на основе рабочей программы дисциплины «Обществознание» по следующим разделам: «Общество», «Политика». Конституция РФ», «Экономика».
По дисциплине «Обществознание» практикуются следующие виды и формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- подготовка сообщения, доклада;
- подготовка мультимедийной презентации;
- написание эссе;
- научно – исследовательские работы.
Перед выполнением каждой самостоятельной работы следует внимательно изучить теоретический материал по теме в соответствии с рекомендованными вопросами и указанными источниками информации. При необходимости нужно использовать другие источники, словари, справочники, ресурсы Интернета.
Самостоятельная работа № 1
«Глобальные проблемы современности»
Используя ниже приведенный текст письменно дайте ответы на следующие вопросы:
1. Признаки глобальных проблем.
2. Глобальные проблемы современности: сущность, особенности, классификация.
3. Мировая экологическая проблема.
4. Демографическая проблема.
5. Проблема «Север- Юг».
6. Пути достижения международной экономической безопасности.
7. Преодоление глобальных проблем: пути решения.
Во второй половине XX-XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающие самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Глобальные проблемы затрагивают всё человечество в целом. От решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс человечества.
Глобальными проблемами признаются:
- предотвращение мировой ядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира.
- проблема Север-Юг: преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
- истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения ими человечества, включая продовольствие, сырьё и источники энергии.
- преодоление экологического кризиса, связанного с загрязнением окружающей среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства.
- распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИД и др)
- борьба с международным терроризмом.
- сохранение культурного наследия человечества
Возникновение глобальных проблем связано не только с колоссально возросшими техническими средствами воздействия общества на природу, но и с неравномерностью и стихийностью общественного развития , неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены. Так что их изолированное решение практически невозможно. Например. обеспечение дальнейшего экономического развития природными ресурсами предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе не избежать экологической катастрофы в планетарном масштабе. Это два проявления единой экологической проблемы. Поэтому важными задачами становятся экономия природных ресурсов и контроль над их расходованием.
Проблема ядерной катастрофы может повлечь за собой экологическую катастрофу. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».
В то же время многие экологические проблемы можно решить, используя потенциал научно-технической революции, предотвращая их отрицательные последствия. И самое главное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества.
Такая взаимосвязь наблюдается между экономической отсталостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них.
Самостоятельная работа № 2
«Глобализация человеческого общества»
Предоставить информационные сообщения по темам:
1. Предпосылки процесса глобализации.
2. Основное содержание глобализации.
3. Особенности финансовой глобализации.
4. Положительные и отрицательные последствия глобализации.
5.Движение антиглобалистов.
Самостоятельная работа № 3
«Типы экономических систем»
Письменно охарактеризовать типы экономических систем по следующему плану:
Формы собственности на экономические ресурсы:
Социально-экономические отношения:
Способы регулирования экономической деятельности:
Распределение экономических ресурсов:
Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности:
:Вывод:
Самостоятельная работа № 4 «Мировая экономика»
Дать письменные ответы на следующие вопросы:
1. Когда появилась мировая экономика в современном её понимании?
2. Какие стадии прошло развитие мировой экономики?
3. Как и почему возникает международное разделение труда?
4. Какую роль в мировой экономике играют ТНК?
Самостоятельная работа № 5
«Три составляющих формы государства».
Предоставить следующие презентации по плану: признаки организации верховной власти, способы и методы управления, государственно- территориальное устройство:
1. Политические режимы.
2. Формы правления.
3. Государственное устройство.
Общие требования к презентации:
-
Количество слайдов должно быть не меньше 15.
-
Использовать единый стиль оформления. На слайдах поля, не менее 1 см с каждой стороны. «Светлый текст на темном фоне» или «темный текст на светлом фоне». Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт., рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
-
Каждый из слайдов должен содержать «личное клеймо» студента, создавшего данную презентацию (ФИО, группа, и т.д.).
-
Для фона предпочтительны холодные тона.
-
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
-
Для фона и текста использовать контрастные цвета.
-
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
-
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
-
Шрифты: для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18.
-
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание
Самостоятельная работа № 6
«Социализация индивида в обществе»
Прочитайте текст и дайте ответы на следующие вопросы:
1. Какое определение понятия «социализация» приведено в тексте?
2.Какие внешние проявления процесса социализации приведены в тексте?
3.Как автор характеризует сущность периода ресоциализации?
Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё
не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации. Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве
и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба
в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии),
а формирование определяет мотивацию социального поведения…
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.
Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
Самостоятельная работа № 7
«Право»
Темы презентаций:
1. Право в системе социальных норм.
2. Норма права.
3. Система права.
4. Источники права.
5. Правонарушение и юридическая ответственность.
6. Трудовое право.
7. Уголовное право.
8. Государственное право.
9. Административное право.
10. Гражданское право
Самостоятельная работа № 8 «Духовная жизнь общества»
Темы рефератов:
1. Формы и разновидности культуры.
2. Элементы культуры и культурный комплекс.
3. Культурное наследие и культурные универсалии.
4. Роль науки в современном обществе.
5. Образование на современном этапе.
6. Мировые религии.
7. Архаичные формы религии.
8. Мировоззрение и его типы
9. Искусство и его виды.
10. Субкультура и контркультура.
11.Культурные ценности.
12. Функции культуры
Самостоятельная работа № 9
«Конституционное право»
План по самостоятельной работе:
1. Содержание и назначение Конституционного права.
2. Основы конституционного строя.
3. Основы правового статуса личности.
Студент должен понимать и отразить в работе то, что изучение конституционного права является задачей приоритетного значения для всех граждан.
По первому вопросу раскрывается содержание и назначение конституционного права согласно Конституции РФ.
По второму вопросу анализ главы 1 Конституции РФ позволит студенту обобщить основные принципы государственного устройства, дать оценку методам и способам организации власти и сформулировать собственную оценку организации власти в РФ.
Чтобы осознать суть основ конституционного строя, вовсе не обязательно запоминать содержание всех 16 статей первой главы. Для этого достаточно обратить внимание на самые главные характеристики, приведённые в ней. Вот они:
Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления (ст. 1).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2)
Единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3)
Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст.10).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст.11).
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15)
По данному вопросу рекомендуется просмотреть и проанализировать видео. Найдите вторую часть видео и другие аналогичные видео, создайте целостное представление о данной отрасли права.
https://yandex.ru/video/preview?filmId=9353882550873394674&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1578504191371534-713099898408291478000124-vla1-1999&redircnt=1578504261.1
По третьему вопросу студент должен рассмотреть особенности правового статуса личности, права и обязанности гражданина, классифицировать их по группам социально-экономические права, политические, гражданские, культурные права. (Конституция РФ глава 2).
В главе 2 содержатся следующие правовые нормы: право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из неё и возвращение в неё (ст.27), право на свободу совести, вероисповедания (ст.28), право на свободу мысли и слова (ст.29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.32), право частной собственности (ст.35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст.37), право на образование (ст. 43), гарантия судебной защиты прав и свобод (ст.46).
Самостоятельная работа № 10 «Виды терроризма»
Темы рефератов:
1. Политический терроризм.
2. Религиозный терроризм.
3. Национальный терроризм.
4. Международный терроризм.
5. Транспортный терроризм.
6. Террористический акт 11 сентября 2001г. В Нью-Йорке.
7. Террористический акт в «Норд - Осте» 2002г.
8. Террористический акт в Беслане 1 сентября 2004 г.
Самостоятельная работа № 11
«Партийные системы в современном мире»
Предоставить характеристику одной из партийных систем (однопартийной, двухпартийной, многопартийной) по плану:
1.Когда создана партия (-и).
2.Лидеры.
3.Основные цели и программные установки.
Самостоятельная работа № 12
«Типы избирательных систем»
Напишите особенности одной из избирательных систем в России по плану:
1. Тип избирательного округа.
2. Избирательный порог.
3. Объект голосования.
4. Результат голосования
Самостоятельная работа № 13 « Составление развёрнутого плана ответа по теме «Социальная мобильность»
Два пункта плана нужно детализировать, дополнив самостоятельно.
1. Понятие социальной мобильности
2. Виды социальной мобильности
а)
б)
в)
г)
3. Каналы (лифты) социальной мобильности.
а)
б)
в)
г)
4. Роль социальной мобильности в обществе.
Самостоятельная работа № 14
«Социальная структура общества»
Темы презентаций:
1. Социальные группы и их виды.
2. Социальные общности.
3. Социальные отношения.
4. Социальные институты.
5. Социальные слои.
Самостоятельная работа № 15
«Гражданское общество»
На основе изученного материала написать эссе по плану:
1) о чём данное высказывание
2) согласны ли вы с автором высказывания
3) дать определение главного термина из цитаты
4) привести два аргумента из разных источников, подтверждающих вашу мысль
5) сделать вывод
Тема эссе: «Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля». (В.В.Путин)
Самостоятельная работа № 16
«Молодёжная политика в РФ»
Предоставить информационные сообщения по следующим темам:
1. Концепция государственной молодёжной политики в РФ
2. Цели и задачи молодёжной политики.
3. Принципы молодёжной политики.
4. Молодёжная политика в области образования.
5. Поддержка молодых семей.
6. Поддержка талантливой молодёжи.
7. Гарантии в сфере труда и занятости.
8. Содействие предпринимательской деятельности.
Список используемой литературы и электронных ресурсов
Важенин А.Г. Обществознание (для всех специальностей СПО): учебник. М.: «Академия», 2014
Мармашова С. П. Международная конкуренция: курс лекций. – Мн.: Изд-во: РИЦ академии управления, 2010.
Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова .– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.
Мировая экономика: учебник / под ред. Б. М. Смитенко. – М.: Юрайт, 2010.
Интернет – ресурсы:
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»:
www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Молодёжная политика).
http://bibliofond.ru/view.aspx?id Государственная молодежная политика//
13