СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по проведению практических занятий по учебной дисциплине "География" с учетом профессиональной направленности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии содержатся задания для практических занятий по дисциплине "География" с учетом профессиональной направленности для студентов по специальности 43.02.16 "Туризм и гостеприимство"

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по проведению практических занятий по учебной дисциплине "География" с учетом профессиональной направленности»



Министерство образования и науки Республики Коми

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»

(ГАПОУ «СТЭК»)











Методическое пособие

по проведению практических занятий

по учебной дисциплине «География» с учетом профессиональной направленности по специальность 43.02.16 «Туризм и гостеприимство»































Сыктывкар 2025



Разработчики


ФИО

Квалификационная категория

Должность

1

Потапова А.Н.

высшая

преподаватель


Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии


Протокол № _____от « »

Председатель ПЦК_____________










































Пояснительная записка

В методическом пособии содержатся задания для практических занятий по дисциплине «География» с учетом профессиональной направленности для студентов по специальность 43.02.16 «Туризм и гостеприимство».

Изучение предмета даёт основные представления о теоретических основах социально-экономической географии, географии населения, рекреационной географии и туризма. Основной целью освоения дисциплины является формирование знаний в области страноведения и международного туризма, ознакомление с туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах России и странах мира, а также с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки. Кроме того, в рамках дисциплины проводится изучение и усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего туристического освоения.

В ходе практических работ происходит объяснение, усвоение, проверка теоретического материала; приобретение умений работы с туристическими схемами, тематическими картами и атласами. Данное пособие содержит типовые задания практических работ. В большинстве практических работ присутствуют задания, направленные на анализ географических особенностей стран и территорий, определяющих развитие туризма. Кроме того, содержится ряд вопросов, касающихся основных теоретических знаний. Особую роль играют задания, направленные на анализ статистических данных, составление картосхем.

Ценность практических работ состоит в том, что они вооружает студентов не только необходимыми в жизни географическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной работы, поиску необходимой информации, фиксирования и обработки результатов, но и способствуют развитию интереса к географическим исследованиям, формирует навыки, умения работать с различными источниками информации, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет развивать наблюдательность студентов в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов). Выполнение практических работ расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний студентов и их интерес к изучению географии, но и развивать индивидуальные способности студентов, и, следовательно, позволяет применять дифференцированный подход при географических исследованиях.

Оформление результатов работы дисциплинирует мысль студента, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.

Практические работы сделаны учётом базовой программы для средних специальных учебных заведений.

Как показывает практика, использование практических работ является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности студентов, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности студентов.



Правила выполнения практических работ


Перед выполнением практической работы студенты должны повторить материал, относящийся к теме работы. По каждой практической работе студенты оформляют отчет, в котором должны быть указаны:


• Наименование темы;

• Цель работы;

• Ход работы;

• Форма отчета;

• Контрольные вопросы;

• Список литературы.


При выполнении практических заданий студент может пользоваться следующими источниками:

1) печатными изданиями (атлас, путеводители, каталоги, книги по туристской и географической тематике и др.)

2) Интернет-ресурсами: туристские порталы, официальные информационные порталы правительств, администраций, туристских ассоциаций и предприятий.

Закончив выполнение практической работы, студенты должны сдать результат и отчет преподавателю, привести рабочее место в порядок.

Критерии оценивания:


- задания сделаны на 75% - удовлетворительно;


- задания сделаны на 80% - хорошо;


- задания сделаны на 90% - отлично.

























Перечень практических работ

1. География основных туристических потоков в мире. Туристско-рекреационные зоны, их география.

2. География туризма в Зарубежной Европе.

3. «Организация тура по странам Европейского региона».

4. «Организация тура по странам Средиземноморья».

5. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе.

6. География туризма в Зарубежной Азии.

7. «Организация тура по странам Азии (Востока)»

8. «Организация тура по странам Южноазиатского региона»

9. «Организация тура по странам Австрало-Океанического региона»

10. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Азии.

11. География туризма в Латинской Америке.

12. «Организация тура по странам Латиноамериканского региона»

13. Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке.

14. «Организация тура по странам Северной Америки»

15. «Организация тура по странам Африканского региона»

16. Туристско-рекреационное районирование России

17. «Организация тура по России»

18. Обобщение знаний и итоговый контроль по курсу географии туризма.

 

















Практическая работа №1.

География основных туристических потоков в мире. Туристско-рекреационные зоны, их география.

Цель работы: научиться

- оценивать распределение (в%) международного туризма по главным регионам мира;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма

Ход работы:


Задание 1. Составьте картосхему основных районов международного туризма.

Задание 2. На круговой диаграмме показано распределение (в%) международного туризма по главным регионам мира (Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия). Надпишите на диаграмме названия регионов, соответствующих приведенным цифровым показателям. Какие выводы можно сделать при анализе этой диаграммы?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Среди перечисленных ниже стран подчеркните те, которые занимают первые пять мест в мире по приему иностранных туристов:

1) Великобритания; 2) Греция; 3) Италия; 4) Испания; 5) Китай; 6) Кипр; 7) Мексика; 8) Нидерланды; 9) Франция; 10) США.











Практическая работа №2.

География туризма в Зарубежной Европе.

Цель работы:

- оценивать изменения произошедшие на политической карте Европы;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению, контурными картами;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Европейского региона.


Ход работы:

Задание 1. Какие изменения произошли на политической карте Европы в 90-х годах XX века?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу, характеризующую деление стран зарубежной Европы на 4 субрегиона.















Задание3. Заполните графы Европы. В первом графе подпишите названия стран. Во втором – названия их столиц.

Кружочки графа соответствуют государствам Европы, а линии соединяют государства, граничащие друг с другом.

Задание 4. На контурной карте Европы подпишите названия и столицы всех государств. Выделите по три государства, занимающих в Европе наибольшую площадь и имеющих наибольшую численность населения. Укажите европейские государства, имеющие монархический государственный строй и федеративное административно-территориальное устройство. Выделите в Европе островные и внутриконтинентальные государства. Укажите, есть ли в Европе развивающиеся государства (или государство), и назовите их.

Задание 5. Определите географические объекты зарубежной Европы:

А) Крупнейший порт Европы._______________________________________________

Б) Страна, большая часть населения которого, исповедует ислам._________________

В) Столица, где жили Малыш и Карлсон._____________________________________

Г) Теократическая монархия._______________________________________________

Д) Единственная колония в Европе.__________________________________________

Е) Столица страны, в которой есть Страна Басков._____________________________

Ж) Страна – европейский лидер по числу охраняемых территорий._______________

З) Страна цветов._________________________________________________________

И) Страна Европы, где ловят больше всего рыбы.______________________________

К) Город, где располагалась штаб-квартира Шерлока Холмса.___________________

Задание 6. Назовите предпосылки, объясняющие высокий уровень развития туризма в регионе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Заполните схему «Виды туризма зарубежной Европы».

Виды туризма











Практическая работа № 3

«Организация тура по странам Европейского региона»


Цель работы:


- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Европейского региона;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Европейского региона.


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

К Европейскому макрорегиону относятся страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая Восточное Средиземноморье (Израиль, Кипр, Турция).

Европа занимает западную часть материка Евразии. Площадь территории 10,8 млн км2. Граница Европы с Азией проходит по восточному подножью Урала, рекам Эльба, Кума, Маныч, Каспийскому, Азовскому, Черному морям. Большинство Европейских государств имеет выход к Атлантическому и Северо-Ледовитому океану и их морям, что благоприятствует развитию туристских связей с другими странами.

Основная часть Европы — это равнинные или холмистые местности. Наиболее крупные равнины — Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижнедунайская, Парижский бассейн. Горы занимают 17% территории. Основные горные системы — Альпы, Карпаты, Аппенины, Пиренеи, Карпаты, часть Кавказа.

На большей части территории климат умеренный. На западе он океанический, на востоке — континентальный. На северных островах климат субарктический и арктический, в южной Европе — средиземноморский. Значительная часть Северной Европы покрыта со-временными ледниками. На многих островах в Исландии, на Шпицбергене, Новой Земле имеется покровное оледенение, а в Альпах — горное.

Занимая небольшую часть Земли (4% суши), Европа является одним из самых густонаселенных регионов мира. Здесь проживает около 786 млн. человек. Довольно пестра этническая карта современного Европейского континента. Большинство населения говорит на языках индоевропейской семьи — германской группы (немцы, англичане, голландцы, австрийцы и др.), романской (итальянцы, французы, португальцы, испанцы и др.). Господствующая религия — христианство. Католицизм преобладает в Италии, Испании, Португалии, во Франции, протестантизм — в Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Финляндии, Швейцарии, большей части Германии и Великобритании. Православие более развито на востоке и юго-востоке Европы (Греция, Сербия, Болгария, Румыния и др.).

В истории развития народы Европы сыграли важную роль. Здесь зародилась рыночная экономика, а европейская культура имеет мировое значение. Валовой внутренний продукт (ВВП) достиг 26,7% от мирового ВВП. В отраслевой структуре экономики доля сферы услуг (в том числе туристских) доходит до 70% от ВВП. На долю Европы приходится около 1/3 мировой промышленной продукции. Более быстрыми темпами развиваются атомная энергетика, нефтегазовый комплекс, автомобильная, авиационно-космическая и электротехническая промышленность, роботостроение, электроника, легкая и пищевая отрасли. Очень развита транспортная система — железные дороги, авто- и авиационный транспорт, трубопроводы. Роттердам (Нидерланды) является самым крупным морским портом мира. По степени компьютеризации Европа занимает 2 место в мире. В экономическом развитии важная роль принадлежит Европейскому Союзу (ЕС). В настоящее время полноправными членами ЕС является 15 государств (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция). Еще 10 государств, вступив в ЕС, адаптируются в нем (в том числе страны Балтии). С 1 марта 2002 г. в противовес доллару для стран Общего рынка была введена единая валюта евро.

Европейский регион в целом притягивает ежегодно около 411 млн. туристских прибытий, или 58% от всех прибытий в мире. Наиболее посещаемыми туристами странами в Европе являются Франция, Испания, Италия. А всего среди 10 наиболее привлекательных стран в мире 6 расположены в Европе.


Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды


туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране

Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы.

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:


1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/



Практическая работа №4

«Организация тура по странам Средиземноморья».

Цель работы:


- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Средиземноморья;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Средиземноморья.


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

В Европе по показателю туристских прибытий ведущее положение занимают страны Средиземноморья (Италия, Испания, Греция), на которые приходится около 1/5 мирового рынка. Страны средиземноморья: Албания, Греция, Испания, Крит, Кипр, Италия, Мальта, Монако, Хорватия, Черногория, Франция, Мальтийский орден, о.Сицилия, Сардиния и др. Колыбель цивилизаций, яблоко раздора и древнейшие торговые пути — всё это «море посреди земли», чьи волны омывают берега 22 государств, большая часть которых сумела извлечь прямую туристическую выгоду из этого примечательного соседства. Именно на многочисленных побережьях Средиземного моря расположены наиболее известные мировые курорты, на штурм которых ежегодно устремляются миллионы отпускников со всего мира. Страны двух континентов — Африки и Евразии, а также многочисленные острова и архипелаги предоставляют все условия для полноценного пляжного отдыха: пусть и не всегда тёплые, зато достаточно чистые воды, песчаное или галечное побережье с примечательно широкой береговой линией, буйную плодоносящую природу и массу исторических руин в окрестностях.

Господствует средиземноморский климат с дождливой зимой и жарким, сухим летом, весьма благоприятен для здоровья человека в силу низкой влажности сухим ясным летом и довольно тёплой влажной зимой. Бархатный сезон приходит с августа по октябрь. Продолжительность жизни людей в большинстве средиземноморских стран - гораздо выше средней по планете (для женщин около 85 лет, для мужчин - около 83 лет), несмотря на довольно низкий уровень, традиционно отличающихся низким уровнем жизни и образования населения большинства стран. Секрет долголетия многие учёные ищут в особом рационе жителей региона, который традиционно включает красное вино (кроме исламских стран), оливковое масло, другие изделия из оливок, свежую зелень и фрукты (виноград, апельсины, мандарины, персики, шелковица), морепродукты, козье молоко. Этнографически и лингвистически Средиземноморский регион делится на несколько крупных зон: северо-западную (романские народы и языки), юго-восточную (семито-хамитские языки), и северо-восточную (греческая, тюркская и албанская группы).

Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические


особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране

Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:


1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.



Практическая работа №5

Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе.

Цель: Обобщить и систематизировать знания по географии туризма в зарубежной Европе.

Ход работы:

Задание 1. Спроектируйте морской круиз от Лондона до Венеции. Оформите работу на компьютере в виде презентации. В своей работе используйте графику, звук, видео.

Задание 2. Какому европейскому государству принадлежат памятники архитектуры? Подпишите их.













Практическая работа №6

География туризма в Зарубежной Азии.

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Азии

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Азии.


Ход работы:

Задание 1. Сравните страны зарубежной Азии со странами зарубежной Европы по размерам территории. Подберите европейские страны-аналоги к тем государствам Азии, которые перечислены в следующей таблице:

Страны Азии

Площадь, тыс. км2

Страны Европы

Площадь, тыс. км2

Таиланд

514



Япония

372



Филиппины

300



Республика Корея

98



Кувейт

20





Назовите страны зарубежной Азии, аналогов которым по размерам территории в зарубежной Европе нет.



Задание 2. Заполните таблицу, характеризующую деление стран зарубежной Азии на субрегионы:

Северная

Африка

Юго-Западная Азия

Средняя Азия

Южная Азия

Юго-Восточ

ная Азия

Центральная Азия

Восточ

ная Азия



























































































Ближний Восток

Средний Вос

ток




Дальний Восток

Задание 3. Заполните графы Азии. В первом графе подпишите названия стран. Во втором – названия их столиц.

Кружочки графа соответствуют государствам Азии, а линии соединяют государства, граничащие друг с другом.

Задание 4. На контурной карте Азии подпишите названия и столицы всех государств. Выделите по три государства, занимающих в Азии наибольшую площадь и имеющих наибольшую численность населения. Укажите азиатские государства, имеющие монархический государственный строй и федеративное административно-территориальное устройство. Выделите в Азии островные и внутриконтинентальные государства. Укажите, есть ли в Азии развитые государства (или государство), и назовите их.

Задание 5. Заполните схему «Виды туризма зарубежной Азии».

Виды туризма







Задание 6. Оформите картосхему размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.









Практическая работа №7

«Организация тура по странам Азии (Востока)»

Цель работы:


- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Азии (Востока);

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Азии (Востока).


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

Ближневосточный макрорегион — это страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия. Ближний и Средний Восток — это обширный макрорегион мира, протянувшийся от берегов Средиземного моря на западе до Пакистана на востоке, от южной окраины пустыни Сахара до средиземноморского побережья на о. Кипр на севере. Общая площадь 14,8 млн км2. Макрорегион включает в себя 16 государств. Важное значение для развития туризма имеет Суэцкий канал и Гибралтарский пролив.

Население составляет. 438 млн человек. Более 90% населения расселено по благодатным долинам рек и морскому побережью. Так как большая часть населения — это мусульмане-арабы, то наблюдается схожесть религиозного и этнического состава. Среди религиозных течений исповедуются также иудаизм (Израиль), христианство (Израиль, Турция). Арабский язык в макрорегионе преобладает над всеми остальными. Наиболее цивилизованными народностями являются в Северной Африке египтяне, турки, израильтяне, наименее — жители Ливии, Пакистана и Афганистана.

Сфера услуг играет важную роль в экономике региона. Особенно выделяется туризм.

Ближневосточный регион к началу XXI века по тем-пам увеличения турпотока стал лидером. Туристы и паломники со всего мира устремились в исторические и библейские места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Однако возобновившийся палестино-израильский конфликт фактически остановил поток туристов в Израиль. Тем не менее общие показатели роста турпотоков впечатляют. Эти успехи можно отнести за счет Египта, Арабских Эмиратов, Ирана.

Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция

3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране

Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:


1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.



Практическая работа № 8

«Организация тура по странам Южноазиатского региона»

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Южноазиатского региона;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Южноазиатского региона.


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

Южно-Азиатский макрорегион включает в себя все страны Южной Азии (Индия, Непал, Пакистан, Шри Ланка и др).

Южная Азия — общая площадь 4,6 млн км2. На севере и северо-западе ограничен Гималайской и Гиндукушской горными системами, Иранским нагорьем, на востоке — Ассамо-Бирманскими горами. С юга берега Южной Азии омываются водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива.

В регионе находится 7 стран, и только Непал и Бутан не имеют выхода в океан. Самая большая страна — Индия, самая маленькая — Мальдивская республика, расположенная среди бескрайних вод Индийского океана. Природа стран Южной Азии живописна и разнообразна. Самая высокая горная система мира — Гималаи (высшая отметка г. Джомолунгма — 8848 м) — круто поднимается над Индо-Гангской низменностью. На южных склонах гор ярко выражен муссонный климат. Больше всего осадков выпадает в низовьях Ганга (до 2500-3000 мм) в виде периодических ливней. Однако восточнее Инда климат засушливый. Здесь находится пустыня Тар.

Население Южной Азии составляет 1397 млн человек. Здесь преобладают народы индийской группы индоевропейской семьи (бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, орея, сингальцы и др.), на юге Индии — народы дравидской семьи, в Гималаях — тибетско-бирманской группы китайско-тибетской семьи, в Пакистане очень много народов иранской группы индоевропейской семьи (пуштуны и белуджи). Среди религий индуизм преобладает в Индии и Непале, ислам — в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах, буддизм — в Шри-Ланке и Бутане.

Регион является одной из колыбелей цивилизации. Самые ранние государства появились в бассейне Инда во 2 тыс. до н. э. До 1947 г. практически весь регион был колонией Великобритании.

Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные


особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране

Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:


1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.


Практические занятия №9

«Организация тура по странам Австрало-Океанического региона»

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Австрало-Океанического региона;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Австрало-Океанического региона.


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

Австрало-Океанический макрорегион включает в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию.

Макрорегион Юго-Восточной Азии и Океании — самый большой по пространственному охвату макрорегион мира.

Юго-Восточная Азия (ЮВА) — регион, расположенный на крайнем юго-востоке Евразии и прилегающих островных групп общей площадью 4,5 млн км2. Свыше 1/2 территории региона занимают полуостров Индокитай (третье место в мире по площади) и горные районы к северо-востоку от него. Островная часть ЮВА — Малайский архипелаг, состоящий из более чем 20 тыс. островов (только 5 имеют площадь свыше 100 тыс. км2). Берега ЮВА омываются водами Тихого и Индийского океанов. В состав региона входят 11 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия,' Мьянма, Сингапур, Таиланд, Тимор-Лесте и Филиппины.

Океания — это более 7 тысяч островов в Тихом оке-ане. Она делится на 3 части: Меланезию — юго-западную часть океана, где расположены 4 суверенных государства (Папуа — Новая Гвинея, Соломоновы острова, Вануату и Фиджи), Микронезию — северо-западную часть океана, где расположены 3 суверенных государства (Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы острова и Палау), Полинезию, протянувшуюся в меридиональном направлении в центральной части океана, где сосредоточено 6 государств (Новая Зеландия, Самоа, Кирибати, Науру, Тонга и Тувалу).

Материковая и островная части ЮВА имеют единую историю и много общего в современном устройстве поверхности: сильное расчленение рельефа, в котором горные разновозрастные массивы сочетаются с низменностями, расположенными в дельтах крупнейших рек (на Индокитайском полуострове) и в прибрежных нешироких районах (на островах Малайского архипелага и полуострове Малакка). В ЮВА, особенно в ее островной части, много вулканов, в том числе действующих.

Большинство островов Океании относятся к вулканическим и коралловым, часть из них является вершинами подводных хребтов. Имеются и материковые острова. Вдоль восточного побережья Австралии протягивается на 2300 км Большой Барьерный риф.

ЮВА располагается в 2 климатических поясах: экваториальном (большая часть Малайского архипелага) и субэкваториальном, или экваториальных муссонов (+26°С), которые имеют малые сезонные колебания (в 2-3°) в островной части региона и более сильные — в некоторых районах на материке. Огромно влияние муссонных ветров, чередование которых обуславливает смену сухого и дождливого сезонов. Западная часть региона в целом более влажная. Сильная расчлененность рельефа способствует большому разнообразию климата.

Большая часть Океании расположена в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. Только Новая Зеландия и прилегающие к ней острова — в суб-тропическом и умеренном. Климат Океании теплый, мягкий, особенно благоприятный для отдыха. Колебания температуры по сезонам и в течение суток невелики.

В странах ЮВА более 1/2 территории занимают леса. Встречается более 2 тыс. видов деревьев.

Много пальм, бананов, бамбуков, орхидей, папоротников, мхов. Из животных интерес представляют слоны, носороги, дикие быки, тигры, пантеры, обезьяны. На растительность и животный мир Океании сильнее всего повлияла изолированность от остального мира. Здесь нет ни хищников, ни ядовитых змей. Природные комплексы коралловых островов тесно связаны с океаном. Здесь обитают животные, ведущие земноводный образ жизни. На многих атоллах гнездятся морские птицы. Острова Новой Зеландии знамениты гейзерами и эндемиками растительного и животного мира.

Население ЮВА и Океании составляет соответственно 530 млн человек и 12 млн человек. Абсолютное большинство населения — это южноазиатская малая раса, где сочетаются монголоидные признаки и австралоидные черты. Острова Океании сначала заселялись папуасами — представителями австралоидной расы. Позже сюда пришли люди монголоидной расы, в результате чего сформировались меланезийцы и микронезийцы.

Среди религиозных течений в странах ЮВА преобладает буддизм, индуизм. В последнее время стремительно распространяется ислам. Объем совокупного ВНП в ЮВА составляет около 1930 мрд долларов в год. Темпы прироста ВНП в регионе выше, чем в других регионах мира. За последние 10 лет он рос ежегодно на 5,1%. По уровню экономического развития в ЮВА выделяется 3 группы стран:

• наименее развитые развивающиеся страны (Камбоджа, Тимор-Лесте, Лаос, Мьянма);

• среднеразвитые развивающиеся страны (Вьетнам, Индонезия, Филиппины);

• новые индустриальные государства (Малайзия, Таиланд, Сингапур, Бруней).

Среди других отрасли экономики в экспорте услуг доминирует туризм, доходы от которого растут темпами, превышающими среднемировые более чем в 2 раза (9% против 4,1%). Доля туризма составляет около 11% совокупного ВВП. Наиболее посещаемые туристами страны — Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия.

Азиатско-Тихоокеанский макрорегион потеснил Американский со 2-й позиции. Увеличение произошло за счет Китая (33,2 млн прибытий в год).Здесь более половины прибытий были за счет китайских туристов, приезжающих к родственникам и знакомым.

Одно из популярных направлений были Камбоджа и Вьетнам, где спрос на туруслуги превысил предложения. Особенно динамичным был рост турпотоков в уникальные уголки природы этого региона — на маленькие островки Пхукет и Кроби (Таиланд), Пинонг (Малайзия), Бали (Индонезия).

Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность,


климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране

Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:


1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.





Практические занятия №10

Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Азии.

Цель: Обобщить занятие по географии туризма в зарубежной Азии.

Ход работы:



Задание 1. Узнайте город:

  1. новая столица четвертой по численности населения страны зарубежной Азии, расположенная в долине реки Инд;_____________________________________

  2. один из древнейших городов мира, недавно отметивший свое 3000-летие, богатый памятниками трех религий, но до сих пор не имеющий общепризнанного международного статуса;______________________________

  3. древний город, столица страны, расположенный на реке Джамна;___________

  4. расположенный на берегах морского пролива самый большой город страны, но не являющийся ее столицей;________________________________________

  5. столичный город с населением около 11 млн человек, в центре которого сохранился бывший императорский запретный город.____________________



Задание 2. Оформите, используя различные средства, проект «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».



Практические занятия №11

География туризма в Латинской Америке

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Латиноамериканского региона;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению, работать с политической и контурной картами;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Латиноамериканского региона.

Ход работы:


Задание 1. Перечислите страны Латинской Америки, относящиеся к Равнинному Востоку._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните графы Латинской Америки. В первом графе подпишите названия стран. Во втором – названия их столиц.

Кружочки графа соответствуют государствам материка, а линии соединяют государства, граничащие друг с другом.



Задание 3. Назовите факторы, которые, по вашему мнению, повлияли на слабое развитие туризма в Латинской Америке._____________________________________

Задание 4. На контурной карте определите районы специализации региона, где бы можно было сформировать туристско-рекреационные зоны

Задание 5 . Какие географические объекты и социальные явления Латинской Америки

п редставлены на фото? Подпишите.











Задание 6. Специализация и достопримечательности стран Латинской Америки с точки зрения туризма: на контурной карте региона отметить условными обозначениями специализацию стран Латинской Америки



Задание 6. Подпишите архитектурные памятники Латинской Америки. В каких странах они находятся?











Задание 7. По очертаниям определите страны, изображенные на рисунке.



















Задание 8. Определите страну, о которой идет речь в приведенном ниже описании.

Это крупнейшее государство расположено в центральной и восточной частях материка. Страна обладает богатейшей природно-ресурсной базой. По численности населения входит в первую пятерку в мире, характеризуется очень пестрым национальным составом. Важнейшими отраслями хозяйства являются машиностроение, черная металлургия и нефтехимия. Отличительная черта сельского хозяйства – крупное землевладение. ________________________________



Задание 9. При помощи метода географических зарисовок создайте яркое, образное описание Бразилии. Используйте компьютерное оформление.







Практические занятия №12

«Организация тура по странам Латиноамериканского региона»

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Латиноамериканского региона;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Латиноамериканского региона.


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

Регион Центральной и Южной Америки площадью 19,14 млн км2 расположен к югу от границы Мексики до крайней точки материка — мыса Горн. На востоке регион омывается водами Атлантики, на западе — водами Тихого океана. На территории региона находятся 48 государств разного политического устройства и различного уровням социально-экономического развития.

В меридиональном направлении через всю Южную Америку протянулся один из самых протяженных горных поясов в мире — Кордильеры (высшая точка г. Аконкагуа — 6960 м над у.м.). Остальная площадь — это плоскогорья и равнины, среди которых выделяется самая крупная на Земле Амазонская низменность.

Климат на континенте от тропического до сурового субарктического (южные острова Антарктики). Южная Америка — самый влажный материк на Земле. Именно поэтому здесь находится самый большой речной бассейн Амазонка (площадь бассейна 7 млн 180 тыс. км2, средний расход воды 22 тыс. л/ сек., что в 6 раз больше занимающей 2-е место в мире по этому показателю р. Янцзы). Если в среднем течении русло Амазонки составляет 5 км ширины, то у устья — 320 км. Воды Амазонки богаты жизнью. В таких заводях и протоках растет кувшинка Виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Из многочисленных рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы. В реке обитают пресноводные дельфины, крокодилы кайманы. На реках, стекающих с Анд, Гвианского и Бразильского плоскогорий, много водопадов. Но из-за своей лучшей доступности более известен путешествен-никам водопад Игуасу (высота 722 м), расположенный на одном из притоков р. Пораны. Это один из самых красивых водопадов на Земле. Его шум слышен за несколько десятков километров.

Население региона составляет 420 млн человек. Индейцев, коренных жителей, проживает 10%, белых — 10%, метисов (от смешанных браков белых и индейцев) и мулатов — до 80%. Католицизм исповедуют 85% населения, протестантизм — 8%, среди других религий распространены ислам, буддизм. Многочисленные индейские и другие религии.

Среди стран Латинской Америки второе место занимала Бразилия — более 5 млн туристов. На третьем месте — соседняя Аргентина — около 3 млн туристов в год. Пятерку лидеров замыкали Доминиканская Республика и Уругвай. Опережающими темпами развивалась туриндустрия Кубы —объем туристских прибытий на остров Свободы вырос на 126%, достигнув отметки 1,7 млн человек. Впрочем, сейчас эксперты ВТО считают, что Латинская Америка и Карибы частично восстанавливают свои позиции на международном туристском рынке. В целом на долю региона Латинской Америки приходится порядка 5% мирового рынка международных туристских прибытий. Ожидается, что среднегодовые темпы прироста турпотока составят здесь 3,9%.

Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране


Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:

1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.



Практические занятия №13

Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке.

Цель: Обобщить занятие по географии туризма в Латинской Америке.

Ход работы:



Задание 1. Задания для работы с контурной картой Латинской Америки:

  1. Покажите колониальные владения развитых стран в Латинской Америке;

  2. Нанесите на контурную карту крупнейшие города Латинской Америки, расположенные: а) на ее Восточном (Атлантическом) побережье; б) на ее Западном (Тихоокеанском) побережье; в) вдали от побережий океанов и морей. Проанализируйте полученную картосхему и сделайте вывод._________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обозначьте районы проживания негроидного населения, белого, коренного

населения.



Задание 2. Определите название страны, получившей название в честь дерева, в честь важной географической линии, и страну, названную в честь драгоценного металла._________________________________________________________________



Задание 3. Переводы каких городов приведены ниже: город хороших ветров, город Пресвятой Троицы, Святой Спаситель, город короля Георга._____________________

________________________________________________________________________



Задание 4. Определите, флаги, каких латиноамериканских государств изображены на рисунке:











Задание 5. Составьте классификацию памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.

1) Памятники Всемирного природного наследия:_____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Памятники Всемирного культурного наследия:_____________________________



Практические занятия №14

«Организация тура по странам Северной Америки»

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Северной Америки;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;


- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Северной Америки.


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

Американский макрорегион — это страны Северной, Южной и Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.

Американский макрорегион расположен в западном полушарии. Он состоит из 2-х крупных туристских регионов — Северной Америки и Центрально-Южноамериканского. К Северо-Американскому региону относятся территории США, Канады, Мексики, Датского острова Гренландия. Площадь 23,5 млн км2. На севере омывается водами Северо-Ледовитого, на западе — Тихого, на востоке — Атлантического океанов, 'на юге граничит с Центральной Америкой и Карибским бассейном. Охватывает климатические зоны от арктического пояса (на севере) до тропического (Мексика, юг США). Рельеф в большей части состоит из равнин и невысоких гор, хотя горные цепи высоких Кордильер протягиваются на несколько тысяч километров с севера на юг (высшая точка — г. Мак-Кинли — 6193 м). Растительность включает в себя хвойные и широколиственные леса. В штатах Флорида и Калифорния, в Мексике растут пальмы и фикусы. На Аляске, севере Канады, юге Гренландии встречается и редкая хвойная растительность.

Америка богата внутренними водами — речной системой, озерами, искусственными водохранилищами. Река Миссисипи с притоком Миссури — одна из самых протяженных рек на Земле (6420 км).

Огромную водную систему образуют Великие озера, три из которых (Верхнее, Гурон, Мичиган) входят в число наиболее крупных в мире. Река Святого Лаврентия соединяет их с Атлантическим океаном. Река Ниагара «пропилила» холмистую возвышенность и соединила озера Эри и Онтарио. Срываясь с уступа, она образует систему всемирно известного Ниагарского водопада. Короткие и стремительные реки текут на запад, в Тихий океан. Наиболее крупные из них — Колумбия и Колорадо. На р.Колорадо, прорезав горные хребты, находится знаменитый Большой каньон протяженностью 320 км. Это огромная долина имеет отвесные ступенчатые склоны, сложенные породами разного возраста и окраски.

Население Северной Америки составляет более 413 млн человек. Весьма пестрый расовый и национальный состав. В США 83% — это белые, 12% — африканцев и 4% — лица азиатского происхождения. В Канаде проживает 40% англо-канадцев, 27% — франкоканадцев, а около 1/3 — других этнических групп, испано-индейские метисы — 55%. К католикам себя относят 30% населения. Эта вера же доминирует в Мексике (90%).

Неоднороден среди этих 3-х государств уровень жизни — показатель, оценивающий уровень материального благополучия. Канада занимает по этому показателю 3 место, США — 6-е, а Мексика только на 51-м. США по объему ВНП находится на 1 месте в мире — 10,3 трлн. долларов, Мексика — на 10-м (0,9 трлн. долларов), Канада — на 11-м (0,9 трлн. долларов).

Среди десятка стран, наиболее привлекательных для туристов, видим США, Мексику и Канаду.

Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране


Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:

1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.




Практические занятия №15

«Организация тура по странам Африканского региона»

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в странах Африканского региона;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в странах Африканского региона.


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в выбранной стране данного региона

Основные сведения

В Африканский макрорегион входят государства африканского континента, за исключением Египта и Ливии.

Африканский макрорегион — это государства континентальной Африки, расположенные к югу от пустыни Сахара, а также ряд островных государств и территорий в Атлантике и Индийском океане (более 69 стран). Площадь 24,3 млн км2. Выделяются 4 региона — Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка.

Рельеф — преимущественно равнинный. Для Восточной Африки характерны глубокие трещины и проломы в земной коре. С севера на юг тянется Восточно-Африканский рифт - масштабный разлом, отдельные уча-стки которого обрамлены гигантскими обрывами и глубокими озерами. Климатические условия региона сформировались под воздействием ряда факторов. Первый фактор — это близость к экватору значительного числа государств Африки южнее Сахары. Однако формированию под его воздействием жаркого и влажного климата в ряде стран препятствует второй фактор — близость к Сахаре с ее жаркими, но сухими воздушными массами. Третий фактор — это особенность конфигурации Африканского континента, в частности, его сужения по направлению на юг. Благодаря этой особенности океаническое влияние в Южной Африке простирается вглубь региона. Четвертый фактор — отсутствие на Африканском континенте высоких и пространственно вытянутых горных массивов (горные хребты тянутся только от Эфиопского нагорья до гор Кения, Килиманджаро и гряды Рувензори). С этим связано то обстоятельство, что различные климатические зоны в регионе привлекают тенденцию «входить» одна в другую.

Население в макрорегионе 674 млн человек. Оно частично относится как к негроидной расе, так к смешанным расовым группам. Основные виды религий - христианство, анимисты и ислам. Подавляющее большинство африканских государств до 60-70-х гг. прошлого столетия были колониями. Сейчас это практически все независимые страны. Среди других макрорегионов Африка занимает особое положение. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора. Большая часть континента рас-положена между двумя тропиками в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах. Южная ее окраина заходит в субтропики. Береговая линия Африки слабо изрезана. Благодаря своему местоположению Африка является самым жарким материком на Земле. Особенно выделяется пустыня Сахара.

В Африке протекает самая протяженная река в мире — р. Нил (6671 км). Вторая по длине и самая полноводная река Африки — Конго. По многоводности и площади бассейна она уступает лишь Амазонке. На р.Замбези находится один и самых крупных и известных водопадов мира — Виктория. Река почти двухкилометровым по ширине потоком падает в узком ущелье с уступа 120 м высоты. На многие километры слышны гул и грохот водопада. Практически все крупные озера Африки расположены в зоне тектонических разломов, поэтому их водопады по форме вытянутые. Например, озеро Танганьика при ширине 50— 80 км протягивается в длину на 650 км (самое длинное из пресноводных озер мира). Озеро Виктория — самое большое в Африке.

Среди природных зон наибольшее впечатление на туристов производят экваториальные леса. Здесь одних только деревьев насчитывается около 1000 видов. В верхнем ярусе лесов растут фикусы, пальмы, в нижних ярусах — бананы, древовидные папоротники, лианы. Многие животные обитают на деревьях. К редчайшим видам относятся кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, окапи — родственники жирафа, леопард. В труднопроходимых лесах в небольших количествах остались самые крупные человекообразные обезьяны — гориллы. На экваторе вечное лето, вечное равноденствие, то есть по продолжительности день равен ночи.

Саванны занимают около 40% территории материка. Такого обилия крупных животных, как в африканской саванне нигде в мире нет. Здесь и разные антилопы, и полосатые зебры, и длинноногие жирафы, и самые крупные на Земле млекопитающие — слоны и буйволы, и грозные носороги.

Рядом с травоядными животными соседствуют многочисленные отряды хищников — львы, леопарды, гепарды, гиены. Необычайно богат мир птиц — от самой маленькой в мире нектарницы до самой большой — африканского страуса. На Африканском континенте, в отличие от других регионов, нет резких скачков и падений в развитии туризма. Отдельные страны, такие как Кения, Замбия, Маврикий, Марокко, Алжир только заметно улучшили показатели, оживился интерес посещать ЮАР.

Ход работы:


1. Выберите одну страну из рассматриваемого региона


2. Соберите актуальную информацию об этой стране по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


3. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в рассматриваемой стране. Ответ обоснуйте


4. Предложите тур по рассматриваемой стране


Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:


1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.




Практические занятия №16

Туристско-рекреационное районирование России

Цель: анализировать существующие схемы туристско-рекреационного районирования России.

Основные понятия: туристско-рекреационный регион, туристско-рекреационная зона, туристско-рекреационный район.

Туристско-рекреационное районирование в России

В отечественной рекреационной географии существуют различные схемы районирования. Впервые рекреационное районирование в СССР было осуществлено школой профессора  В.С. Преображенского в 1973 и уточнено в 1980. Вся территория по степени развитости была разделена на 4 зоны и 20 районов.

В 1996 г. в Российской международной академии туризма была разработана очередная схема рекреационного районирования, которая уже учитывала новые факторы, а именно политическую стабильность. Согласно этой схеме территория России разделена на 4 зоны (В.А. Квартальнов и др, 2001):

1. Центр России включает районы: Западный (Калиниградская, Новгородская и Псковская области), Верхневолжский (Республики Чуваши и Марий-Эл , Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Кировская области) Центральный(Московская, Смоленская, Брянская, Белгородская, Калужская, Тульская, Рязанская, Орловская и Владимирская области), и Уральский (Республики Башкирия и Удмуртия, Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области,) районы;

2. Европейский Север России включает три района: Ленинградский (Ленинградская область), Кольско-Карельский район (Мурманская область и Республика Карелия) и Русский Север (Архангельская и Вологодская области и Республика Карелия);

3. Европейский Юг России включает районы: Южно-Российский (Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Мордовия), Поволжский (Самарская, Саратовская, Вологодская, Астраханская области и Республика Татарстан и Калмыкия), Азовский (Ростовская область и Краснодарский край), Кавказско-Черноморский (Краснодарский край), Северо-Кавказский (низкогорная часть Ставропольского и Краснодарского края, а так же Республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня и Дагестан), Горно-Кавказский (высокогорные районы Краснодарского края и Республик Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии и Дагестана) и Каспийский(прибрежная часть Республики Дагестан);

4. Сибирь и Дальний Восток. Зона Сибири и Дальнего Востока разделена в свою очередь на подзоны:

А) Азиатский Север, который подразделяется на Обско-Путоранский (Север Тюменской области (Ханты-Мансийский автономный и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Красноярского края(Эвенкийский и Таймырский автономные округа), Якутский(Республика Саха), Колымско-Чукотский(Магаданская область и Чукотский автономный округ), Камчатский районы(Камчатская область и Корякский автономный округ);

Б) Юг Сибири, где выделяют: Обско-Алтайский, который подразделяется на подрайоны равнинный (Курганская, Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская и Тюменская (южная часть) области и Алтайский край, а также горный - Кемеровская область и Республика Алтай), Саянский (Красноярский край (южная часть), Республики Хакасия и Тыва), Прибайкальский (Иркутская область, Забайкальский край и Республика Бурятия), Амурско-Дальневосточный (Амурская область, Хабаровский и Приморский край, а также Сахалинская область и Курилы) районы.

Ход работы:

Задание 1. Нанесите на контурную карту России границы туристско-рекреационных зон, используя схему районирования, разработанную сотрудниками Российской международной академии туризма (Менеджмент…, 2001)(см приложение 1).

Задание 2. Сравните схемы физико-географического, экономико-географического районирования и туристско-рекреационного районирования России. Какое влияние оказывают природные и социально-экономические особенности на туристско-рекреационное районообразование?

Задание 3. Сравните схемы административного деления и туристско-рекреационного районирования России. Каким образом влияет административное деление России на процесс рекреационного районообразования?

Рекомендуемая литература

Основная литература

Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов/ М. Б. Биржаков; Национальная академия туризма (Санкт-Петербург), Балтийский международный институт туризма (Санкт-Петербург).- Изд. 7-е, перераб. и доп.- М.: Невский Фонд, 2020.- 448с.

Карпова, Г. А. Туристские ресурсы: проблемы и перспективы/ Г. А. Карпова, Т. А. Лаврова.- Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2019.- 268с.

Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для вузов/ А. Б. Косолапов.- М.: КНОРУС, 2019.- 272с.

Кусков, А. С. Рекреационная география: учеб. - метод. комплекс/ А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова; Российская академия образования (Москва), Московский психолого-социальный институт.- М.: Флинта, 2020.- 496с.

Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учеб. пособие для вузов/ А. Д. Чудновский, М. А. Жукова.- М.: КНОРУС, 2020.- 416с.

Дополнительная литература:

Географические проблемы организации туризма и отдыха/ АН СССР. Ин-т географии; [отв. ред. Б. Н. Лиханов].-М. Вып. 1.- 1975.- 142с.

Географические проблемы организации туризма и отдыха/ АН СССР. Ин-т географии; [отв. ред. Б. Н. Лиханов].-М.  Вып. 2.- 1975.- 127с.

Дмитревский, Ю.Д. Туристские районы мира: Учебное пособие/ Ю.Д. Дмитревский. - Смоленск: Изд-во СГУ, 2000.- 224с.

Туризм и отраслевые системы: учеб. для вузов/ РМАТ; ред.: В. А. Квартальнов, И. В. Зорин.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 272с.



Практические занятия №17

«Организация тура по России»

Цель работы:

- оценивать влияние географических фактов на развитие туризма в России;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектов, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в России


Результат работы: создать портрет туристской отрасли и перспективы ее развития в России

Ход работы:


1. Соберите актуальную информацию о России по следующему плану географическое положение страны, рельеф, обводненность, климатические особенности страны, растительный и животный мир страны, этнографическая характеристика (численность, демографические, языковые характеристики, религиозные предпочтения), этнокультурные особенности населения страны, описание достопримечательностей и виды туризма, всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН), национальная кухня, сувенирная продукция


2. Оцените влияние географических фактов на развитие туризма в России. Ответ обоснуйте


3. Предложите тур по России


Контроль: выполненная работа сдаётся на проверку преподавателю.

Список литературы:

Основные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма 2020 ОИЦ "Академия"

Дополнительные источники:

Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум 2020 ОИЦ "Академия"

Интернет-ресурсы:


1. Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ).-http//www.russiatourism/ru/.

2. Российский Союз Туриндустрии.- http//www.rostourunion.ru/.

3. Ежедневная электронная газета Российского Союза Туриндустрии- http//www.ratanews/ru/.




Практические занятия № 18

Обобщение знаний и итоговый контроль по курсу географии туризма.

Цель: Обобщение знаний по курсу географии туризма.

Ход работы:

Обобщающие вопросы и задания 

Раскройте содержание понятий: туристско-рекреационный потенциал, туристские ресурсы, рекреационно-туристская зона, особая экономическая туристско-рекреационная зона.

Используя географические карты, материал учебных пособий сравните туристский потенциал европейской и азиатской частей России по следующему плану:

1. доля в территории страны;

2. доля в населении страны, численность постоянного насе­ления;

3. характер размещения и плотность населения.

4. число и перечень городов-миллионеров;

5. отличительные особенности природы;

6. доля природно-рекреационных ресурсов;

7. доля рекреационно-познавательных ресурсов;

8. количество объектов всемирного наследия;

9. транспортная освоенность, густота и конфигурация транспортной сети;

10. вместимость средств размещения

11. уровень развития материальной базы туризма.

Охарактеризуйте перспективы использования природных рекреационных ресурсов в регионах России: какие виды ресурсов будут наиболее востребованы в ближайшие годы?

Покажите целесообразность создания и развития особых туристско-рекреационных зон на территории России, перечислите эти зоны, дайте их краткую характеристику.

Каковы отличительные особенности использования в туристско рекреационных целях национальных парков и заповедников?

Назовите известные вам национальные парки, выполняющие рекреационные функции

Какие курортные районы и центры наиболее перспективны для более активного освоения и развития в ближайшие годы?

Приведите примеры показа этнической культуры народов России в туристских программах.

Каковы основные тенденции развития инфраструктуры туризма?

Перечислите объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории:

а)           европейской части нашей страны;

б)           азиатской части страны.

Назовите наиболее интересные, на ваш взгляд, музеи-заповедники и музеи-усадьбы:

а)           Европейского Севера;

б)           Центра России;

в)           Юга России;

г)           Сибири и Дальнего Востока

Дайте оценку возможностей использования в туристском комплексе культурно-исторических ресурсов страны: объектов всемирного культурного наследия, музеев-заповедников и музеев-усадеб, исторических поселений.



Приложение 1

 

Туристско-рекреационное районирование в России

В отечественной рекреационной географии существуют различные схемы районирования. Впервые рекреационное районирование в СССР было осуществлено школой профессора  В.С. Преображенского в 1973 и уточнено в 1980. Вся территория по степени развитости была разделена на 4 зоны и 20 районов. Спустя пять лет И.В. Зорин внес в районирование большую детализацию и разбил территорию СССР на 5 зон и 31 район. Интерес представляют варианты рекреационного районирования В.С Преображенского, Б.Н. Лиханова(1993), в котором территория СССР подразделяется на 3 зоны и 19 районов, а также туристское районирование СССР авторы Ю.С Путрик и В.В.Свешников(1993), которые выделяют 5 туристких зон и 34 района. Более поздние схемы учитывали сложившуюся геополитическую ситуацию в бывшем пространстве СССР.

Туристско-рекреационное районирование России и стран СНГ, проведенное А.В Дарьинским (1994) и используемое в дальнейшем Ю.Д Дмитревским (2000) основывалось на выделение туристско-рекреационных зон; туристский макрорайонов; мезорайонов; микрорайонов и туристских объектов. По данной версии территория России и стран СНГ подразделялась на 4 зоны и 18 макрорайонов.

Первая туристско-рекреационная зона охватывала юг Украины, Закавказье, Северный Кавказ и Нижний Дон. Выделялось 8 макрорайонов: 1. Кавказско-Черноморский; 2. Северо-Кавказский; 3. Горно-Кавказский; 4.Закавказье; 5.Каспийский; 6.Крымский; 7. Одесский; 8. Крымско-Азовский.

Вторая туристско-рекреационная зона охватывала территории Республики Молдовы, Беларуси, Северной и центральной Украины, а также ряд экономических районов России – Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский и значительная часть Северного района. Внутри зоны выделялись 5 макрорайонов: 1.Центральна Россия; 2. Северо-Западный; 3. Западный; 4. Днепровско-Днестровский; 5.Волжско-Уральский.

Третья туристско-рекреационная зона включала в себя юг Сибири и Дальнего Востока, а также республики Средней Азии. В составе зоны выделяли 5 макрорайонов: 1. Среднеазиатский; 2.Обско-Алтайский; 3.Енисейский; 4. Прибайкальский; 5.Дальневосточный.

Четвертая туристско-рекреационная зона   рассматривалась как перспективная и включала в себя зону тайги и тундры России.

В 1996 г. в Российской международной академии туризма была разработана очередная схема рекреационного районирования, которая уже учитывала новые факторы, а именно политическую стабильность. Согласно этой схеме территория России разделена на 4 зоны (В.А. Квартальнов и др, 2001):

1. Центр России включает районы: Западный (Калиниградская, Новгородская и Псковская области), Верхневолжский (Республики Чуваши и Марий-Эл , Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Кировская области) Центральный(Московская, Смоленская, Брянская, Белгородская, Калужская, Тульская, Рязанская, Орловская и Владимирская области), и Уральский (Республики Башкирия и Удмуртия, Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области,) районы;

2. Европейский Север России включает три района: Ленинградский (Ленинградская область), Кольско-Карельский район (Мурманская область и Республика Карелия) и Русский Север (Архангельская и Вологодская области и Республика Карелия);

3. Европейский Юг России включает районы: Южно-Российский (Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Мордовия), Поволжский (Самарская, Саратовская, Вологодская, Астраханская области и Республика Татарстан и Калмыкия), Азовский (Ростовская область и Краснодарский край), Кавказско-Черноморский (Краснодарский край), Северо-Кавказский (низкогорная часть Ставропольского и Краснодарского края, а так же Республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня и Дагестан), Горно-Кавказский (высокогорные районы Краснодарского края и Республик Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии и Дагестана) и Каспийский(прибрежная часть Республики Дагестан);

4. Сибирь и Дальний Восток. Зона Сибири и Дальнего Востока разделена в свою очередь на подзоны:

А) Азиатский Север, который подразделяется на Обско-Путоранский (Север Тюменской области (Ханты-Мансийский автономный и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Красноярского края(Эвенкийский и Таймырский автономные округа), Якутский(Республика Саха), Колымско-Чукотский(Магаданская область и Чукотский автономный округ), Камчатский районы(Камчатская область и Корякский автономный округ);

Б) Юг Сибири, где выделяют: Обско-Алтайский, который подразделяется на подрайоны равнинный (Курганская, Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская и Тюменская (южная часть) области и Алтайский край, а также горный - Кемеровская область и Республика Алтай), Саянский (Красноярский край (южная часть), Республики Хакасия и Тыва), Прибайкальский (Иркутская область, Забайкальский край и Республика Бурятия), Амурско-Дальневосточный (Амурская область, Хабаровский и Приморский край, а также Сахалинская область и Курилы) районы.