Дубровина А.Н.
Методическое пособие по русскому языку
«Разноуровневые задания по русскому языку»
Пояснительная записка
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и
Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения: организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
• Выявление отставаний в ЗУН;
• Ликвидацию их пробелов;
• Устранение причин неуспеваемости;
• Формирование интереса и мотивация к учебе;
• Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Осуществляя дифференцированный подход, руководствуемся следующими требованиями:
• создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
• активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки
Пособие по русскому языку предназначено для начальной школы. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
• Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учеб¬ную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять извест¬ные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложен¬ным образцом.
• Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, при¬знаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
• Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практиче¬скому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, про¬гнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.
На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособие может быть использовано в самостоятельной работе, работе в парах.
Выводы по использованию разноуровневого материала на уроках русского языка следующие:
• учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 2-го и 3-го уровней;
• стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
• поднялся уровень преподавания в начальной школе;
• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 КЛАСС
СОСТАВ СЛОВА.
Уровень 1.
1. Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Уровень 2.
1. Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
2. Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
1. Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк.. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.
Уровень 3.
1. Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
2. Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!
3 КЛАСС
«Состав слова»
1-й уровень.
Спишите текст.
1. Какая часть слова главная: приставка, корень, суффикс или окончание? Запишите.
2. Запишите слова, обозначьте в них корень: лес, перелесок, лесной.
Шла по тайге осень.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике.
2-й уровень.
Спишите текст.
1. Выберите и запишите главную часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
2. Разберите слова по составу: рассвет, осенняя, посеребрила.
Шла по тайге осень.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Желтые мазки показались на рябине. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил и поляну. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мысль. От речки полетел ветер и мягким шепотом лег на траву.
(По В. Бурлаку)
3-й уровень.
Спишите текст.
1. Выпишите из текста пять слов с приставками, приставки обозначьте.
2. Запишите, обозначьте части слов: рассвет, осенняя, посеребрила.
3. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, выделите корень.
Шла по тайге осень.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Желтые мазки показались на рябине. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил и поляну. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мысль. От речки полетел ветер и мягким шепотом лег на траву.
(По В. Бурлаку)
4 уровень.
Свободный диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Разберите слова по составу: рассказ, новенький, старшеклассники.
2. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, корень выделите.
3. Выпишите из текста восемь слов с приставками, приставки обозначьте.
4. Выберите в тексте и запишите слова, подходящие к схемам:
1 уровень.
1. Что такое основа слова?
2. Подберите однокоренные слова к слову дом.
3. Выпишите слова с приставками.
Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор, добежать, телефон, выучить.
4. Разберите слова по составу.
Бабушка, совенок, худенький, подводный, ракетка, переход.
2 уровень.
1. Какая часть слова может изменяться? Для чего она служит?
2. Образуйте родственные слова от корня цвет- при помощи приставок и суффиксов.
3. Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.
Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.
4. Разберите слова по составу.
Тропинка, хлопушка, нагрузка, деловой, соринка, подкоп.
3 уровень.
1. Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.
Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить. Любящий мечтать. Участник игры.
2. Придумайте слова. Разберите их по составу.
Приставка ПО-, суффикс К-.
Приставка НА-, суффикс НИК-.
Приставка ПОД-, суффикс НИК-.
3. Придумайте и запишите 3 предложения так, чтобы в них были и приставка и предлог: от, по, в.
4. Разберите слова по составу.
Игрушка, дубовая, перестрелка, скалолаз, свеженький, рассказ.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …
Спиши, вставь буквы:
Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
Уровень 2.
Спиши ,вставь пропущенные буквы:
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций…..
Уровень 3.
Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…
4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Уровень 1.
К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.
Уровень 2.
Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные, меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…
Уровень 3.
Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - - - - а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п - - а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - - - - к)
Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.
«Предложение»
1уровень
Спишите текст. Подсчитайте, сколько в тексте предложений. Запишите словом.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение. Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
Посреди жилого массива экскаваторщик рыл котлован. Вместо ковша к тросу машины был прицеплен огромный клин, который разбивал землю. Сначала он подтягивался к стреле, а затем с шумом несся вниз, чтобы углубить дно большой ямы.
Вскоре на стройку приехал самосвал, который должен был увезти часть вынутого из ямы грунта. Шофер Виктор Гриценко вышел из кабины и присел на подножку, чтобы немного отдохнуть.
2 уровень
Спишите текст.
1. Подчеркните главные члены в первом и последнем предложении.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам. Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
Посреди жилого массива экскаваторщик рыл котлован. Вместо ковша к тросу машины был прицеплен огромный клин, который разбивал землю. Сначала он подтягивался к стреле, а затем с шумом несся вниз, чтобы углубить дно большой ямы.
Вскоре на стройку приехал самосвал, который должен был увезти часть вынутого из ямы грунта. Шофер Виктор Гриценко вышел из кабины и присел на подножку, чтобы немного отдохнуть.
Рядом на спортплощадке играли дети. Вдруг шофер увидел, что прямо к котловану бежит мальчишка. Виктор крикнул, но было поздно. Парнишка споткнулся на краю ямы и стремительно полетел вниз.
3 уровень
Свободный диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Найдите в тексте одно простое предложение и одно сложное, разберите их по членам.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение, выделите грамматическую основу.
Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
3. Составьте простое и сложное предложение, запишите их.
4. Разберите по членам первое и второе предложение последнего абзаца.
4 КЛАСС.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Уровень 1.
1.Спишите, поставьте запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, - части речи. Корень, …, …, … - части слова. Верх, вершина, поверхность, … - однокоренные слова.
Уровень 3.
Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…