СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по сказке "Крошечка-хаврошечка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие по чтению художественной литературы для детей 4-5 лет по сказке "Крошечка-хаврошечка"

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по сказке "Крошечка-хаврошечка"»

Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти, Потому что сказка – птица, Чуть спугнешь и не найти.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

 Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.

А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Тригразка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Тригразка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать. - Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А Коровушка ей в ответ: - Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хврошечке ещё больше работы задаст. Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей: - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядет, и в трубы катает?

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А Коровушка ей в ответ:

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хврошечке ещё больше работы задаст.

Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: - Спи, глазок, спи, глазок! Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку. - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает: - Спи глазок, спи другой! Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

- Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила, и в трубы скатала.

Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку.

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:

- Спи глазок, спи другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте ещё больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт: -Спи глазок, спи другой! А о третьем глазке и забыла.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте ещё больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка поёт:

-Спи глазок, спи другой!

А о третьем глазке и забыла.

Ну а пока Триглазка отдыхает мы тоже отдохнем. Гимнастика для глаз.  Закрывает глаза двумя руками, надавливают, считают до пяти, резко отпускают.

Ну а пока Триглазка отдыхает мы тоже отдохнем.

Гимнастика для глаз.

Закрывает глаза двумя руками, надавливают, считают до пяти, резко отпускают.

Два глаза у Тригалзки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.

Два глаза у Тригалзки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.

Х Старуха обрадовалась, на другой же день пришла в мужу: - Режь рябую корову! Старик и так и сяк: - Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая! - Режь, да и только! Делать нечего. Стал точить старик ножик. Каврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: - Коровушка-матушка! Тебя резать хотят! А коровушка ей отвечает: - А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай. Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мясо её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.

Х

Старуха обрадовалась, на другой же день пришла в мужу:

- Режь рябую корову!

Старик и так и сяк:

- Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!

- Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик.

Каврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят!

А коровушка ей отвечает:

- А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мясо её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядываются. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек: - Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдет.

И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядываются.

Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоке.

А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать. Физминутка «Ветердует нам в лицо…»

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Физминутка «Ветердует нам в лицо…»

Воспитатель: «Дети, а как звали коровушку в сказке?» Дети: «У неё не было имени». Воспитатель: «Давайте придумаем коровушке имя. Имя будем придумывать из начала добрых слов» (см. игру выше). Дети придумывают имена . Коровушку решили назвать Буренка. Воспитатель: «Дети вам жалко коровушку? Её ведь мачеха решила зарезать». Дети: «Да, жалко». Воспитатель: «Давайте изменим сказку так, чтобы коровушка осталась жива». Дети изменяют ситуацию. Вот некоторые варианты ответов детей: - об этом узнал человек паук, он прилетел и спас коровушку; мачеху превратили в добрую мишки Гамми, они сварили волшебное зелье, она его выпила, стала доброй и передумала резать коровушку. «Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай слово». Отгадывать будем не обычные слова, а добрые. У меня есть подсказки – начало слов». (ВЕ– вежливые, верные; ЛА – ласковые; НЕ – нежные; ДО- добрые, дорогие; МИ – милые; ЛЮ – любимые; ХО – хорошие). Дети отгадывают слово, которое задумал воспитатель.

Воспитатель: «Дети, а как звали коровушку в сказке?»

Дети: «У неё не было имени».

Воспитатель: «Давайте придумаем коровушке имя.

Имя будем придумывать из начала добрых слов» (см. игру выше).

Дети придумывают имена . Коровушку решили назвать Буренка.

Воспитатель: «Дети вам жалко коровушку? Её ведь мачеха решила зарезать».

Дети: «Да, жалко».

Воспитатель: «Давайте изменим сказку так, чтобы коровушка осталась жива».

Дети изменяют ситуацию. Вот некоторые варианты ответов детей:

- об этом узнал человек паук, он прилетел и спас коровушку;

  • мачеху превратили в добрую мишки Гамми, они сварили волшебное зелье, она его выпила, стала доброй и передумала резать коровушку.

«Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай слово». Отгадывать будем не обычные слова, а добрые. У меня есть подсказки – начало слов». (ВЕ– вежливые, верные; ЛА – ласковые; НЕ – нежные; ДО- добрые, дорогие; МИ – милые; ЛЮ – любимые; ХО – хорошие). Дети отгадывают слово, которое задумал воспитатель.

Воспитатель: «Сколько девочек было в сказке и как их звали?» Дети: «В сказке было четыре девочки: Одноглазка, Двуглазка, Треглазка и Хаврошечка». Воспитатель: «Возьмите каждый по сердечку и отдайте той девочке, которая вам нравится». Дети выполняют задание. Выясняем, кому отдали больше или меньше сердечек. Почему? Подведение итога занятия: Воспитатель: «Сказка закончилась чем?» Дети: «Принц женился на Хаврошечке и увёз её к себе в царство». Воспитатель: «Правильно. Сказка так и закончилась. Но давайте представим себе такую ситуацию: Крошечка – Хаврошечка согласилась выйти замуж за принца, но ей так не хотелось уходить из мачехиного дома – трудно было расставаться с яблонькой, да и к девочкам она привыкла. А дом у мачехи был не велик. Что же делать?» Дети: «Построить новый дом, дворец, дворец-дружбы». Дети строят дом из конструктора.

Воспитатель: «Сколько девочек было в сказке и как их звали?»

Дети: «В сказке было четыре девочки: Одноглазка, Двуглазка, Треглазка и Хаврошечка».

Воспитатель: «Возьмите каждый по сердечку и отдайте той девочке, которая вам нравится».

Дети выполняют задание. Выясняем, кому отдали больше или меньше сердечек. Почему?

Подведение итога занятия:

Воспитатель: «Сказка закончилась чем?»

Дети: «Принц женился на Хаврошечке и увёз её к себе в царство».

Воспитатель: «Правильно. Сказка так и закончилась. Но давайте представим себе такую ситуацию: Крошечка – Хаврошечка согласилась выйти замуж за принца, но ей так не хотелось уходить из мачехиного дома – трудно было расставаться с яблонькой, да и к девочкам она привыкла. А дом у мачехи был не велик. Что же делать?»

Дети: «Построить новый дом, дворец, дворец-дружбы». Дети строят дом из конструктора.