СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по теме "Мотивация к учению".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема мотивации рассматривалась многими известными педагогами и психологами. Педагог в данное пособии предлагает средства развития учебной мотивации в урочной и внеурочной деятельности, основанные на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса,  позволяющие успешно развить учебную мотивацию у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по теме "Мотивация к учению".»

Методическое пособие «Мотивация к учению».

Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению? Предложите средства, которые необходимо использовать учителю для развития мотивации учения у школьников (на материале преподаваемого Вами предмета)

Выполнила:

Ковпак Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ№4» пгт Пойковский Нефтеюганского района.

Пояснительная записка

Модернизация российского образования предполагает создание условий для развития личности творческой, мыслящей, интеллектуальной, способной к инновационной деятельности. В инициативе Президента Российской Федерации «Наша новая школа» подчеркивается, что в условиях решения стратегических задач развития государства важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Большое внимание в ФГОС ООО нового поколения уделяется продолжению работы по формированию и развитию основ читательской компетенции. Чтение для обучающихся выступает как средство осуществления их дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Предполагается, что у выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Успешность формирования вышеуказанных навыков во многом зависит уровня учебной мотивации учащихся.Проблема мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему это происходит, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, педагоги, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

В практической деятельности педагоги зачастую сталкиваются с проблемой низкого уровня учебной мотивации при переходе учащихся из начальной школы на ступень основной общей школы, с вступлением их в подростковый период, именуемыйкак «переходный», «трудный», «критический», характеризующийсясложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом,бурным, скачкообразным характером физиологического развития, а также ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий. Подрастающее поколение сегодня находится под мощным влиянием телевидения и сети Интернет. Бурное развитиеинтернет-пространства, внедрение его во все сферы жизни человека, с одной стороны, упрощает и ускоряет поиск информации, а с другой стороны, приводит к снижению интереса и потребности в познавательной активности школьников. Процесс получения и обработки информации, ее осмысление, чтение становятся ненужными (книга, газета и др. заменяется электронным суррогатом). Педагоги с тревогой говорят о падении у детей интереса к чтению.С данной проблемой столкнулась в своей педагогической практике и я как учитель-предметник.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной педагогике существует противоречие: с одной стороны, учащиеся имеют свободный доступ к литературным произведениям, с другой стороны, наблюдается низкий уровень учебной мотивации и отсутствие потребности к чтению. Наличие выявленного противоречия служит основанием для формулирования следующей проблемы: каким образом должна быть построена деятельность учителя литературы, чтобы она способствовала повышению учебной мотивации учащихся.

Для разрешения данной проблемы считаю актуальной достижение следующей цели педагогической деятельности:разработка и реализация системы взаимодействия учителя, учащихся, родителей и социума, направленной на воспитание активного читателя, повышение мотивации к чтению.


Ожидаемые результаты:

  1. повышение учебной мотивации к чтению;

  2. улучшение технических показателей навыка чтения (увеличение скорости, минимизация ошибок);

  3. улучшение понимания прочитанного;

  4. развитие коммуникативной компетенции обучающихся.


Основная часть

Теоретические основы формирования мотивации учащихся

Проблема мотивации учения рассматривалась многими педагогами и психологами. А. К. Маркова, В. А. Цукерман, В. Г. Асеев, В. А. Карпова и др. в своих работах глубоко изучили этот вопрос. Проблемой воспитания активного читателя в современной педагогике занимаются многие ученые, методисты, учителя. Л. И. Беленькая считает, что воспитание «талантливого читателя» может быть плодотворным, если оно основывается на особом анализе детской книги - литературно - педагогическом анализе и осуществляется «методами, сродными искусству слова». М. П. Воюшина считает, что прием словесного рисования важен при исследовании рассказов, базу которого составляет одно событие, раскрывающее жизненные позиции героев. Самым сложным, но и самым увлекательным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного произведения является драматизация. Прием драматизации разработан и описан О. В. Кубасовой.О значимости обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут методисты М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская.Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение, а также преподавание литературы как искусства – целевые ориентации системы Е. Н. Ильина.

Средства развития учебной мотивации

С 2010 года в Пойковской средней общеобразовательной школе №4 организована методическая работа по повышению мотивации учащихся к чтению. В качестве средств по развитию учебной мотивации предлагаю систему урочной и внеурочной деятельности, включающей в себя интегрированное обучение, занятия на элективном учебном курсе, проектную деятельность, а также использование на уроках литературы методов повышения мотивации к чтению. Кроме этого, в ходе решения проблемы мотивации учащихся к чтению предполагается сотрудничество с родителями, работниками школьной и поселковой библиотек.

1. Интегрированное обучение как способ повышения мотивации к чтению

Огромную роль в воспитании интереса к литературе как виду искусства играют интегрированные уроки, проводимые совместно с учителем истории. Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей в разных формах: урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; урок-экскурсия, урок-проект. На уроках используются приемы следующих современных педагогических технологий: ТРКМЧП, проектного обучения, дебатов К. Поппера, проблемного и дифференцированного обучения.

Интегрированные уроки дают возможность для расширения кругозора учеников, изучения литературных произведений, не предусмотренных школьной программой. Такая форма занятий стала своеобразной традицией.

В своей педагогической практике разработала и провела интегрированные уроки по следующим темам: «Два Николая одной эпохи», «Русский провинциальный город первой половины 19 в.», «Образ Ивана Грозного в произведениях русской культуры», «Вклад Петра I в развитие России», «Представления средневекового человека о Земле», «Христианские и языческие традиции в русской культуре» и др.

Уроки строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной деятельности благоприятно сказывается на формировании коммуникативных умений. Этому способствует учебная деятельность, направленная на решение задач творческого характера. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в поисковую и частично-поисковую деятельность. Развивающая роль данных уроков высока: у учащихся формируются научные взгляды, целостное мировоззрение, через расширение кругозора появляется интерес к прочтению книг по изучаемой тематике (приложение 1).

2. Организация внеклассного чтения на занятиях элективного учебного курса и классных часах

Проблема организации внеклассного чтения решается на занятиях элективных учебных курсов, например, «В мире фантастики и приключений» для учащихся 6 класса. Программа его построена таким образом, что, читая и анализируя литературные произведения приключенческого и детективного жанров, не изучаемые по школьной программе, учащиеся одновременно овладевают навыками самовоспитания, предусмотренные в курсе Г. К. Селевко, Н. К. Тихомировой, О. Г. Левиной «Сделай себя сам» и «Познай себя». На занятиях шестиклассники имеют возможность не только прочитать литературные произведения, записать свои впечатления в читательские дневники, поделиться мнением о прочитанном с одноклассниками, но и посмотреть и обсудить художественные фильмы, поучаствовать в подготовке презентации книги. В рамках элективного курса проводятся читательские конференции совместно с родителями, а также мероприятия в сотрудничестве со школьной и поселковой библиотеками (приложение 2).

Литературные произведения помогают разрешить проблемы, возникающие в любом классном коллективе. Анализ поучительных рассказов, сказок, басен используется на классных часах в воспитательных целях. Мною разработана серия классных часов, на которых учащиеся, обсуждая литературный материал, учатся разрешать различные конфликты, находить причину конфликта, моделировать свое поведение. Например, классный час «Я не такой, как все», цель которого: способствовать поиску правильной модели поведения в конфликтной ситуации через обсуждение и анализ литературного произведения (приложение 3).

Нравственный опыт, приобретаемый школьниками на подобных занятиях, позволяет им более успешно строить свои взаимоотношения с окружающими, улучшать свои личностные качества.

3. Инсценирование литературных произведений – один из способов создания благоприятного микроклимата в классе

Немаловажным аспектом проведения качественного урока литературы является создание благоприятного микроклимата в классе. Однако, не всегда легко этого добиться. Если ученик во время занятия зажат, скован, ему неуютно, вероятнее всего, он не сможет высказать свою точку зрения о прочитанном произведении, выполнить творческую работу. Раскрепостить школьников психологически, создать теплую атмосферу на уроке и, как следствие, способствовать развитию учебной мотивации, помогает драматизация. Участвуя в инсценировании литературных произведений, школьники не только тренируют свою память, учатся правильной дикции, овладевают мастерством выразительного чтения наизусть, но и учатся владеть своим телом, эмоциями. Драматизация учит ребенка внимательности, чуткости по отношению к партнеру, умению во время прийти на помощь, бережному отношению к слову. Как правило, учащиеся с удовольствием принимают участие в этом виде работы, при этом берут на себя не только актерские роли, но и являются режиссерами, декораторами, гримерами, что позволяет им проявить свои творческие способности и даже выявить скрытые таланты (приложение 4).

4. Повышение мотивации к чтению через проектную деятельность

Чтение – современный источник получения информации, поэтому учащиеся должны быть хорошими читателями (быстро и много читать, понимать и анализировать смысл прочитанного, размышлять, уметь вести запись прочитанного).

Чтобы решение данной проблемы стало возможным, необходимо объединить усилия педагогов, родителей и самих школьников и первыми обязаны сделать это взрослые – их усилия должны быть направлены на знакомство школьников с новинками художественной литературы, на воспитание бережного отношения к книге как источнику знания, привития навыков познавать новое, работать с книгой, посещение тематических выставок с детьми в библиотеках.

Столкнувшись с проблемой низкого интереса к чтению у пятиклассников, посчитала целесообразным вовлечь учащихся в работу по социальному проектированию. В 2010 году был реализован социальный проект «Реклама книг для семейного чтения». За время работы над проектом пятиклассники овладели умением составлять сценарии литературных праздников, пробовали себя в роли актеров и ведущих, учились правилам общения с ребятами из младших классов и со взрослыми людьми. Работая над выбором текстов для рекламы, учащиеся с большим интересом прочитали сказки А. С. Пушкина, а затем поделились своими впечатлениями с четвероклассниками и их родителями (приложение 5).

Убедившись в положительном эффекте проектирования, мы совместно с учащимися решили продолжить работать в этом направлении. В результате были разработаны исследовательские проекты: «Забавы наших бабушек» (цель проекта: изучение фольклорных традиций),«Приключение слов-иностранцев в России», «Речевая характеристика литературных свах», «Цветовая характеристика нечистой силы в мистических повестях Н.В.Гоголя».

В урочной деятельности из всего разнообразия типов проектов наиболее оптимальным являются краткосрочные проекты (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках. В этих условиях несколько видоизменяется структура проекта, она сокращается до следующих этапов: актуализация, выдвижение проблемы, гипотезы, постановка цели и задач.

Все эти этапы проходят в форме эвристической беседы. В ходе работы над проектом для учащихся важно осознание значимости продукта проекта. На уроке это может быть мультимедийная презентация, выставка, стенгазета, энциклопедическая страничка и т.д.

С помощью метода проектов развивается творческая активность учащихся, так как цель и задачи выдвигаются школьниками самостоятельно, и в ходе работы над проектом избираются новые, нестандартные пути решения проблемы. В конечном итоге выигрывает выпускник школы, приобретая необходимые навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

5. Применение методов мотивации на уроках литературы

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения. Именно поэтому к процессам осмысления, запоминания и др. подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы более эффективными в смысле достижения цели.

Помочь пробудить у учащихся интерес к изучению литературы может создание ярких наглядно-образных представлений (приложение 6). Одним из приемов эмоционального стимулирования является познавательная игра, вносящая в урок элемент занимательности. Данный метод эффективен на всех этапах урока (приложение 7).

Метод поощрения школьников применяется мной в целях поддержания и развития положительных начал в учебной деятельности, в поведении. В качестве поощрения может выступать не только отметка или слово учителя, но и, например, чтение, дополнительное задание. Ученик, активно работавший на уроке, может быть поощрен тем, что больше других прочитает на следующем уроке вслух или сможет выступить в роли учителя, подготовив викторину по творчеству или биографии писателя.

Каждому ученику хочется быть успешным. Организовать работу на уроке таким образом, чтобы школьник был уверен в себе при ответе, помогает свободный выбор задания (приложение 8).

Волевые методы мотивации оказывают непосредственное влияние на организационную сторону образовательного и воспитательного процесса. Систематическое предъявление учебных требований, информирование учащихся об обязательных результатах обучения в начале изучения раздела, темы дисциплинирует учащихся. Школьнику необходимо видеть перед собой конкретную цель, к которой он будет стремиться. Например, изучить фрагменты биографии В. Г. Короленко, прочитать повесть «Дети подземелья», принять активное участие в обсуждении произведения, написать сочинение по повести на одну из предложенных тем. Необходимо при этом учить школьников прогнозировать результаты своей деятельности и воспитывать ответственное отношение к своим обещаниям – прогнозам. Помогает в этом таблица (приложение 9), заполняемая на первом уроке по теме (разделу) самим учеником, в которую затем выставляются отметки учителя по ходу изучения материала. На последнем уроке проводится анализ полученных результатов: ученик отмечает недостатки в своей работе и намечает пути их устранения при изучении следующего литературного произведения.

Познавательные методы мотивации направлены на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Используя эти методы, педагог помогает ученику быть «соавтором» урока, проявить творческую инициативу, самостоятельность к рассуждениям, к самостоятельному добыванию знаний.

Для урока литературы наиболее характерным является такая форма работы, как выполнение творческих заданий. Например, составление вопросов для интервью с литературным героем, конкурс «Проба пера», создание собственного памятника литературному герою или автору.

Таким образом, предложенные мною средства развития учебной мотивации в урочной и внеурочной деятельности, основанные на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, позволяют успешно развить учебную мотивацию учащихся, а также формировать ключевые компетенции.


Список литературы


1.Апиш, Ф.Н. Психолого - дидактические основы развития учебной мотивации-М:МГОУ, 2003.

2. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1969.

3. Васильева, М. С., Оморовская, М. И., Светловская, Н. Н. Актуальные трудности методики чтения. – М.: Педагогика, 1977.

4. Воюшина М. П. Анализ художественного произведения // Начальная школа,1989, № 5.

5. Воюшина, М. П. Анализ художественного произведения на уроках чтения. – Л.: 1983.

6. Гамзео, М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М., Просвещение,1982.

7. Кубасова, О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа,1989, №9.

8. Кушнир, А. М. Азбука чтения // Школьные технологии,1996, №1 – 2.

9. Мали, Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения // Начальная школа, 1981, №3.

10. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1983.

11. Мыльников, Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование - 2002 -№9 –с.123 -130.

12. Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой.- М.: ВЛАДОС -ПРЕСС,2003.

13.Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе. – М.: Просвещение,1993.

14. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

15. Усачева, И. В. Методика поиска литературы. – М.: Просвещение,1980.


Предоставляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.


________________________________ / /




Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Средства развития у учащихся мотивации к изучению предмета:

  1. Учитывают возрастные особенности учащихся

2

0

  1. Учитывают влияние мотивации учения на развитие личности ученика

2

0

  1. Учитывают особенности влияния внеурочной деятельности школьников на развитие положительной мотивации учения

2

0

  1. Учитывают возможности внешкольной образовательной среды для развития мотивации учения

2

0

  1. Позволяют стимулировать развитие положительной мотивации учения

2

0

  1. Предусматривают использование современных средств оценивания мотивации учения

2

0

  1. Предусматривают взаимодействие с учителями других предметов, педагогами учреждений дополнительного образования, родителями в целях изучения мотивации учения школьников

2

0

  1. Позволяют проектировать содержание и технологии обучения, способствующие развитию мотивации учения

2

0

  1. Позволяют проектировать содержание и формы внеклассной работы по предмету, направленные на развитие мотивации учения

2

0

  1. Позволяют осуществлять взаимодействие с коллегами, направленное на развитие учебной мотивации учащихся

2

0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!