2.
|
Активизация познавательной деятельности.
Целеполагание.
|
1. Какие виды изображения земной поверхности вы знаете?
2. Что вы знаете о изображении земной поверхности с древних времен? (слайды презентации)
Сформулируйте тему урока и задачи.
Ответив на загадки:
Его берет с собой геолог, турист и археолог. (План местности)
С ее помощью в пути в любой пункт легко придти. ( Карта)
Уточняет тему и задачи урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока.
3. Как делятся карты по охвату территории?
4. А зачем нам изучать план и карту? Вам приходилось пользоваться ими?
|
1.Предполагаемые ответы: глобус, карта, план, аэрокосмический снимок.
2.Опережающее задание; учащиеся рассказывают и показывают презентации о древних картах и глобусе.
3.Карты мира, материков, стран, городов, регионов, районов.
|
Формирование географических знаний о плане, карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач
|
Познавательные УУД:
Логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы
|
Самоопределение
|
3.
|
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
|
1. Итак, откройте атлас и заполнить таблицу «Особенности изображения местности» Слайд презентации.
Давайте заполним первый пустой столбец.
2. О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь?
Дальше работаем по рядам. Давайте проверим, что у вас получилось. От каждого ряда будет выступать один представитель, который расскажет о результатах своей деятельности, на экране высветятся эти результаты. Документ – камера.
Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.
Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности
|
1.Заполняют таблицу в рабочих листах.
2. Аэрофотоснимок.
3. Работают по рядам.
1-с планом
2- с картой
3- с глобусом
3.Заслушивают и заносят информацию в свои таблицы.
|
|
Коммуникативные УУД:
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы), факты.
|
|
4.
|
Решение учебной задачи. Изучение новой темы
-Введение понятия масштаба.
|
А что мы можем назвать планом?
Снова обратите внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана.
На их основании попробуйте составить свое определение топографического плана и записать в тетрадь. Сравним с определением с. 20 в атласе. Правильно.
Топографический план- это изображение небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.
А если я вас попрошу составить план школьного двора, вы сможете это сделать. Почему?
Вы правы, прочитать, составить план, не зная условных знаков невозможно.
Работая в парах по рядам: 1- с планом. Откройте стр.20-21 в ваших атласах.2- с картой. Откройте стр. 24-25 в атласе,
ответьте на вопросы: Что на них изображено?
Какие группы условных знаков плана вы можете выделить?
Как на планах изображаются дороги?
Какие цвета используются при изображении условных знаков?
Какие объекты изображаются голубым цветом?
Зеленым?
Коричневым?
Чтение сказки «История про карту в масштабе 1:1»
Слайд.
Проблемный вопрос: найдите и сформулируйте проблему, поставленную королем для картографов.
1. Почему картографы не могли выполнить задание короля?
2. Что нужно сделать картографам, чтобы поместить все королевство на карту?
3. Работа с учебником стр. 84.
4. Делает вывод: при изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния, между объектами, и помогает в этом масштаб.
Найдите в учебнике на стр. 84 определение масштаба. Слайд.
На основе полученных знаний составьте определение географической карты. Посмотрите в таблицу. Проверим свое предположение стр. 85 учебника.
|
Записывают определение плана.
Работают с атласом и находят информацию.
Нет, не знаем условных знаков.
Работают с атласом и находят информацию.
Работают в парах, отвечают на вопросы. Заслушивают ответы учащихся, дополняют, исправляют, делают выводы.
Слушают
Слушают сказку и определяют проблему. (Как изобразить большую территорию на листе бумаги).
1. Территория большая, а формат карты маленький.
2.Уменьшить карту или увеличить лист бумаги.
3. Учащиеся читают вводное слово и делают вывод «Картографам предстояло решить математическую задачу: уменьшить изображение, и какие объекты можно изобразить при этом».
4. Слушают вывод, ищут определение, читают его вслух и записывают в тетрадь.
|
Умение формулировать определение плана, масштаба, карты
|
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Работать с различного рода информацией.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
|
Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать
|
6.
|
Закрепление, практическая работа
Работа в парах с учителем
|
Практическая работа. Задание в контурных картах стр. 12-13, работая с атласом с. 20.
Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы.
Проверяет выполнение работы.
|
1. Выполняют практическую работу:
А) в парах.
Б) самостоятельно, с взаимопроверкой
|
Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием;
Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой.
Овладение элементарными умениями для определения качественных характеристик картографической информации.
|
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу
|
Формирование ответственного отношения к учению
|
8.
|
Этап информирования учащихся о домашнем задании
|
П. 18, выучить определения, выполнить задание в р/т стр.43, составить рассказ, письмо зашифровав географические объекты условными знаками.
|
Отмечают обязательное и дополнительное домашнее задание.
Слушают пояснения учителя по домашнему заданию.
|
|
Познавательные УУД:
Настрой на структурирование знаний, поиск информации
|
Формирование ответственного отношения к учению
|
9.
|
Рефлексия
|
Дает задание учащимся на листочках оценить свою деятельностью
Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала.
Слайд.
Выберите одну фразу для соседа по парте:
-Ты молодец
-Я доволен твоей работой на уроке
-Ты мог бы работать лучше.
Итог учителя. Я…
рада буду видеть вас на следующем уроке.
|
Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.
Учащиеся оценивают работу в парах, выбирая одну из фраз и проговаривая ее.
|
|
Регулятивные УУД: умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью;
Оценивать результат своей деятельности
|
Самоопределение в дальнейшей деятельности.
|