СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии. Тема урока: План местности и географическая карта. Практическая работа № 4

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии

 

 

 

Тема урока:   План местности и географическая карта. Практическая работа № 4

УМК:

  1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

            География. Начальный курс. 5 класс. Учебник.  М.: Дрофа, 2012г.  

  1. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
  2. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н. И. Сонин, С. В. Курчина). М.: Дрофа, 2015г.
  3. Атлас. География. 5 класс. ФГОС Дрофа. ООО «Издательство ДИК», М.: Дрофа, 2015
  4.      Контурные карты.  География. 5 класс. ФГОС Дрофа. ООО «Издательство ДИК», М.: Дрофа, 2015
  5. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

Цель урока: развитие личности учащегося через формирование представления о видах изображения земной поверхности, подробнее о плане местности и географической карте. Формировать умения работать с планом местности и картой.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебные задачи:

Познавательные:

-изучить понятия: план, карта, масштаб. Изучить основные условные знаки плана. Создать представление у учащихся о масштабе.

Регулятивные:

-формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты.

Коммуникативные:

- воспитывать у учащихся умения работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемый результат: Учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности и географические карты.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, документ - камера.

Используемые ЦОР:

Электронное приложение к учебнику. География. Начальный курс. 5 класс. Презентация « Виды изображений поверхности Земли».

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Мотивация

Включение в деловой ритм

Подготовка необходимого оборудования(карт атласа, контурные карты, карандаш)

 

Познавательные УУД:

Подведение под понятие

Формирование норм и правил поведения в социуме

2.

Активизация познавательной деятельности.

Целеполагание.

1. Какие виды изображения земной поверхности вы знаете?

2. Что вы знаете о изображении земной поверхности с древних времен? (слайды презентации)

Сформулируйте тему урока и задачи.

Ответив на загадки:

Его берет с собой геолог, турист и археолог. (План местности)

С ее помощью в пути в любой пункт легко придти.         ( Карта)

 

Уточняет тему и задачи урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока.

3. Как делятся карты по охвату территории?

4. А зачем нам изучать план и карту? Вам приходилось пользоваться ими?

1.Предполагаемые ответы: глобус, карта, план, аэрокосмический снимок.

2.Опережающее задание; учащиеся рассказывают и показывают презентации о древних картах и глобусе.

3.Карты мира, материков, стран, городов, регионов, районов.

Формирование географических знаний о плане, карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач

Познавательные УУД:

Логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы

Самоопределение

3.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1. Итак, откройте атлас и заполнить таблицу «Особенности изображения местности» Слайд презентации.

Давайте заполним первый пустой столбец.

2. О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь?

Дальше работаем по рядам. Давайте проверим, что у вас получилось. От каждого ряда будет выступать один представитель, который расскажет о результатах своей деятельности, на экране высветятся эти результаты. Документ – камера.

Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности

1.Заполняют таблицу в рабочих листах.

2. Аэрофотоснимок.

3. Работают по рядам.

1-с планом

2- с картой

3- с глобусом

3.Заслушивают и заносят информацию в свои таблицы.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы), факты.

 

4.

Решение учебной задачи. Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Введение понятия масштаба.

А что мы можем назвать планом?

Снова обратите внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана.

На их основании попробуйте составить свое определение топографического плана и записать в тетрадь. Сравним с определением с. 20 в атласе. Правильно.

Топографический план- это изображение небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

А если я вас попрошу составить план школьного двора, вы сможете это сделать. Почему?

Вы правы, прочитать, составить план, не зная условных знаков невозможно.

Работая  в парах по рядам: 1- с планом. Откройте стр.20-21 в ваших атласах.2- с картой. Откройте стр. 24-25 в атласе,

ответьте на вопросы: Что на них изображено?

Какие группы условных знаков плана вы можете выделить?

Как  на планах изображаются дороги?

Какие цвета используются при изображении условных знаков?

Какие объекты изображаются  голубым цветом?

Зеленым?

Коричневым?

 

Чтение сказки «История про карту в масштабе 1:1»

Слайд.

Проблемный вопрос: найдите и сформулируйте  проблему, поставленную королем для картографов.

 

1.  Почему картографы не могли выполнить задание короля?

2. Что нужно сделать картографам, чтобы поместить все королевство на карту?

3. Работа с учебником стр. 84.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Делает вывод: при изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния, между объектами, и помогает в этом масштаб.

Найдите в учебнике на стр. 84 определение масштаба. Слайд.

На основе полученных знаний составьте определение географической карты. Посмотрите в таблицу. Проверим свое предположение стр. 85 учебника.

Записывают определение плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с атласом и находят информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет, не знаем условных знаков.

             

 

 

 

 

 

Работают с атласом и находят информацию.

 

 

Работают в парах, отвечают на вопросы. Заслушивают ответы учащихся, дополняют, исправляют, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают сказку и определяют проблему. (Как  изобразить большую территорию на листе бумаги).

 

 

 

1. Территория большая, а формат карты маленький.

2.Уменьшить карту или увеличить лист бумаги.

3. Учащиеся читают вводное слово и делают вывод «Картографам предстояло решить математическую задачу: уменьшить изображение, и какие объекты можно изобразить при этом».

4. Слушают вывод, ищут определение, читают его вслух и записывают в тетрадь.

Умение формулировать определение плана, масштаба, карты

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Работать с различного рода информацией.

3. Преобразовывать  информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать

5.

Физкультминутка

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток, а затем на север.

Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу прямо, прямо к западу. И на место тихо сели.

 

 

 

 

6.

Закрепление, практическая работа

Работа в парах с учителем

Практическая работа. Задание в контурных картах стр. 12-13, работая с атласом с. 20.

Оказывает консультативную помощь учащимся  по ходу работы.

Проверяет выполнение работы.

1. Выполняют практическую работу:

А) в парах.

Б) самостоятельно, с взаимопроверкой

 

 

 

Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием;

Самостоятельное приобретение практических умений по работе  с картой.

Овладение элементарными умениями для определения качественных характеристик картографической информации.

Регулятивные УУД:

1.  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу

Формирование ответственного отношения к учению

7.

Итоговый этап

Что мы узнали на уроке? Дает задание записать в тетради.

Заслушивает ответы учащихся фронтально.

Оценивание работы учащихся на уроке учителем.

Записывают в тетрадь.

Зачитывают выполненное задание.

 

 

 

8.

Этап информирования учащихся о домашнем задании

П. 18, выучить определения, выполнить задание в  р/т стр.43, составить рассказ, письмо зашифровав географические объекты условными знаками.

Отмечают обязательное и дополнительное домашнее задание.

Слушают пояснения учителя по домашнему заданию.

 

Познавательные УУД:

Настрой на структурирование знаний, поиск информации

Формирование ответственного отношения к учению

9.

Рефлексия

Дает задание учащимся на листочках оценить свою деятельностью

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала.

Слайд.

Выберите  одну фразу для соседа по парте:

-Ты молодец

-Я доволен твоей работой на уроке

-Ты мог бы работать лучше.

Итог учителя. Я…

рада буду  видеть вас  на следующем уроке.

Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.

 

 

Учащиеся оценивают работу в парах, выбирая одну из фраз и проговаривая ее.

 

Регулятивные УУД: умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью;

Оценивать результат своей деятельности

Самоопределение в дальнейшей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии. Тема урока: План местности и географическая карта. Практическая работа № 4»

Технологическая карта урока географии

Тема урока: План местности и географическая карта. Практическая работа № 4

УМК:

  1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

География. Начальный курс. 5 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2012г.

  1. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

  2. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н. И. Сонин, С. В. Курчина). М.: Дрофа, 2015г.

  3. Атлас. География. 5 класс. ФГОС Дрофа. ООО «Издательство ДИК», М.: Дрофа, 2015

  4. Контурные карты. География. 5 класс. ФГОС Дрофа. ООО «Издательство ДИК», М.: Дрофа, 2015

  5. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

Цель урока: развитие личности учащегося через формирование представления о видах изображения земной поверхности, подробнее о плане местности и географической карте. Формировать умения работать с планом местности и картой.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебные задачи:

Познавательные:

-изучить понятия: план, карта, масштаб. Изучить основные условные знаки плана. Создать представление у учащихся о масштабе.

Регулятивные:

-формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты.

Коммуникативные:

- воспитывать у учащихся умения работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемый результат: Учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности и географические карты.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, документ - камера.

Используемые ЦОР:

Электронное приложение к учебнику. География. Начальный курс. 5 класс. Презентация « Виды изображений поверхности Земли».



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Мотивация

Включение в деловой ритм

Подготовка необходимого оборудования(карт атласа, контурные карты, карандаш)


Познавательные УУД:

Подведение под понятие

Формирование норм и правил поведения в социуме

2.

Активизация познавательной деятельности.

Целеполагание.

1. Какие виды изображения земной поверхности вы знаете?

2. Что вы знаете о изображении земной поверхности с древних времен? (слайды презентации)

Сформулируйте тему урока и задачи.

Ответив на загадки:

Его берет с собой геолог, турист и археолог. (План местности)

С ее помощью в пути в любой пункт легко придти. ( Карта)


Уточняет тему и задачи урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока.

3. Как делятся карты по охвату территории?

4. А зачем нам изучать план и карту? Вам приходилось пользоваться ими?

1.Предполагаемые ответы: глобус, карта, план, аэрокосмический снимок.

2.Опережающее задание; учащиеся рассказывают и показывают презентации о древних картах и глобусе.

3.Карты мира, материков, стран, городов, регионов, районов.

Формирование географических знаний о плане, карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач

Познавательные УУД:

Логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы

Самоопределение

3.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1. Итак, откройте атлас и заполнить таблицу «Особенности изображения местности» Слайд презентации.

Давайте заполним первый пустой столбец.

2. О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь?

Дальше работаем по рядам. Давайте проверим, что у вас получилось. От каждого ряда будет выступать один представитель, который расскажет о результатах своей деятельности, на экране высветятся эти результаты. Документ – камера.

Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности

1.Заполняют таблицу в рабочих листах.

2. Аэрофотоснимок.

3. Работают по рядам.

1-с планом

2- с картой

3- с глобусом

3.Заслушивают и заносят информацию в свои таблицы.



Коммуникативные УУД:

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы), факты.


4.

Решение учебной задачи. Изучение новой темы


























































































-Введение понятия масштаба.

А что мы можем назвать планом?

Снова обратите внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана.

На их основании попробуйте составить свое определение топографического плана и записать в тетрадь. Сравним с определением с. 20 в атласе. Правильно.

Топографический план- это изображение небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

А если я вас попрошу составить план школьного двора, вы сможете это сделать. Почему?

Вы правы, прочитать, составить план, не зная условных знаков невозможно.

Работая в парах по рядам: 1- с планом. Откройте стр.20-21 в ваших атласах.2- с картой. Откройте стр. 24-25 в атласе,

ответьте на вопросы: Что на них изображено?

Какие группы условных знаков плана вы можете выделить?

Как на планах изображаются дороги?

Какие цвета используются при изображении условных знаков?

Какие объекты изображаются голубым цветом?

Зеленым?

Коричневым?


Чтение сказки «История про карту в масштабе 1:1»

Слайд.

Проблемный вопрос: найдите и сформулируйте проблему, поставленную королем для картографов.


1. Почему картографы не могли выполнить задание короля?

2. Что нужно сделать картографам, чтобы поместить все королевство на карту?

3. Работа с учебником стр. 84.

























4. Делает вывод: при изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния, между объектами, и помогает в этом масштаб.

Найдите в учебнике на стр. 84 определение масштаба. Слайд.

На основе полученных знаний составьте определение географической карты. Посмотрите в таблицу. Проверим свое предположение стр. 85 учебника.

Записывают определение плана.


















Работают с атласом и находят информацию.






























Нет, не знаем условных знаков.






Работают с атласом и находят информацию.



Работают в парах, отвечают на вопросы. Заслушивают ответы учащихся, дополняют, исправляют, делают выводы.











Слушают











































Слушают сказку и определяют проблему. (Как изобразить большую территорию на листе бумаги).




1. Территория большая, а формат карты маленький.

2.Уменьшить карту или увеличить лист бумаги.

3. Учащиеся читают вводное слово и делают вывод «Картографам предстояло решить математическую задачу: уменьшить изображение, и какие объекты можно изобразить при этом».

4. Слушают вывод, ищут определение, читают его вслух и записывают в тетрадь.

Умение формулировать определение плана, масштаба, карты

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Работать с различного рода информацией.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать

5.

Физкультминутка

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток, а затем на север.

Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу прямо, прямо к западу. И на место тихо сели.





6.

Закрепление, практическая работа

Работа в парах с учителем

Практическая работа. Задание в контурных картах стр. 12-13, работая с атласом с. 20.

Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы.

Проверяет выполнение работы.

1. Выполняют практическую работу:

А) в парах.

Б) самостоятельно, с взаимопроверкой




Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием;

Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой.

Овладение элементарными умениями для определения качественных характеристик картографической информации.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу

Формирование ответственного отношения к учению

7.

Итоговый этап

Что мы узнали на уроке? Дает задание записать в тетради.

Заслушивает ответы учащихся фронтально.

Оценивание работы учащихся на уроке учителем.

Записывают в тетрадь.

Зачитывают выполненное задание.




8.

Этап информирования учащихся о домашнем задании

П. 18, выучить определения, выполнить задание в р/т стр.43, составить рассказ, письмо зашифровав географические объекты условными знаками.

Отмечают обязательное и дополнительное домашнее задание.

Слушают пояснения учителя по домашнему заданию.


Познавательные УУД:

Настрой на структурирование знаний, поиск информации

Формирование ответственного отношения к учению

9.

Рефлексия

Дает задание учащимся на листочках оценить свою деятельностью

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала.

Слайд.

Выберите одну фразу для соседа по парте:

-Ты молодец

-Я доволен твоей работой на уроке

-Ты мог бы работать лучше.

Итог учителя. Я…

рада буду видеть вас на следующем уроке.

Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.



Учащиеся оценивают работу в парах, выбирая одну из фраз и проговаривая ее.


Регулятивные УУД: умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью;

Оценивать результат своей деятельности

Самоопределение в дальнейшей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!