ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по: теории государства и права
по теме: «Происхождения государства и права»
Богучар
2019
ТЕМА № 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Вопрос 1. Особенности родоплеменной организации общества
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Без выяснения причин, приведших к возникновению этих социальных институтов, невозможно понять их сущность и предназначение в обществе.
Необходимо отметить, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период догосударственного существования человеческого общества.
Исторически первой формой организации человеческого общества было первобытное стадо. С появлением человека общество перешло к родоплеменной организации.
Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытнообщинный строй», а его социальная организация – родоплеменной.
Родоплеменная организации общества характеризуется следующими особенностями:
«Первобытная экономика» носит присваивающий характер, т.е. чело- век брал от природы те предметы, которые существовали в готовом виде (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства).
Производство и потребление было коллективным.
Технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода.
Отсутствие избыточного продукта.
Частной собственности в современном понимании не существует.
Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по 2-м основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества.
Половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.
Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированный, упорядоченности общественных отношений.
С точки зрения социальной власти и управления род характеризуется следующими признаками:
Совпадением власти с населением, т.к. вопросы жизнедеятельности родовой организации решались на общем собрании всех взрослых членов.
Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода. Данная должность была сменяема и осуществлялась без отрыва от производственной деятельности.
Отсутствует специальный профессиональный аппарат управления, т.к. не было потребностей и отсутствовала материальная основа.
Власть опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям по- рядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных органов для этого не было.
Ни одно общество не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения по- степенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распре- деление, семейные, родственные и иные связи.
Социальные нормы первобытного общества имели следующие особенности:
Их появление обусловлено потребностями выживания и существования рода. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной.
Реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени).
Существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения.
Обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода).
Имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали.
Выступали в виде мононорм, в которых находили выражение одновременно религиозные, нравственные и иные представления людей того времени.
Обеспечивались мерами общественного воздействия.
Таким образом, именно в период родоплеменной организации зарождаются предпосылки, которые привели к возникновению государства и права.
Вопрос 2. Основные закономерности возникновения государства.
Особенности процесса возникновения права
Появлению государства и права предшествовало накопление в недрах самого общества определенной совокупности предпосылок, т.е. тех условий, которые вызвали переход общества на новый уровень социальной организации.
Следует различать две группы предпосылок возникновения государства и права:
экономические;
социальные.
Экономические – это те изменения в сфере производства материальных благ, которые позволили создать материальную основу существования государства. На рубеже 10-12 тыс. лет назад произошла неолитическая революция, причина лежала в изменении климата, началось вымирание мегафауны, бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Суть неолитической революции заключалась в переходе от присваивающего типа хозяйства к производящему. Человек сам стал производить те продукты, которые ему необходимы. Как следствие возникновение земледелия, животноводства, гончарного производства, металлургии и т.д. Это стимулировало процесс специализации
производства, выражением которого стало общественное разделение труда:
отделение скотоводства от земледелия;
появление самостоятельного ремесленного производства. Специализация производства приводит к накоплению знаний и умений. Как следствие повышается производительность труда, что приводит к появлению избыточного продукта (который не является уже жизненно необходимым) и появлению регулярного обмена (торговли). Процесс обмена представлял целую отрасль общественно-полезной деятельности, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы. Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к возникновению частной собственности. Создание материальной основы существования государства.
Социальные причины выразились в дифференциации общества и появлении групп с различными интересами.
Совершенствование технологии производства приводит к изменению хозяйства от коллективного к семейному. Род распадается на семьи. Наряду с родной матерью появился родной отец, ставший главой семьи и собственником основной массы имущества, которое затем наследовалось его детьми. На смену матриархата пришел патриархат и патриархальная семья. Общественное разделение труда порождает деление населения по профессиональному признаку. Накопление богатства и появление частной собственности приводит к вертикальной дифференциации на богатых и бедных. В результате произошедших изменений в экономической и социальной сферах общество из примитивного образования превращается в сложноорганизованную социальную систему.
Вместе с государством появилось и право. Причины, которые привели к возникновению права, в общем, те же, что и причины образования государства. Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного
права и санкционирование их в этой связи силой государства;
правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).
На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно- исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма вели- ка роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).
Таким образом, появлению государства и права предшествовало накопление в недрах самого общества определенной совокупности предпосылок, т.е. тех условий, которые вызвали переход общества на новый уровень социальной организации.
Следует различать две группы предпосылок возникновения государства и права: экономические, социальные.
Вопрос 3. Формы возникновения государства и права
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач.
Таким образом, древневосточное государство выступает как инструмент обеспечения потребности в организации общественного производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Древнеафинская – это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, произошедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Со- лона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.
Древнеримская – процесс создания Римского государства был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
Древнегерманская – появление государства вызвано необходимостью организации управления завоеванными территориями. Завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий – западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние – в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Восточно-славянская – возникновение государства было обусловлено необходимостью организации борьбы с внешним врагом.
Таким образом, формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Возникновение государства происходит в конкретно-климатических, географических и иных условиях, которые определяют особенности данного процесса.
Вопрос 4. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права
Основные теории происхождения государства – ставят во главу угла ка- кой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.
Остановимся на их характеристике.
Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225-1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально- экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Недостатки данной теории заключаются в следующем. Данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.
Эти ученые обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.
Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо.
Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они – его дети.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение.
Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать за-
коны, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту
свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью –
расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в по- знании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право наро- да на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.
С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего, социально-эконом
ческих, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.
Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
Государство – «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой – важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому
насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.
Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.
По оценкам представителей данной доктрины, государство – это организм,
постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство – продукт социальной
эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологическим организмом.
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди – не только социальные, но и биологические существа.
Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить
проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими при- чинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению част- ной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру – государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недо- оценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не со- гласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma – божественный дар, божественная милость). Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), – харизматическая личность.
Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не вы- ступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.
В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.
Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами.
Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.
Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.
Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одно- временно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.
Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджерской» цивилизации.
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов- государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев- чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).
К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс.
Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.
Таким образом, основные теории происхождения государства ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. К основным теориям происхождения государства и права следует отнести: теологическую, патриархальную, договорную, насилия, орга
ническую, материалистическую (классовую), психологическую, патримониальную и ирригационную.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель:
На основе тщательного изучения литературных источников добиться чет- кого и глубокого понимания причин, вызывающих возникновение государства и права, закономерностей этого процесса, а также уяснения тех черт, которые отличают государство от институтов власти первобытного общества, а право – от других социальных норм, регулирующих отношения людей. Особо важно уяснить роль государства в возникновении права.
В рамках первого вопроса необходимо знать, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период догосудар- ственного существования человеческого общества. Охарактеризуйте основные этапы развития догосударственного общества: праобщину (первобытное стадо), родовую общину. Перечислите характеристики системы первобытного само- управления, которая сложилась в догосударственный период. Особое внимание обратить на организацию социальной власти, систему социального регулирования родоплеменной организации общества.
При исследовании второго вопроса покажите, что процесс образования государства стал результатом объективных закономерностей эволюции родоплеменной организации общества. Появлению государства и права предшествовало накопление в недрах самого общества определенной совокупности предпосылок, т.е. тех условий, которые вызвали переход общества на новый уровень социальной организации. Выделите две группы предпосылок: экономические и социальные. В рамках экономических предпосылок проанализируй- те роль неолитической революции (VIII – IV тысячелетие до н.э.) и связанных с ней процессов перехода к оседлому образу жизни и общественного разделения труда (между земледелием и скотоводством, выделение ремесла и торговли). Охарактеризуйте черты протогосударственных образований, обратив особое внимание на изменение роли и характера управленческой деятельности, на эволюцию природы властных отношений в до государственных обществах. Исходя из понимания общественных потребностей, сложившихся на данном этапе раз- вития общества, аргументированно изложите основные причины возникновениями государства. Основное внимание уделите путям возникновения права.
При подготовке к третьему вопросу следует обратить внимание, что анализ конкретно-исторических форм возникновения государства и права предполагает не только выявление общих закономерностей, но и качественно отличных черт, характерных для каждой цивилизации. В рамках данного во- проса проанализируйте древневосточную, античную, древнегерманскую, во- сточно-славянскую формы возникновения государства и права.
Приступая к изложению четвертого вопроса необходимо раскрыть со- держание теорий происхождения государства и права, назвать имена мыслите- лей, которые их сформулировали, и охарактеризовать общие закономерности и
конкретно-исторические особенности эволюции проблемных полей этого направления исторического государства и правоведения.
Теологическая теория. Проанализируйте базовые принципы данной теории: господство духовной власти над светской, церкви над государством. Особое внимание обратите на соотношение государственной власти и идеи прогресса.
Патриархальная теория. Опишите место и роль семьи в процессе образования государства. Выявите место и роль семейных связей в эволюции отношений «власти – подчинения», проиллюстрируйте содержание данной теории исторически сложившимися формами правления.
Договорная теория. Проследите связь между возникновением этой теории происхождения государства и права и изменением представлений о месте и роли человека в философской мысли эпохи Просвещения. Раскройте содержание концепции «естественных прав человека».
Теория насилия. Проанализируйте исторические примеры роли насилия в процессе образования государственно-правовых систем. В чем видели представители этого направления всепроникающий характер насилия в жизни общества и государства? Объясните, как соотносятся основные принципы этой теории с материалистическим мировоззрением и теорией классовой борьбы.
Материалистическая теория. Какие факторы сторонники этой теории считают определяющими в процессе генезиса государственности? Проанализируйте естественно-исторический характер становления и эволюции государственных форм и раскройте место и роль классов и классовой борьбы в этом процессе. Приведите примеры исторически сложившихся государственно- правовых традиций, закономерности формирования и эволюции которых можно описать категориями данной теории.
Литература:
Основная
Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 8-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2011.
Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы / Т. В. Кашанина. - М., 1999.
Общая теория государства и права. Академический курс: в 2-х томах / под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. - М., 1998.
Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. П. Рассказов. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2009.
Теория государства и права: учебник / под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2009.
Теория государства и права: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Ла- зарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
Теория государства и права / под ред. П. В. Анисимова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.В. Малько. - М.: КНОРУС, 2007.
Дополнительная
Багдасарян, Л. А. Теория возникновения государства / Л. А. Багдасарян // История государства и права. 2004. № 4.
Байтин, М. И. О понятии государства / М. И. Байтин // Правоведение. 2002. № 3.
Бобылев, А. И. К вопросу о концепциях происхождения права и госу- дарства / А. И. Бобылев // Право и политика. 2001. № 11.
Корнев, В. Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России / В. Н. Корнев // Право и политика. 2005. № 5.
Мурашко, Л. О. Начальные виды социальной нормативности / Л. О. Му- рашко // Журнал российского права. 2002. № 2.
Фролов, С. Н. Теологическая (божественная) концепция происхожде- ния права: правильно ли мы ее понимаем / С. Н. Фролов // История государства и права. 2006. № 12.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Дайте характеристику первобытного общества по плану: а) условия жизни первобытных людей;
б) экономика первобытного общества; в) власть в первобытном обществе;
г) правила поведения в первобытном обществе.
Каким понятием обозначается правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и во- шедшее в привычку?
Почему социальные нормы первобытного общества называют моно- нормами?
Назовите причины возникновения государства.
В чем отличие процесса образования государств в Европе и во всем остальном мире?
Укажите пути формирования правовых норм.
Выделите признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного строя.
Раскройте содержание теорий происхождения государства.
Сравните теории происхождения государства и права и выделите достоинства и недостатки каждой теории?
Необходимо выделить одну или несколько теорий происхождения государства и права (марксистскую, патриархальную, теологическую, договорную теорию, теорию насилия и др.), которые наиболее достоверны с их точки зрения, либо на основе нескольких теорий создать собственную.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:
Первобытное общество, род, племя, социальная норма, обычай, табу, мононорма, матриархат, экономические предпосылки, социальные предпосылки, неолитическая революция, санкционирование, правотворчество, формы возникновения государства и права, древневосточная, античная, древнегерманская, восточнославянская.