ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по учебной дисциплине:
«Теория государства и права»
по теме: «Механизм государства»
Богучар
2019
ТЕМА № 5: МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Вопрос 1. Понятие, структура и назначение механизма государства
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Механизм государства – это целостная, иерархическая система государ- ственных органов, организаций и учреждений, с помощью которых осуществ- ляются функции государства и реализуется государственная власть.
Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «государствен- ный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм госу- дарства» включаются также «материальные придатки» государственного аппа- рата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятель- ность.
Характерные черты механизма государства:
он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность госу- дарственных органов;
целостность его обеспечивается едиными целями и задачами деятельности;
его основным элементом выступают государственные органы;
он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных ре- зультатов;
это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской си- стемами, государственной собственностью, которые составляют ее организаци- онно-экономическую основу;
это динамично и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и вза- имосвязь.
Структура механизма государства включает в себя:
государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и со- подчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобяза- тельных управленческих решений (парламент, президент, правительство, мини- стерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, и т.п.);
государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их админи- страций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую дея- тельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, вос- питательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, боль- ница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их ад- министраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую дея- тельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполня- ют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных за- водах, фабриках и пр.).
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религи- озно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую
территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма госу- дарства (общефедеральные органы государственной власти и управления и ор- ганы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в усло- виях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болез- ненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургическо- го» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-об- разовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
Таким образом, механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов, организаций и учреждений, с помощью ко- торых осуществляются функции государства, и реализуется государственная власть.
Вопрос 2. Государственный орган: понятие, признаки, классификация
Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельно- сти его механизма.
Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государствен- ного органа.
Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не вся- кие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в каче- стве государственного органа.
Орган государства – это часть государственного механизма, его основ- ная ячейка, имеющая специфические признаки.
К числу наиболее существенных признаков государственного органа от- носятся следующие:
Государственный орган наделен государственно-властными полномо- чиями, т.е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государ- ственную власть, принимать от имени государства юридически значимые ре- шения и обеспечивать их реализацию.
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;
б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содер- жащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуаль- ные правовые предписания;
в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде все- го мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;
г) государственный орган опирается на материальное обеспечение вы- полнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной соб- ственности в пределах своей компетенции.
Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими – важ- нейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.
Формируется государством или непосредственно народом в соответ- ствии с законом и функционирует на его основе.
Имеет предусмотренные конституцией или иными законами специаль- ные функции, которые он осуществляет от имени государства.
Издает нормативные и индивидуальные акты.
Обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем приме- нения мер воспитания, убеждения, стимулирования, в случае необходимости – государственного принуждения.
Состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования властных полномочий уста- навливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и т.д.
Имеет необходимую материальную базу – казенное имущество, кото- рое находится в оперативном управлении; свой счет в банке; источник финан- сирования – государственный бюджет.
Имеет организационную структуру, территориальный масштаб дея- тельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину.
Государственный орган – это структурно и функционально обособлен- ное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответ- ствующими властными полномочиями.
Разносторонность и многосложность деятельности государственного ме- ханизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает мно- жество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них спо- собствует классификация государственных органов по видам на основе раз- личных научно обоснованных критериев.
По способу образования:
выборные (представительные органы);
назначаемые (органы прокуратуры, правительство); наследуемые (наследуемый монарх).
По территории действия:
общие (общефедеральные) – распространяются на всю территорию; субъектов федерации – в федеративном государстве;
местные – действуют в административно-территориальных единицах.
По характеру компетенции:
общей компетенции – органы, в компетенцию которых входят рас- смотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Правительство);
специальной компетенции – те органы, которые осуществляют свою компетенцию в какой либо узкой сфере (министерства, федеральные службы, федеральные агентства).
По способу принятия решений:
коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, со- ставляющих соответствующий орган (Парламент);
единоначальные – решения принимаются единолично руководителем (Президент).
По такому критерию, как юридический источник их легитимности, ор- ганы государства подразделяются на:
органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосред- ственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федераль- ное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные орга- ны исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномо- чий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государствен- ных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Феде- рации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Гос- ударственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, пред- ставляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вто- ричными, производными от первых.
На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к ка- кой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодатель- ные, исполнительные, судебные.
Основным назначением органов законодательной власти (представи- тельных органов) является законодательная деятельность. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К выс- шим представительным органам государственной власти относятся парламен- ты. Одна из их важнейших функций – принятие законов.
Кроме высших представительных органов в федеративных государствах существуют также и региональные законодательные органы, основной целью которых является региональное законодательство.
Законодательные органы в России:
Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации);
законодательные органы субъектов Федерации (имеют разные назва- ния: например, в Краснодарском крае – Законодательное собрание, в Рязанской области – Областная дума).
Назначение законодательных органов состоит в разработке, принятии, дополнении и изменении законов и других нормативных актов федерального и регионального уровней. Это основная задача законодательных органов.
Кроме того, законодательные органы решают и ряд иных вопросов (утверждение Председателя Правительства России, принятие политических за- явлений, утверждение запросов в суд и др.).
Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительную и распорядительную деятельность.
Исполнительная деятельность данных органов проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители законов и требований вышесто- ящих органов исполнительной власти.
Распорядительная деятельность этих органов заключается в том, что они издают свои собственные нормативные и индивидуальные акты для выпол- нения их подчиненными им органами и организациями.
Исполнительные органы в России: Правительство России; министер- ства, и ведомства, другие федеральные государственные органы; администра- ции субъектов Федерации; подразделения государственных органов на местах.
Назначение исполнительных органов состоит в непосредственной реали- зации государственных функций. Что касается соотношения государственных органов и органов местного самоуправления, то этот вопрос в законодательстве и, соответственно, юридической литературе решается неоднозначно.
Особую группу исполнительных органов составляют правоохранитель- ные органы.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает систе- ма судебных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Име- нуются они зачастую также по-разному.
Судебные органы в России: Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды субъектов.
По действию в пространстве, т.е. в соответствии с территорией, на ко- торую распространяется деятельность государственных органов, они подразде- ляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, со- гласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда отно- сятся к федеральным органам.
По действию во времени государственные органы делятся на постоян- ные и временные.
Абсолютное большинство государственных органов Российской Федера- ции и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на посто- янной основе.
Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связа- ны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными об-
стоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
По правовым формам деятельности:
правотворческие;
правоприменительные; правоохранительные.
По характеру и содержанию деятельности:
законодательные (парламент);
исполнительные (правительство); правоохранительные (полиция);
судебные (суды);
контрольно-надзорные (прокуратура).
Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотрен- ных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
Таким образом, государственный орган – это структурно и функцио- нально обособленное звено механизма государства, которое создается в уста- новленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.
Вопрос 3. Принципы организации и функционирования государственного механизма
Принципы – это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и деятельности ме- ханизма государства.
Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осу- ществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сто- рон, на закрепленный в федеральном Законе «О прокуратуре Российской Феде- рации» (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности про- куратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномо- чия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государ- ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само- управления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного меха- низма.
Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в федеральном законе «Об основах государ- ственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).
Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принци- пы организации и деятельности механизма Российского государства, как наро- довластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.
Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суве- ренитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным ка- налам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и предста- вительных органов государственной власти) или через органы местного само- управления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входя- щих в него органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Рос- сийского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, по- литика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных по- требностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя, провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обя- занность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполни- тельную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственно- го механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равно- правных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функ- ционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о раз- граничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Со- ответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы ис- полнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и де- централизации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Рос- сийской Федерации.
Принцип законности в формировании и действии механизма Российско- го государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, орга- ны государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и дея- тельности механизма Российского государства получают подкрепление, разви- тие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в фе- деральном Законе «Об основах государственной службы Российской Федера- ции». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения зако- нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:
верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нор- мативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и за- щищать права и свободы человека и гражданина;
единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
гласность в осуществлении государственной службы;
ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийность государственной службы; отделение религиозных объ- единений от государства;
стабильность кадров государственных служащих в государственных ор- ганах. К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание колле- гиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выпол- нение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях суще- ствования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государ- ственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходи- мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це- лостность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель:
Уяснить, что представляет собой механизм государства, как соотносятся понятия «механизм государства» и «государственный аппарат».
Приобрести знания о юридической природе органа государства. Уметь раскрыть его признаки, показать отличие органа государства от государствен- ных предприятий и учреждений, охарактеризовать принципы организации и де- ятельности государственных органов.
При изучении видов государственных органов необходимо понять, что их классификация проводится по различным критериям. Специальное внимание следует уделить изучению особенностей законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
Первый вопрос предполагает необходимость определить то, что собой представляет механизм государства, выделить и охарактеризовать его характе- ристические черты. При этом следует акцентировать внимание на анализе тех научных позиций, которые существуют по проблеме соотношения понятий
«механизм государства» и «аппарат государства». Данный вопрос требует вы- деления основных структурных элементов механизма государства и их харак- теристику: государственных органов, государственных организаций, государ- ственных учреждений.
Второй вопрос включает в себя определение понятия «государственный орган», выделение признаков, которые отличают данный элемент механизма государства от государственных учреждений и предприятий. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на том, что государственный орган наде- ляется специальными властными полномочиями. К их числу относится воз- можность издавать обязательные для всех веления нормативного характера и приводить в действие механизм государственного принуждения. В рамках вто- рого вопроса предполагается анализ существующих вариантов классификации государственных органов. Отдельное внимание должно быть посвящено деле- нию государственных органов в зависимости от принципа разделения властей.
Следует показать функции законодательных, исполнительных и судебных гос- ударственных органов.
При подготовке к третьему вопросу необходимо определить понятие
«принципов организации и функционирования государственного механизма». Следует исходить из того, что традиционно принципы рассматриваются как ис- ходные начала, основополагающие идеи, которые лежат в основании построе- ния и деятельности механизма государства. На основе вышеуказанного понятия необходимо выстроить систему и раскрыть содержание принципов организации государственного механизма и показать особенности принципов функциониро- вания механизма государства.
Литература:
Основная
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова- нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 5-е изд. - М.: Омега-Л, 2008.
Общая теория государства и права. Академический курс: в 2-х т. / под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1.
Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов. - 2-е изд. / Л. П. Рассказов. - М.: РИОР, 2009.
Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Пере- валова. - М., 2008.
Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2007.
Теория государства и права: учебник / под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2009.
Теория государства и права: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Дополнительная
Джангирян, Ж. Д. Соотношение теории разделения и единства вла- стей / Ж. Д. Джангирян // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4.
Вишняков, В. Г. Проблемы реорганизации федеральных органов гос- ударственной власти в условиях демократизации политической системы госу- дарства / В. Г. Вишняков //Законодательство и экономика. 2012. № 1.
Голубитченко, В. А. Органы государственной власти субъектов РФ / В. А. Голубитченко // Государственная власть и местное самоуправление. 2009.
№ 3.
Кешикова, Н. В. Эволюция порядка формирования государственных органов как политико-правового института / Н. В. Кешикова // История госу- дарства и права. 2008. № 24.
Носов, С. И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государственной власти» / С. И. Носов // Гражданин и право. 2007. № 5.
Поляков, С. Б. Безответственные органы в механизме Российского государства: что делать? / С. Б. Поляков // Адвокат. 2012. № 2.
Тхабисимова, Л. А. Оптимизация системы государственной власти: принцип разделения властей / Л. А. Тхабисимова // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 1.
Федотов, А. В. Функция государственного органа: к вопросу интер- претации / А. В. Федотов // История государства и права. 2009. № 5.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Что такое механизм государства?
Укажите имеющиеся в юридической науке подходы к соотношению понятий «государственный механизм» и «аппарат государства», проанализи- руйте их.
Назовите признаки механизма государства.
Проанализируйте структуру механизма государства.
Какова роль механизма государства в осуществлении функций госу- дарства?
Определите понятие государственного органа.
По каким основаниям можно классифицировать органы государства?
Классифицируйте государственные органы:
по способу образования;
территории действия;
по характеру компетенции;
по способу принятия решений;
на основе принципа разделения властей;
по действию во времени;
по правовым формам деятельности.
Какой орган государства в Российской Федерации обладает правом принятия нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической си- лой на всей территории страны?
Перечислите принципы организации и функционирования государ- ственного механизма. Раскройте их сущность.
Как называется принцип организации и деятельности аппарата госу- дарства, выражающийся в построении основных институтов (ветвей) государ- ственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на основе чет- кого разграничения компетенции в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа?
Каким образом эволюция функций государства может воздействовать на развитие государственного аппарата?
Аргументируйте свой ответ.
В целях изучения вопроса об основных звеньях аппарата Российского государства и характеристике полномочий высших органов государства, Вам рекомендуется изучить текст действующей Конституции РФ. Особое внимание уделите главам 4-7, в которых закреплено правовое положение высших органов власти.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:
механизм государства, государственный аппарат, структура механизма государства, орган государства, властные полномочия, правоохранительные ор- ганы, органы внутренних дел, государственное предприятие, государственное учреждение, принципы организации и функционирования механизма государ- ства, гуманизм, демократизм, гласность, разделение властей, законность, суб- ординации, координация, коллегиальность, единоначалие, научность и профес- сионализм.