ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теории государства и права
на тему: «Типология государств».
Богучар 2019
ТЕМА № 7: ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ Вопрос 1. Понятие, значение и основные подходы к типологии государств
История человечества предложила различные варианты государственной организации. В мире существовало и существует большое количество государ- ственных форм. Каждое государство уникально в своем роде и несет на себе отпечаток тех природно-климатических, географических условий, в которых оно возникло, развивалось и функционировало.
Необходимость классификации государств определяется тем, что она позволяет выявить общее и особенное в развитии государств, установить те причины, которые определяют сходство и различие, а также выявить законо- мерности возникновения, развития и существования различных государствен- ных форм.
Типология есть учение о типах – больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.
Типология может рассматриваться как разновидность классификации, ко- торая включает в себя:
исследование оснований деления на типы;
характеристику самих типов.
Вообще классификация является не только способом упорядочения, си- стематизации результатов научных исследований, но и мощным средством по- лучения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее (характерный пример – таблица химических элементов Менделеева) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.
Типология государства – это раздел государствоведения, который вклю- чает систему знаний о принципах, способах и основаниях классификации госу- дарств, а также изучающий основные типы государственности.
Самостоятельное место в типологии занимает категория «тип государства» – это совокупность общих, родовых признаков государств, имеющих сходные со- циально-экономические, культурные и иные основания.
Долгое время в отечественном государствоведении доминирующее поло- жение занимал формационный подход. Он основывается на марксистской кон- цепции исторического процесса.
Суть ее состоит в том, что человечество в своем развитии проходит ряд последовательных этапов. Каждый из них характеризуется особым способом общественного производства, который, в свою очередь, определяется господ- ствующими отношениями собственности. Основными критериями такой клас- сификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуа- тации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства. Эти этапы получили название общественно-экономических формаций, которые включают в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и.т.п.). Именно базис (тип производ- ственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов (государство и право):
первобытнообщинная формация;
рабовладельческая формация;
феодальная формация;
капиталистическая формация;
Из них первобытнообщинная и коммунистическая являются бесклассо- выми и, следовательно, здесь отсутствуют условия для существования государ- ства, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая – это классовые формации, и каждой из них соответствует определенный тип государственной организации.
Таким образом, можно говорить о рабовладельческом, феодальном и ка- питалистическом типах государства. Кроме того, при переходе от капиталисти- ческой формации к коммунистической, когда еще сохраняются классы и клас- совые противоречия, возникает необходимость в существовании особого типа государства («полугосударства») – социалистического.
Достоинства формационной типологии:
продуктивна сама идея делить государства на основе социально- экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
она показывает поэтапность, естественноисторический характер разви- тия государства. Источник развития государства заключен, по мнению предста- вителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа дру- гим – процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в ре- зультате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограмми- рованностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда впи- сывается в начерченные для нее схемы;
недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на приро- ду того или иного государства.
Цивилизационный подход.
Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социо- лог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпен- глер и М. Вебер и другие.
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленным в ходе исторического процесса и пе- редаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образ- цами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные об- разцы поведения, весь исторический опыт прошлого;
государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избе- жать схематизации государства и особенно проводимой им политики как ре- зультата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной
власти и престижа, морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоз- зрения, символики и т.д.;
разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет по- нять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Цивилизационный подход кладет в основу классификации государств по- нятие «цивилизация», ее уровень, достигнутый теми или иными народами. Сторонники цивилизационного подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития.
По мнению английского историка А. Тойнби, цивилизация есть замкну- тое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических, психологических и других признаков.
Изучая всемирную историю, А. Тойнби предпринял попытку определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми свойствами.
Вначале он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций, наконец, их число было доведено до 21, в частности: египетская; китайская; западная; пра- вославная; арабская; мексиканская; иранская; сирийская; дальневосточная и др. (соответственно и государства могут быть подразделены на подобное количе- ство типов). Остальное общество он считал побочными вариантами самостоя- тельных цивилизаций. Все существующие и существовавшие цивилизации А. Тойнби признает равноценными, равнозначными по своим культурным и иным ценностям.
Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, националь- ного характера, менталитета, географической среды и других факторов сторон- ники цивилизационного подхода делят цивилизации на:
К первичным цивилизациям отнесены государства – древневосточное (Египет, Персия, шумеры, Вавилон и др.), эллинское (Спарта, Афины), рим- ское, средневековое.
К вторичным – государства Западной Европы, Северной Америки, Во- сточной Европы, Латинской Америки и др.
Для первичных организаций характерна командно-административная ор- ганизация государственной власти. Государство обеспечивает как политиче- ское, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не опреде- ляется ими. Из первых цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельно- сти человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).
Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, со- временные государства) возникли на основе изначально обозначившегося раз- личия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, как она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен ан- тичности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обще- ству и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.
Г.В. Назаренко, подчеркивая односторонность и отсутствие «собственно юридического подхода к государству» рассмотренных выше вариантов типоло- гии государства, предлагает «собственно юридический подход». Критерием данной типологии являются особенности государственно-правовой системы и, прежде всего, «правовое положение различных слоев населения и способы гос- ударственной защиты социального статуса граждан».
Исходя из указанного основания, Г.В. Назаренко считает возможным вы- делять три основных типа государств, которые существовали на протяжении государственной истории человеческого общества. Это: сословное, представи- тельное и цивилизованное.
В сословном государстве имеет место законодательное закрепление и государственная защита неравного положения разных классов и сословий, а также привилегий различных социальных групп внутри сословий. Этому типу соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Для современного представительного государства характерно законода- тельное закрепление формального равенства граждан. Ему соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечи- вает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
Третий тип – цивилизованное государство – отличается преодолением формализма права с помощью системы социальных гарантий, которая включает в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, учащихся и т.п.
В зависимости от уровня экономического развития (У. Ростоу) все обще- ства можно отнести к одной из пяти стадий:
1. Традиционное общество.
Переходное общество.
Общество, переживающее процесс сдвига.
Созревающее общество.
Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
К первой стадии относится общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.
Вторая стадия – период трансформации гражданского общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия – «сдвиг», «взлет», научно-технического развития как в промышленности, так и сельском хозяйстве.
Четвертая стадия – характеризуется как пора зрелости, когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ре- сурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благо- денствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».
Достоинства:
определены духовные факторы как существенные в тех или иных кон- кретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые харак- теризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более за- земленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки:
недооцениваются социально-экономические факторы, которые зача- стую определяют политику конкретной страны;
выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали ти- пологию не столько государства, сколько общества. Государство - только поли- тическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется соб- ственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
Вывод: типология государства (как и любая иная типология) является способом познания. Формационный и цивилизационный подходы не исключа- ют, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными прие- мами понимания различных типов государства с позиции не только социально- экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Вопрос 2. Общая характеристика основных исторических типов государств
Восточное государство. До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вноси- лись предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для тако- го выделения есть достаточно оснований.
Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) воз- никли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызы- вали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ про- изводства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во- вторых, наличия сильной публичной власти.
Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от госу- дарства.
Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа явля- лась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственно- сти во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру обще- ства: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т.п.), ниже – его приближен- ные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.
В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, ко- торые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась за- крепленная религией кастовая организация общества.
В целом в древневосточных государствах не было традиционной классо- вой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.
Восточные государства выполняли несколько функций: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооруже- ний); 2) финансовую – взимание податей; 3) военную – оборона своей террито- рии или захват чужих территорий; 4) подавления сопротивления общинников и рабов.
Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновни- чий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала вой- ску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ве- домствами и чиновниками.
Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю – наследствен- ному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического ап- парата.
Рабовладельческое государство. Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).
Экономический базис рабовладельческого государства составляла соб- ственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ - рабы - не обла- дали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и экс- плуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэконо- мическим принуждением.
Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые соци- альные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопро- тивления, то в форме открытых выступлений – восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).
Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущ- ности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисципли- ны и порядка.
Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функ- цию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными террито- риями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государ- ственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.
Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и дол- гое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – ари- стократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов
государственной власти принимали участие представители крупной военно- земельной аристократии.
В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развива- лось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соот- ветствующих отношений римскими юристами были разработаны многие пра- вовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпо- ху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.
Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное госу- дарство.
Феодальное государство. На основе феодальных производственных от- ношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились фео- дальные пережитки.
Экономической основой феодального государства выступала собствен- ность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравен- ства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремеслен- ники, торговые люди и др.
Классовая дифференциация феодального общества определенным об- разом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как кня- зья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю ис- торию феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилеги- рованных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализо- ванной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установле- ния сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и дру- гих эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный аппарат феодального государства входили войско, от- ряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.
Доминирующей формой феодального государства была монархия различ- ных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государ- ствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).
На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и фео- далами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно- демократических революций. В результате последних возник новый тип госу- дарства.
Буржуазное (капиталистическое) государство. Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столе- тий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, брат- ство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной
– огромный шаг вперед по пути социального прогресса.
Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производбтва. В этом государстве все граждане равны перед законом, но со- храняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время со- стояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между ко- торыми претерпевали существенные изменения.
Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.
Первый этап можно назвать периодом становления и развития капитали- стического государства. В экономическом плане это период свободной конку- ренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкурен- ция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуа- зии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обес- печивало благоприятные условия для развития капиталистических обществен- ных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом моно- полистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие пред- приятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизиру- ются различные виды производства и распределения, возникают мощные объ- единения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.
Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровож- давшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением клас- совой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объедине- нию рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. – исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использо- вать ее в своих интересах.
На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превра- щается в политический институт крупной монополистической буржуазии, ко- торая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных госу- дарств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней – функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. – это годы первой мировой войны, проле- тарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвра- тимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Был выбран второй путь.
В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, сов- павшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть домини- рующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превра- щается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается соб- ственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, эко- номика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм соб- ственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабли- ваться к изменяющимся условиям.
Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (например, интеллигенцией) образуют «средний» класс – ос- новной стабилизатор общественных отношений.
Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из по- требностей всего общества – экономическая, социальная. Оно активно вмеши- вается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.
Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, напри-
мер, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило клас- совый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.
Социалистическое государство. Идеи о подлинно демократическом, гу- манном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих миро- вых религиях, в частности, в христианской. Они выдвигались и развивались со- циалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство дикта- туры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуата- торских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.
Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отми- рающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистиче- ским общественным самоуправлением.
Государства бывших социалистических стран признавались государства- ми высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.
В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями, переходные к социалистическому типу. Сегодня ки- тайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения со- циализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм от- водил строительству социализма и социалистического государства непродол- жительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъекти- визм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко про- анализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.
Вывод: взяв за основу формационный подход, можно выделить следую- щие исторические типы государств: восточное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель:
Усвоить понятие типа государства. Раскрыть факторы, определяющие тип государства. Охарактеризовать содержание формационного и цивилизационно- го подходов к типологии государств, выявить их достоинства и недостатки. Сформировать системное представление об основных исторических типах гос- ударства: восточного типа (государства азиатского способа производства), ра- бовладельческого государства, феодального государства, буржуазного и социа- листического государства.
Первый вопрос предполагает необходимость показать роль типологии в изучении государства как эффективного инструмента познания сущности дан- ного явления, закономерностей эволюции государственности. В рамках типоло- гии происходит обобщение практически всех сторон государственной органи- зации. Следует отметить, что государство как явление многогранное, обладаю- щее в каждом конкретном случае специфическими чертами способствовало по- явлению различных вариантов его классификации. В качестве основных подхо- дов к типологии государств необходимо рассмотреть формационный и цивили- зационный. Раскрывая особенности формационного подхода к типологии госу- дарства, обратите внимание на его сильные и слабые стороны. Необходимо охарактеризовать марксистскую концепцию исторического процесса, основа- ния выделения общественно-экономических формаций, показать причины их смены. Анализируя цивилизационный подход к типологии государств, рекомен- дуется охарактеризовать основные научные школы, представители которых раз- вивают данную концепцию (А. Тойнби, О. Шпенглер, У. Ростоу и др.). Особое внимание акцентируйте на собственно-юридическом подходе Г.В. Назаренко.
Второй вопрос предполагает более детальное рассмотрение основных ис- торических типов государств: восточного типа (государства азиатского способа производства), рабовладельческого государства, феодального государства, буржуазного и социалистического государств, подвергая анализу этапы эволю- ции, экономическую основу, социальную структуру, основные формы органи- зации государственной власти, уровень развития права.
Литература:
Основная
Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 5-е изд. - М.: Омега-Л, 2008.
Общая теория государства и права. Академический курс: в 2-х т. / под ред. М. Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1.
Оксамытный, В. В.Теория государства и права. - М., 2004.
Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. П. Рас- сказов. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2009.
Теория государства и права / под П. В. Анисимова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Пере- валова. - М., 2008.
Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2007.
Теория государства и права: учебник / А. С. Пиголкин, А. Н. Голови- стикова, Ю. А. Дмитриев, А. Х. Саидов. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
Дополнительная
Гуревич, Н. Я. Теория формаций и реальность истории / Н. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. № 11.
Дугин, А. Г. Теория евразийского государства / А. Г. Дугин // Филосо- фия права. 2000. № 1.
Звонарёва, О. С. О цивилизованном подходе в теории государства и права / О. С. Звонарёва // Правоведение. 2003. № 4.
Маликов, А. В. Обзор нетрадиционных типологий государства / А. В. Ма- ликов // Вестник МУ. Серия 11. Право. - 1998. -№ 6.
Синенко, Ю. С. Нетрадиционные подходы к типологии государства / Ю. С. Синенко // Научный вестник Омской академии МВД России. 2007. № 2.
Синенко Ю. О соотношении формационного и цивилизационного под- ходов к типологии государства / Ю. С. Синенко // Закон и право. 2007. № 4.
Синенко, Ю. С. К вопросу о разграничении типологии и классифика- ции государства / Ю. С. Синенко // Вестник Барнаульского юридического ин- ститута. 2006. № 11.
Тойнби, А. Д. Постижение истории / А. Д. Тойнби. - М., 1991.
Чиркин, В. Е. Постсоциалистическое государство XXI века / В. Е. Чир- кин // Журнал российского права. 2008. № 5.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Перечислите факторы, определяющие тип государства.
Какие подходы к типологии государств вы знаете?
Выделите достоинства и недостатки каждого из подходов к типологии государств.
С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовла- дельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические государства.
Сколько типов государства выделяет формационный подход?
Назовите исследователей, труды которых послужили теоретической базой возникновения цивилизационного подхода к типологии государства.
Какое количество самостоятельных цивилизаций первоначально выделил А. Тойнби?
Дайте характеристику исторических типов государств.
Сравните функции государств разных исторических типов. Что общего и различного между ними?
Как менялась сущность государства в связи с изменением его типа?
Как вы считаете, какие типы государств существуют в современном мире?
Рассмотрите нетрадиционные подходы к типологии государств. Выде- лите их достоинства и недостатки. Ответы должны носить аргументированный характер.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:
типология, типология государств, тип государства, формационный под- ход, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, цивилизацион- ный подход, цивилизация, первичные цивилизации, вторичные цивилизации, собственно-юридический подход, сословное государство, современное пред- ставительное государство, цивилизованное государство, восточное государство, азиатский способ производства, рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство, социалистическое государство.
3