СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине: «Административное право» по теме: «Управление, государственное управление, исполнительная власть».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине: «Административное право» по теме: «Управление, государственное управление, исполнительная власть».»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Воронежской области

«Богучарский многопрофильный колледж»

(ГБПОУ ВО «БМК»)






МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по учебной дисциплине:


«Административное право»


по теме: «Управление, государственное управление, исполнительная власть».

























Богучар

2020г.



Лекция 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть.


  1. Понятие. Содержание и виды управления.



Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

    • обязательно качество целостной организованной системы;

    • наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    • определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    • служит интересам взаимодействия основных элементов;

    • обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления:

  • механическое,

  • биологическое,

  • социальное.



Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

  1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

  2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

  3. направлено на достижение определенной управленческой цели;

  4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

  5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

  6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

  7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления:

-государственное управление,

-местное (муниципальное) самоуправление,

  • общественное самоуправление.

Элементы социального управления:

  • субъект управления,

  • объект управления,

  • управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

    • анализ управленческой ситуации;

    • выработка и принятие решения;

    • организация и исполнение решения;

    • контроль выполнения решения;

    • подведение итогов, внесение корректив.

.

  1. Государственное управление: понятие и принципы.

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

  • это вид государственной управленческой деятельности;

  • деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

  • деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

  • деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

  • характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

  • осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

  • обеспечивается посредством системы гарантий;

  • нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).


Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

  • демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов

исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

  • законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

  • объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

  • научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

  • конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

  • разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

  • федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

  • эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

  • отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

  • территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

  • линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно- распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

  • функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

  • двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

  • сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

  1. Исполнительная власть: понятие, признаки и функции



Исполнительная власть ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

  • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

  • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной)

власти;

  • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами

государственного управления;

  • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

  • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

  • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

  • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

  • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

  • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.


Функции исполнительной власти

  1. исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

  2. правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

  3. социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

  4. обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

  5. регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

  6. нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

  7. охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.