ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Воронежской области
«Богучарский многопрофильный колледж»
(ГБПОУ ВО «БМК»)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по учебной дисциплине:
«Административное право»
по теме: «Управление, государственное управление, исполнительная власть».
Богучар
2020г.
Лекция 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть.
Понятие. Содержание и виды управления.
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Признаки управления:
обязательно качество целостной организованной системы;
наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
служит интересам взаимодействия основных элементов;
обеспечивается системой определенных средств.
Виды управления:
механическое,
биологическое,
социальное.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления:
-государственное управление,
-местное (муниципальное) самоуправление,
Элементы социального управления:
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
анализ управленческой ситуации;
выработка и принятие решения;
организация и исполнение решения;
контроль выполнения решения;
подведение итогов, внесение корректив.
.
Государственное управление: понятие и принципы.
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки государственного управления:
это вид государственной управленческой деятельности;
деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
обеспечивается посредством системы гарантий;
нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов
исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;
объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);
территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);
линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно- распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);
двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;
сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
Исполнительная власть: понятие, признаки и функции
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной)
власти;
осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами
государственного управления;
обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Функции исполнительной власти
исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.