СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Правильное питание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Где есть, что есть , сколько и в какое время. О пользе продуктов. О рационе. О привитии такой полезной привычки -как правильное питание.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Правильное питание"»


ГОУ Дальнеконстантиновский специальный (коррекционный) детский дом





«Питание школьника»

Методическая разработка бесед о правильном питании с учащимися и их родителями.

Автор: Кравцова Юлия Николаевна

(Дальнеконстантиновский специальный (коррекционный) детский дом,

воспитатель, стаж работы 4 года)

тел:.раб. 8-831-68-2-13-09,

сот.8-904-900-11-31.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть…

Сократ


Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Одной из ведущих причин распространенности неправильного питания является недостаточная информированность школьников,

учителей и родителей о современных рекомендациях по здоровому

питанию. Здоровое питание является основой нормального роста и развития, сохранения здоровья и снижения риска хронических заболеваний. Оно необходимо также для обеспечения нормальной физической и умственной трудоспособности, повышения способности к обучению и улучшению успеваемости в школе. Пособие предназначено для школьников, учителей и родителей.

Данное методическое пособие разработано для учащихся разных возрастов, с целью формирования основ культуры питания, как части общей культуры здоровья. Задачами методики являются:

- развитие представлений о правильном питании;

- привитие школьникам основ здорового питания;

- формирование полезных привычек;

- организация правильного питания;

- расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания;

- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.

Пособие состоит из четырёх бесед. Первые три беседы предназначены для учащихся, их можно провести в виде классных часов, познавательных бесед или часов здоровья. Последняя беседа №4 предназначена для родительских собраний. В ней говорится о том, как должны питаться дети школьного возраста , какие продукты необходимо исключить из рациона детей, что делать если у ребенка пропал аппетит и как его сохранить и многие другие вопросы которые волнуют родителей. Пособие разработано на основе научно обоснованных рекомендаций по здоровому питанию школьников, пособий по правильному питанию, программы о правильном питании, взяты упражнения из рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья», а также современных публикаций в прессе .


















Беседа №1 «Скажи мне, что ты ешь…».

Учить уроки, чтоб на «пять»,

И спортом заниматься,

Чтоб мозг и мышцы укреплять,

Нам надо правильно питаться.

Но перед тем как сесть за стол,

Ты должен вымыть чисто руки,

Когда ты ешь, то не смотри футбол,

Не отвлекайся на другие звуки.

Завтрак съешь,

А на обед сходи к друзьям,

Уж коль народа мудрость слушать,

А ужин ты отдай врагам.

Враг тоже должен что-то кушать!

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Организм каждого из нас имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить свое здоровье. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.

Правильное питание – основа здоровья каждого человека. Эту аксиому знают все люди, но не все стремятся воплотить в жизнь.



Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
Сегодня мы идем в здоровую страну.
Болезням там объявим мы войну.
О живительной силе поговорим,
Столовую здоровой пищи посетим!

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Есть такая пословица: «Человек есть то, что он ест». Вот какое важное место в жизни человека занимает еда. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.

А теперь давайте немного поиграем в игру” Кто знает больше полезных продуктов?”.



После того как вы назвали сейчас множество полезных продуктов, расскажите мне по очереди, что каждый из вас ест на завтрак. От того, что мы едим, как, когда и сколько, зависят основные жизненные функции организма и трудоспособность.(Дети по очереди перечисляют содержимое своего завтрака). А теперь поиграем в игру!





Игра “Скатерть-самобранка”.

Ребята, давайте скажем волшебные слова: “По щучьему велению, по нашему хотению появись скатерть самобранка!” Раз, два, три, скатерть развернись… (Педагог за ранее заготавливает плакат, на котором нарисована скатерть с различными продуктами). Какие угощения приготовила нам скатерть? Всё ли здесь полезно для нашего здоровья? Ребята, по часам сейчас время завтрака - утреннего приёма пищи. Что можно взять со скатерти-самобранки на завтрак? (Дети выбирают то, что в основном кушают на завтрак и каждый ребенок объясняет почему он выбрал именно этот продукт).

В пище содержатся все необходимые человеку элементы: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Все они одинаково важны. Однако в природе нет универсального продукта, в котором содержались бы абсолютно все питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная — привести к функциональным расстройствам. Дорогие ребят, у вас потребность в основных пищевых веществах и энергии остается высокой и обусловлена физиолого-биохимическими особенностями: ускоренным ростом и развитием, дифференцировкой различных органов и систем, особенно ЦНС, напряженностью метаболических процессов. Важно соблюдать дифференцированный подход к определению пищевой потребности в зависимости от вида деятельности.

А сейчас, я вам расскажу о пяти самых вредных и полезных продуктах для вашего детского организма, давайте назовем это топом пяти самых вредных и полезных продуктов питания.

Топ-5 самых вредных для детей продуктов питания.

По мнению врачей-диетологов, одним из самых вредных на рынке продуктов питания является Кока-кола. Этот напиток содержит ортофосфорную кислоту в таких концентрациях, что за несколько часов способен удалить ржавчину с гвоздя! Ну а, кроме того, в 1л Кока-колы содержится 25 ложек сахара! Такая нагрузка может оказаться не под силу поджелудочной железе, отвечающей за понижение сахара в крови. Врачи-диетологи предупреждают, что здоровое питание детей должно подразумевать полное исключение Кока-колы из их меню, иначе имеется риск возникновения таких заболеваний как сахарный диабет и ожирение. Диетическая Кока-кола (без сахара) – ничем не лучше. В ней содержатся потенциально опасные для здоровья человека сахарозаменители цикламат и аспартам.

На втором месте по степени вредности – сладкая газировка, содержащая бензоат натрия (Е211). По данным последних биологических исследований, большие количества бензоата натрия повреждают митохондриальную ДНК, что может привести к циррозу печени, болезни Паркинсона,  и ряду нейродегенеративных болезней.

Почетное третье место занимают картофельные чипсы. Их делают вовсе не из картофеля, а из восстановленного концентрата порошковой сублимированной картошки.  В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для ваших детских желудков. А, кроме того,  они «убивают» чувство вкуса нормальной, здоровой пищи. Одна моя знакомая мама 2-летней девочки рассказывает: «Мы с мужем очень любим чипсы, и как-то так получилось, что дочь тоже пристрастилась к ним. Каждый раз в магазине она закатывала такую истерику, что я была вынуждена покупать ей пакетик с чипсами. А потом заметила, что если не посолю пищу чрезмерно, дочь отказывается съедать обед. Она так пристрастилась к пересоленным чипсам, что перестала чувствовать вкус нормальной пищи. Мы испугались и стали принимать меры. В магазин девочку с собой не брали, чипсы не покупали, а, если уж ей очень хотелось похрустеть, предлагали сухарики из пшеничного хлеба. Но в детском саду, где прерогативой является правильное питание детей, она до сих пор ест с неохотой – там никто не досаливает ей еду». Вывод один – не хотите подобных проблем, откажитесь от чипсов !

На четвертом месте по степени вредности – сосиски и дешевая колбаса. В их составе практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), соевого белка и нитрита натрия, вещества, придающего сосискам и колбасам приятный розоватый цвет. Нитрит натрия в организме превращается в нитрозамины – потенциальный канцероген. Американскими исследователями было выявлена связь между употреблением содержащих его продуктов и раком кишечника, поэтому, чем меньше вы едите сосисок, тем для вашего здоровья полезнее.

На пятом месте – маргарин. Маргарин – это смесь гидрогенизированных, то есть насыщенных атомами водорода, животных и растительных жиров. За счет такой химической модификации маргарин, даже из холодильника, легко намазывается на хлеб, а потому входит в состав практически всех «спредов» и «бутербродных смесей». Но, честно говоря, лучше есть обычное масло, чем такие «спреды». Дело в том, что в процессе гидрирования около 40% молекул жирных кислот меняют свою геометрическую структуру и превращаются в так называемые транс-изомеры. Эти транс-изомеры повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний. Помимо маргарина транс-изомеры содержатся в магазинной выпечке на основе маргарина.

Топ-5 самых полезных продуктов.

Скажем сразу, что такой список составить достаточно трудно. Нормы питания детей разные, у одних несовершенство пищеварительной системы приводит к непереносимости каких-то продуктов питания, какими бы полезными теоретически они ни были, у других возникают аллергии на определенные виды пищи… И все же, мало кто решится отрицать, что правильное питание детей подразумевает включение в их рацион обычных яблок. Содержащиеся в них фруктовые кислоты помогают бороться с гнилостными бактериями, поэтому яблоки очень полезны для желудка. Пектины, также содержащиеся в яблоках в большом количестве, помогают процессу пищеварения. Также яблоки богаты микроэлементами, в частности, железом, и предотвращают развитие анемии. А, кроме того, если ты категорически отказываешься чистить зубки, долька съеденного на ночь яблока может стать в некотором роде заменителем зубной щетки.

С почетным вторым местом в списке самых полезных продуктов питания для детей диетологи никак не могут определиться. С одной стороны, хочется назвать вторым номером морковь – кладезь бета-каротина. С другой стороны, нормы питания детей рекомендуют включение в рацион капусты брокколи, которая, к тому же, является диетическим гипоаллергенным продуктом.

На третьем месте в списке самых полезных стоит лук. Употребление лука позволяет снизить вероятность «подцепить» простуду, повышает иммунитет, снабжает организм витаминами и минералами.

Мало кто представляет себе правильное питание без наличия в меню каш. Каши занимают в нашем списке почетное четвертое место. Они богаты углеводами, жизненно необходимыми для роста и развития ребенка, и в идеале должны присутствовать в твоем рационе каждый день. Каши предпочтительно давать на завтрак, «заряжая» организм энергией на целый день.

На пятом месте в списке самых полезных продуктов питания – молочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии. Они нормализуют микрофлору кишечника, препятствуют развитию дисбактериоза. Здоровое питание обязательно должно подразумевать наличие в их меню йогуртов, кефиров, творожков. Если добавить к ним фрукты – то лучшей альтернативы вредным сладостям не найти!

Беседа № 2«Продукты полезные важны- продукты полезные нужны» .

Правильное питание является главной составляющей для гармоничного роста и развития человека, так как не только обеспечивает его энергией, но и является строительным материалом для его организма. Представим, что наш организм это крепость. И как вы думаете, что будет строительным материалом? Конечно продукты питания. Но продукты могут, как построить крепкую крепость так ее и разрушить. Наш организм может быть здоровым и сильным или больным и слабым, все зависит лишь от того, что мы едим, какие продукты употребляем. Для вашего здоровья и благополучия крайне важно привыкнуть к правильному режиму питания. Уже сейчас с молодости у вас формируется привычка есть как попало, позже это может привести к проблемам со здоровьем. В первую очередь необходимо познакомиться с основными четырьмя группами продуктов. Пищевая пирамида, нарисованная ниже, поможет вам выбрать из всего разнообразия продуктов, что и в каком количестве есть, чтобы получить все необходимые вам питательные вещества и не набрать при этом излишка калорий, насыщенного жира, холестерина, сахара или натрия. Скажите мне ребята , а какие пословицы и поговорки о еде и правильном питании вы знаете? (Дети называют знакомые им поговорки и пословицы). А знакомы ли вы с такими поговорками и пословицами и как вы их понимаете?

- Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.

- Мельница сильна водой, а человек едой.

- Любо брюху, что глаза кашу видят.

- Натощак и песня не поется.

- И пес перед хлебом смиряется.

- Голод и волка из лесу гонит.

- Голод не тетка, пирожка не подсунет.

- Сытый голодному не товарищ.

- Положить зубы на полку.

- Голоден, как волк.

- Когда я ем, я глух и нем.

- Сладкого досыта не наешься.



Ребята, запомните важные правила!

  • Чтобы получить необходимые для вашего организма калории, белки, витамины, минералы и пищевые волокна (клетчатку), стремитесь к разнообразию в питании.

  • Уравновешивайте съеденную пишу физической активностью, что поможет вам всегда поддерживать нужный вам вес.

  • Выбирайте пищу с низким содержанием жира, насыщенного жира и холестерина.

  • Отдавайте предпочтение пище с большим количеством овощей, фруктов и круп (вы будете сыты и здоровы).

  • Употребляйте меньше сахара, соли. По возможности ешьте больше рыбы и белого мяса, но меньше красного мяса.

ПИЩЕВАЯ ПИРАМИДА

Пищевая пирамида - наглядный набор продуктов на каждый день. Это вовсе не значит, что вам навязывают жесткий перечень. Пищевая пирамида позволяет выбрать из огромного разнообразия продуктов те, что входят в понятие здоровой и рациональной диеты, подходящей именно вам.

  • Пирамида дает возможность разнообразить свой стол при одновременном получении необходимых питательных веществ и нужного для нормального, здорового веса количества калорий. Пирамида позволяет контролировать потребление жира, в особенности насыщенного.

  • В пирамиде особо выделены пять главных групп продуктов, показанных в трех нижних ее этажах.Продукты каждой группы содержат питательные вещества, необходимые вам для сбалансированногопитания. Поэтому продукты из одной категории не могут быть заменены на другие (ни одна группане важнее другой); здоровое питание подразумевает потребление всех видов продуктов.

  • Старайтесь включать в меню только свежие продукты или, в крайнем случае, полуфабрикаты. Избегайте готовой пищи, требующей только подогрева. В ней меньше питательных веществ и больше сахара, жиров и натрия, чем в домашней еде. Когда вы готовите полуфабрикаты, посмотрите на этикетку, чтобы убедиться, что содержание жира вам подходит.

Жиры

растительные масла,
сладости

Белки (2-3 порции)
молочные продукты (2-3 порции)

Фрукты (2-4 порции)         Овощи (3-5 порций)

Хлеб, каши, рис и макаронные изделия (6-11 порций)

Хлеб, каши, рис и макаронные изделия. Эта приготовленная из зерновых пища образует основу пирамиды.Большинство блюд на каждый день (от 6 до 11) нужно готовить из этих продуктов.

Фрукты и овощи.Следующий уровень - также растительная пища. Ешьте фрукты (2-4 раза в день) и овощи (3-5 блюд в день), в которых полезны не только витамины и минералы, но и растительные волокна (клетчатка).

Мясо и молочные продукты. На этом уровне пирамиды большинство продуктов животного происхождения. «Мясная» группа включает в себя мясо, птицу, рыбу, сухие бобы, яйца и орехи. Мясо, птица и рыба богаты белками, витамином В, железом и цинком. Сухие бобы, яйца и орехи содержат белки вместе с другими витаминами и минералами. Молочные продукты - молоко, йогурт и сыр - обеспечивают организм белками, кальцием, строящим кости, и другими питательными веществами. Как правило, продукты животного происхождения жирнее, чем продукты растительные, однако исключать все мясные и молочные продукты из рациона не стоит. Можно включить в меню обезжиренные молочные продукты, постное мясо, птицу без кожи. Они дают такое же количество витаминов и минералов, как и их более жирные двойники. Большинство людей должны употреблять 2-3 блюда из этих двух групп ежедневно. Вегетарианцы, отказывающиеся от продуктов животного происхождения, могут съесть лишнюю порцию сухих бобов или орехов, но и им требуетсяобогащенное меню - дополнительные блюда растительной пищи, дающие достаточное количество кальция, железа и витамина В12.

Жиры, растительные масла и сладости. На вершине пирамиды находятся растительные масла, кремы, сливочное масло, маргарин, сахар, напитки, сладости и десерты. Если желаете иметь здоровый вес, ешьте их умеренно.

Как правильно измерить свою порцию?

Разные продуктовые группы в пирамиде можно разделить на порции. Количество этих порций зависит от того, сколько калорий вам необходимо, что в свою очередь диктуется вашим возрастом, полом, комплекцией и тем, насколько вы активны.

Хлеб, каши и макаронные изделия. 1 кусок хлеба; 30 г каши в пакетике; 90 г вареного риса, макаронных изделий или каши. Овощи. 50 г зеленого салата; 60 г нарезанных вареных или сырых овощей; 175 мл овощного сока.

Фрукты. 1 среднее яблоко, банан, апельсин, груша или персик; 125 г вареных, консервированных или замороженных фруктов; 40 г сухофруктов; 175 мл фруктового сока (100%-ного сока).

Молочные продукты. 250 мл молока или йогурта; 45 г творога; 60 г сыра.

Белки. 60-90 г приготовленного постного мяса без костей, рыбы или птицы (кусок размером с игральную карту). К 30 г мяса можно приравнять следующие продукты: 90 г вареных бобов; 1 яйцо; 50 г орехов: 2 ст. ложки арахисового масла.

Очень легко незаметно для себя съесть излишек высококалорийной пищи, например, мяса или сыра. Измерьте их порцию, и вы удивитесь ее малой величине.

А теперь ребята, давайте каждый из вас по очереди вспомнит названия традиционных блюд, которые готовят там, где ты живёшь.( Дети по очереди вспоминают и рассказывают о блюдах) ¹.

Ребята, сейчас я вам расскажу несколько сказок о правильном питании.

Сказки о правильном питании.
Сказка первая: нельзя отвлекаться во время еды на чтение или просмотр телевизора. На самом деле, это неправда. Как раз глубокая увлеченность чем-либо, помимо еды, способствует более тщательному пережевыванию, измельчению пищи, так что продукты как следует,

¹ Безруких М.М. и др. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева –М.:Олма-Пресс Инвест, 2003. 64-73с.



пропитываются желудочным соком. Кроме того, при поглощении пищи во время чтения или просмотра телевизора, сам процесс еды протекает более медленно, что тоже очень полезно.

Сказка вторая: нужно избавиться от жиров в рационе питания. Это очень вредный миф. На самом деле, жиры организму так же необходимы, как белки и углеводы. Без жиров не будет происходить усвоения части витаминов, быстрее постареет кожа, не будет происходить нормального обмена веществ, и так далее. Жиры должны составлять не менее 10% от общего дневного рациона.

Сказка третья: белый хлеб калорийнее черного. На самом деле, калорийность обоих видов хлеба примерно одинакова, различаются белый и черный хлеб в основном по составу входящей в них муки. Перед тем, как выбрать хлеб, стоит внимательно прочесть этикетку, и остановиться на том хлебе, в котором как можно больше натуральных составляющих, и как можно меньше красителей и консервантов.

Сказка четвертая: чем реже принимаешь пищу, тем лучше. На самом деле, есть, как раз следует, часто, но понемногу. Лучше всего, если имеется возможность питаться раз шесть в день. При этом только два приема пищи могут включать в себя горячие блюда. Разумеется, порции при таком распорядке дня будут меньше, чем при трехразовом питании.

А теперь по очереди подойдите к доске и закончите предложение. Внимательно изучи «примерное меню» и подумай: какие блюда должны подаваться на завтрак, обед, полдник, ужин? Вместо точек напиши слова: завтрак, обед, полдник, ужин.





Примерное меню.

- суп, картофельное пюре, котлета, салат, компот,

булочка. Это…….

- рисовая каша, какао, булочка с маслом. Это…….

- сок, печенье, яблоко. Это……

- яичный омлет, булочка, йогурт. Это…..


А сейчас скажите употребление, каких продуктов может повредить здоровью и почему? Нужное подчеркните: молоко, сыр, натуральный сок, копчёная колбаса, супчик, торт, чипсы, каша, солёные сухарики «Хрустишки», творог, газированные напитки.


И так, ребята, сделаем вывод: правильное питание, как образ жизни – это разнообразная, свежая, полезная пища в умеренных количествах, съедаемая в удовольствие!!!

Беседа 3 «Поговорим о хлебе».

Тема правильного питания близка и понятна многим. Все знают, что правильное питание человека – важнейшее условие его нормального роста и развития, залог здоровья. Но вот что такое «Правильное питание» - об этом у разных людей бытует невероятное количество суждений, порой догматических и лженаучных. Пожалуй, ни одна сфера той области знаний, которая посвящена сохранению и укреплению здоровья, не содержит столько предрассудков, недоразумений и ложных теорий, как питание. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

Древнерусская поговорка: «Хлеб – всему голова» раньше еще и означала, что эта «голова» – первая кормилица уже с пеленок. Кусочек хлеба, обернутый в ткань, служил соской и одновременно первым прикормом грудничков. Конечно, сейчас это выглядит диковато, такая «соска» – отголосок прошлого.

Хлеб – самая древняя еда человека из тех, что состоят из нескольких ингредиентов и требуют больших трудозатрат при приготовлении. Возможно, именно необходимость выращивать хлеб заставила человека перейти к осёдлой жизни от охоты и собирательства. Задолго до того, как случайно (или неслучайно) удалось обнаружить, что из зёрен и воды можно создать интересное блюдо, жители древней Месопотамии и Египта выращивали пшеницу просто для еды. Позже придумали делать тесто из раздавленных зёрен с водой. Научившись молоть зёрна в муку, люди вскоре открыли для себя технологию выпечки простых лепешек. Первые лепешки были из ячменя, кукурузы и пшеницы. Интересно, что в древнем и современном Китае хлеб не играет такой важной роли, как в западном обществе. Его место занимают рис и лапша. Дрожжевое тесто для выпечки хлеба появилось в Египте около 17 в. до н.э. Хотя тогда ещё не были известны дрожжи, существовал особый сорт пшеницы, которую не сушили, а сразу мололи, сохраняя в ней необходимые для поднятия теста бактерии. Долгое время этот сорт пшеницы был известен только в Египте. Древние греки для насыщения теста дрожжевыми бактериями просто оставляли его на открытом воздухе на несколько часов, а позже стали добавлять в тесто забродивший виноградный сок. Галлы добавляли в тесто пивную пену. Получив дрожжевое тесто, хозяйки оставляли небольшое количество для следующего приготовления хлеба. Таким образом, дрожжевые бактерии могли жить в хозяйстве много лет. В 10 в. до н.э. египтяне научились получать дрожжи в чистом виде и вывели новый сорт пшеницы, дающий белую муку. Это был почти такой же хлеб, каким мы его знаем сегодня. В то же время египтяне научились варить хлебное пиво. Кроме белого хлеба, в Египте выпекали около 30 разных сортов хлеба. Именно у египтян греки подсмотрели технологию приготовления дрожжевого хлеба и распространили её по всей Европе. В древнем Риме хлеб считался ценнее и питательнее мяса. Существовала даже государственная монополия на выпечку хлеба. Большинство современных видов хлеба были известны еще в античном мире. Греческие города имели уникальные рецепты и устраивали ярмарки и соревнования. Римская знать предпочитала белый пшеничный хлеб с добавлением молока, яиц и сливочного масла. В тесто добавляли сыр, лук, мак, мёд, орехи и множество других добавок. Люди среднего достатка ели хлеб из овсяной, ячменной, ржаной и просяной муки. Беднякам приходилось использовать муку из желудей. Именно в то время у слова «хлеб» появилось переносное значение: пища, основа жизни. В молитвах упоминается «хлеб наш насущный». До сих пор мы говорим: «зарабатывать на хлеб». В средневековой Европе хлеб был основной пищей бедняков. Правящим классам приходилось держать цены на хлеб на минимальном уровне, чтобы предотвратить голодные бунты. На столах знати черствый хлеб использовался как тарелки для мясных блюд. После обеда «тарелки» отдавали слугам или собакам. Только в 15 в. хлебные тарелки заменили деревянными. На протяжении многих веков социальный статус человека выражался в выборе сорта хлеба. Чем темнее хлеб – тем ниже положение. Это объяснялось тем, что мука высшего сорта производилась только из твердых сортов пшеницы, которую было сложно молоть, следовательно, мельники просили за нее более высокую цену. Сегодня хлебные предпочтения сменили полярность. Тёмные и зерновые сорта хлеба часто ценятся выше белых, как более полезные. Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Ржаной и пшеничных хлеб обеспечивает около 20% потребности человека в белках и 30-40% - в углеводах. Витамины группы В, содержащиеся в хлебе, участвуют в работе нервной системы и процессах тканевого дыхания. Недостаток витаминов В может привести к ухудшению зрения, старению кожи и замедлению роста у детей. Витамин Е отвечает за здоровье кожи, ногтей и волос. Никотиновая кислота (витамин РР) регулирует окислительные процессы в организме, а её недостаток приводит к быстрой утомляемости. Триптофан, содержащийся в хлебе, стимулирует выработку серотонина – гормона хорошего настроения. Соли кальция, калия, железа, фосфора и других микроэлементов необходимы для развития костей и мышц и поддержания организма в тонусе. Наиболее ценным считается цельнозерновой хлеб, хлеб из муки грубого помола и с высоким содержанием отрубей, так как витамины содержатся в основном в оболочках и зародышах зёрен. На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Чувство насыщения после небольшого количества хлеба объясняется глютаминовой кислотой, которой особенно богат пшеничный хлеб. Неудивительно, что несколько веков назад люди ели намного больше хлеба, чем мы сейчас. По статистике, в начале 20 века в России потреблялось около килограмма хлеба в сутки на человека, а современный человек обходится 100-200 граммами хлеба. Конечно, нам стали доступны многие продукты, неизвестные людям прошлого века, но с другой стороны, люди намеренно ограничивают потребление хлеба из-за боязни лишних углеводов. Действительно, при неактивном образе жизни можно легко поправиться с помощью хлеба и булок. При физических нагрузках хлеб необходим. Людям, заботящимся о фигуре, рекомендуется обратить внимание на хлеб с добавлением соевой муки, которая содержит больше белков и меньше углеводов.

А теперь, ребята, расскажи, какие продукты получают из этих злаков ².


пшеница рожь


² Безруких М.М. и др. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева –М.:Олма-Пресс Инвест, 2003. 39-73с.


ячмень


просо

овёс

Ребята давайте нарисуем и раскрасим рисунки и узнаем, какие питательные вещества содержатся в хлебе и пирожных. А потом сравним и состав и объясним, почему не стоит часто и много есть пирожные и торты ³.

Белки, жиры, углеводы, витамины, вода,


минеральные вещества.


Давайте вспомним поговорки и пословице о хлебе.

- Хлеб всему голова.

- Бог на стене, хлеб на столе.

- Просим к нашему хлебу и соли.

- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

- От хлеба-соли не отказываются.

- Без соли, без хлеба худая беседа.

- Хлеб в пути не тягость.

- Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

- Только ангелы с неба не просят хлеба.


Чем более свежие продукты, которые мы употребляем в пищу, тем больше в них активных (живых) витаминов, которые пропадают при длительном хранении. Пища - это топливо, которое наше тело перерабатывает в гормоны, ферменты и необходимые элементы для регуляции обменных процессов. Обмен веществ - важнейший из механизмов жизнедеятельности организма человека, напрямую зависит от пищи, которую мы употребляем. И


³ Безруких М.М. и др. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева –М.:Олма-Пресс Инвест, 2003. 41-73с.

так далее… Осознали всю важность наших бесед?!! Помните о правилах приема пищи, о свойствах и качестве продуктов. Дорогие ребята, берегите свою крепость с фундамента!



Беседа № 4 «Для родителей».

Здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью ребенка.

Поговорим о том, как должны питаться дети дошкольного и школьного возраста. Почему так важны вопросы питания современных детей? Вы все знаете, как часто сейчас встречаются у детей различные хронические заболевания. Уже с раннего возраста формируются такие хронические поражения желудочно-кишечного тракта, как, например, хронический гастрит, хронический холецистит, дискинезия желчных путей и другие. В становлении этих хронических поражений органов пищеварения, а также других заболеваний (аллергические поражения дыхательной системы, кожи) немалое значение имеет нерациональное питание. Необходимо так построить питание, чтобы используемые продукты не способствовали возникновению заболеваний. И, как это ни печально, в настоящее время приходится исключить как раз те продукты, которые мы довольно часто употребляем в пищу, так как они не требуют долгой обработки. Большинство мам работает, у них не остается сил и времени на приготовление домашней пищи, и они широко используют полуфабрикаты типа сосисок и колбас, бутерброды и т.п.

Но почему их нельзя постоянно есть, особенно детям?    

Примерно в середине 70-х годов на нас свалился вал хронических желудочно-кишечных заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста. Если ранее пик язвенной болезни у школьников приходился на 14-15 лет (как правило, ею страдали мальчики), то в эти годы он переместился на 7-8 лет. Многие врачи считали, что виноват стресс, связанный с поступлением в школу, тем более, что и больных было больше среди ребят, ранее не посещавших детские сады (домашних детей). Однако все это нельзя объяснить только школьным стрессом, так как с тех пор обстановка в наших школах сколько-нибудь существенно не изменилась.


Уважаемые родители! Избегайте давать детям печень!




К сожалению, в настоящее время приходится исключить из питания детей такой продукт, как печень. Если раньше мы обязательно включали печень в питание детей, страдающих малокровием, то сегодня необходимо от этого отказаться: в печени животных скапливаются все химические вещества, которыми так насыщены поедаемые ими травы.

Азотистые удобрения - причина многих заболеваний!

    Что же случилось с нашими детьми? В литературе перечислено много факторов риска, способствующих развитию различных заболеваний в нашей стране: переедание, однообразное питание, неподвижный образ жизни и т. д. Все эти факторы действовали и раньше, а подъем указанных заболеваний начался в 70-80-х годах. Оказалось, что именно в это время в нашем сельском хозяйстве начали массово применяться азотистые удобрения. В этом, повидимому, и заключается основная причина. И до настоящего времени терапевтические отделения больниц больших городов заняты, в основном, больными с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей



Чем вредны нитраты и нитриты?

    В чем же состоит вредное воздействие нитратов и нитритов на человеческий организм? Эти соединения, являющиеся также обязательным компонентом при изготовлении в нашей пищевой промышленности мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, разрушают слизистую оболочку желудка. Еще страшнее то, что они являются канцерогенами. Под их влиянием хромосомный набор клетки здорового человека может измениться и стать подобным хромосомному набору раковой клетки.

Как быть с овощами?

    Вы можете мне возразить: "Хорошо, мы исключим вредные для детей продукты, такие, как колбасы, сосиски, но как быть с овощами, купленными в магазине?" Действительно, вопрос правомерный, и четко ответить на него в настоящее время трудно. Можно вымачивать овощи в холодной воде (30-40 минут). Еще полезно, кроме вымачивания, варить овощи мелко нарезанными на дольки. При этом около 50% нитратов переходит в отвар. При варке картофеля "в мундире" в воду уходит 21-26% нитратов, а при варке очищенного картофеля - около 50-56%. Около 10% нитросоединений

скапливается в кожуре фруктов и овощей.

Поэтому сегодня лучше давать детям очищенные яблоки, груши, огурцы. А еще лучше если вы, уважаемые родители , будете давать овощи детям со своего огорода.

Капуста и морковь .

    В капусте наибольшее количество нитратов находится в зеленых поверхностных капустных листьях и в кочерыжке. У моркови нитраты скапливаются в стержне. Считают, что если стержень значительно светлее остальной моркови, то эта морковь содержит много вредных веществ и ее лучше не давать детям в сыром виде.

Длинные огурцы .

    Еще хочется вас предупредить: будьте осторожны со свежими огурцами, которые круглогодично продаются в магазинах. Эти длинные, потерявшие нормальную форму огурцы в последние годы стали постоянным источником отравлений у детей. При квашении и мариновании нитраты частично теряются при бланшировании, частично переходят в рассол. А при консервировании около 15-20% "улетучивается" в процессе стерилизации.

КОРМИТЕ ДЕТЕЙ КАШАМИ!!! 

Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы. содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В моем детстве не было ни чипсов ни сухариков, мама часто варила нам с братом кашу со сливочным маслом, и мы с удовольствием ее уплетали. И сейчас спустя много лет каша для меня является одним из любимых лакомств. Приучайте своих детей с детства не к сухарикам и батончикам, а к кашам и супам. В кашах имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке). В каши можно добавить варенье, сухофрукты, свежие фрукты, орехи и ягоды.

Лесные и дикие ягоды.

    Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды - их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины.

Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно. Какое место должны занимать мясные продукты в рационе детей? Сейчас дети у нас получают мясо ежедневно и не один раз в день. В этом постоянно убеждаешься, расспрашивая родителей заболевших детей об их рационе. Как правило, сегодня основные продукты нашего питания - мучные изделия (макароны, белый хлеб) и мясо. В школьных обедах часто присутствует мясной бульон, котлеты, сосиски.







Я расскажу вам о "Мясном мифе"

    Бытует мнение, что только мясные продукты могут обеспечить все необходимое для растущего организма и насытить его, что мясные блюда полезны как старым, так и молодым, больным и здоровым. Приходится наблюдать, как в детских и лечебных учреждениях при четырехразовом питании на завтрак, обед и ужин почти всегда дают мясные блюда. И с этим ничего невозможно сделать, так как при отсутствии мяса от родителей или больных начинают потоком идти жалобы на плохое питание. А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа.

Российские традиции ограничения мясоедения.

    В России всегда были приняты очень большие перерывы в приеме мясной пищи. Прежде всего это два обязательных длительных поста: Рождественский и Великий. Кроме того, в течение всего года еженедельно по средам и пятницам верующие (практически все люди) также не ели мясной пищи. Ели каши, овощи, ягоды, грибы. Хочу напомнить вам, что тогда качество мясных и молочных продуктов было значительно выше современного. Как же нам поступать теперь? Не стоит ли вернуться к опыту прошлых лет? Очень многих болезней можно было бы избежать, правильно организовав питание.

Нужны вегетарианские дни!

    Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны употребляться не чаще одного раза в день. Вы наверное скажете что дети будут голодные. Нет, вегетарианские дни - не голодные дни. Они разгрузочные. В эти дни легче переваривается пища, не требуется напряженная работа всего пищеварительного тракта.

Вегетарианство предохраняет от хронических болезней !

    Попробуйте изредка менять дни с обычной диетой на дни с вегетарианской. Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления, как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом подреберье, запоры. А ведь это - признаки нарушения переваривания пищи, которые очень часто приводят к возникновению таких болезней, как гастрит, колит, холецистит и т.д. Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечнососудистой систем, и особенно - от аллергических состояний.

Сосуды надо беречь с детства!

    Вы спросите: "А почему речь теперь зашла о поражениях сердечнососудистой системы? Ведь склероз и его осложнение - инфаркт - это удел старых людей?" Нет, сейчас инфаркты встречаются и у молодых. Несколько лет тому назад на заседании кардиологического общества в Москве демонстрировали срезы артерий детей и подростков, погибших в катастрофах. На стенках артерий и аорты выявлялись настоящие признаки формирования склеротических поражений. Вот когда в наше время начинаются поражения сосудов у человека! Оттого и профилактика их должна начинаться с детского возраста.

Типичное питание сегодняшних школьников неприемлемо.

  Уважаемые родители давайте посмотрим как питаются ваши. Утром - бутерброд с колбасой, днем - мясной обед, вечером - сосиски с гарниром, почти ежедневно мороженое, часто торты с жирным кремом, сладости, сухарики, чипсы.

И все это при малой физической активности! И мы еще удивляемся, почему у нас так много людей с нарушениями обмена веществ, ожирением, астмой, сосудистой патологией. Конечно, нельзя полностью лишать детей конфет, пирожных, мороженого. Но эти продукты не должны употребляться ежедневно, они должны быть только на праздничном столе. Существует истина, которую должна знать каждая мать: не так важно, сколько съест ребенок, важнее - сколько он сможет усвоить! В связи с этим поговорим об организации самого процесса питания детей. Желание есть возникает тогда, когда человек успел поработать, подвигаться. К этому моменту начинают активизироваться желудочные ферменты, переваривающие пищу. Чем приятнее запах и вид пищи, тем больше активность ферментов в желудке и тем сильнее ощущение голода.

Утреннее отсутствие аппетита.

   Можно провести небольшой диалог или опрос родителей, задать следующие вопросы.

- А как вы обычно кормите детей?

- Заставляете ли вы насильно ребенка завтракать?

Ребенок только встал с постели. Как правило, он еще не совсем проснулся, не подвигался. Желания есть у него еще нет. А мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! Не добивайтесь аппетита принуждением! Стоит ли так бояться голода? Лучше не съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик - ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Для того чтобы у него был аппетит, нужна спокойная обстановка. Надо научить малыша медленно и спокойно жевать, еда должна быть для него удовольствием. Почему важно не спешить во время еды? Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное - научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки - и травмирует их.

Пустая тарелка - не всегда хорошо!

    Во время еды нельзя отвлекать ребенка игрушками, сказками и т.д. А если он отказывается от еды, то, может быть, он еще не голоден. Но мать хочет его накормить. Она ему читает в лучшем случае, а в худшем - сердится на него. А малыш автоматически открывает рот, и туда ему вливается пища. Мать утешает себя тем, что тарелка опустела и ей кажется, что малыш будет сыт. А он не сыт. Он ничего не переварит. Он сделал первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

А сейчас я вам расскажу почему нужно избегать перекармливаяния?

    Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Однажды в больницу попал ребенок где его лечили от анорексии (отсутствие аппетита). Малыш рос в обеспеченной семье, где не было ни в чем недостатка, эта семья имела возможность покупать такие продукты, которые в обычных магазинах отсутствуют. По утрам ребенку давали бутерброды с черной и красной икрой, в обед предлагали отварные языки, но он отказывался от еды. Родители были в отчаянии, так как он мог целыми днями не есть. Он худел, его мучили запоры. Решили положить его в нашу больницу для обследования. Родителям было поставлено одно условие: из дома разрешалось приносить только фрукты и овощи для приготовления свежих соков. Малыш получал до еды разведенные соки (никаких ферментов врачи дополнительно не назначали), ел каши, которые ему давали в столовой больницы, гулял, спал, т.е. вел обычный образ жизни. Уже через две недели он с восторгом уплетал нашу больничную еду. Все результаты обследования показали: ребенок здоров. Он просто перекормлен, не знает чувства голода.

Родители! А знаете ли вы, что надо учитывать темперамент?

   Переваривание пищи у человека связано не только с обстановкой, но зависит и от его темперамента. Ученые изучали ферментативную активность детей, живущих в детском доме. Оказалось, что дети холерического склада, которые были посажены за еду сразу после прогулки, не могли долго успокоиться, вертелись и плохо ели. Пища у них переваривалась плохо. А дети флегматического темперамента после прогулки спокойно садились за стол, сосредоточенно ели. У них пища переваривалась хорошо. Приглядитесь к своему ребенку, может быть, после прогулки ему лучше отдохнуть, расслабиться и затем только есть. А лучше всего поговорить с ним о новостях в школе и подождать, пока он сам попросит обед.

Когда отсутствие аппетита говорит о болезни?

    Только в тех случаях, когда ребенок отказывается от еды в условиях спокойной и доброжелательной обстановки и не утоляет голод кусками хлеба или любимыми блюдами, нужно подумать, не заболел ли он. Тогда необходимо прежде всего выяснить, нет ли у него каких-то заболеваний пищеварительного тракта, заражения глистами или других болезней.



Как сохранять аппетит?

    Ребенку, который утром отказывается от еды, нужно предложить попить. Я сама, после того как проведу все утренние процедуры, выпиваю стакан кипяченой воды или отвар из трав и только спустя 30-40 минут завтракаю. Ребенку можно предложить стакан компота, морса, кефира или молока ну или воды - что предпочтет ребенок. Некоторые утром, например, предпочитают съесть яблоко. Натощак дайте ребенку немного воды - в таком количестве, в каком он ее потребует. Через 15-30 минут или позже дайте ребенку разведенный сок из сезонных фруктов. Летом - соки из ягод: черники, черной и красной смородины, вишни и т.д., осенью и зимой - из яблок, груш, а весной - из цитрусовых. Для лучшего переваривания пищи соки детям разводят водой (это важно!) в пропорции 1:1 или одна часть воды к двум частям сока. Через 15-30 минут дайте ребенку любую кашу. Не подгоняйте его при еде. Сколько съест, столько съест. Дайте ему с собой в школу завтрак и скажите, когда его съесть. Можно рекомендовать такую последовательность: на первой перемене - яблоко, на второй - кусок хлеба с вареньем, медом. Хлеб лучше использовать серый или так называемый докторский, с отрубями.

Что лучше есть на обед?

    В обед снова предложите малышу любой сок, а можно дать салат из помидоров с подсолнечным маслом или квашеную капусту с тем же маслом (сырая белокочанная капуста и свежие огурцы нежелательны, так как они могут вызвать расстройство кишечника). После этого - вегетарианский суп, крупяной или овощной; можно положить в него отварное мясо, фрикадельки. Иногда - рыбный суп с отварной рыбой. Изредка - мясной, нежирный суп.

Как можно и как нельзя есть мясо?

    Однако ни в коем случае нельзя давать костные бульоны! Когда-то ими кормили только скотину, а сегодня ими зачастую кормят детей. Не нужно и жирных бульонов. И наконец, не чаще четырех раз в неделю допустимо дать какое-либо мясо, но не сосиски и не колбасу. Можно кусочек постного мяса без гарнира. Если очень хочется, дайте к нему свеклу. Не следует давать мясо с картофелем, это сочетание неблагоприятно для переваривания. Дети вообще плохо едят гарниры к мясу, предпочитая мясо без гарнира, и это не случайно.

Что лучше есть на полдник?

    Через 2-3 часа можно предложить ребенку компот, либо печеные яблоки, либо чай с сухарями, сушками, нежирным печеньем.

Что лучше есть на ужин?

    Ужин чаще должен состоять из белковой пищи. Можно дать творог с кефиром, используя творог только собственного приготовления. Если у вас творог, купленный на рынке или в магазине, то во избежание отравлений сделайте сырники, творожную запеканку. Эти блюда хорошо сочетаются с кефиром. Иногда на ужин можно дать какое-то картофельное блюдо. Дети охотно едят картошку с квашеной капустой, соленым огурцом. Если ребенок любит яйца, два-три раза в неделю дайте ему яичницу. Можно предложить 1-2 вареных яйца, но не давать к ним еще какие-то блюда.

Вот такое простое, но разумное питание принесет пользу вашему ребенку. Конечно, если ребенок болен, лечащий врач вместе с родителями могут корректировать рекомендуемую диету, исходя из конкретных особенностей заболевания.

А теперь поговорим о детском рационе.

Рацион питания школьников должен включать все основные группы продуктов, а именно – мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир и другие кисломолочные продукты, сыр, творог являются основными источниками высококачественных животных белков, способствующих нормальному росту и развитию детей, их устойчивости к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних воздействий. Усвояемость белков мяса, рыбы составляет 93 -95%, молока, яиц – 96 -98%, овощей, круп – 80%, бобовых – 70%.Количество белка животного происхождения в рационе детей школьного возраста должно составлять 60% от общего количества белка. Для обеспечения белковой полноценности питания следует ежедневно включать в рацион школьника:

  • молока 500 г ,

  • творога 40-50 г,

  • сыра 10-15 г,

  • рыбы 40-60 г,

  • мяса школьникам младшего возраста (7 – 10 лет) -140 г,

  • среднего возраста (11 -13 лет) – 175 г и подросткам (14 -17 лет) – 220 г ,

  • одно яйцо.

Этим набором продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белках при условии поступления достаточного количества белков растительного происхождения (их содержат фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи).В питании детей следует использовать нежирную говядину или телятину, крольчатину, нежирную свинину, курицу, индейку; из субпродуктов – печень, сердце ,почки ,мозги, язык. Субпродукты являются источником полноценных белков, фосфора, железа, меди, витаминов группы В. Блюда из субпродуктов нужно вводить в рацион школьников не менее 2 раз в неделю. Значительно менее полезны разные виды вареных колбас, сосиски и сардельки.

Мясные блюда, как говорилось выше , дети едят с удовольствием едят и без гарниров, но будет очень полезно если мясо сочетать с овощными гарнирами. Среди рекомендуемых видов рыбы – треска, минтай, хек, навага, судак и др. Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) по своей пищевой ценности не имеют преимуществ перед свежей рыбой, но содержат значительное количество соли и оказывают раздражающее действие на недостаточно зрелую слизистую желудка и кишечника детей младшего школьного возраста. Поэтому их можно включать в рацион питания этой группы детей лишь изредка и в небольших количествах. Мясо и рыба могут использоваться в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов – в зависимости от индивидуальных вкусов детей. Наибольшую биологическую ценность в питании детей имеют молочные белки. Поэтому молоко является обязательным, не подлежащим замене продуктом питания школьников. Молочный жир находится в состоянии эмульсии и включает биологически ценные ненасыщенные жирные кислоты, а также жирорастворимые витамины. Молоко – источник минеральных солей, в том числе легкоусвояемых кальция и фосфора. Оно содержит микроэлементы: кобальт, медь, цинк, йод, алюминий. В питании школьников следует широко применять различные продукты, получение которых основано на молочнокислом брожении – творог, сметану, сыры, кефир, простоквашу, йогурт, ацидофильное молоко и т.д. В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий в молоке образуются витамины В1, В2 и ферменты. Микроорганизмы, содержащиеся в молочнокислых продуктах, создают в кишечнике кислую среду и подавляют жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий. Молочнокислые продукты являются хорошим возбудителем пищеварительной секреции, способствуют регулярному опорожнению кишечника. Большое значение в питании школьников имеет творог, который богат кальцием и фосфором, содержит незаменимые аминокислоты. Важную роль в питании детей играют сложные белки – фосфопротеиды, источником которых являются яйца (желтки). Фосфопротеиды необходимы для нормального формирования и функционирования центральной нервной системы. Поэтому в рацион нужно ежедневно включать одно яйцо. Значение жиров в питании школьников многообразно: они используются для пластических целей, особенно для построения нервной ткани, являются растворителями витаминов А, Д, Е, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Кроме того, некоторые жиры сами служат источником этих витаминов, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот. Наиболее ценные жиры – молочный жир, который входит в состав молока и молочных продуктов (сливочного масла, сливок, сметаны), а также жир, входящий в состав яичного желтка. Эти жиры хорошо усваиваются и содержат витамины А и Д, весьма важные для ребенка. Растительное масло ,хотя практически и не содержит витаминов, хорошо усваивается организмом ребенка.

Не рекомендуется использовать говяжий, бараний, утиный и гусиный жиры. Они угнетают секрецию пищеварительных соков, длительное время задерживаются в желудке и кишечнике, ухудшают усвоение прочих компонентов пищи.

Растительные масла (подсолнечное, кукурузное, оливковое- 12 – 18 г для школьников разных возрастных групп), источник полиненасыщенных жирных кислот, следует использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., а сливочное (20- 50г) – для приготовления бутербродов, заправки блюд. Важное значение в питании школьников имеют углеводы, которые являются основными источниками энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью детей их энергозатраты значительны. Кроме того, напряженная умственная деятельность также связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет около 2% общей массы тела, а потребляет примерно 20% всей энергии, расходуемой организмом в покое. Количество углеводов в питании школьников должно быть примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров, т.е. 280 – 400г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия, овощи и фрукты). Источником их можно считать и молоко, которое содержит сахар – лактозу. Рекомендуемое количество сладостей следует давать после еды. Они являются специфическим пищевым раздражителем, нормализующим тонус нервной системы. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, содержащегося в хлебе, крупах, картофеле. Поэтому в детском питании предусматривается большое количество хлебобулочных изделий (300 – 400 г) и круп (до 35 г) в день. Хлеб используется ржаной и пшеничный. Крупы, особенно гречневая и овсяная, наряду с углеводами, обеспечивает детей растительными жирами, растительными волокнами, витаминами В1, В2, РР, магнием. Вместе с тем, преимущественно углеводное питание приводит к существенным нарушениям обмена веществ и снижению иммунитета. Наблюдается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к гнойничковым заболеваниям, развитие кариеса.



Цельные злаки для детей.

- Помогают сбалансировать рацион ребёнка

- Содержат необходимый комплекс витаминов и минеральных веществ для полноценного роста и развития ребёнка

- Содержат пищевые волокна для хорошего пищеварения

- Обеспечивают достаточным количеством энергии, позволяющей поддерживать высокую умственную и физическую активность ребенка в школе

- Формируют у школьника привычку завтракать

- Уменьшают количество перекусов между приемами пищи, снижая риск увеличенного потребления легкоусвояемых углеводов и жиров, предотвращая развитие избыточной массы тела и ожирения.

Существуют уже готовые завтраки с цельными злаками, например, готовые завтраки компании NESTLE .

Готовые завтраки NESTLE из злаков — это уникальное сочетание полезных ингредиентов для полноценного и вкусного завтрака, который одинаково необходим как детям, так и взрослым. Основой для производства продукции являются натуральные компоненты: ЗЕРНОВОЕ СЫРЬЕ (пшеничная мука, рисовая, овсяная и кукурузная крупы), молоко, фрукты, орехи и другие полезные ингредиенты. Готовые завтраки NESTLE вкусно и полезно употреблять с молоком, йогуртом, кефиром или соком. Готовый завтрак  — это не только питательный завтрак для ребенка , но и полезный перекус.

Заключение ИП РАМН о готовых завтраках с цельными злаками компании NESTLE .





Сейчас я вам продемонстрирую примеры сбалансированного здорового завтрака.

Рекомендуемая дневная норма калорий для детей в возрасте 7-10 лет составляет 2350 ккал. При этом с завтраком должно поступать около 25% энергии дневного рациона.

1-ый вариант:

Готовый завтрак NESQUIK с молоком,

1 банан, тост с маслом и джемом, чай

Примерно – 525 ккал

2-ой вариант:

Готовый завтрак NESQUIK с молоком,

1 обезжиренный йогурт, 1 банан, апельсиновый сок (250 мл)

Примерно – 500 ккал

3-ий вариант:

Готовый завтрак NESQUIK с молоком,

1 апельсин, бутерброд с маслом и колбасой, чай



Примерно – 580 ккал





Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Уважаемые родители! Откажитесь от «быстрой» еды, готовьте вместе с ребенком, тем самым еще раз приучая его правильно питаться и проводя больше времени с ним. Дорогие мамы, встаньте не много раньше с утра, чтобы приготовить полезную кашу своему чаду, пусть он не торопясь, съест ее. Помните, что настанет время, когда мы окажемся на месте наших детей, когда готовить придется нашим детям для нас. И когда такое время наступит, я надеюсь, что не получу в кровать пачку чипсов и баночку колы.

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Использованная литература

1. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева –М.:Олма-Пресс Инвест, 2003.73с.

2. «Питание и здоровье». Р. И. Воробьев. Москва «Медицина», 1990

3. «Раздельное питание». (Лекция) Т. Данкова. Москва, Сокольники, «ТОР», 30 апреля 1998

4. «Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма человека». (Лекция). Б.П. Персец. Москва, 1998

5. «Раздельное питание». Ренате Цельтнер. Феникс, 1997

6. «Секреты долголетия». Поль С. Брэгг, Герберт Шелтон. Сыктывкар, 1992

7. «Три пользы». И. И. Литвина. Санкт-Петербург, 1997

8. «Человек - соль земли». Надежда Семенова. Санкт-Петербург, «Диля», 1999

9. «Чудо голодания». Поль С. Брэгг. Хабаровск, 1991







44




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!