Министерство просвещения Российской Федерации
МОУ СОШ №1 Нейского муниципального округа
Костромской области
Методические пособия для педагога
по использованию образовательных технологий
в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе
Методическое пособие
«Школьный краеведческий музей
как средство патриотического воспитания школьников»
Учитель истории и обществознания
Ширяева Нина Валентиновна
2024 год
1. Введение
Современная России находится в условиях быстроменяющихся экономических, политических, социальных проблем. Растут тенденции фальсификации истории России, ее вклада в мировую историю.
Поэтому формирование единой, целостной системы гражданско-патриотического воспитания молодежи становится необходимым условием поднятия патриотического духа в обществе, формирования чувства гордости за историю своей страны и родного края.
Президент Российской Федерации В.В.Путин на встрече с участниками «Российского движения школьников» отметил: «Вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения на основе ценностей патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре, по праву находятся в числе значимых общенациональных задач, реализации которых государство неизменно уделяет приоритетное внимание».
Краеведческий материал является важной составляющей для формирования мировоззрения учащихся, воспитания патриотизма, чувства гордости за вклад земляков в историю страны.
Большой вклад в формирование патриотического воспитания обучающихся вносят предметы старины. Если ребенок не прошел стадию приобщения к предметному миру, погружения в стихию национальной культуры, не узнал о существовании ценностей, отличных от массовых образцов, его развитие будет неполным и даже ущербным.
Знакомство учащимся с музейными экспонатами способствует живому созерцанию и наблюдению, которые последовательно ведут к элементам исследования, анализа, оценки, классификации. Учащиеся погружаются в ту или иную эпоху, видят ее глазами жителей другого исторического времени. Предметно-развивающая среда школьного музея дает ученику импульс для погружения в большой пласт информации, в котором он не пассивный созерцатель, а активный участник исторических событий.
Музейные экспонаты мотивируют учащихся к исследовательской деятельности, которая строится по законам проведения научного исследования и ориентирована на развитие умений:
- определять цели и задачи исследования, его предмет
- выдвигать гипотезу, проводить в соответствии с ней практическое исследование с классификацией материала
- самостоятельно осуществлять поиск литературы и дополнительных источников
- анализировать и систематизировать изученную информацию
- аннотировать изученные источники
- обрабатывать материал, моделировать информацию
- описывать результаты исследования, делать выводы и обобщения.
Методическое пособие разработано для учителей истории в качестве рекомендаций по использованию экспонатов школьного краеведческого музея для активизации познавательной деятельности учащихся, формированию патриотических чувств.
В пособии приводятся примеры приемов включения материалов краеведческого музея в школьный урок, возможности использования музейных экспонатов при организации и проведения экскурсий учащимися школы, организации работы краеведческого кружка, выполнения проектно-исследовательских работ учащимися по истории родного края.
2. Формы работы, рекомендуемые для использования учителем истории на основе экспонатов школьного краеведческого музея
Школьный краеведческий музей несет большие возможности для патриотического воспитания молодежи. Цель школьного музея – расширение знаний по истории родного края, воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории родного края и страны.
Основными способами использования экспонатов школьного музея для активизации познавательной деятельности учащихся являются:
- урок
- экскурсия
- организация работы краеведческого кружка
- руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся.
2.1. Уроки в школьном краеведческом музее
Проведение уроков в школьном краеведческом музее должно планироваться исходя из темы урока. Цели и задачи урока должны соответствовать возрастным особенностями, способностям и умениям учащихся.
Приемы включения краеведческого материала в изучаемую тему:
- рассказ, сопровождаемый демонстрацией музейного экспоната, документа, включение учащихся в диалог. Ученики должны быть вовлечены в занимательную беседу, проявить любознательность, учиться размышлять. С помощью вопросов легче контролировать усвоение учащимися темы урока
- самостоятельная работа учащихся с экспонатом по алгоритму
- сопоставление музейного экспоната с другими информационными объектами (аудио, видео, текст), установление общего и различного в характеристике того или иного события
- использование музейных экспонатов в качестве учебных пособий на уроке
- творческие задания (поиск история появления того или иного экспоната, рисунки, фотографии, представление в своем воображении мира глазами человека иного времени).
2.2. Экскурсии в школьном музее
Экскурсии, проводимые учащимися в музее, зависят от их содержания и приемов работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:
- по объектам показа
- по характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные)
- по целевому назначению.
Музей МОУ СОШ №1 имеет 3 отдела (Приложение №1):
- «История города Нея и Нейского района (в настоящее время Нейского муниципального округа)»
- «Быт крестьян XIX – начала XX вв.»
- «Военно-исторический отдел».
Подготовку и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее необходимо организовать таким образом, чтобы у ребят сложилось целостное представление о структуре школьного музея, его отделах. Поэтому экскурсию целесообразно начать с истории образования города и района.
Отдел школьного музея «Быт крестьян XIX - начала XX вв.» представлен коллекцией вещей крестьянского быта: самовар, прялки, керосиновые лампы, глиняная и деревянная посуда, жернова, берестяные изделия, топоры, косы, ступы, утюги, полотенца, аптекарские весы, крестьянская одежда. В музее создан электрифицированный макет деревенской печи в натуральную величину, предметы домашнего обихода, ткацкий стан.
Чтобы создать целостное представление о жизни простого населения России необходимо показать то, как было обустроено жилище, и как выглядел быт людей. Познакомив юных экскурсоводов с музейными экспонатами, необходимо предоставить им возможность узнать подробную информацию о каждом экспонате и составить связный интересный рассказ. Вот такой рассказ о быте наших предков, живших около двух веков назад, составили наши экскурсоводы.
«Представим, что мы вошли в обыкновенную крестьянскую избу, в которой жили когда-то наши дедушки и бабушки.
Проходите, гости дорогие, в уголок истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших предков, посмотрите на предметы, которыми они пользовались.
Уголок русской избы мы ласково называем «горенкой». Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает мать и отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели). Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Главный в «горенке» «красный угол». Здесь, на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец. В конце XIX- начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. На обеденном столе стояла солонка с солью как символ благополучия, достатка.
А это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.
А рядом стоял сундук. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «сундук с приданым».
Жизнь в избе кипела вокруг печи. Макет русской печки был выполнен учителем – фронтовиком Шуваловым Михаилом Ивановичем, когда он, выйдя на пенсию, работал в санаторной школе-интернате. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду. На печи сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печи спали. На печи грели свои косточки старики и старушки, дети любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, в печи даже мылись. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».
Человек, который умел класть печь (печник), пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Основанием печи служит печное место (деревянный сруб из толстых бревен). В его верхней части хранилась вся утварь: горшки, чугунки. Шесток – толстая доска около входного отверстия русской печи. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.
Главной достопримечательностью нашего школьного музея является электрифицированный макет русской печи в натуральную величину. Рядом с печкой стоит сват - злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит.
А вот жернова – приспособление для получения муки из зерна путем растирания их между двумя круглыми плоскостями, вращая верхний круг специальной ручкой. Зерно засыпалось в жернова в круглое отверстие в середине верхнего круга. Мука сыпалась через специальный лоток в нижнем неподвижном круге.
Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой, его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.
А теперь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.
На моталки сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.
С помощью вальков женщины выколачивали белье на реке.
А это наш самый уникальный экспонат - ручной ткацкий стан. Это подарок жителя города Неи Якимова Николая. Ткацкий стан подлинный. Материал: дерево. Размеры: длина - 127 см; ширина - 85 см; высота - 110 см. Ширина готовой дорожки - 56 см.Ткацкий стан использовался в сельской местности для получения ткани из льняных или шерстяных ниток вплоть до 30- 40 гг. ХХ века. С древнейших времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, полотенца, скатерти, покрывала. На ручном ткацком стане женщины ткали льняные дорожки, которыми устилали полы в избе и накрывали лавки. На ткацком станке соткана часть половика, и так плотно и гладко, что диву даешься мастерству наших предков.
В быту использовали глиняные кувшины, крынки, деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках.
Ну, а здесь смотрите сами: ножницы, аптекарские весы, серпы, лампы, фонари одним словом, домашняя утварь. А вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. Чтобы угли лучше горели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож был. Посмотрите! Это - рубель. Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.
А вот еще любопытный экспонат - лапти.
Взгляни на пару лыковых лаптей,
Они достойны взгляда, между прочим.
В наш век среди затейливых вещей,
Нет обуви бесхитростней и проще.
Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия». И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
Когда же впервые появились лапти на Руси? С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.
До наших дней дошли изделия из бересты: берестяной туесок, ведерко, пестер. Береста - наружная сторона коры березы, легкодоступный и простой материал, используемый издавна крестьянами для бытовых, художественных изделий. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба, туеса. В берестяных туесах хранили мед, ягоду. С берестяными корзинами и туесами ходили по грибы. В такой упаковке все долго оставалось свежим. Из бересты делали шкатулки, ларцы, коробочки. Ведь и тогда женщина хотела быть красивой и хранила там незатейливые украшения!»
Экспозиция «Военно-исторический отдел» включает в себя подлинные экспонаты военного времени: оружие, документы и фотографии, предметы быта военнослужащих, копии писем, информацию о наградах, оружии Красной Армии, воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, видеоматериалы. К экспонатам военного времени относятся:
- радиорепродуктор - «Тарелка» 40-50 гг.
- патефон
- гильза от 45 мм пушки
- гильза от снаряда к 122 мм пушке
- гильзы от снарядов к 45 мм пушке
- 82 мм мины батальонного миномета
- граната РГД наступательная для пехоты
- граната Ф-1 «Лимонка»
- макет автомата ППШ
- магазин пулемета Дегтярева, крышка от магазина ручного пулемета Дегтярева
- гильзы от крупнокалиберного пулемета
- макет автомата «Шмайсер»
- подсумок для патронов кожаный
- рубашка гранаты РГД
- шашка времен гражданской и Великой Отечественной войн
- берданка
- каска русская армейская стальная
- каска немецкая
- каска пожарная 30-40 гг.
- керосиновая лампа
- армейский полевой телефон
- военная сумка-планшетка (офицерская)
- солдатская форма 40-70 гг.
- матросская форма 1938 г.
- мина противотанковая
- коробка для ленты к пулемету «Максим»
- русская пехотная лопатка
- стекло ламповое
- поварской черпак
- солдатская фляжка
- немецкая губная гармошка
- фонарь уличный
- полевой телефон времен Великой Отечественной войны
- благодарственные письма солдатам
- военный билет участника Великой Отечественной войны
- «Похоронка»
- личные письма участников военных действий - «солдатский треугольник»
- фотокопия газеты «Голос стахановца».
Знакомство посетителей музея с каждым из этих экспонатов позволяет представить суровые дни Великой Отечественной войны, мысленно очутиться на поле сражения.
В зависимости от цели экскурсии каждый предмет может быть выбран для составления тематической или обзорной экскурсии.
Воспитательным моментом экскурсии может стать предоставление права сесть за «Парту героя», погибшего во время проведения Специальной военной операции.
2.3. Организация работы краеведческого кружка
Привлечение учащихся в работу краеведческого кружка основывается на их личном интересе, непосредственном желании расширить знания по истории родного края. Программа кружка должна включать занятия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Программа кружка «История земли Нейской» рассчитана на 15-16 занятий в течение одного учебного года.
Актуальность кружка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере гражданско-правового и патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Программа кружка ориентирована на привитие любви к истории родного края, уважения к ее прошлому. Она способствует формированию личности, воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности. Программа носит практико-ориентированный характер, что способствует развертыванию краеведческой, поисковой работы, развитию интереса к исследовательской деятельности, повышению в целом исторической подготовки.
Занятия кружка распределяются по следующим ступеням:
- диагностика (занятия на этой ступени позволяют учителю получить сведения об уровне информированности учащихся и их мотивации)
- погружение (на этой ступени учащиеся с помощью разнообразных форм занятий получают достаточно большой объём информации по истории края)
- обратная связь (учащиеся соотносят полученные знания с имеющимися ранее)
- проблема, интерес (на этом этапе идёт поиск учащимися информации о наиболее заинтересовавших вопросах и проблемах, связанных с историей края, что способствует приобретению учащимися практически ориентированных умений по поиску и систематизации материала)
-прикосновение к судьбе (сбор информации о людях нашего края, их судьбах, что способствует соотношению учащимися их нравственных ориентиров с жизненными позициями этих людей)
-презентация результатов деятельности (демонстрация продукта деятельности – проектно-исследовательских работ).
Тематическое планирование краеведческого кружка «Край мой нейский»
Ступень, кол-во часов | Тема | Форма проведения занятия | Предполагаемый результат |
1. Диагностика 2 занятия | Чем знаменит наш край? | Игра-путешествие по карте исторических достопримечатель- ностей края | Наличие необходимой информации о достопримечательностях края |
Чем знаменит наш город ? | Викторина «Любимый город» Приложение №2 | Знания учащихся о годе Нея |
2. Погружение 8 занятий | Наш край в древности | Работа со статьями из районной газеты «Нейские вести» по технологии Ривина | Приобретение знаний о заселении нейских земель племенами мерян и славян, их занятиях, образе жизни |
Нейская земля в XIII-XVII вв. | Лабораторное занятие по статьям книги Пискунова А.Г. «Край мой нейский» и информацией школьного музея | Владение информацией о времени монгольского нашествия, о развитии края в 14-16 вв., об отрядах Разина на территории края |
Нея дореволюционная | Работа со статьями из газеты «Нейские вести» и архивными материалами краеведческого музея, экспонатами школьного музея отдела «Быт крестьян XIX – начала XX вв.» | Сведения о развитии края в XVIII- XIX вв. |
Советская страна - советская Нея | Работа со статьёй «Район в цифрах и фактах за 75 лет» в книге Пискунова А.Г., экспонатами школьного музея отдела «История города Нея и Нейского района» | Информация о достижениях района в советский период |
Наш край в годы Великой Отечественной войны | Экскурсия в краеведческий музей, работа с экспонатами отдела школьного музея «Военно-исторический отдел» | Информация о вкладе наших земляков в победу над немецко- фашистскими захватчиками |
Что дали краю хрущёвская «оттепель» и брежневский «застой»? | Работа со статьёй «Район в цифрах и фактах за 75 лет» в книге Пискунова А.Г., экспонатами школьного музея отдела «История города Нея и Нейского района» | Информированность учащихся о достижениях района в социально-экономической сфере |
Наш край в новой России | Встреча с представителем администрации муниципального округа | Владение информацией об изменениях в управлении и реформе местного самоуправления |
Перспективы развития края | Встреча с представителем администрации муниципального округа | Информированность учащихся о перспективах развития муниципального округа |
3.Обратная связь 2 занятия | «Знай и люби свой край!» | Работа творческих групп, оформление презентаций | Компьютерные презентации, альбомы, стенгазеты с теоретической информацией и творческими заданиями для учеников, принимающих участие в Дне истории во время проведения Недели наук |
4.Проблема, интерес 4-5 занятий | «Хочу узнать, как это было» | Поисково-исследовательская деятельность | Оформление результатов поиска в виде докладов, рефератов, сообщений |
5. Прикосновение к судьбе 3 занятия | «Люди и судьбы» | Поисково-исследовательская деятельность | Проектно-исследовательские работы, пополняющие экспонаты школьного музея |
6. Презентация результатов работы 2 занятия | Материалы для школьного музея «История земли нейской» | Формы презентации определяются учащимися самостоятельно | Презентация на заседании секции школьного научного общества «Квазар» |
2.4. Руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся
Выполнение проекта начинается с формулировки проблемы, т.к. всем известна фраза «нет проблемы, нет деятельности». Формулировка проблемы способствует постановке цели проектно-исследовательской работы.
Цель - конечный результат проекта, ответ на главный вопрос проекта. Цели можно достичь только при выполнении определенных шагов - решении задач. Формулировка задач в итоге позволяет составить план проекта. В ходе реализации плана проекта ученик работает с различными источниками, учится их анализировать, брать интервью, проводить анкетирование.
Направляя работу учащегося над проектом, учителю необходимо отслеживать динамику формирования его умений и навыков. Обязательно должны быть отслежены: степень самостоятельности ученика в проведении исследования, количество и качество использованных источников, степень самостоятельности формулировки выводов, мотивация выбора темы, понимание учащимся логики проекта от постановки целей и задач до формулировки выводов, умение самостоятельно оценивать достигнутые результаты, понимание значимости проекта для себя и окружающих.
Алгоритм выполнения проекто-исследовательской работы
1. Выбор темы проектно-исследовательской работы, отражение актуальности выбранной темы.
2. Определение проблемы и ее формулирование.
(с одной стороны, всем известно (все знают), что………., но, с другой стороны, часто можно увидеть (в нашей жизни чаще всего происходит), что………..
3. Выделение объекта научной работы (то, на что направлено исследование) и предмета (что именно, конкретно, в объекте будет подвергнуто исследованию).
4. Постановка цели (чего хочет добиться учащийся по результатам разработки проблемы).
5. Выдвижение гипотезы исследования (то, что предполагает исследователь, опираясь на имеющиеся знания и личный социальный опыт)
6. Определение основных задач исследования (то, что нужно сделать, чтобы реализовать цель: изучить, описать, установить, выяснить, пронаблюдать, опросить, вывести формулу…).
7. Определение способов решения задач.
8. Проведение исследования.
9. Обработка полученных данных и информации.
10. Письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста (по определенным требованиям).
11. Представление к защите и защита работы. (Проект всегда должен быть оформлен в виде какого-либо нового продукта с элементами новизны, полезного для кого-то).
3. Заключение
Таким образом, умелое использование материала и экспонатов школьного краеведческого музея способствует активизации познавательной деятельности учащихся, помогает формированию патриотических чувств у юных граждан нашей страны.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Трудно не согласиться с высказыванием академика.
Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеурочной деятельности.
Краеведческая деятельность, обладающая образовательными и воспитательными ресурсами, может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Через краеведение создаётся органическое единство интересов личности, общества и государства.
Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации. Материал краеведческих музеев – один из способов воспитания активной гражданской позиции обучающихся, бережного отношения к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.
Как верно подмечено В.В.Путиным: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм... Патриотизм – это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что досталось от своих дедов и прадедов. Это все должно быть в нашей душе в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком».
А создать те условия, о которых говорит наш Президент, должны в первую очередь семья и школа.
4. Список использованных источников и литературы:
1. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. Учебно-методическое пособие.- М.: ФЦДЮТиК, 2006
2.Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. - М.: ФЦДЮТиК, 2006
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004
5. Электронный ресурс «Школьный музей в культурно-образовательном пространстве» https://infourok.ru/shkolnie-muzei-v-kulturnoobrazovatelnom-prostranstve-metodicheskoe-posobie-dlya-rukovoditelya-shkolnogo-muzeya-409023.html
Приложение №1
Отдел «История города Неи и Нейского района |
| |
| |
| |
| |
Отдел «Быт крестьян XIX – начала XX вв.» |
| |
| |
| |
«Военно-исторический отдел» |
| |
| |
| |
| |
|
Приложение Игра-викторина «Любимый город Нея»
Игра включает вопросы по 4 темам:
1. История родного края
2.Знаменитые люди, именами которых названы улицы города Неи
3.Наш край в годы Великой Отечественной войны
4.Памятные места родного города
Каждая тема представлена пятью вопросами, имеющими оценку на 10, 20, 30, 50, 70 баллов.
Вопросы темы «История родного города»
10 баллов – «В каком году на железной дороге появился полустанок Нея?»
(в 1906 году)
20 баллов – «Одной из первых строек в Нее был водопровод, что он обслуживал?»
(Водопровод был необходим для железной дороги. Паровозы работали от пара, при остановке на станции им необходима была поблизости вода.)
30 баллов – «Что означает название города Нея?»
(Название города произошло от названия реки Нея, в переводе с фино-угорского языка – «извилистая река».)
50 баллов – «Где было выбрано место для станции Нея?»
(В 2.5 км. от реки Неи среди полей деревни Дорофеево)
70 баллов – «В каком году станция Нея получила статус рабочего поселка? В каком году статус города?»
(Статус поселка в 1926 году, статус города - в 1958 году)
Вопросы темы «Знаменитые люди, именами которых названы улицы города Неи»
10 баллов – «Герой Великой Отечественной войны, именем которого названа улица города, где расположен городской рынок» (Александр Матросов. Улица Матросова)
20 баллов – «Герой Советского Союза, участник Сталинградской и Курской битвы в ходе Великой Отечественной войны, именем которого названа улица»
(Махотин Борис Владимирович. Улица Махотина)
30 баллов – «Советский государственный деятель, нарком легкой промышленности СССР в 30-е годы 20 века, именем которого названа одна из улиц нашего города»
(Любимов Исидор Евстигнеевич. Улица Любимова)
50 баллов – «Наш земляк, получивший звание Героя Советского Союза за форсирование Днепра в ходе Великой Отечественной войны, именем которого названа одна из улиц»
(Русов Вениамин Алексеевич. Улица Русова)
70 баллов – «Нейчанин, боевой летчик, был представлен к званию Героя Советского Союза за 200 боевых вылетов на самолете «ИЛ-2», именем которого названа одна и улиц города»
(Виталий Ефимович Соловьев. Улица Соловьева)
Вопросы темы «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
10 баллов – «Наша землячка, возглавившая бригаду девушек по заготовке леса для паровозов в годы Великой Отечественной войны»
(Ефросинья Григорьевна Дюкова)
20 баллов – «Как чтят в нашем городе память о погибших земляках в Великую Отечественную войну?»
(Мемориал на Привокзальной площади «Погибшим воинам в годы войны». Памятный знак у Дома культуры к 50-летию Победы. Книга славы»)
30 баллов – «Дети какого города нашли приют в годы Великой Отечественной войны Нейском районе?»
(Дети блокадного Ленинграда)
50 баллов – «Что выпускали заводы города Неи в годы Великой Отечественной войны?»
(Военные повозки, сани, зарядные ящики, лыжи, стеклянные фляги и бутылки под зажигательную смесь, вещевые мешки)
70 баллов – «Сколько жителей нашего района ушли на фронт в начале Великой Отечественной войны? Сколько не вернулось?»
(4 тысячи ушли на фронт, 2 тысячи - не вернулись)
Вопросы темы «Памятные места родного города»
10 баллов – «Кому установлен памятник у входа в городской парк?»
(Владимиру Ильичу Ленину)
20 баллов – «Где в Нее находится памятник труженикам тыла?»
(На улице Матросова возле районного Дома культуры)
30 баллов – «В честь какого святого назван храм в нашем городе?»
(В честь Спиридона Тримифунтского)
50 баллов – «Участникам каких войн установлен памятник «Памяти павших во имя живых»?
(Участникам Афганской и Чеченской войн)
70 баллов - «Какому герою СВО, выпускнику 2005 учебного года, установлена мемориальная доска на здании нашей школы?»
(Никитину Алексею Александровичу)
В ходе игры участники делятся на две команды. По очереди выбирают тему и вопрос, имеющий свой вес. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
28