Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»
Методическое сообщение
«Камерное и фортепианное творчество Й. Гайдна.
Квартеты, трио, сонаты»
преподаватель фортепиано М.В. Зрянина
г. Ивангород
2023 год
В жанре квартетной музыки Й. Гайдн сыграл ту же роль, что и в музыке симфонической, то есть привел этот жанр инструментального ансамбля к классическому совершенству. Гайдн писал квартеты на протяжении всего творческого пути, начиная с середины 50-х годов. Но лучшие написаны им в 80-90-е годы.
Квартетная игра была излюбленным видом домашнего музицирования. Квартеты Гайдна, выросшие из этой прекрасной традиции, утвердили форму домашнего музицирования и способствовали его широкому распространению в разных европейских странах. Но неверно ограничивать значение гайдновских квартетов лишь сферой домашнего музицирования – оно гораздо шире. Благодаря глубине и яркости музыкального содержания и совершенству формы квартеты Гайдна вышли за узкие рамки домашнего музыкального быта и играли существенную роль в общественно-концертной жизни. Более того, они находились в противоречии с традиционными чертами, присущими музыке, распространенной в быту 18 века.
В квартетах Гайдна уже нет ни внешних украшений так называемого «галантного» стиля, ни декоративной пышности салонной музыки; простота народно-танцевальных и народно-песенных мелодий сочетается в них с замечательным мастерством контрапунктических сплетений голосов и отточенностью формы. Искрящееся веселье, задор и народный юмор, свойственные многим квартетам, вызвали отрицательное отношение к себе со стороны некоторых консервативных критиков, видевших в этом «оскорбление достоинства музыки», «баловство». Для камерной музыки характерен не только веселый задор; его квартеты обладают различными градациями настроений и чувствований – от светлой, безмятежной лирики до скорбных и даже трагических эмоций.
В квартетах новаторство Гайдна кажется еще более смелым, нежели в симфониях. Так, несмотря на ведущую роль первой скрипки как верхнего голоса, в поздних квартетах все четыре инструмента равноправны: в изложении материала главной и побочной партий не только в разработках, но и в экспозиционных и репризных разделах участвуют все инструменты. Кроме того, при вторичном проведении тематического материала и в его разработках все инструменты играют достаточно активную роль. Это сообщает квартетной фактуре специфическую полифоничность на гомофонно-гармонической основе, делает всю ткань подвижной и эластичной. Гайдн охотно пользуется в квартетах и специально полифоническими формами. Так, финалами некоторых квартетов являются фуги.
Новаторство Гайдна в области квартетного жанра выражается в том, что в некоторых его квартетах переставлены средние части. Изменение их порядка обусловлено характером крайних частей цикла и соображениями, связанные с принципом контрастности, лежащим в основе циклической формы. Кроме того в квартетах 1781 года Гайдн вместо менуэта вводит скерцо или скерцандо.
Многочисленные квартеты Гайдна - значительная художественно ценная часть классического наследия в области камерной инструментальной музыки. Это можно сказать и о других камерных ансамблях Гайдна, которые по стилю и музыкальному содержанию имеют много общего с его симфониями и квартетами.
В трио обычного состава, как и в сонатах для скрипки и фортепиано, все инструменты равноправны и принимают одинаково активное участие в создании художественного образа: инструменты либо играют тему в унисон, либо чередуются в ее изложении. Но во всех, без исключения, ансамблях с участием фортепиано последнему поручается весьма ответственная, даже ведущая партия с использованием разнообразных выразительных и виртуозных возможностей инструмента.
Скрипичные сонаты Гайдна – это дуэты для двух равноправных инструментов, а не произведения для скрипки с аккомпанементом фортепиано.
Обращает на себя и роль фактуры в ансамбле с участием фортепиано. Ее своеобразие обусловлено равноправным участием фортепианной партии. В то время как в квартетах полнота гармонии осуществляется совокупностью всех четырех инструментов, в три и скрипичных сонатах только фортепиано дает полную гармонию средствами, свойственными этому инструменту (аккорды, арпеджированные гармонические фигурации сопровождения). Поэтому фактура в трио и скрипичных сонатах Гайдна не столь полифонична, как в квартетах.
Клавирная музыка Й, Гайдна (сонаты, рондо, вариации) – важная составная часть его огромного творческого наследия. Среди клавирных произведений Гайдна имеются истинные шедевры, сохраняющие интерес и по сей день и входящие в концертный и педагогический репертуар. В ранних клавирных сонатах весьма заметно влияние сонат Ф.Э. Баха, которыми Гайдн увлекался в молодые годы. Оно сказывается в типе мелодики, в обилии мелизматики, характерной для так называемого «галантного» стиля.
Как и в других жанрах, индивидуальный стиль композитора полностью проявляется в клавирных произведениях 80-90-х годов. Сонаты Гайдна, как правило, представляют собой трехчастный цикл сонатное аллегро, медленная часть, быстрый финал, обычно в форме рондо. Из сонат различного характера выделяются две монументальные в Ми бемоль мажоре, искрящаяся весельем соната Ре мажор ( первая часть), с ее танцевальным финалом, средняя часть переносит в сферу трагических эмоций, предвосхищая патетические страницы музыки Бетховена.
Используемая литература:
Б Левик – «История зарубежной музыки» Издательство «Музыка» 1966 год