Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Суджанский колледж искусств имени Н.В.Плевицкой»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
на тему:
«Личностно – профессиональное развитие
музыканта-специалиста»
Выполнила:
преподаватель отделения «Хоровое дирижирование»
«Суджанский колледж искусств имени Н.В.Плевицкой»
Грицепанова Светлана Владимировна
Декабрь - 2022
Что представляет собой личность музыканта?
Что представляет собой личность музыканта? Каковы отличительные черты этой личности? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что нужно обратить внимание педагогу, который воспитывает будущего педагога – музыканта? На какой путь его наставить, как вселить надежду и обжечь душу красотой, чтобы она стала более праведной и милосердной? Вот чего все ждут от музыкантов-профессионалов. И если мы посмотрим на всю историю существования музыки – от И.С.Баха и Д.П.Палестрины, а лучше – от Апполона и Орфея до Л.Бернстайна и Д.Д.Шостаковича, то увидим, что все великие музыканты – и композиторы, и исполнители – стремились решать именно эти задачи. Музыкальность – это одарённость, некий комплекс природных задатков, которые воспитывают в человеке музыкальный вкус, способность полноценного восприятия музыки, готовит из него музыканта-профессионала, даёт способность понимать гармоничное восприятие и видение мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Как сказал советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук, основатель школы дифференцированной психологии Б.М.Теплов: «Музыкальность – это комплекс способностей: творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д., развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления».
Педагогическая подготовка любого музыканта во многом опирается на достижения психологии (в том числе практической). Человек, выбравший карьеру музыканта-исполнителя любого направления, сталкивается с большим количеством психологических задач, которые требуют своевременного решения. Личностно-профессиональные проблемы музыкантов-исполнителей не менее актуальны и значимы, однако психологическая подготовка в классе по специальности носит весьма специфический характер, ведётся от случая к случаю и без необходимой направленности на личностное развитие человека. Первое, на что обращается внимание - это роль личностного начала в становлении и развитии музыканта. Каждый педагог и музыкант-исполнитель активизируют свои личностные качества в профессиональной деятельности, воздействуя на конкретного ученика или слушателя. Поэтому необходимость личностного совершенствования и "психологического роста" нередко подчёркивается в научно-методических публикациях, посвященных развитию музыканта-профессионала, однако на деле личностное развитие музыканта чаще всего пускается "на самотёк". Однако системы обучения музыканта-педагога в консерваториях и музыкально-педагогических вузах существенно отличаются друг от друга. При этом в значительном проигрыше оказываются студенты консерватории, не получающие педагогические знания и навыки в достаточном объёме, необходимом для будущей преподавательской деятельности. В результате многим из них приходится "методом проб и ошибок" накапливать и совершенствовать своё профессиональное педагогическое мастерство. В музыкально-педагогических институтах и академиях внимание к психолого-педагогической подготовке музыканта более пристальное. Там же используются и основные достижения современной практической психологии, направленные на профессиональное развитие преподавателей.
В профессиональную подготовку педагога-музыканта в последнее время входят разнообразные методы личностного роста. Это вполне объяснимо с современных позиций. Во многих исследованиях, начиная со второй половины ХХ века, подчеркивается, что личность педагога-музыканта является важнейшим компонентом педагогического воздействия. О влиянии личности учителя на самосознание, самооценку и мотивацию учащихся писали Бодалев А.А., Добрович А.Б., Кан-Калик В.А. В многочисленных публикациях выделены значимые личностные качества человека, сопутствующие успеху в педагогическом труде. Это, к примеру, - демократическая ориентация характера и поведения, "креативность" как творческое отношение к жизни, глубокое самоосознание и внутренняя независимость, эмпатические способности и доброжелательное "принятие" самого себя, смелость и уверенность. Все эти качества могут быть сформированы в результате целенаправленной личностно-ориентированной работы.
Личность является важнейшим "инструментом" воздействия в профессии музыканта. Способность передавать "эмоциональный заряд" в процессе выступления, "привлечь внимание" к своим действиям и словам, способность "оказывать влияние" или "вести за собой" (держать внимание ученика, слушателя, или даже быть примером для подражания, "моделью" для воспитанника) – всё это является существенным компонентом профессионализма.
Анализ личности и деятельности музыканта
Изучая особенности личности мастеров искусства, - будь то музыкант, актёр, художник или артист балета, - нельзя не заметить, что все они необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Большинство великих мастеров обладают не только выдающимися способностями, но и целым рядом других, которые говорят о разносторонности их дарования. В начале XX века английский статистик и психолог Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945) выдвинул двухфакторную теорию интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одарённости и фактора специальных способностей. Очень часто эти два фактора оказываются связанными – чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявляются способности и к другим видам деятельности. Если говорить о музыкальных способностях, то здесь выдающиеся музыканты показывали уровень достижений несоизмеримо более высокий по сравнению с уровнем простых рядовых музыкантов. Ярче всего феномен музыкальной одарённости проявляется в музыкальной памяти. Например, юный Вольфганг Амадей Моцарт, услышав в Ватикане всего два раза сложное хоровое сочинение «Мизерере» итальянского композитора, священника, представителя Римской школы композиторов, одного из крупнейших мастеров итальянской вокальной полифонии 1-й половины 17 века Грегорио Аллегри. Каково же было удивление, когда через два дня Моцарт вручил написанную по памяти рукопись данного произведения папе – главе Римской католической церкви. Но больших музыкантов отличает не только это. Многим из них свойственна огромная заинтересованность во всём том, что происходит в окружающем их мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием, внутренне присущим великим людям стремлением к совершенству.
Универсализм великих музыкантов, их стремление охватить как можно больший круг явлений в своем творчестве – вещь очень распространённая. Универсальностью был наделён и великий немецкий композитор И.С.Бах: он был исполнителем, композитором и педагогом, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики. Также конструировал инструменты и досконально знал технику строительства органов.
Путь к музыкальной профессии может иметь более "спокойное" начало. История знает немало примеров постепенного формирования интереса к музыке, без яркой вспышки детского дарования. Хрестоматийный пример – Святослав Рихтер, который не был официальным "вундеркиндом". Я. Флиер говорил: "Условия моего роста в консерватории были нормальными. Не было никакого налёта "вундеркиндства" ни в моем поведении, ни в отношении ко мне. Я очень благодарен судьбе за это... Мне кажется, что в таком "вундеркиндском" отношении к детям есть всегда опасность их "нереализации" в будущем". Известен такой факт, что на одной из встреч со студентами Мстислав Ростропович рассказывал о своих занятиях музыкой в детстве. Время, отведённое для занятий на виолончели, мальчик заполнял более интересными для него делами, а перед приходом родителей начинал играть.
Многие выдающиеся музыканты уже в детстве проявляли высокий уровень одарённости, позволявший им легко выполнять необходимые задания. По мере взросления изменялось и отношение к музыке, которая вызывала у них глубокий интерес. Вместе с формированием личности возрастало и количество времени для занятий. Профессиональный путь был избран, конечно же, по призванию. Но, говоря словами С. Савшинского "призвание определяется лишь в ходе обучения, при благоприятных условиях. Особое значение имеет встреча с талантливым руководителем, понявшим своего ученика и пробудившим в нём страсть к музыке".
Довольно распространён среди больших музыкантов и литературный талант. Яркие литературные эссе и музыковедческие исследования принадлежат перу Ференца Листа, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера, русского музыкального критика, оперного композитора А.Н.Серова (1820-1871), в творчестве которых образность изложения великолепно сочетается с тонкостью анализа художественных впечатлений. Эпистолярное наследие – литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол), старая риторика П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Ф.Шопена, Г.Берлиоза также говорит о проявлении у них этого вида таланта.
Большая эмоциональная загруженность художника жизненными впечатлениями приводила к тому, что в его сознании рождалось много художественных образов, которые, конечно же, требовали своего выражения в красках, звуках или рифмах стиха. И если этого не происходило, то он становился буквально больным человеком. Вот что писал Д.Д.Шостакович в письме к писательнице Мариэтте Шагинян об одном из периодов своей жизни: «В последнее время не работаю, это мучительно. У меня, когда я не работаю, непрерывно болит голова, вот и сейчас болит. Это не значит, что ничего не делаю, наоборот – очень много делаю, читаю множество рукописей, должен давать на всё ответы, но это – не то, что мне надо».
Кризисное состояние развивалось и у многих художников, в частности у С.Чайковского, И.И.Левитана, М.А.Врубеля, когда они находились вне творческого состояния.
Всякий человек, достигший высокого уровня развития личности, ощущает острую потребность внесения своего собственного вклада в общественный прогресс. Вот поэтому он неминуемо становится великим творцом. Виды творчества могут быть самые разные – это художественное, музыкальное, научное, техническое творчество. Но в какой бы области оно ни происходило, отличительной чертой этого процесса, как в свое время сказал французский писатель, один из основоположников психологического романа Мари-Анри Бейль, выступающий под псевдонимом Стендаль, является «огромное удовольствие от самого процесса творчества, которое, бесспорно, относится к числу наивысших наслаждений, доступных человеку». Подлинного гения, по словам Стендаля, отличает то, что он может испытывать глубокое наслаждение в самом процессе творчества и продолжает работать, несмотря на все сложности и преграды.
Основная мотивация творческого труда лежит не в сфере достижения результата, хотя это и является очень важным аспектом, не в сфере созидания, а в самом процессе творчества. Настоящего художника не волнуют материальные выгоды, которые он получит за свое творение. «Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство», - писал немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик Роберт Шуман. Та внутренняя, душевная радость, которую испытывает человек, творящий красоту, волшебным образом притягивает к себе и заставляет его работать и работать, чтобы в какие-то редкие мгновения, пройдя нередко через муки творчества, по-настоящему испытать «звёздные часы» своей судьбы. Тяжелые болезни, неблагоприятные условия жизни, недоброжелательность критиков – все эти проблемы в эти мгновения отступают на второй план. «Если я не буду работать, то зачахну», - говорил о себе великий русский композитор, пианист, дирижёр С.В.Рахманинов.
Хотя прилив творческих сил и возможностей, называемых вдохновением, не ощущался художником каждодневно, большие мастера умели управлять этим процессом и заставляли себя работать даже тогда, когда не испытывали к этому особого расположения. Хрестоматийным образцом подобного отношения к труду является П.И.Чайковский, который в письмах к Н.Ф. фон-Мекк писал: «Иногда вдохновение ускользает, не даётся. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её».
Требовательность к себе больших музыкантов не знала границ. По воспоминаниям Жорж Санд, польский композитор, педагог, пианист-виртуоз Ф.Шопен неделями бился над отдельными пассажами в своих сочинениях, рыдая как ребёнок оттого, что у него не получается задуманное. Знаменитый ирландский композитор, основоположник ноктюрна, пианист-виртуоз Джон Фильд в присутствии своего ученика А.Дюбюка «раз пятьдесят сыграл одно и то же место, добиваясь плавного перехода от крещендо к диминуэндо». Всё это говорит о том, что великие художники имели очень высокий уровень требовательности к совершенствованию результатов своего мастерства и к своим творческим результатам. Успехи и похвалы со стороны публики и критики мало что для них значили, если они только сами не осознавали совершенство и законченность своих произведений. Однако те, кто шли непроторёнными путями в искусстве, страдали не столько от беспощадной критики, сколько от чувства собственной неудовлетворенности своими творениями. Недосягаемый идеал совершенства всю жизнь преследовал их, заставляя не останавливаться на достигнутом.
Большие мастера имели заниженный уровень самооценки, так как их требовательность к себе превышала их оценку своих успехов. Великие артисты отличаются от обычных тем, что они могут преодолевать огромные препятствия, которые разжигают и увеличивают силу их дарования. Особенности характера этих людей - впечатлительность, непрактичность, импульсивность – довольно часто приводили их к тяжёлым жизненным ситуациям, рождающим в их душах горечь, разочарование и уныние. Однако талант больших художников эти отрицательные эмоции превращал в состояние поэзии и красоты.
Деятельность музыканта
Весь опыт человеческой деятельности, в том числе и в области музыки, можно разместить в четырех главных структурах:
1 – знания, постоянно накапливающиеся и изменяющиеся;
2 – способы деятельности и опыт их осуществления;
3 – опыт творческой деятельности;
4 – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Педагог-музыкант, передающий этот опыт своим ученикам, какому бы предмету он ни учил, использует для этого показ и объяснение, постановку задач и предъявление требований, проверку работы и её исправление. Для музыкантов-исполнителей самым важным из перечисленных элементов социального опыта является освоение способов деятельности, т.е. овладение техникой игры на каком-либо музыкальном инструменте. Это овладение связано с формированием определенного исполнительского навыка, структуру которого мы и проанализируем. Задача музыканта – извлекая из музыкального инструмента какие-то звуки, научиться воображать и представлять себе какие-то образы, переживания людей в различных жизненных обстоятельствах.
О сформированности навыка говорят тогда, когда память действия переходит на мышцы. Этот переход разгружает сознание, и музыкант, выучив технически трудный пассаж, может позаботиться о более тонкой его нюансировке.
Этапы возникновения навыка:
1.По мере упражнения отдельные частные движения сливаются в одно, сложное. Например, движения рук по клавиатуре становятся более плавными и слитными.
2.Устраняются лишние движения.
3.Появляется необходимая координация рук и ног, музыкант учится выполнять разными руками разные типы движений. Движения упрощаются, становятся непрерывными и ускоряются.
4.Зрительный контроль за выполнением движения сменяется мускульным. У музыканта появляется возможность играть и выполнять движения, не глядя на клавиатуру.
5.Вырабатываются специфические сенсорные синтезы, которые позволяют оценивать и координировать работу различных анализаторов. Так, представление музыкального образа автоматически вызывает характер нужного исполнительского движения.
6.Внимание освобождается от контроля за способами действия и переносится на получаемые результаты.
7.Подготовка последующего действия начинается в момент исполнения предшествующего.
Согласованные действия в творчестве
Человек никогда не может выжить в этой жизни один. Для его существования на земле необходимо общество. Но чтобы жить в нём, нужно уметь согласовывать свои собственные желания и действия с аналогичными желаниями и действиями других людей. По мнению американского психолога Джорджа Мида, взаимные приспособления людей друг к другу облегчаются благодаря способности людей формировать представления о самих себе. Человек, наделённый высокой степенью самосознания, может представить себе, как он сам и его действия выглядят в глазах других людей, включённых в данную ситуацию. Эти положения психологии становятся особенно ценными при наблюдении за тем, как молодой музыкант включается в коллективную музыкальную деятельность, играя в оркестре или участвуя в хоровом исполнении. Совместное музицирование - это вид деятельности, который направлен на получение практического результата. Для музыканта нет большего счастья, чем коллективное исполнение музыкальных произведений, и степень профессионализма любого музыканта прямо пропорциональна его мастерству работы в коллективе. Чтобы достичь хорошей слаженности в ансамбле, музыканту необходимо всё время слушать свою партию как бы со стороны, т.е. с позиции своих партнёров. Если музыкант этого не умеет, то его исполнение будет с многочисленными ошибками, корень которых будет лежать в отсутствии умения слышать себя со стороны. Многие педагоги-музыканты постоянно напоминают своим ученикам о том, чтобы они более внимательно слушали самих себя. Способность хорошо слушать своё исполнение связана не только с тонкостью слуха, но и с личностной зрелостью, определяемой сформированностью Я-концепции. Главной отличительной чертой личности музыканта является неудержимое стремление выразить свои переживания и впечатления в звуках музыки, своё существо на языке невербальной коммуникации. Присущее представителям этой профессии свойство музыкальности включает в себя, согласно Б.М.Теплову, такие специальные способности, как возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, чувствами музыкального ритма и, самое главное, способностью чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Несмотря на всё обозначенное, способности имеют большое значение для профессиональной деятельности музыканта, они не смогут проявиться в полной мере, если личности музыканта не будут присущи такие качества, как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству.
Общественное предназначение музыканта, с точки зрения выдающихся исполнителей и композиторов, связано не с увеселением и развлечением широкой публики, а с улучшением общественных нравов и совершенствованием духовного облика людей.
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры, один из важнейших способов развития и формирования целостности личности, духовности, творческой индивидуальности, а также интеллектуального и эмоционального богатства. Всего этого можно достичь через терпение, большой труд и увлечённость своей деятельностью. Только тогда придёт желаемый результат и удовлетворение.
Список литературы
1.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Проспект, 1993. – 480 с.
2.Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 518 с.
3.Психология музыкальной деятельности / Под ред. Цыпина Т.М. – М.: СФЕРА, 2003. – 422 с.
4.Алякринский Б.С. О талантах и способностях: Очерки о самовоспитании. – М.: Просвещение, 1971. С. 91.
5.Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начала 20 веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979.
6.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Сов. композитор», 1989.
7.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., «Педагогика», 1973.
8.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвещение», 1982.