Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Ивангородская ДШИ»
Методическое сообщение
«О М.И. Балакиреве»
преподаватель М.В. Зрянина
г. Ивангород
2023 год
Милий Алексеевич Балакирев – глава «Могучей кучки и основатель Бесплатной музыкальной школы. Яркое и самобытное дарование композитора позволило ему стать пролагателем новых путей в музыке. Будучи одним из лучших пианистов своего времени и талантливым дирижером, он посвятил свое исполнительство пропаганде музыкального искусства.
Скромным провинциалом, совсем еще юношей, он прибыл в Петербург и здесь с феноменальной быстротой превратился в одного из ведущих музыкальных деятелей столицы. Подобное оказалось возможным лишь в условиях большого подъема, всколыхнувшего все русское общество. К тому же занять ведущее место в музыкальной жизни того времени Балакиреву помогли его личные качества: острый критический ум, энергия, принципиальность, способность отдавать безраздельно всего себя любимому делу.
Балакирев чутко уловил потребность русского общества во всемерном развитии своей национальной, глубоко народной по духу музыки. Он почувствовал назревшую необходимость приобщения демократических слоев городского населения к высшим музыкальным достижениям современности. В своем творчестве, как и во всей деятельности, он вдохновлялся примером Глинки и Даргомыжского, взглядами на искусство Белинского, Герцена, Чернышевского и неизменно пользовался идейной и моральной поддержкой своего друга Стасова.
Сам он стал воспитателем и наставником композиторов «Могучей кучки». В дальнейшем Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков нашли каждый свой особый, неповторимый путь в искусстве и во многом творчески «переросли» своего бывшего учителя.
Балакирев подавал своим соратникам пример любовного собирания и изучения народных песен. При этом его внимание было направлено в сторону крестьянской песни, отмеченной наиболее самобытными чертами. Балакирев был первым из русских музыкантов, предпринявшим специальную поездку для записи песен за пределы города, на Волгу. Многие из его песен не были до того известны в городе. К тому же он создал новый тип обработок, не опирающихся на практику городского бытового музицирования, а воспроизводящих своеобразными художественными средствами особенности народно-песенного искусства. В этих обработках, как и в собственных сочинениях на народные темы, он смело сочетал ясную диатонику крестьянской песни с колористическим богатством современной романтической гармонии, находил необычные инструментальные краски, новые интересные приемы развития, которые подчеркивали своеобразие русской песни и воссоздавали характерные картины народной жизни, природы. Он продолжил путь, начатый Глинкой в «Руслане и Людмиле» и «Камаринской». Так закладывалась основа глубоко самобытного национального музыкального стиля.
Любовь Балакирева к фольклору распространялась не только на русскую песню. С интересом он относился к особенностям характера других народов, восхищался ярким своеобразием их музыкального творчества. С именем Балакирева связано проникновение в русскую музыку целых пластов нового, свежего материала.
Особенно большое значение для формирования кучкистского стиля имели неоднократные поездки Балакирева на Кавказ, откуда он привозил записи грузинских, кабардинских, чеченских, армянских и других песен и плясок. Некоторые из них легли в основу его симфонических и фортепианных сочинений, другие он нередко использовал в качестве материала для блестящих фортепианных импровизаций, исполнявшихся в товарищеском кругу. В своих произведениях он разрабатывал испанские, чешские, польские и другие темы. Все это также оказывало сильнейшее воздействие на творчество остальных членов кружка.
Очень важную часть наследия Балакирева составляют симфонические произведения. Развивая народные темы, он продолжал линию народно-жанрового симфонизма, ведущего свое начало от Глинки. Вместе с тем он стал основоположником и другой ветви русской симфонической музыки. Борясь за высокую идейность и содержательность музыкального искусства, стремясь приблизить музыку по ее общественной значимости к передовой литературе, Балакирев стал убежденным приверженцем программного симфонизма. Первым из русских композиторов он стал писать симфонические произведения на литературные сюжеты.
Большую художественную ценность представляют романсы Балакирева и значительная часть его фортепианного творчества.
Велико было значение его общественно-музыкальной исполнительской деятельности. Бесплатная музыкальная школа воспитала немало даровитых музыкантов из демократической среды. Концерты школы стали выдающимся явлением музыкальной жизни Петербурга.
Однако судьба этого замечательного музыканта сложилась трагически. Его настойчивость в пропаганде новой русской музыки и малоизвестных в то время в России произведений современных зарубежных композиторов вызвала недовольство влиятельных придворных кругов. Балакирев подвергался постоянным гонениям и травле. Сломленный неравной борьбой с реакцией, измученный к тому же постоянными материальными лишениями, он рано утратил ведущее положение среди музыкантов. Период блестящего расцвета его многосторонней деятельности занял немногим более десятилетия.
Неоценим вклад, внесенный им в русскую музыкальную культуру в годы расцвета.
Используемая литература:
Е.И. Генкина –( Русская музыкальная литература 1975 год
Издательство «Музыка»