СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение Одаренные дети

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение Одаренные дети»

Тюменская область

Тюменский муниципальный район

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Винзилинская детская школа искусств «Мечта»











Методическое сообщение


Одарённые дети










Выполнила:

Первухина Е.Б.,

Преподаватель специального фортепиано высшей

квалификационной категории


2020

«Одарённость – это наличие соответствующего сочетания способностей и овладение определёнными навыками и умениями. Она связана с наклонностями в той или иной деятельности».

По уровню развития способностей определены группы детей:

1. Успешные дети – это дети, которые добиваются успехов посредством усидчивости, трудолюбия, а не за счёт природных задатков.

2. Перспективные дети – это одарённые и успешные дети, но имеющие опасность или проблему в реализации своих способностей.

3. Одарённые дети – это дети, наделённые от природы задатками, активностью.

    Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями», развитыми в процессе деятельности. 

    Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они владеют большим объёмом информации, больше улавливают и понимают, замечают тонкие различия. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями, используют альтернативные пути, анализируют ситуацию, предвидят последствия. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. У таких детей богатый словарный запас разговорной речи. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию стоит рядом с уязвимостью, повышенной чувствительностью.    

«Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом» - считает американский психолог Л.Холлингзуорт. А, по мнению одного из выдающихся российских генетиков В. П. Эфроимсона, высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи.

Одарённые дети имеют высокий уровень умственного развития (ранний дошкольный возраст – до 9 лет), но иногда в младшем возрасте успехи не высоки, но дети обладают яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада и с умственными резервами (старшие классы).
     Все ли дети одарены от природы? Гены или воспитание, семья или педагоги «ответственны» за раскрытие таланта в полной мере?

В современной психолого-педагогической науке одарённость определяется целым набором критериев: 

* степень одаренности;

* вид деятельности;

* форма проявления;

* широта проявления;

* особенности возрастного развития.

    По «степени одаренности» можно выделить три группы:

1. Сверходаренные дети.

Их называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

2. Высокоодаренные, или талантливые.

Их примерно 2-3 %.

3. Одаренные.

Таких детей 15-25 %.

Остальные 70% детей входят в пределы нормы.

     По «виду деятельности» у детей выделяют одаренность:

- академическую,

- интеллектуальную,

- творческую, художественную,

- коммуникативную,

- спортивную (двигательную).

Такая классификация достаточно условна и относительна. Но для воспитания гармоничной личности родителям и педагогам важно ее учитывать. 
Пример: Егор, 12 лет (6 класс ДМШ).

Обладает прекрасной логической памятью, явными математическими способностями, склонностью к анализу и обобщению. Но явными артистическими данными не отличается. Логика в его поведении превалирует над эмоциями. Поэтому педагоги по специальному предмету (фортепиано) и сольфеджио решили, не завышая программу по специальности, сделать упор на теорию и подготовить Виктора к участию в олимпиаде по сольфеджио. Таким образом, получают развитие природные данные мальчика, он сможет проявить себя в близкой ему сфере.

Можно разложить на составляющие названные виды одаренности и далее. Так, например, в художественной, выделяются хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. Каждая из них связана с каким-либо видом искусства, обладает собственным выразительным языком.
     По «форме проявления» можно говорить о явной (актуальной, проявленной) одарённости и скрытой (потенциальной, непроявленной).

Если у ребенка недостаточно хорошие отношения с родителями или педагогами, он редко раскрывается перед ними.
     По критерию «широта проявления» в различных видах деятельности выделяют общую одаренность (универсальную, яркий пример — Леонардо да Винчи) и специальную (в какой-либо конкретной деятельности).
    По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю одаренность (проявляется в дошкольном или младшем школьном возрасте — вспомним хотя бы В. А. Моцарта) и позднюю (она проявляется в зрелые годы — показательны примеры

М.В. Ломоносова, А.Эйнштейна).
Пример: Светлана, 13 лет (6 класс ДМШ).

В младших классах не отличалась от сверстников, даже осталась на второй год во втором классе. На уроках была необщительной, упрямилась, редко бывала в хорошем настроении. Кроме того, девочке явно недоставало школьной зрелости, в своем возрасте она ещё была не готова к восприятию новой среды, которой явилась школа. Но, благодаря опыту и терпению  преподавателя, постепенно контакт с ученицей наладился, Светлана стала интересоваться предметом. Выступления на концертах (вначале – внутри класса, позже – на более широкой аудитории) стимулировали девочку, вселяли уверенность. Родители поддерживали и всячески поощряли дочь. В итоге Светлана стала эмоциональнее, общительнее, былое упрямство обернулось упорством в занятиях. Через три года она заняла 3 место на районном конкурсе пианистов. 
Данный пример показывает, как важно не упустить (но и не бездумно форсировать) наиболее благоприятный момент для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В раннем возрасте одаренность не проявилась, но это означало лишь то, что она существовала в скрытой форме. А раскрылась, благодаря педагогу и родителям, проявившим терпение, мудрость и дальновидность. 

   Дети, наделенные незаурядными способностями, часто испытывают трудности в социализации, в адаптации с внешним миром. 
     Л. Холлингзуорт выделила наиболее явные особенности, присущие талантливым детям:
1.  Неприязнь к школе.

Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2.  Игровые интересы.

Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. 
3.   Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4.  Погружение в философские проблемы.

Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.
5.   Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. 
  Психолог Джон Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
    * Стремление к совершенству (перфекционизм).

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. 
   * Ощущение неудовлетворенности.

Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
   * Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
    * Сверхчувствительность.

Одаренные дети более склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на различные раздражители и стимулы.

   * Потребность во внимании взрослых.

В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
   * Нетерпимость.

Одаренные дети нередко с достаточной нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Существуют некоторые трудности, у одаренных детей в процессе адаптации в коллективе.

В Детской школе искусств имеет место индивидуальное обучение, а, следовательно, имеется возможность осуществлять тот самый индивидуальный подход, о котором все время говорит педагогическая наука. При этом к преподавателю предъявляется ряд требований, не соответствуя которым, вряд ли возможно надеяться на успех. В своей работе педагог должен решить несколько задач:

1. Определить уровень способностей ученика, используя индивидуальный или личностно-ориентированный подход.

2. Внедрять индивидуальные программы обучения и развития учащихся.

Нести ответственность за их реализацию.

3. Ввести в учебный процесс творческий дневник, в котором учащийся записывает, что он прочитал, прослушал, какое сообщение приготовил, какой репертуар дополнительно выучил, где и когда выступил с концертным номером, в каком конкурсе принял участие. Творческий дневник помогает анализировать соответствующий рост.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разным по одарённости детям. Поэтому увидеть и различить степень одаренности, то направление, в котором ребенок раскроется – одно из важнейших умений, которым должен обладать педагог.
     Подобные дети всегда ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дай бог им разочаровать маленького всезнайку и оказаться некомпетентными в каких-то вопросах. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а, значит, и относиться к ним следует по-особому. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить. Со стороны педагога, думающего, ищущего необходимо направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на развитие его творческого мышления, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Важно также, увидев талант ребенка, не пускать его на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно помочь обеспечить его максимальное развитие. Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребенка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, развитие творческого мышления.

Одарённый ребенок – это отрада родителей и благодатный материал для педагога. На практике же нередко выходит так, что одарённый ребёнок не вписывается в рамки наших представлений о том, как надо учить, воспитывать и просто жить рядом с такими детьми.
Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что люди говорят и действуют иногда бездумно, но без намерения причинить боль. Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. На родителях одаренных детей лежит особая ответственность: с одной стороны, по словам психолога В. Юркевич, быть верным союзником ребенка, поддерживать, стимулировать и развивать его познавательную потребность. С другой стороны – не увлечься идеей исключительности своего ребенка, не отрывать его от действительности и не рисовать нереальных перспектив. К сожалению, известно немало историй краха несбывшихся надежд родителей на выдающиеся способности детей.  
     Семья является очень важным условием развития одаренности по многим показателям:
1. Структура и эмоциональный климат семьи.   

Обращаясь к вопросу структуры семьи, надо отметить, что большинство (87%) исследуемых одаренных детей воспитывалось в полных семьях. Очень часто, в 70% случаях, вместе с  детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети или дяди. Практически ни у кого не  было  младших сестер  или  братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем  ниже их средний коэффициент. Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом в семье.

2. Стили детско-родительских отношений.

Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола. Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходима ласка, принятие, любовь и уважение. Более изучен  вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности. 

3. Отношение родителей к детской одаренности.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. 
  Таким образом, хорошо видно, что дети, обладающие яркими способностями, не могут быть отнесены к одной большой группе. Все они одарены, но по-разному: одни прекрасные математики, но ничего не смыслят в биологии, другие блещут знаниями во всех областях, которые изучают, третьи щедро наделены артистическим талантом. Неординарность с одной стороны открывает таким детям большие перспективы, с другой – так много камней преткновения попадается на пути. Непонимание сверстников, некомпетентность взрослых, несоответствие стереотипам и нормам и т.д. Важно подчеркнуть, что возникающие у детей проблемы не являются следствием самой одаренности, ее безусловной характеристикой.
Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным. Мы, педагоги и родители, ответственны за раскрытие таланта в полной мере.






Литература


1. Бурменская Г.В.,Слуцкий В.М. Одарённые дети – М.,Прогресс,1991.
2. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности/ Д.К. Кирнарская; предисл. Г. Рождественского. М. Таланты ХХI век. 2004.
3.  Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М, 2002.
4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2003.
5. Позина М. Б. Психология и педагогика. Учебное пособие. М, 2001.
6.   Эфроимсон В.П. «Биосоциальные факторы повышенной умственной активности». «Человек», 1997, №№ 2, 3, 4.
7.   Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. М, 1996.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!