СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Работа над фортепианными концертами в детской школе искусств"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детские школы искусств как  специализированные  учреждения образования

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Работа над фортепианными концертами в детской школе искусств"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Красноуфимская районная детская школа искусств»











Методическая разработка


«Работа над фортепианными концертами в детской школе искусств»











Составитель: Двойнишникова Г.Н.

Преподаватель фортепиано 1 квалификационной

категории







2020г

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение

  • Цели и задачи разработки

  • Специфика жанра инструментального концерта

  • Характерные особенности исполнения концерта

  • Значение инструментального концерта в репертуаре ДШИ

  • Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта

  • В.А.Моцарт Концерт F-dur (фа мажор) I часть

  • Заключение

Список использованной литературы



Введение

Детские школы искусств, как специализированные учреждения образования, призваны обеспечить реальные условия для предпрофессиональной подготовки будущих специалистов нового типа и максимально развить комплекс творческих способностей ребенка.

Методическая разработка посвящена жанру инструментального концерта, одному из самых трудных и высоко профессиональных в области исполнительского искусства. Изучению этого жанра посвящено крайне мало методической литературы, поэтому материалы работы помогут решить некоторые проблемы образования в ДШИ в период перехода к реализации предпрофессиональных программ в области музыкального искусства.

Образовательная деятельность ДШИ несет неформальный характер, использует современные творческие и практико-ориентированные формы, методы, технологии, имеющие целью не принуждение, а увлечение ребёнка.

Профессиональное музыкальное образование в настоящее время приобретает все большую значимость в области культурного строительства и духовного совершенствования человека. Популярность исполнительского искусства, его массовый характер, широкий деятельно-творческий спектр накладывают особую ответственность на систему подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием, предметом эстетического развития.

Цели и задачи

. Создать условия для воспитания художественного вкуса и развития высокой социально-творческой активности всех участников образовательного процесса – учащихся и преподавателей.

Исходя из основной цели разработки, выдвигаются следующие задачи по его реализации:

- популяризация жанра инструментального концерта

- развитие творческой деятельности детей, для удовлетворения их творческих, эстетических, образовательных, социально-досуговых интересов и потребностей.

- привитие любви и интереса к исполнительскому искусству, воспитание высокой духовности;

- формирование культуры личности ребенка, приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры, усвоение культурных норм поведения.

- воспитание стремления к профессиональному исполнительству.

Коллективная деятельность обучающихся рассматривается в рамках представленного опыта как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности. Метод коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развитие творческого потенциала обучающихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса заниженной самооценки.

Специфика жанра инструментального концерта

Посетителям филармоний знакома та особенная, приподнятая атмосфера, которая царит в зале перед исполнением инструмен­тального концерта, то чувство острого интереса, которое вызывает соревнование солиста с оркестром. Действительно, концерт — один из самых сложных инструментальных жанров. Специфика его в том, что солист поставлен в самые трудные условия, какие только могут существовать в музыке: ему предстоит доказать превосход­ство своего инструмента в состязании с десятками других. Хорошо сказал об этом Чайковский: „Тут две равноправные силы, — то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает (при условии талантливости испол­нения) маленький, невзрачный, но сильный духом соперник". Композиторы придают концертам блестящий, виртуозный ха­рактер, стремясь раскрыть технические и художественные возмож­ности избранного инструмента. Не случайно, что концерты в ос­новном пишутся для самых развитых и богатых по своим „ресур­сам" инструментов — фортепиано, скрипки, виолончели. Вместе с тем концерт предполагает не только соревнование участников, но и непременную согласованность солирующей и ак­компанирующей партий в воплощении общего замысла. Таким образом, жанр концерта содержит в себе, казалось бы, противо­положные тенденции: с одной стороны, он призван раскрыть воз­можности одного инструмента в сопоставлении с оркестром, с дру­гой — требует полного и совершенного ансамбля. (По-видимому, слово концерт имеет двойное происхождение — от лат. concertare, что означает состязаться, и от итал. concerto, т. е. «согласие»). В этом двойном значении — смысл и специфика данного жанра.

Инструментальные концерты занимают большое место в педагогической практике консерваторий, музыкальных училищ и – в меньшей степени – старших классов детских музыкальных школ. Большую пользу может принести прохождение концертов также и учащимися младших классов инструментальных отделений. И эта польза заключается не только в больших технических сдвигах ученика, но и большой увлеченности юного музыканта, позволяющей быстро преодолеть такого вида трудности.

При изучении концертов нужно учитывать не только задачи, возникающие в работе над любым произведением крупной формы, но и своеобразие самого концертного жанра. Характерная особенность концерта заключается в том, что это произведение ансамблевое и что солист исполняет в нем лишь ведущую партию. В связи с этим нужно выяснить роль партии солиста во всех разделах концерта; где она имеет ведущее значение, где подчиненное, аккомпанирующее, где равноправное с оркестром (дуэты, переклички или имитации с каким-либо инструментом). Для этого нужно изучать сольную партию не изолированно от оркестровой партии, а как часть единого художественного целого. При первом прочтении текста концерта проигрывается все сочинение с начала до конца, включая оркестровое вступление и все тутти. В дальнейшем обращается внимание на то, чтобы обучающийся отлично знал оркестровую партию и не только мог назвать в ней все темы, но и умел законченно сыграть её.

При исполнении концерта солисту необходимо все время ощущать единство с оркестром и гибко сочетать функции солиста и аккомпаниатора. Образцом в этом отношении могут служить исполнения первоклассных артистов. Очень поучительно для обучающегося было бы, например, послушать вместе с педагогом с нотами в руках запись второго концерта Рахманинова в авторской интерпретации и затем разобрать исполнение с точки зрения ансамбля. Достойно удивления, как этот гениальный пианист умел господствовать над всей массой инструментов и властно увлекать их за собой, то словно вступать в единоборство с оркестром, то отступать на второй план и покорно следовать велению дирижера.

Одна из особенностей ансамбля в инструментальных концертах - это сочетание различных инструментов. Даже тогда, когда ученику приходится играть концерт в сопровождении второго фортепиано, как обычно бывает в практике музыкальных школ, необходимо, чтобы обучающийся возможно более отчетливо представлял реальное тембровое звучание партии оркестра, различных инструментов, для этого следует обратить внимание на инструментовку важнейших тем или сопровождения в наиболее характерных местах.

Наконец, необходимо учитывать концертный стиль изложения, присущий произведениям этого жанра. Он требует от исполнителя большего размаха и виртуозности, чем камерные произведения. Все эти черты определяют важную роль жанра концерта в жизни пианиста. Концерты не только знакомят с особенностями исполнения крупной формы, но и развивают чувство ансамбля, ритм, тембровый слух, манеру игры «крупным планом». Именно поэтому фортепианный дуэт на двух роялях не случайно получил наибольшее распространение в профессиональной практике. В нем преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнеров, имеющих в своем распоряжении – каждый – свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов еще более расширяются.

Концерты особенно предназначаются для публичных выступлений и требуют тщательной и завершенной шлифовки исполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащает исполнителей и весьма существенно совершенствует их пианистическое мастерство.

Хотя произведения жанра инструментального концерта имеются в репертуарных списках типовых программ, у нас до сих пор, к сожалению, нет никаких методических пособий, помогающих уяснить, в чем его суть и значение.

Начнем с «азбуки» совместного исполнения. Попытаемся определить, какие элементарные навыки дуэтной игры должны быть содержанием этой «азбуки». К первым шагам в овладении «ансамблевой техники» можно отнести следующие разделы начального обучения: способы достижения синхронности при взятии и снятии звука, равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами, соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами, соблюдение общности ритмического пульса и т.д.

По мере усложнения художественных задач, расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных возможностей инструментального дуэта и т.д.

Самое главное в дуэтном исполнении – это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер, а правильнее сказать – общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое, - основа совместного исполнительства во всех его видах.



Значение инструментального концерта в репертуаре ДШИ

Принципиальное значение инструментального концерта в репертуаре юного музыканта – психологическое. Работая над концертом, обучающийся приучается музыкально мыслить более крупными масштабами. И в этом отношении с концертом не может конкурировать ни одна сольная музыкальная пьеса. Только с помощью партнера – аккомпаниатора (если концерт переложен для солиста и фортепиано) ученик сможет обрести «широкое дыхание». Только в концерте ученик может без вреда встречаться с предельными для своего возраста техническими нагрузками – частые паузы, эпизоды тутти дают необходимые моменты физического отдыха. В то же время музыкальное развитие продолжается и не дает вниманию никаких передышек, заставляя исполнителя мысленно все время участвовать в построении формы.

Именно это обстоятельство (в сочетании с радостью и гордостью от сознания того, что он «уже играет настоящий концерт») является главной причиной быстрого музыкального роста ученика, его большого технического развития при разучивании концерта. Кроме того, прохождение инструментального концерта дисциплинирует исполнение ученика; точный ритмический пульс, ансамблевое «дыхание» не допускает никакой ритмической неточности и технической расхлябанности.

Изучая концерты в музыкальной школе, мы правильно распоряжаемся запасом детского восторга. К сожалению, существует лишь небольшое количество концертов, написанных в педагогических целях, поэтому преподаватели испытывают трудности в подборе концертного репертуара.


Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта

Вольфанг Амадей Моцарт – это не только величайший композитор XVIIIвека, но и талантливый пианист, гастролирующий по странам Европы вместе с сестрой с раннего детства. Будучи ребенком он уже сочинялкомпозиции для собственного выступления. Среди них значительную часть занимали фортепианные концерты с оркестром. На протяжении всейжизни композитор не охладевал к жанру концерта и продолжал сочинять композиции, отличающиеся эмоциональностью, красочностью и чувственностью. 

В переводе с итальянского языка концерт переводится как состязание. С давних времен солирующий инструмент как бы состязался с оркестром в виртуозности исполнения. Именно в творчестве Вольфанга Амадея партия фортепиано и оркестра стала равнозначной. Это означает, что фортепиано, которое до этого времени считалось инструментом для аккомпанемента теперь в равной степени могло исполнять соло.

Фортепианные концерты Моцарта для пианистов ассоциируются прежде всего с высшей школой певучего фортепианного исполнения и необыкновенной импровизационностью, которая характеризуется яркостью возникающих образов.

Концертам композитора чужды манерность и вычурность, черты столь характерные для музыки модных сочинителей того времени. Композиции, наполненные естественностью и искренностью способны тронуть до глубины души.

Всего издано 27 фортепианных концертов. Существует 28 концерт, который не был издан, потому что композитор не дописал финал. Сегодня неоконченный концерт Моцарта все равно исполняется пианистами, в качестве финала используется III часть 5 концерта.

В 1776 году композитору был заказано произведение для исполнения на 3 клавесинах. Графиня Лодрон, сделавшая заказ, хотела получить такую композицию, которую она могла бы играть со своими дочерями. В дальнейшем музыкант сделал аранжировку на собственное сочинение, так получился концерт для двух фортепиано с оркестром.

Первые 4 концерта гений написал в возрасте 11 лет, пятый концерт был написал лишь спустя семь лет.

В творчестве композитора можно найти один концерт для двух солирующих роялей с оркестром и один концерт для трех солирующих роялей с оркестром, пользующихся огромной популярностью у исполнителей.

Порядковый номер сочинений, который мы можем увидеть в названии произведения Моцарта называется Кёхель, в честь исследователя. Дело в том, что Вольфанг Амадей никогда не указывал номер сочинения, из-за чего музыковедам было сложно классифицировать композиции по периодам. В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания.

Фортепианные концерты Вольфанга Амадея Моцарта разнообразны и прекрасны. В них можно найти палитру чувств, выраженных в нотном тексте. Красота, свет и мечтательность словно освещают путь человека, хотя бы один раз в жизни, послушавшего музыку гениального Моцарта.

Первая часть1-го Концерта Моцарта F-dur является обработкой первой части сонаты Германа Фридриха Раупаха. На автографе видна рука Леопольда, особенно много ему принадлежит в инструментовке, но для нас важно, что уже в этом раннем опусе слышен почерк гения, его трактовка жанра клавирного концерта.

Налицо двойная экспозиция в первой части концерта. Темы несут черты вокальной оперной мелодики, выразительность интонационного строя и инструментальная частота письма, – все это уже присутствует в концерте. Небольшие размеры, простота языка, компактность фактурного изложения, отсутствие чересчур виртуозных каденций делает этот концерт доступным для исполнения юными музыкантами, хотя и ставит перед ними серьезные задачи.

Здесь уже ясно слышна соревновательность солиста с оркестром, не слияние их в общей звучности, а противопоставление одного другому. После экспозиции оркестра звучит блестящее соло клавира, который эффектно заявляет себя лидером. Здесь необходимы блеск и отточенность исполнения ясным классическим звуком и владение разными видами техники (полные аккорды, арпеджио, гаммообразные пассажи).

Побочная партия тонкая и нежная по характеру, звучит в высоком регистре и украшена множеством трелей, которые требуют хорошего владения мелкой техникой и умения вслушиваться в переливы звука, находить разнообразные краски в многочисленных повторах. Особое «моцартовское» трепетно-чуткое исполнение партии левой руки и легкое изящное туше в альбертиевых басах, – все это требует «тонкого уха».

Своеобразие этой части концерта в том, что ее лирическим центром является певучий эпизод с триольным сопровождением. Здесь царит образ волшебного нежного пения. Полиритмия партии левой и правой руки ученика ставит ему серьезную задачу: не терять певучесть, округлость льющейся мелодии на фоне мягко пульсирующих триолей.

В разработке уже слышится будущий драматизм юного гения. Она чрезвычайно виртуозна и, как и весь концерт, ставит множество пианистических задач. Для юного музыканта этот концерт открывает большие возможности и перспективы в развитии концертности как свойства. Что же это такое? Это сложность, виртуозный блеск партии солиста, местами импровизационность исполнения, умение играть разными красками и общая «нарядность», приподнятость самого жанр

Заключение

Каждый музыкант знает, что сольное исполнение приучает к «слушанию» себя, его внимание собрано в определенном фокусе, изменить который не так легко. Если сказать ученику: «Ты не слушаешь партнера», это приведет к раздвоению фокуса внимания, нечеткому слышанию и того и другого («я» и «он»). Нужно слушать не себя, не его, а только общее звучание ансамбля, (ни «я», ни «он», а «мы»). Поэтому, лучше всего сказать: «Ты не слушаешь, что у нас получается». Совместная слаженность игры и в большом, и в малом, в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы над концертом.

Все выше сказанное еще раз подчеркивает ту неоценимую во всех отношениях пользу от изучения инструментального концерта, будь ты обучающийся ДШИ, музыкального колледжа или консерватории.

Инновационность методической разработки определяется объектом исследования, в качестве которого избрана редко применяемая форма исполнительской деятельности - инструментальный концерт – один из самых сложных инструментальных жанров для изучения в детских школах искусств. Методической литературы по изучению концерта в музыкальной школе крайне мало и данный материал не останется незамеченным.





Список использованной литературы

1. Браудо, И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе [Текст] / И. Браудо. – М.: Музыка, 1965. 2. Друскин, М. С. Иоганн Себастьян Бах [Текст]: монография / М. С. Друскин. – М.: Музыка, 1982. 3. Друскин М.С. Фортепианные концерты Бетховена // Друскин М. Избранное. — М.: Сов. композитор, 1981. 4. Долинская Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательские очерки. — М.: Композитор, 2006. — 560 с. 5. Интерпретация фортепианных концертов Бетховена в фортепианных классах Московской консерватории. - 1987. -Рукопись Носков, консерватории. Деп. в НПО Информкулыура Гос. б-ки им. В.И.Ленина6. К.Черни о фортепианных концертах Л. ван Бетховена и аспекты их современной интерпретации // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. - Ц., 1988 7. Антонова Е.Г. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период: дис. канд. искусствоведения. -Киев, 1989.-227 с. 8. Бутир Л.М. Концерт: и соревнование, и согласие // Русская речь. -1981.-№4.
9.  Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 495 с.10. Кузнецов И.К. Фортепианный концерт. (К истории и теории жанра):дис. . канд. искусствоведения. М., 1980. - 211 с. 11. Орлов Г. Советский фортепианный концерт. Л.: Музгиз, 1954. 212 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!