Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»
Методическое сообщение
«Стилевые особенности музыки Моцарта. Мелодика, гармония, полифония, фактура»
Преподаватель фортепиано М.В. Зрянина
г. Ивангород
2023 год
В литературе о Моцарте существует мнение о том, что он преимущественно оперный композитор, что он в этой области был подлинным новатором и даже реформатором, в то время как в инструментальной музыке, создав множество гениальных произведений, только использовал уже существующие достижения. Подобную точку зрения высказывал А.Н. Серов в статьях О Моцарте.
Конечно, оперы В.А. Моцарта – это величайшая страница в оперном искусстве 18 века: в области оперы Моцарт совершил реформу не меньшего значения, чем Глюк. Более того, из всего огромного оперного наследия 18 века в основном только оперные шедевры Моцарта прочно держатся в репертуаре театров и стойко сохраняют свою сценическую жизнь (постановки опер Глюка и некоторых других выдающихся композиторов 18 века- ныне значительно редкое явление).
И все же неверно утверждение, будто значение Моцарта в области инструментальной музыки не столь велико, как в области оперы. Придерживаясь установившихся композиционных структур, Моцарт в своих симфониях, фантазиях, сонатах, камерных ансамблях, концертах раскрывает новый мир идей, мыслей и чувств, насыщает эти произведения новым драматическим содержанием, глубже и полнее, по сравнению со своими предшественниками и современниками, отражает действительность с ее жизненными коллизиями. После смерти Моцарта лишь Бетховен смог открыть в области симфонизма новый мир. Но Бетховен принадлежал 19 веку. Творчество Бетховена питалось идеалами, рожденными освободительной борьбой народов в годы французской буржуазной революции конца 18 века и наполеоновских войн. Моцарт же отразил прогрессивные идеалы, связанные с эпохой Просвещения, движением «Бури и натиска» в немецкой культуре.
По сравнению с Гайдном в музыке Моцарта связи с народно-песенными истоками не столь прямые и непосредственные, они сложнее и тоньше. В его искусстве влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием художественно-интеллектуальной атмосферы города, музыкально-бытовой культуры Зальцбурга, Вены, Мюнхена, Парижа и Милана.
Основой музыки Моцарта всегда является мелодия- ясная, проста и выразительная, органически сочетающая черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены, обобщающая все это в высоком художественном синтезе. Но простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта одновременно сложны, поскольку в них отражается богатство внутренней жизни человека и прежде всего тонкая и чуткая душевная организация самого композитора.
В моцартовской мелодике много хроматизмов, задержаний при ясной определенной мажорной или минорной ладовой основе, при простоте гармонических функций. Но Моцарту свойственны также мелодии и мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом. В этих мелодиях встречается внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов.
Каждому композитору-реалисту свойственно пользоваться определенным кругом излюбленных мелодических оборотов и интонаций, широко бытующих в его время. Так у Моцарта были свои, особенно любимые им мелодические обороты, чаще всего в кадансовых построениях.
Конечно, всем этим далеко не исчерпывается мелодический стиль Моцарта, обладающего неиссякаемым источником мелодического вдохновения. Все большие музыканты были единодушны в восторженном преклонении перед моцартовской мелодикой.
Гармонический язык Моцарта неразрывно связан с его мелодикой, придает ей большую выразительность, оттеняя красоту мелодического образа, но никогда и нигде в музыке Моцарта гармония не подчиняет себе мелодию, не растворяет ее, напротив, мелодия всегда доминирует. Как в европейской музыке 18 и начала 19 века в целом, так и в гармоническом стиле Моцарта основными являются функции тоники, доминанты и субдоминанты в их взаимосвязях. В музыке Моцарта эти функции используются очень разнообразно: есть простые соотношения I, IV и V ступеней, и употребление побочных ступеней лада, и внутритональные отклонения, вплоть до сложных и смелых модуляций в далекие тональности. При этом сама аккордика отличается большой простотой, в ней нет еще тех альтерированных созвучий, или красочных сопоставлений аккордов далеких строев, или новых ладовых образований, которые станут достоянием романтической музыки 19 века.
Смелость и новизна гармонического языка Моцарта неоднократно приводила в смущение его современников. Необходимо иметь ввиду, что гармоническое новаторство Моцарта всегда подчинено максимально яркому и рельефному раскрытию и выявлению музыкального образа как сложного единства разных элементов музыкальной речи при господстве мелодии. Хроматические модуляции и резкие тональные сдвиги обычно служат созданию образов драматических, патетических, трагических. Но и самые простые, уже ставшие привычными гармонии I, IV и V ступеней под рукой Моцарта кажутся свежими и получают новую жизнь благодаря пленительным, полным красоты и изящества мелодиям.
Полифония в музыке Моцарта занимает весьма важное место. Его по праву можно считать одним из величайших полифонистов в мировом музыкальном искусстве. Моцарт (особенно в поздних сочинениях) развивает баховскую полифонию, но в иных исторических условиях, на основе новых стилистических принципов венской классической школы, в которой господствует гомофонно-гармоническое мышление.
Новое у Моцарта по сравнению с полифонией И.С. Баха, определяется характером самих тем, подвергающихся полифонической разработке. Тема любой баховской фуги рождена для полифонической музыки и содержит в самой себе предпосылки к имитационной разработке, до конца раскрывая свою сущность лишь в общей контрапунктической ткани произведения. Моцартовская же тема гомофонна по своей природе, одинаково пригодна для развития в музыке гомофонно-гармонического, аккордового и имитационно-полифонического склада.
Красота музыки Моцарта в огромной степени обусловлена фактурой его произведений – всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которой глубоко содержательна ( у Моцарта отсутствуют «пустоты», служащие лишь для перехода к следующему разделу), ясность и прозрачность всей ткани, сквозь которую буквально «просвечивает» каждый голос, будь то мелодия, или контрапункт, или гармоническое, фигурационное сопровождение – такова музыка В.А. Моцарта. Тонкое изящество, филигранная отточенность, душевная чуткость, высокий артистизм, поэтическая одухотворенность сообщают ей чарующую силу.
Используемая литература:
Б.Левик – «История зарубежной музыки», издательство «Музыка» 1966 год