СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Стилевые особенности музыки Моцарта. Мелодика, гармония, полифония, фактура."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стилевых черт музыки В.А. Моцарта

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Стилевые особенности музыки Моцарта. Мелодика, гармония, полифония, фактура."»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»







Методическое сообщение

«Стилевые особенности музыки Моцарта. Мелодика, гармония, полифония, фактура»

Преподаватель фортепиано М.В. Зрянина



























г. Ивангород

2023 год

В литературе о Моцарте существует мнение о том, что он преимущественно оперный композитор, что он в этой области был подлинным новатором и даже реформатором, в то время как в инструментальной музыке, создав множество гениальных произведений, только использовал уже существующие достижения. Подобную точку зрения высказывал А.Н. Серов в статьях О Моцарте.

Конечно, оперы В.А. Моцарта – это величайшая страница в оперном искусстве 18 века: в области оперы Моцарт совершил реформу не меньшего значения, чем Глюк. Более того, из всего огромного оперного наследия 18 века в основном только оперные шедевры Моцарта прочно держатся в репертуаре театров и стойко сохраняют свою сценическую жизнь (постановки опер Глюка и некоторых других выдающихся композиторов 18 века- ныне значительно редкое явление).

И все же неверно утверждение, будто значение Моцарта в области инструментальной музыки не столь велико, как в области оперы. Придерживаясь установившихся композиционных структур, Моцарт в своих симфониях, фантазиях, сонатах, камерных ансамблях, концертах раскрывает новый мир идей, мыслей и чувств, насыщает эти произведения новым драматическим содержанием, глубже и полнее, по сравнению со своими предшественниками и современниками, отражает действительность с ее жизненными коллизиями. После смерти Моцарта лишь Бетховен смог открыть в области симфонизма новый мир. Но Бетховен принадлежал 19 веку. Творчество Бетховена питалось идеалами, рожденными освободительной борьбой народов в годы французской буржуазной революции конца 18 века и наполеоновских войн. Моцарт же отразил прогрессивные идеалы, связанные с эпохой Просвещения, движением «Бури и натиска» в немецкой культуре.

По сравнению с Гайдном в музыке Моцарта связи с народно-песенными истоками не столь прямые и непосредственные, они сложнее и тоньше. В его искусстве влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием художественно-интеллектуальной атмосферы города, музыкально-бытовой культуры Зальцбурга, Вены, Мюнхена, Парижа и Милана.

Основой музыки Моцарта всегда является мелодия- ясная, проста и выразительная, органически сочетающая черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены, обобщающая все это в высоком художественном синтезе. Но простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта одновременно сложны, поскольку в них отражается богатство внутренней жизни человека и прежде всего тонкая и чуткая душевная организация самого композитора.

В моцартовской мелодике много хроматизмов, задержаний при ясной определенной мажорной или минорной ладовой основе, при простоте гармонических функций. Но Моцарту свойственны также мелодии и мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом. В этих мелодиях встречается внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов.

Каждому композитору-реалисту свойственно пользоваться определенным кругом излюбленных мелодических оборотов и интонаций, широко бытующих в его время. Так у Моцарта были свои, особенно любимые им мелодические обороты, чаще всего в кадансовых построениях.

Конечно, всем этим далеко не исчерпывается мелодический стиль Моцарта, обладающего неиссякаемым источником мелодического вдохновения. Все большие музыканты были единодушны в восторженном преклонении перед моцартовской мелодикой.

Гармонический язык Моцарта неразрывно связан с его мелодикой, придает ей большую выразительность, оттеняя красоту мелодического образа, но никогда и нигде в музыке Моцарта гармония не подчиняет себе мелодию, не растворяет ее, напротив, мелодия всегда доминирует. Как в европейской музыке 18 и начала 19 века в целом, так и в гармоническом стиле Моцарта основными являются функции тоники, доминанты и субдоминанты в их взаимосвязях. В музыке Моцарта эти функции используются очень разнообразно: есть простые соотношения I, IV и V ступеней, и употребление побочных ступеней лада, и внутритональные отклонения, вплоть до сложных и смелых модуляций в далекие тональности. При этом сама аккордика отличается большой простотой, в ней нет еще тех альтерированных созвучий, или красочных сопоставлений аккордов далеких строев, или новых ладовых образований, которые станут достоянием романтической музыки 19 века.

Смелость и новизна гармонического языка Моцарта неоднократно приводила в смущение его современников. Необходимо иметь ввиду, что гармоническое новаторство Моцарта всегда подчинено максимально яркому и рельефному раскрытию и выявлению музыкального образа как сложного единства разных элементов музыкальной речи при господстве мелодии. Хроматические модуляции и резкие тональные сдвиги обычно служат созданию образов драматических, патетических, трагических. Но и самые простые, уже ставшие привычными гармонии I, IV и V ступеней под рукой Моцарта кажутся свежими и получают новую жизнь благодаря пленительным, полным красоты и изящества мелодиям.

Полифония в музыке Моцарта занимает весьма важное место. Его по праву можно считать одним из величайших полифонистов в мировом музыкальном искусстве. Моцарт (особенно в поздних сочинениях) развивает баховскую полифонию, но в иных исторических условиях, на основе новых стилистических принципов венской классической школы, в которой господствует гомофонно-гармоническое мышление.

Новое у Моцарта по сравнению с полифонией И.С. Баха, определяется характером самих тем, подвергающихся полифонической разработке. Тема любой баховской фуги рождена для полифонической музыки и содержит в самой себе предпосылки к имитационной разработке, до конца раскрывая свою сущность лишь в общей контрапунктической ткани произведения. Моцартовская же тема гомофонна по своей природе, одинаково пригодна для развития в музыке гомофонно-гармонического, аккордового и имитационно-полифонического склада.

Красота музыки Моцарта в огромной степени обусловлена фактурой его произведений – всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которой глубоко содержательна ( у Моцарта отсутствуют «пустоты», служащие лишь для перехода к следующему разделу), ясность и прозрачность всей ткани, сквозь которую буквально «просвечивает» каждый голос, будь то мелодия, или контрапункт, или гармоническое, фигурационное сопровождение – такова музыка В.А. Моцарта. Тонкое изящество, филигранная отточенность, душевная чуткость, высокий артистизм, поэтическая одухотворенность сообщают ей чарующую силу.



Используемая литература:

Б.Левик – «История зарубежной музыки», издательство «Музыка» 1966 год