СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Взаимодействие семьи и школы искусств в современных условиях"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние  семьи на ребенка сильнее других  воспитательных воздействий

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Взаимодействие семьи и школы искусств в современных условиях"»


Введение.

Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.

Поэтому только правильная организация работы с родителями может принести положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка. 



  1. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях.

Социальные изменения, произошедшие в последнее время в дополнительном образовании детей диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий ДМШ с родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.

Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школ и от школ искусств пока сохраняется. Причин этому не мало, среди них:

  • пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;

  • следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, принесённым из собственного детства;

  • непонимание целей совместной деятельности со шкалой и своей роли в ней;

  • ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

Всё перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, идеологических образованиях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнёрских отношений участников.

Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения собраний себя изжили. Нужно включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии создания атмосферы доверия и благожелательности. Обсуждение необходимо строить на диагностических соревнованиях.

Преподаватель, решая трудную задачу подготовки родительского собрания, пытается ответить на множество вопросов. Особенно сложным процесс организации таких встреч представляется в 1-2 классах ДШИ и ДМШ. Это связано с разобщённостью родителей, необходимостью за короткий срок усвоить большой объём новой информации, возникновение проблем на этапе «вживания» детей в новую социальную роль. Многие из родителей обучающихся испытывают волнения, огорчения, разочарования, являющиеся следствием трудностей «роста» и нуждаются в психологической поддержке со стороны педагога.


  1. Родительское собрание в системе учебно-воспитательной работы на начальной ступени обучения

Родительское собрание является органом, обеспечивающим включение родителей учащихся в управлении образовательным учреждением. Заявить своё участие в решении проблем в обучении родители учащихся младших классов могут прежде всего, в рамках родительских собраний.


  1. Функции родительского собрания на начальной ступени обучения:

– информационная функция;

– просветительская функция;

– обучающая функция;

– консультативная функция;

– профилактическая функция;

– координационная функция.


  1. Этапы деятельности преподавателя 1-3 классов по подготовке и проведению родительского собрания.

Подготовка родительского собрания - процесс достаточно сложный, но творческий и продуктивный.

Начинающие преподаватели, прежде всего, задаются вопросами о том, где найти материал, отвечающий заявленной теме, и как преподнести его родителям, чтобы быть понятным. Педагоги со стажем понимают, что вышеперечисленное ещё не гарантирует результат, и продумывают условия, при которых каждый родитель включается в процесс коллективной деятельности, при которой каждый родитель ищет и находит вариант решения проблем. При этом и те и другие поставлены перед выбором форм адекватных теме и ступени готовности участников.

ЭТАПЫ:

Первый этап – выбор темы родительского собрания.

Второй этап – выбор формы проведения и разработка сценария.

Третий этап – поиск информации по теме.

Четвёртый этап – определение круга участников.

Пятый этап – подготовка текстов приглашений и диагностических методик.

Шестой этап – выработка правил, которым будет следовать организатор.

Седьмой этап – организационное обеспечение родительского собрания.

Восьмой этап – проведение родительского собрания.


  1. Правила подготовки родительского собрания

Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный  день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел.

Особое внимание обратите на размещение родителей в классе.

Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Заранее, вместе с родителями придумайте правила для участников собрания.

Берегите время людей, приглашённых на собрание. Установите регламент.

Организуйте чай. Общение на собрании станет более непринуждённым.

Предварительно побеседуйте с родителями, на чей родительский опыт вы намерены опереться на собрании.

  1. Правила проведения родительского собрания

– никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще.

– обязательно называйте родителей по имени и отчеству.

– на собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребёнке.

– особенно полезно проанализировать, чего достигли учащиеся с момента вашей последней встречи с родителями, а в чём им так и не удалось поднять планку.

– старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику.

– при необходимости попросите родителей об оказании какой-нибудь помощи.

– не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах.

– предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие.

– заканчивая собрание, спросите себя : оправдались ли мои ожидания? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрят ученики на меня завтра?

  1. Практические материалы

8.1. Приложение №1 Анкета для родителей «Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?»

1) Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?

2) Говорят ли с Вами дети «по душам»?

3) Назовите самый любимый и самый сложный для Вашего ребёнка учебный предмет.

4) Часто ли Вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5) Назовите предмет, который в школьные годы был самым любимым для Вас и Вашего мужа (жены)?

6) Назовите, что в течение последней недели прочёл Ваш ребёнок?

7) Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

8) Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в работе?

9) Любит ли ваш ребёнок учиться?


8.2. Приложение №2 Анкета «Любит ли читать Ваш ребёнок?»

1) Любит ли читать Ваш ребёнок?

2) Какую книгу читает Ваш ребёнок сейчас?

3) Читаете ли Вы детям?

4) Читаете ли Вы вместе с ребёнком?

5) Любят ли в Вашей семье читать взрослые?

6) Как Вы думаете, Ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что хочется?

7) Есть ли в Вашей домашней библиотеке книги для Вашего ребёнка?

8) Посещает ли Ваш ребёнок библиотеку?

9) Какую книгу читаете Вы сейчас?

10) Книги какого содержания предпочитает читать Ваш ребёнок?


  1. Советы родителям

    1. Советы родителям по развитию мышления у детей

– можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

– ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

– найденное в процессе мышление становится знанием.

– процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации.

– вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

– вопросы «Где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

– никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.


    1. Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей

– не ругайте ребёнка за плохую оценку. Не стыдите и не выказывайте его.

– выясните, за что именно поставлена плохая оценка.

– проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка.

– хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось.

– хвалите ребёнка за каждый успех в работе. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

– ставьте перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет.


  1. Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье

– ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознаёт – подражая, он очень скоро вернёт их Вам.

– не грубите и не сквернословьте: Ваши привычки станут привычками ребёнка.

– не говорите о людях не уважительно – ребёнок станет отзываться так и о Вас.

– поступайте с другими тактично – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

– проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!