Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
140300, Российская Федерация, Московская область, Егорьевск, 6 микрорайон, д.14 а
тел.: 8(49640)3-26-50 ОГРН 1035002351075 ИНН/КПП: 5011019316/501101001
Email: egrv_mou_15@mosreg.ru Сайт: https://egorschool15.obrpro.ru/
Сообщение к педсовету
Тема: «Я – часть России».
Подготовила: воспитатель Попко Е.А.
г.Егорьевск
2021г.
«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,
кто не стал истинным сыном матери и отца».
В.А.Сухомлинский
Дата проведения: 28.12.2021г.
Вид педсовета: тематический
Форма проведения: круглый стол
Цель: формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).
Задачами патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются :
- формирование у детей уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине на основе приобщения к культуре, традициям и родной природе;
- формирование представления о России как о родной стране, о государственной символике России, о Москве, как о столице России;
- воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к культурному прошлому России;
- проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление
- оказать помощь, поддержку другому человеку;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы.
Этапы патриотического воспитания дошкольников:
- предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
- когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
- эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Жизнь моя, любовь моя, Россия!
Я твоей судьбой горжусь!
У каждого человека есть Родина - большая и малая. Малая – это дом, улица, город, где человек родился, а большая родина — это его страна. Родина всегда занимает в жизни человека - гражданина почётное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, дышишь ежедневно её воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь всё хорошее и даже плохое, что было с ней связано. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя.
Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о родине, мы думаем и о героях прошлого и настоящего, и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Все это — наша история, все это — наша родина.
Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ – трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы граждане своей Родины, насколько мы любим её и дорожим ею.
Любой уголок нашей Родины неповторим и по – своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям.
Одним из способов является организация в ДОУ мини – музеев. Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.
Также проводятся познавательные занятия, соответствующие темам по патриотическому воспитанию. Дети узнают об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, о своих знаменитых земляках, изучают народный фольклор.
Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых, который направлен на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Главной целью патриотического воспитания является воспитание убеждённого патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового защищать его интересы и служить ему своим трудом.
Патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
По мнению Л.В. Филатовой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Л.Е. Никонова определяет патриотическое воспитание детей, как процесс освоения детьми наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству.
Р.Н. Кедярова считает, что патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Наряду с дошкольным образовательным учреждением семья также должна заниматься патриотическим воспитанием детей, так как в семье ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определённые идеалы и ценности. В рамках патриотического воспитания дошкольников семья должна выполнять следующие функции:
прививать любовь к родному краю;
формировать знания о своих генетических корнях;
обеспечивать здоровый образа жизни;
прививать чувства гордости за героев своей Родины;
формировать трудолюбие;
воспитывать чувство интернационализма и др.
Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию.
Формы взаимодействия с родителями дошкольников могут быть следующими: совместное с родителями создание семейных или тематических фотоальбомов, газет или статей с историей дома, улицы на которой живёт ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотоотчёта о прогулке или зарисовок, тематические родительские собрания, круглые столы, чаепития и др.
Из вышесказанного следует, что в современных условиях развития современного общества нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей является одним из главных направлений воспитательной работы как в дошкольном образовательном учреждении, так и в своей семье.
Список используемой литературы
-
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005
-
Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004
-
Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. – 2006
-
Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.
-
Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
-
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2021
-
Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. – 2009
-
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доро- нова [и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2006.