СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое выступление "Использование практико-ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности обучения благодаря использованию практико-ориентированных заданий. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но тебуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическое выступление "Использование практико-ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе"»

МБОУ Дубровская №2 СОШ Тема: «Использование практико-ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе» Учитель: Карягина Татьяна Николаевна

МБОУ Дубровская №2 СОШ

Тема:

«Использование практико-ориентированных заданий на уроках русского языка

в начальной школе»

Учитель: Карягина Татьяна Николаевна

"Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться.

Не выдумывайте для него детских ответов.

  Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал.

Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку".

  Д.И. Писарев

 Ученик часто задает вопрос: а зачем мне это надо?  Соответственно возникает вопрос, как преподавать, чтобы внешняя мотивация учения превратилась во внутреннюю необходимость и потребность ученика совершенствовать свои знания?  Ответом на вопрос «КАК?» является выбор технологии, методов обучения, форм и приёмов работы. По сути, это - средство, либо алгоритм решения любой задачи.

Ученик часто задает вопрос: а зачем мне это надо?

Соответственно возникает вопрос, как преподавать, чтобы внешняя мотивация учения превратилась во внутреннюю необходимость и потребность ученика совершенствовать свои знания?

Ответом на вопрос «КАК?» является выбор технологии, методов обучения, форм и приёмов работы. По сути, это - средство, либо алгоритм решения любой задачи.

Сущность практико-ориентированного обучения     - построение учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания;  - приобретение новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем;  - эмоциональное и познавательное насыщение творческого поиска учащихся.

Сущность практико-ориентированного обучения - построение учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; - приобретение новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; - эмоциональное и познавательное насыщение творческого поиска учащихся.

 Актуальность практико-ориентированных заданий  - повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося  и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; - в процессе взаимодействия в системе «учитель - ученик» постоянно действуют каналы обратной связи; - задания развивают интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.

Актуальность практико-ориентированных заданий

- повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося

и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;

- в процессе взаимодействия в системе «учитель - ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;

- задания развивают интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.

     Цель использования практико-ориентированных заданий на уроках    - развитие познавательных потребностей,  - организация поиска новых знаний,  - повышение эффективности образовательного процесса.

Цель использования практико-ориентированных заданий на уроках  - развитие познавательных потребностей, - организация поиска новых знаний, - повышение эффективности образовательного процесса.

   Практический опыт  при использовании практико-ориентированных заданий :   - сопоставления,  - оценки явлений, процессов,  - выявления причинно-следственных связей,  - постановки задач,  - потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний.   Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся .

Практический опыт при использовании практико-ориентированных заданий : - сопоставления, - оценки явлений, процессов, - выявления причинно-следственных связей, - постановки задач, - потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся .

     Принципы  реализации практико-ориентированного обучения    принцип целеполагания;  принцип личностного подхода;  принцип продуктивности обучения;  принцип ситуативности обучения;  принцип образовательной рефлексии.

  Принципы реализации практико-ориентированного обучения принцип целеполагания; принцип личностного подхода; принцип продуктивности обучения; принцип ситуативности обучения; принцип образовательной рефлексии.

Структура практико-ориентированного задания   - стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);  - задачная формулировка (указывает на деятельность ученика);  - источник информации (необходимый материал для успешного выполнения);  - задание либо содержит вопросы по работе с данной информацией, либо - бланк для выполнения задания структурированного ответа;  - инструмент оценивания - модельный ответ или оценочный бланк, ключ.

Структура практико-ориентированного задания - стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение); - задачная формулировка (указывает на деятельность ученика); - источник информации (необходимый материал для успешного выполнения); - задание либо содержит вопросы по работе с данной информацией, либо - бланк для выполнения задания структурированного ответа; - инструмент оценивания - модельный ответ или оценочный бланк, ключ.

Некоторые формы и приёмы работы  на уроках русского языка

Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка

1. Самостоятельный подбор  учащимися дидактического  материала,  аналогичного упражнению учебника  В пословицах  изменить лицо глагола  или пословицы  подобрать самостоятельно.     2. Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий  к упражнению и выполнение их

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника В пословицах изменить лицо глагола или пословицы подобрать самостоятельно. 2. Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их

3. Задания, ориентирующие учащихся  на установление внутрипредметных связей  между лингвистическими явлениями  - Вставить гласные е-и  в окончаниях глаголов и доказать,  что выбор орфограмм невозможен  без знания грамматики.  - Поставить существительные  в форме дательного падежа и подчеркнуть орфограммы;  указать, какие ранее полученные знания и навыки необходимы для выполнения этого задания.

3. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями - Вставить гласные е-и в окончаниях глаголов и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики. - Поставить существительные в форме дательного падежа и подчеркнуть орфограммы; указать, какие ранее полученные знания и навыки необходимы для выполнения этого задания.

 4. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания    Т.е. лингвистические явления рассматривать под разными углами зрения,  находить варианты решения одной и той же проблемы.   «Раздели на группы»  «Распределите слова на три группы.  Решите орфографические задачи.  В.рить, д.лёкий, б.глец, б.евой, зв.ринец, уг.стить, в.ковой, св.зать, см.нить, цв.тастый, л.вушка, к.рмилец .    «По какому признаку разделили на группы?»  По какому признаку сделана классификация?  Решите орфографические задачи.  обл.ко, в.кзал, п.тух, м.дведь, зд.ровье ;  р.кета, с.лома, т.релка, к.ртина, ул.ца;  м.рковь, м.тель. кр.вать, лош.дь,  т.традь .

4. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания Т.е. лингвистические явления рассматривать под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. «Раздели на группы» «Распределите слова на три группы. Решите орфографические задачи. В.рить, д.лёкий, б.глец, б.евой, зв.ринец, уг.стить, в.ковой, св.зать, см.нить, цв.тастый, л.вушка, к.рмилец . «По какому признаку разделили на группы?» По какому признаку сделана классификация? Решите орфографические задачи. обл.ко, в.кзал, п.тух, м.дведь, зд.ровье ; р.кета, с.лома, т.релка, к.ртина, ул.ца; м.рковь, м.тель. кр.вать, лош.дь, т.традь .

  5. Задания на сравнение, сопоставление явлений   Лингвистические «почемучки»   Перед вами лексические уравнения.  Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.  1) Палец – перст = Лоб -? (Чело)  2) Живой – мёртвый = Восторгаться-? (Негодовать)  3)Брег – берег = Прах -? (Порох)   Синонимом какого из выражений является  фраза « ВЛЮБИТЬСЯ БЕЗ ПАМЯТИ »?   А) Вскружить голову Г) Сломя голову  Б) Потерять голову Д) Вешать голову  В) Отвечать головой

5. Задания на сравнение, сопоставление явлений Лингвистические «почемучки» Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение. 1) Палец – перст = Лоб -? (Чело) 2) Живой – мёртвый = Восторгаться-? (Негодовать) 3)Брег – берег = Прах -? (Порох) Синонимом какого из выражений является фраза « ВЛЮБИТЬСЯ БЕЗ ПАМЯТИ »?  А) Вскружить голову Г) Сломя голову Б) Потерять голову Д) Вешать голову В) Отвечать головой

  6. Задания исследовательского характера   а )Мини-исследование   Работа со словами из словаря. Подготовить картотеку словарных слов, выбрать понравившееся слово, найти о нем информацию из толкового словаря, подобрать стихи, загадки с этим словом.   б) Формулировка собственных умозаключений  на основе собранного материала   Восстановить пропущенные посылки в умозаключениях.  1. Все существительные в начальной форме отвечают на вопросы  кто?  или  что?  ……………………………………… .  Слово  учиться  не является именем существительным.  2………………………….  Существительное  велосипед  неодушевленное, мужского рода, единственного числа..  ----------------------------------  Вероятно, существительное  велосипед  2 склонения.

6. Задания исследовательского характера а )Мини-исследование Работа со словами из словаря. Подготовить картотеку словарных слов, выбрать понравившееся слово, найти о нем информацию из толкового словаря, подобрать стихи, загадки с этим словом. б) Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала Восстановить пропущенные посылки в умозаключениях. 1. Все существительные в начальной форме отвечают на вопросы  кто?  или  что? ……………………………………… . Слово  учиться  не является именем существительным. 2…………………………. Существительное  велосипед  неодушевленное, мужского рода, единственного числа.. ---------------------------------- Вероятно, существительное  велосипед  2 склонения.

в) Подбор доказательств к данному умозаключению Опорные схемы оформляются в виде таблиц , чертежей и рождаются на глазах учеников в процессе изучения темы. Опорная схема создается в ходе разбора предложения. Ученик анализирует предложение, пользуясь схемой. Схема выступает как предписание рассуждений и доказательств ученика, опора его мыслей. Но схема в течение года изменяется, т.к. у учеников накапливаются знания.

в) Подбор доказательств к данному умозаключению

Опорные схемы оформляются в виде таблиц , чертежей и рождаются на глазах учеников в процессе изучения темы. Опорная схема создается в ходе разбора предложения. Ученик анализирует предложение, пользуясь схемой. Схема выступает как предписание рассуждений и доказательств ученика, опора его мыслей. Но схема в течение года изменяется, т.к. у учеников накапливаются знания.

 7. Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки заданий    Ученики могут предложить более рациональную для проверки запись слов; сначала выписать слова с приставками, потом с предлогами.   ( ( За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика .)

7. Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки заданий Ученики могут предложить более рациональную для проверки запись слов; сначала выписать слова с приставками, потом с предлогами. ( ( За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика .)

 8. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний    Самим раскрыть тайну данных слов, получив адрес, куда можно обратиться за справками. На следующем уроке заслушиваются сообщения «разведчиков».  Работа со словарями на базе ситуативных задач.  1. Представьте, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.  2. Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова:  плыла, повторит, позвала, позвоним, положил, поняла, попила.   Поставьте ударения в словах, используя словарь.

8. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний Самим раскрыть тайну данных слов, получив адрес, куда можно обратиться за справками. На следующем уроке заслушиваются сообщения «разведчиков». Работа со словарями на базе ситуативных задач. 1. Представьте, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь. 2. Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: плыла, повторит, позвала, позвоним, положил, поняла, попила. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

9. Творческие задания      1. «Творческий ландшафт».  Закончить предложения и записать  в тетрадь:  «Школа для меня – это…»  «Семья для меня – это. . .»  «Мой дом для меня – это…»  «Моя фамилия для меня – это…»  2. Создание сочинений  Вставить прилагательные в текст:  «Лето. Ярко светит … солнце. Иду по … лесу. Шумят … сосны. Лепечут … берёзы. Запах … дыма. Выхожу на … поляну. Кто-то оставил … костёр. Начался … пожар».

9. Творческие задания  1. «Творческий ландшафт». Закончить предложения и записать в тетрадь: «Школа для меня – это…» «Семья для меня – это. . .» «Мой дом для меня – это…» «Моя фамилия для меня – это…» 2. Создание сочинений Вставить прилагательные в текст: «Лето. Ярко светит … солнце. Иду по … лесу. Шумят … сосны. Лепечут … берёзы. Запах … дыма. Выхожу на … поляну. Кто-то оставил … костёр. Начался … пожар».

Вывод:  Практико-ориентированные задания   изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.  Практико-ориентированные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе, т.к. в их решении присутствует элемент открытия. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных задач, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. От эффективности использования данных задач в обучении в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.

Вывод:

  • Практико-ориентированные задания   изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
  • Практико-ориентированные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе, т.к. в их решении присутствует элемент открытия. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных задач, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. От эффективности использования данных задач в обучении в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!