СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методичка к статье "Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия школьного образовательного учреждения и семьи как фактор обеспечения качества воспитания детей младшего школьного возраста."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методичка к статье "Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия школьного образовательного учреждения и семьи как фактор обеспечения качества воспитания детей младшего школьного возраста."»




Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия школьного образовательного учреждения и семьи как фактор обеспечения качества воспитания детей младшего школьного возраста.

Методические рекомендации














Воспитатель МОУ «СШИ№2»

Перелыгина Мария Александровна








М агнитогорск, 2021


Содержание

1. Пояснительная записка………………………………3

2. Понятие «традиции», виды, условия……………….5

3. Методические рекомендации………………………11

5. Список литературы…………………………………19




































1. Пояснительная записка

Семейные традиции есть у каждого рода, они создаются веками, передаются из поколения в поколение и объединяют родных людей в единое целое, они являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия.

В памяти людей остаются те традиции, которые были заложены и соблюдались в семье и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.

Семейные традиции необычайно важны детям: прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С регулярно повторяющимися событиями, к детям приходит ощущение стабильности мира, сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми.

Семейные ценности должны быть заложены в личность ребенка с самого раннего возраста, в том числе через дошкольную образовательную организацию.На данном этапе развития общества  взрослыми уделяется минимум внимания общению с собственными детьми. Это объясняется сильной занятостью родителей, стремлением к финансовому благополучию. В итоге дети остаются наедине с самими собою или с гаджетами.  Возникает своего рода «госпитализм XXI века». У детей не формируются представления о семейных ценностях, не развиваются коммуникативные навыки.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия Школьного образовательного учреждения и семьи как фактора обеспечения качества воспитания детей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия Школьного образовательного учреждения и семьи. Одним из направлений взаимодействия Школьного образовательного учреждения и семьи можно рассматривать проблему обогащения семейных традиций как факторы обеспечения качества воспитания детей.

2. Теоретические основы исследования проблемы взаимодействия Школьного образовательного учреждения и семьи в процессе обогащения семейных традиций

Собирательное понятие традиции представлено в педагогическом словаре, где под понятием традиций понимается: «система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации».

В работах классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого традиции рассматриваются как важное средство воспитания подрастающего поколения.[4], [6], [10], [11]

Так, К.Д. Ушинский считал, что воспитание на традициях способствует формированию сильных характеров. Формировать характер и направление воспитания необходимо в соответствии со своими национальными традициями.

А.С. Макаренко использовал термин традиции, но не определял его. Придавая огромное значение традициям коллектива, А.С. Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы.[4]

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Действия в традиции подчинены сознательной цели воспитания. «Покажи мне, - гласит индийская пословица, - как ты воспитываешь детей, и я скажу, что у тебя на уме».

В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности.

Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

-Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»: предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.

-Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.

-Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.

-Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.

-Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.

-Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.

-Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.

-Дни памяти умерших родных и близких.

-Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

-Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

Формирование семейных традиций как и любого другого педагогического процесса, невозможно без создания определенных условий.

Для выполнения поставленных задач педагоги О. Л. Зверева, В. П. Дуброва, Е. П. Арнаутова, З. И. Теплова, В.В. Рогачев выделили условия.

1) отношение родителей к развитию и обогащения семейных традиций и приобщения к ним их ребенка зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

2) субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые отношения раскрыть достаточно сложно.

3) изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в деятельности детского сада положительных методов семейного воспитания;

4) использование разнообразных форм взаимодействия школы с семьей в их взаимосвязи; индивидуальные и групповые формы вовлечения родителей, которые дополняют друг друга;

5) формирование мотивации родителей посредством включения в педагогический процесс в Школьном образовательном учреждение;

6) повышение компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с семьями школьников младшего восраста в процессе приобщения детей старшего школьного возраста к народным традициям.

3.Методические рекомендации по обогащению семейных традиций в процессе взаимодействия школы и семьи

С целью повышение результативности педагогической работы в Школьном образовательном учреждении свою эффективность доказали следующие формы взаимодействия школы и семьи в формировании и расширении знаний о семейных традициях:

1. Педагогическое просвещение родителей: родительские собрания, тематические конференции, консультации, лекции, бинарные семинары, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, презентации, просмотр видеофильмов о семейных традициях, дни открытых дверей, педагогические советы и др.;

2. Включение родителей в деятельность школы: совместные праздники и досуги, семейные конкурсы, рождественские забавы, выставки, кружки, семейные клубы, выпуск газет, конкурсы, создание мини-музея, викторины, концерты.

Целесообразно проводить следующие мероприятия по обогащению знаний родителей о традициях:

- мини-лектории: «Семейные традиции», «Традиции в современной жизни общества и семьи», «Функции традиций», «Традиция чтить память предков», «Традиция почитания старших», «Традиция чтить родителей», «Традиция заботливого отношения к младшим», «Традиционные занятия членов семьи», «Семейный праздник как традиция семьи»;

- мастер-классы: «Моя родословная», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Загляните в семейный альбом», «Семейные чтения: возрождая традиции», «Коллекционирование в семье», «Рождественские забавы», «История вещи – история семьи, история народа, история Отечества»;

-создания детско-родительских проектов: «Традиции семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии», «Семейный маршрут по памятным местам родного города» и др.;

-тематические выставки: «Семейные истории», «Путешествие семьи», «Семейные коллекции» и т.п.).

-обогащение предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми: музей семейных историй, уголок семейного чтения и коллекционирования, выпуск газеты «Моя семья» и др.

В зоне особого внимания педагогического коллектива школьного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. В библиотеке школьного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, традициям семейного воспитания, как воспитания духовно нравственной личности, включая и журнальные статьи.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества, поэтому необходимо родителям предлагать список художественных произведений для чтения детям.

Во многих школьных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «Дни добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Органически сочетая все эти формы, комбинируя их, можно эффективно способствовать формированию и обогащению педагогических знаний у родителей о семейных традициях.







Рекомендации для родителей!

1. Придумайте тему месяца или недели, которым будете посвящать своё свободное время. Например, это может быть подготовка к Дню Рождения Семьи –  годовщине свадьбы, когда вечерами вы посмотрите видео и фото с тога памятного дня, расскажите историю знакомства своим детям, вспомните эмоции и чувства от неожиданных сюрпризов, устраиваемых в период ухаживания.

2. Ведите Летопись семейной жизни или заполняйте Семейный дневник. Записи могут касаться индивидуальных успехов и семейных эмоций, неожиданных озарений и открытий.

3. Раз в сезон устраивайте тематические кулинарные дни, посвященные одной из мировых кухонь. На такие обеды можно пригласить бабушек, дедушек, родственников и устроить целое представление с рассказами о приготовленных национальных блюдах.

4. Заведите волшебную коробочку с планами, записанными на листочках бумаги, которые нужно реализовать всей семьёй. Например, их можно доставать в субботу вечером, а в воскресенье исполнять. Это могут быть приглашения гостей, посещения родственников, походы в кино, просмотр интересного мультфильма и многое другое.

5. Сделайте Семейную карту Желаний.  Пусть каждый член семьи нарисует или приклеит фото своих желаний, а вместе вы будете радоваться исполнению!

6. Начните вести семейный блог. Это отличный вариант хранения воспоминаний, а также возможность найти единомышленников.

7. Устраивайте День добровольной помощи. Почистите снег у дома одинокой бабушки; покормите птиц или животных зимой, оставив лакомство в парке или в лесу.

8. Заведите копилку для «штрафов». Договоритесь складывать в неё определённые суммы в качестве штрафов за произнесённые бранные слова, невыполненное обещание, неубранные вещи. Опустошая копилку, например, раз в год покупайте интересную книгу или займитесь благотворительностью, перечислив эти деньги на счет Фонда помощи детям.

9. Торжественно встречайте своё любимое время года.  Приготовьте что-нибудь особенное, украсьте дом, почитайте стихи и сказки об этом времени года, спланируйте, куда хотели бы съездить или сходить всей семьёй.

10. Играйте в настольные игры. Это интересно, в есело и способствует приобретению положительного опыта общения.

11. Придумайте свои приметы. Увидел самолёт – загадай желание о поездке в интересное место.

12. Пишите письма себе в будущее.  Помечтайте и опишите, какие вы стали, где побывали, что удалось реализовать. Открыть можно будет, например, через 5 лет: прочитать, проанализировать, что сбылось из ваших прогнозов и снова написать письмо.

13. Изобретите свои способы для подзарядки позитивной энергией. Испеките все вместе печенье или п ряники, заварите чай, включите любимую музыку, нарисуйте или слепите эмблему хорошего настроения и повесьте её на видное место.

1 4. Начните осваивать новый вид спорта или творчества. Коллективные занятия объединяют, а командные успехи мотивируют и вдохновляю!



Придумывайте свои традиции, улучшайте настроение себе и близким, фотографируйте и оформляйте в альбомы запечатлённые моменты семейного счастья! Мир, гармония и радостное запоминающееся детство зависит от нас с вами, уважаемые родители!



Список использованной литературы


1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.

2. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.

3. Макаренко А.С. Книга для родителей. /А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - 274 с.

4. Ушинский. К.Д. Моя система воспитания. О нравственности /К.Д.Ушинский; сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. – Москва Издательство АСТ, 2018. – 572, [4+16]с.

5. Шацкий С.Т. и Шацкая В.Н. /Сохраним то, что есть в детях (сборник); ООО Издательский дом «Карапуз», 2011





4