| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Профессиональный модуль «Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационном процессе
34.02.01Сестринское дело»
МДК 34.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Раздел «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях»
Методическая разработка
теоретического занятия для студентов
Тема: «Сестринский уход при особо опасных инфекциях. Сестринский уход при столбняке»
Щигры – 2023
Пояснительная записка
Помимо общемедицинских знаний и практических навыков медицинской сестре требуются знания особенностей столбняка, проведения диагностических, лечебных процедур и ухода за пациентами при данном заболевании. Медицинская сестра должна знать тактику при выявлении пациента при столбняке, чтобы не допускать проявления осложнений. У инфекционных пациентов в результате явлений интоксикации поражается центральная нервная система, что грозит развитием нервных и психических расстройств. Инфекционные заболевания могут сопровождаться серьезными осложнениями, в связи, с чем медицинской сестре необходимо хорошо знать их начальные признаки, чтобы вовремя оказать необходимую помощь.
В данном пособии излагаются основные особенности инфекционного заболевания, элементы клинической и лабораторной диагностики.
Пособие посвящено особенностям работы медицинской сестры по уходу за инфекционными больными, диагностическим мероприятиям при инфекционных заболеваниях.
В работе медицинской сестры не может быть мелочей. Мелочь или пустяк может порой свести на нет всю работу.
Тема занятия: «Сестринский уход при особо опасных инфекциях. Сестринский уход при столбняке»
1 Тип занятия: лекция.
2 Место проведения, продолжительность занятия:
кабинет анатомии, 90 мин.
3 Методы обучения: словесные, наглядные, активные методы обучения (проблемная беседа, моделирование).
Цели занятия:
Ожидаемый результат:
Студент должен знать:
Что такое столбняк;
Принципы работы в эпидемическом очаге солбняка;
Принципы диагностики, лечения и профилактики столбняка;
Задачи и функциональные обязанности медицинской сестры, работающей с пациентами инфекционного профиля.
Принципы диспансеризации пациентов после перенесенного столбняка;
Студент должен уметь:
выявлять проблемы пациента на всех этапах развития болезни;
обеспечить безопасность пациента и адекватную сестринскую помощь;
оказать психологическую поддержку пациенту при столбняке и его семье;
организовать безопасное положение в эпидемическом очаге;
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
провести все профилактические мероприятия, для предупреждения развития инфекционных болезней;
консультировать пациентов и их близких по вопросам ухода, лечения и профилактики столбняка;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.
ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.
ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.
ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.
ПК 6.2. Планировать свою деятельность на фельдшерско-акушерском пункте, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.
ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.
ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда в ЛПУ, ФАПах, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах, офисе общей врачебной (семейной) практики.
ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор.
6. План занятия
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент | 2 мин |
Мотивация изучаемой темы | 5 мин |
Совместное целеполагание | 10 мин |
Изучение нового | 50 мин |
Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме (закрепление материала) | 10 мин |
Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия) | 5 мин |
Подведение итогов занятия. Выставление отметок | 5 мин |
Задание на дом | 3 мин |
Ход занятия
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, фиксирует готовность аудитории и ТСО к занятию. Студенты приветствуют преподавателя, организуют рабочие места, знакомятся с планом занятия.
Мотивация изучаемой темы.
Медицинские сестры должны иметь ясное представление о причинах развития заболеваний и характере возникающих при этом изменений в организме, чтобы не допустить распространения болезней. Ранняя диагностика и своевременная изоляция является важнейшим условием успешной борьбы с инфекционными болезнями, особенно с особо опасными инфекциями. Выявление инфекционных болезней медицинскими сестрами возможно на участке, в кабинете инфекционных болезней, в поликлиниках и стационарах.
Актуальность столбняка Наличие ежегодных случаев столбняка, летальных исходов, вероятность сохранения автомобильного, военного и бытового травматизма определяют актуальность этой нейроинфекции. Учитывая большую распространенность заболеваний, с ними может столкнуться каждый медработник, поэтому необходимо знать все типичные и атипичные варианты заболеваний, формы развития заболеваний и виды их проявлений, методы диагностики, принципы сестринского ухода.
Вы хотите просто стать хорошим высокооплачиваемым специалистом, профессионалом. Для этого необходимо знать основную, часто встречающуюся патологию, чтобы ответить на любой вопрос вашего пациента, показав тем самым свою компетентность.
3. Совместное целеполагание.
Преподаватель помогает сформулировать цели занятия. Студенты осмысливают информацию, формулируют цель занятия, включаются в активное сотрудничество с преподавателем.
- Каких целей мы попытаемся достичь на сегодняшнем занятии?
- Как эти знания и умения могут пригодиться в вашей дальнейшей профессиональной деятельности?
Цель: формирование знаний студентов об особенностях сестринского ухода при столбняке.
Основные термины и понятия: столбняк, клостридия тетани, «сардоническая улыбка», опистотонус, дисфагия, тетанические судороги.
4. Изучение нового.
Преподаватель знакомит студентов с новой информацией по теме. Студенты слушают, отвечают на предложенные вопросы, записывают.
Столбняк – острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением нервной системы и проявляющееся тоническими и клоническими судорогами.
Этиология. Возбудитель – Clostridium tetani – представляет собой крупную тонкую палочку с закругленными концами. Он грамположителен, является строгим анаэробом, высокочувствителен к действию кислорода. Микроб образует споры шаровидной формы, расположенные терминально, что придает им вид барабанной палочки. Споры чрезвычайно устойчивы к воздействию физических и химических факторов внешней среды, выдерживают кипячение в течение 1 ч, в 1 % растворе формалина, йода, водорода пероксида живут до 6 ч. В почве споры сохраняются годами и даже десятилетиями. В анаэробных условиях при температуре 37 °C, достаточной влажности они прорастают в вегетативные формы, которые малоустойчивы, погибают при кипячении через 5 мин.
По антигенной структуре возбудитель неоднороден. Выделяют групповой соматический О-антиген и типоспецифический жгутиковый Н-антиген, по которому различают 10 сероваров бактерий.
Возбудитель столбняка продуцирует два вида экзотоксина: тетаноспазмин и тетаногемолизин. Тетаноспазмин является нейротоксином и обусловливает основные клинические проявления болезни. Тетаногемолизин разрушает (растворяет) эритроциты. Экзотоксин является одним из сильнейших бактериальных ядов, уступая по силе лишь ботулиническому токсину. Он быстро инактивируется при нагревании, под влиянием солнечного света, щелочной среды. Ферменты желудочно-кишечного тракта не разрушают токсин, он не всасывается через слизистую оболочку кишечника, поэтому безопасен при введении через рот.
Антибиотики пенициллинового и тетрациклинового ряда оказывают бактериостатическое действие на вегетативные формы микроба, но не влияют на его токсин.
Эпидемиология. Столбнячная палочка обитает в кишечнике травоядных животных и у 5–40 % людей. В кишечнике они существуют в виде спор или вегетативных форм, вырабатывающих токсин, который, однако, не всасывается. Повсеместно столбнячный микроб обнаруживается в почве: при попадании в нее с фекалиями животных он преобразуется в споровую форму.
Механизм передачи инфекции при столбняке – контактный вследствие проникновения спор или вегетативных форм микроба в организм человека через поврежденные кожные покровы и реже слизистые оболочки. Особенно частой причиной заражения являются микротравмы нижних конечностей (62–65 %). Заболевание может развиться при ожогах и обморожениях, у рожениц при нарушении правил асептики, при криминальных абортах, у новорожденных (загрязнение пупочной раны), особенно при родах на дому.
В военное время столбняк связан с обширными ранениями и термическим повреждением тканей.
Восприимчивость к столбняку высокая. Чаще болеют сельские жители. Столбняк встречается во всем мире, ежегодно заболевает 300–350 тыс. человек. Иммунитет после перенесенного заболевания не формируется. Передача возбудителя от больного человека не наблюдается.
Патогенез. Входными воротами инфекции при столбняке служат поврежденная кожа и слизистые оболочки. Особенно опасны колотые и имеющие глубокие карманы раны, где создаются анаэробные условия, способствующие размножению столбнячной палочки и выделению ею токсина.
Продвижение токсина происходит по двигательным волокнам периферических нервов и с током крови в спинной, продолговатый мозг и в ретикулярную формацию ствола. В нервно-мышечных синапсах токсин приводит к нарушению процессов нервно-мышечной передачи. В ЦНС столбнячный токсин способствует тому, что нервные импульсы поступают к мышцам некоординированно, непрерывно, вызывая тоническое напряжение мышц.
Поражение ретикулярной формации ствола головного мозга приводит к нарушению деятельности дыхательного и сосудодвигательного центров с возможной остановкой дыхания и сердечной деятельности.
Действие токсина на симпатическую нервную систему вызывает тахикардию, нестойкую артериальную гипертензию, аритмию, спазм периферических сосудов, сильную потливость.
Клиника. Инкубационный период колеблется от 5 до 14 дней, в ряде случаев укорачивается до 1–4 дней или удлиняется до 30 дней.
Иногда столбняк начинается с продромальных явлений: головная боль, повышенная раздражительность, потливость, напряжение и подергивание мышц вокруг раны. Чаще болезнь начинается остро. Одним из начальных симптомов является тризм – напряжение и судорожное сокращение жевательных мышц, что затрудняет открывание рта («челюсть-замок»). Вслед за этим развиваются судороги мимических мышц, что придает лицу своеобразное выражение (одновременно улыбки и плача), получившее название сардонической улыбки: лоб обычно в морщинах, рот растянут в ширину, углы его опущены. Почти одновременно появляются и другие кардинальные симптомы: затруднение глотания из-за судорожного сокращения мышц глотки и болезненная ригидность мышц затылка. Ригидность распространяется на другие мышечные группы в нисходящем порядке, захватывая мышцы шеи, спины, живота и конечностей. В зависимости от преобладания напряжения той или иной группы мышц тело больного приобретает самые разнообразные, иногда причудливые позы. Вследствие резкого спазма мышц спины голова запрокидывается, больной выгибается на постели в виде арки, упираясь только пятками и затылком (опистотонус). В дальнейшем может появиться напряжение мышц конечностей, прямых мышц живота, который становится твердым, как доска. Гипертонус мышц затрудняет движения больного. В тяжелых случаях наступает полная скованность туловища и конечностей, за исключением кистей и стоп.
На фоне постоянного гипертонуса мышц возникают мучительные, резко болезненные тетанические (клонические) судороги, вначале ограниченные, затем распространенные с охватом больших мышечных групп. Приступы судорог длятся от нескольких секунд до нескольких минут и истощают силы больного, частота их зависит от тяжести болезни. В легких случаях они появляются не более 1–2 раз в сутки, в тяжелых – продолжаются почти непрерывно, по нескольку десятков приступов в течение часа. Провоцировать судороги могут даже незначительные раздражители, например слуховые, зрительные, прикосновения, свет.
Во время приступа судорог лицо больного синеет, покрывается крупными каплями пота, выражает сильное страдание, черты лица искажаются, опистотонус становится более выраженным, четко вырисовываются контуры мышц шеи, туловища и рук. Больные испытывают чувства страха, скрежещут зубами, кричат и стонут от боли, часто прикусывают язык. Судороги дыхательных мышц, голосовой щели и диафрагмы резко нарушают акт дыхания и могут привести к смерти.
Сознание больных остается ясным в течение всего периода заболевания, что усугубляет их страдания. Судороги сопровождаются мучительной бессонницей, не поддающейся воздействию снотворных и наркотических средств. Температура тела повышена (39–40 °C), выражено обильное потоотделение. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: возникает тахикардия, тоны сердца приглушены. В периферической крови наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз. Чрезмерно выраженные судороги нередко приводят к перелому позвонков и других костей.
Клинические проявления нарастают примерно к третьему дню болезни, а затем они остаются стабильными в течение 5–7 дней. Примерно через 10 дней судорожные приступы становятся реже, а к концу второй недели полностью прекращаются. Однако скованность мышц может оставаться в течение длительного времени. Большинство выживших больных выздоравливают полностью через 4–6 недель.
По тяжести различают следующие формы столбняка: 1) легкая (I степень); 2) среднетяжелая (II степень); 3) тяжелая (III степень); 4) очень тяжелая (IV степень).
Местный столбняк у человека встречается редко и характеризуется поражением мышц в области раны, где появляется боль, а затем мышечное напряжение и тетанические судороги.
Осложнения столбняка – асфиксия, пневмония, разрывы мышц и сухожилий, переломы костей. Гинекологический столбняк и столбняк новорожденных нередко осложняются сепсисом.
Прогноз почти всегда серьезный. Летальность составляет 20–25 %.
Диагностика. Она основана на эпидемиологических и клинических данных: наличие предшествующих ранений и травм, наличие типичного симптомокомплекса (тризм, тонические и тетанические судороги, характерные вид и поза больного).
Сестринский процесс, особенности ухода. При уходе за больным организуется индивидуальный сестринский пост. Для соблюдения лечебно-охранительного режима больного помещают в отдельную затемненную палату с исключением различных раздражителей (стук, шум, движение потока воздуха).
При кормлении пациента надо выбрать момент, когда у него нет судорог. Пища должна быть жидкой, высококалорийной. При невозможности открывания рта кормление проводят через тонкий зонд, введенный в желудок через нос.
Сестринское обследование пациента проводится по общепринятой схеме: выяснение жалоб, анамнеза заболевания, эпиданамнеза и последующий осмотр больного.
В связи с полиморфизмом клинических проявлений болезни проблемы пациента многообразны: тризм жевательных мышц; судороги мышц туловища и конечностей; сардоническая улыбка; чувство страха; бессонница; гипертермия; потливость; запор и задержка мочи; неуверенность в благоприятном исходе заболевания.
Пример сестринского диагноза: «Опистотонус, вызванный спазмом мышц спины и подтверждаемый жалобами пациента на резкие боли в области пораженных мышц».
Независимые вмешательства: контроль за температурой тела, пульсом, АД, дыханием; обеспечение питания и питьевого режима; строгое соблюдение лечебно-охранительного режима; уход за кожей и слизистыми оболочками полости рта;наблюдение за физиологическими отправлениями; предупреждение пролежней; помощь в осуществлении личной гигиены после улучшения самочувствия; постоянное наблюдение за состоянием пациента; соблюдение противоэпидемического режима.
Зависимые вмешательства:соблюдение правильного и регулярного приема лекарств;выполнение парентеральных вмешательств; организация парентерального питания; содействие врачу в оказании неотложной помощи; помощь в организации консультаций других специалистов.
Персонал должен работать в маске и перчатках, особенно при участии в оказании врачом хирургической помощи.
Сестринский процесс при столбняке
| | | | | | |
Нарушены потребности | Настоящие проблемы | Потенциальные проблемы | Цели | Взаимозависимые вмешательства | Зависимые вмешательства | Независимые вмешательства |
| | | | | | |
Лечение. Больные госпитализируются в ОИТР инфекционной больницы, минуя приемное отделение.
При наличии раны проводится первичная хирургическая обработка с удалением инородных тел и некротических тканей, обеспечивающая хороший отток раневого содержимого. Предварительно края раны обкалывают противостолбнячной сывороткой (1000–3000 ME). Хирургические манипуляции проводят под наркозом, чтобы не провоцировать судорожный приступ.
Основой лечения является специфическая терапия – введение антитоксической противостолбнячной лошадиной сыворотки (для взрослого – 100–150 тыс. ME, однократно внутримышечно по методу Безредко). Более эффективным является введение противостолбнячного человеческого иммуноглобулина внутримышечно однократно в лечебной дозе 900 ME (6 мл).
Профилактика. Неспецифическая профилактика столбняка заключается в первичной хирургической обработке ран.
Плановая специфическая профилактика (вакцинация) проводится с помощью адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцины (вакцины АКДС) или адсорбированного дифтерийно-столбнячного анатоксина (АДС-анатоксин). Вакцинацию проводят в 3 месяца вакциной АКДС трехкратно с интервалом между прививками 1 месяц, ревакцинацию проводят однократно в 18 месяцев. Вакцину АКДС вводят внутримышечно в дозе 0,5 мл. Дети, имеющие противопоказания к введению вакцины АКДС, вакцинируются АДС-токсином по следующей схеме: вакцинация в 3 и 4 месяца с последующей ревакцинацией через 9–12 месяцев.
Экстренная профилактика проводится при угрозе развития столбняка (ранения, ожоги, обморожения, укусы животных и т. д.). С этой целью привитым против столбняка вводят подкожно 0,5 мл столбнячного анатоксина. Непривитым проводится активно-пассивная иммунизация, при которой 1 мл столбнячного анатоксина комбинируют с противостолбнячной сывороткой в дозе 3000 ME независимо от возраста, которую вводят другим шприцем в другую часть тела внутримышечно. Вместо противостолбнячной сыворотки можно вводить противостолбнячный донорский иммуноглобулин в дозе 3 мл (450 ME) внутримышечно.
Определенное значение в профилактике столбняка имеет санитарно-просветительная работа среди населения, направленная на предупреждение инфицирования столбняком и объяснение необходимости своевременного обращения за медицинской помощью.
Рефлексия настроения на занятии
«Солнышко»
Студненты выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
* солнышко;
* солнышко с тучкой;
* тучку;
* тучку с дождиком;
* тучку с молнией.
Итоговая рефлексия занятия
Оценка результатов учебной деятельности студентов.
«5» - глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (качественное внешнее оформление).
«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознано применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности.
«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения
«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.
Список литературы:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2017 г №24 «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129 - 02. (ред. от 01.10.2019) Текст: электронный // Гарант: информ-правовопортал.–URL:http://ivo.garant.ru/#/document/12138291:0(дата обращения 20.01.21)
2. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя герпетической инфекции/ учебик ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст: непосредственный.
3. Методические указания. МУК 4.2.2013-08. – ISBN 376-7-7652- 7297-1. – Текст: непосредственный.
4. Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые 22-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ 26 июля 1969 года (с дополнениями и изменениями 2015 г) Текст : электронный // Гарант: информ. -правовой портал.– URL:http://ivo.garant.ru/#/document/12138291:0 (дата обращения 21.02.22)
5. Приложение №1 к приказу МЗ РФ от 4 августа 2015 г.№916. инструкция по санитарно - противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционной больниц (отделений) ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст: непосредственный.
6. Агеев, В.С., Э.Н.Головко, К.И. Дерлятко; Под ред. А.А. Слудского; Гиссарский. - Саратов: Саратовский университет, 2015. – Текст: непосредственный.
7. Алексеев, В.В, Н.П., Храпова «Современное состояние диагностики инфекций» 2011 - 4 (110) страницы 18-22 журнала «Проблемы особо опасных инфекций»ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст: непосредственный.
8. Антонова, Т.В., Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии эпидемиологии/ Т.В. Антонова., М.М. Антонов, В.Б. Барановская. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 416 с. - ISBN 978-5-9704-1980-9 –Текст: непосредственный.
Домашнее задание:
Составить памятку «Профилактика столбняка»
Составить мотивированный план ухода за пациентом при столбняке
Вопросы для самоподготовки:
1. Дайте характеристику возбудителя столбняка.
2. Как происходит заражение столбняком?
3. Перечислите основные симптомы заболевания.
4. В чем заключаются особенности сестринского процесса при столбняке?
5. Как проводится плановая и экстренная профилактика столбняка?
Преподаватель: ______________ /И.А. Ловакова/
(подпись) (ФИО)
Приложение 1
Тесты по теме
«Столбняк. Клиническая картина, профилактика, диагностика, лечение»
1 Вариант
1. Укажите решающий фактор предотвращения столбняка:
Иссечение краев раны
Обильное промывание раны
Введение противостолбнячной сыворотки и анатоксина
Назначение антибактериальнойтерапии
Тщательное зашивание раны
2. Возбудитель столбняка вызывает заболевание, проникая в органы через:
Поврежденную серозную оболочку кишки
Поврежденную кожу или слизистые
Верхние дыхательные пути
Через мочевыделительную систему
Через пищеварительную систему
3. Ведущую роль в патогенезе столбняка играет выделяемый возбудителем эндотоксин:
Стрептокиназа
Тетаногемолизин
Гиалуронидаза
Лейкоцидин
Тетаноспазмин
^ 4. Продолжительность инкубационного периода при столбняке чаще всего составляет:
1-3 дня
4-14 ней
15-20 дней
21-30 дней
31-40 дней
^ 5. Ранними симптомами столбняка являются:
быстро прогрессирующий отек
сардоническая улыбка, опистотонус
брадикардия, понижениетемпературы тела, сухость кожных покровов
подергивание мышц в области раны, гипертермия
потеря сознания, паралич
^ 6. Явным признаком столбняка является:
бред
декомпенсация сердечно-сосудистой системы
анемия
сардоническая улыбка
клинически повторяющиеся приступы лихорадки
^ 7. Показанием для эстренной профилактики столбняка является:
ожоги и отморожения II степени
закрытый перелом, разрыв мышц и сухожилий
операция на толстой кишке
фурункул лица
операция на мышцах
8. Специфическая активно-пассивная профилактика столбняка состоит во введении больному:
1мл столбнячного анатоксина и антибиотиков
1 мл столбнячного анатоксина и миорелаксантов
3000 АЕ противостолбнячной сыворотки и миорелаксантов
1 мл столбнячного анатоксина, 3000 АЕ противостолбнячной сыворотки
3000 АЕ противостлбнячной сыворотки и антибиотиков
^ 9. Укажите токсины, выделяемые палочкой столбняка:
энтеротоксин
цитотоксин
фибринолизин
тетаноспазмин
10. В зависимости от распространенности патологического процесса различают столбняк:
генерализованный
общий
тотальный
диффузный
2 Вариант
^ 1. В многопрофильном лечебном учреждении лечении больного столбняком следует проводить в отделении:
нейрохирургическом
терапевтическом
неврологическом
реанимационном
хирургическом
2.Можно ли столбнячный анатоксин и противостолбнячную сыворотку вводить в одно и то же место?
да
нет
^ 3. Укажите явные признаки столбняка:
Симптом очков
Сардоническая улыбка
Гипертонус мышц
Тетаническиесудороги
Анизокория
^ 4. Укажите мероприятия, провдимые с целью неспецифической профилактики столбняка:
первичная хирургическая обработка раны
орошение раны растворами антисептиков из группы окислителей
инфильтрация краев раны раствором пенициллина
назначение антибиотиков парентерально
дегидратационная терапия
^ 5. Что необходимо ввести пострадавшему для экстренной специфической профилактики столбняка при концентрации анатоксина в крови 0,1 МЕ/мл и более?
0,5 мл столбнячного анатоксина
1 мл столбнячного анатоксина
3000 АЕ противостолбнячной сыворотки
ничего
первичная хирургическая обработка
^ 6. Укажите явные признаки столбняка:
опистотонус
асфиксия
саркастическая улыбка
гангрена конечности
недержание кала и мочи
7. Какие препараты используются для экстренной специфической профилактики столбняка?
Столбнячный анатоксин
Адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин
Адсорбированный коклюшно-дифтерийно-столбнячный анатоксин
Противостолбнячная сыворотка
Противостолбнячный человеческий иммуноглобулин
8. Что необходимо ввети пострадавшему для экстренной профилактики столбняка при концентрации антитоксина в крови в пределах 0,01-0,1МЕ/мл?
0,5 мл столбнячного анатоксина
1 мл столбнячного анатоксина
3000 АЕ противостолбнячной сыворотки
150 000 АЕ противостолбнячной сыворотки
ничего
9. Судорожный синдром при столбняке купируется:
назначением седативных средств, барбитуратов
введением миорелаксантов с искусственной вентиляцией легких
постановки клизм с хлоралгидратом
дезинтоксикационной терапией
переливанием противошоковых кровозаменителей