СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»
Астраханцева А.А.
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы
Красноярск, 2024
Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Автор – составитель: Астраханцева А.А., студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах»
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы/А.А. Астраханцева– Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2024. – 35 с.
Аннотация
В методических рекомендациях предложены описание методики организации исследовательской работы с учениками начальной школы. Даны методические рекомендации и требования по организации исследовательской работы в начальной школе, типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельностью детей, мониторинга исследовательской деятельности.
Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования детей, студентам специальности «Преподавание в начальных классах», родителям.
Пояснительная записка 4
Раздел 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5
1.1 Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 8
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 12
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 18
1.4. Паспорт исследования «Ближе к звёздам» 20
1.5. Паспорт исследования «Состав почвы» 32
Раздел 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 35
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 35
2.2 Проектная задача «Наш класс идет в театр» 39
2.3. Проектная задача «Путешествие в сказочную страну» 47
Заключение 55
Список рекомендуемой литературы 56
В связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) планируемые результаты освоения программы начального образования были скорректированы.
Одной из выделенных групп методов в ФГОС НОО стала группа познавательных универсальных учебных действий (далее УУД), в которой определены базовые исследовательские действия.
Для того, чтобы осуществлять формирование планируемых результатов, учителю важно вводить новые методы и приемы работы с обучающимися. Одним из наиболее эффективных методов работы с обучающимися является исследовательская работа или деятельность.
Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.
Исследовательская деятельность – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.
Посредством исследовательской работы у обучающихся происходит формирование не только базовых исследовательских действий, но и всей группы познавательных УУД, регулятивных УУД, коммуникативных УУД. Также, используя исследовательскую деятельность с обучающимися, работа может быть направлена на формирование предметных и личностных результатов, так как она углубляет знания обучающихся в определенной предметной области.
Структура исследовательской работы стандартна. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.
Необходимо выделить то, что надо изучить – проблему. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Проблему можно определить, используя прием сравнительного анализа.
Затем это надо назвать – тема. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности. Например, можно предложить обучающимся выбрать область, в которой они хотят работать: фантастическая, теоретическая, эмпирическая.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. Чтобы определить, почему эта проблема актуальна, можно опираться на жизненные ситуации, то есть то, что ученикам интересно изо дня в день.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить. Сформулировать цель исследования ученикам может помочь учитель, задавая наводящие вопросы, либо воспользоваться приемом «Продолжи предложение».
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Например, можно противопоставить несколько точек зрения.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. На данном этапе исследования можно использовать клише для составления задач, ключевые слова, либо же деформированные задачи, где обучающимся необходимо будет восставить их последовательность, задачи с лишними данными.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении. На данном этапе обучающийся должен отразить, что ему известно, как данные исследуемые объекты или предметы изучены, опираясь на различных авторов, но он самостоятельно не изучал их. Чтобы усложнить работу, можно дать ученикам лишние источники информации, не относящиеся к данной работе, или, наоборот, облегчить и дать уже готовые источники информации.
Затем описывается методика исследования – это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Данную работу можно описать графически.
Далее представляются результаты исследования, то есть собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. На данном этапе работы ученику необходимо создать какой-либо продукт. Продуктом могут выступать плакат, макет, таблица, схема и т.д.
Необходимо отметить новизну результатов, то есть какие результаты были получены впервые.
Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования.
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
Можно сделать вывод, что исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с поиском, осмысленной и творческой переработкой информации, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы. [2]
Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. [3]
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
1) знакомство с проведением учебных исследований;
2) развитие творческой исследовательской активности;
3) стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
4) ознакомление с научной картиной мира;
5) вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [3]
Исследовательские умения, которые формируются у обучающихся начальной школы: возможность осознать свою значимость, развивать познавательный интерес, любознательность, уметь работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. [3]
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. [3]
Функции учителя - систематическая направляющая, стимулирующая, корректирующая. [3]
Роль учителя - учитель должен чутко и умело направлять исследовательской деятельностью своих учеников, а также является консультантом. [3]
Выделяют основные этапы исследовательской работы:
1 этап: найти проблему – что надо изучать;
2 этап: тема – как это назвать;
3 этап: актуальность – почему эту проблему нужно изучать;
4 этап: цель исследования – какой результат предполагается получить;
5 этап: гипотеза – что не очевидно в объекте;
6 этап: новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;
7 этап: задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;
8 этап: литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;
9 этап: методика исследования – как и что исследовали;
10 этап: результаты исследования – собственные данные;
11 этап: выводы – краткие ответы на поставленные задачи;
12 этап: значимость – как влияют результаты на практику. [4]
Характеристика каждого этапа:
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема. [4]
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. [4]
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. [4]
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений. [4]
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана. [4]
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. [4]
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. [4]
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. [4]
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. [4]
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. [4]
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. [4]
Значимость представляет собой четко выраженную пригодность применения результатов исследования, выражаемых в элементах новизны. [4]
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной деятельности, как дополнительная внеклассная, внеурочная деятельность. При организации исследования можно столкнуться с определенными трудностями.
Типичные ошибки при выборе темы исследования
Исследовательская работа должна иметь конкретную тему, которую обучающийся будет разворачивать на протяжении всего исследования. Формулировать тему собственной исследовательской работы необходимо непосредственно самому ученику. Выбирая тему самостоятельно, ученик сам определяет интересную и увлекательную для себя область изучения. В этом случае исследовательская работа будет носить самостоятельный характер, так как в работе ученик выполняет главную роль в исследовании.
В связи с этим можно выделить типичные ошибки учителей при формулировании темы исследовательской работы:
1. Учитель самостоятельно формулирует тему исследовательской работы, принуждает исследовать определенную область: необходимо дать обучающемуся возможность самостоятельно определить для себя интересную тему исследования, не навязать собственное мнение обучающемуся, а помочь ему определиться с темой, задавая уточняющие вопросы.
2. Определена тема, которая не имеет элемент оригинальности: ученику необходимо определить тему, которая будет неожиданной и оригинальной, так как выбранная тема влияет на содержание исследовательской работы, вызывает удивление и мотивацию у обучающегося на дальнейшую работу по исследованию.
3. Учитель не учитывает способности и интересы обучающегося: необходимо натолкнуть обучающегося на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
4. Выбрана очень емкая тема исследования: тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как при длительной работе у обучающегося утрачивается мотивация закончить исследовательскую работу.
Таким образом, чтобы исследовательская работа обучающегося имела самостоятельный характер, необходимо учитывать и не допускать ошибки при формулировании темы исследовательской работы, так как исследование – это самостоятельная деятельность обучающихся.
Типичные ошибки при выборе цели исследования
Поставить перед собой цель – это значит, сконцентрировать свое внимание и силы на том, чтобы ее достичь. Также цель исследовательской работы необходимо определить для того, чтобы ответить себе и другим на вопрос о том, зачем данное исследование проводится. Цель указывает на то, в каком направлении будет осуществляться деятельность.
Для того, чтобы достичь цель исследовательской работы, важно соблюдать следующие требования: цель должна быть измерима, достижима, конкретна.
Так как цель четко определяет направление деятельности, определены типичные ошибки при формулировании цели:
1) Цели исследования завышены. Цель должна быть краткосрочной, так как при ее формулировании необходимо опираться на такие параметры, как достижимость и измеримость.
2) Несоответствие цели теме и проблеме исследования. Правильно подобранная цель является успешным решением определенной исследователем проблемы.
3) Неясность, неточность формулировки целей. Цель должна быть четко и конкретно сформулирована, так как цель определяет, что должно быть достигнуто.
3. Типичные ошибки при выборе задач исследования
Условием для реализации цели является постановка задач исследования. Задачи описывают основные шаги исследователя. Как правило, конкретизированные или более частные цели.
Выделим некоторые ошибки при формулировании задач исследовательской работы, которые стоит избегать:
1) Сформулировано большое количество задач исследования. Как правило, задач исследовательской работы не должно превышать 4 – 5 штук.
2) Не определен верный порядок задач. Необходимо создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.
3) Задача дублирует цель исследовательской работы. Необходимо спланировать шаги достижения так, чтобы они отвечали цели исследования. Цель должна дробиться на более мелкие шаги для достижения результата.
4. Типичные ошибки при выборе гипотезы исследования
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Именно поэтому умение выдвигать гипотезу является одним из главных, базовых исследовательских умений.
Для того, чтобы верно сформулировать гипотезу исследования, стоит обратить внимание на типичные ошибки при формулировании гипотез:
1) Гипотеза не содержит предположение. Необходимо формулировать гипотезу так, чтобы она содержала в себе предположение, так как в исследовании она должна быть либо подтверждена, либо опровергнута.
2) Гипотеза включает в себя слишком много предположений. Как правило, гипотеза должна состоять из одного предположения, которое будет являться ответом на поставленную проблему.
3) Гипотеза сформулирована так, что ее невозможно проверить. Проверить гипотезу – значит, найти решение поставленной проблемы, именно поэтому важно формулировать гипотезу так, чтобы она была проверяема.
Таким образом, учитывая данные рекомендации по формулированию цели, задач и гипотезы исследовательской работы, то можно избежать вышеперечисленные ошибки, так как данные этапы являются важными компонентами в исследовательской работе и показателем успешности.
5.Типичные ошибки при выборе методов исследования
Этап выбора методов исследования – очень важный этап в исследовательской работе, так как правильный выбор метода повышает эффективность исследования. Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.
Для того, чтобы использование метода было продуктивным, выделим типичные ошибки:
1) Не определен план наблюдения. Наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования, то есть наблюдение должно отвечать такому параметру, как планомерность.
2) Заранее не выбран способ фиксирования результатов наблюдения. Перед тем, как обучающие начнут наблюдение, необходимо спланировать способ фиксации результатов наблюдения и показатели наблюдения.
3) Данные наблюдения не фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения/ запись не ведется в момент совершения наблюдаемых событий. В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является запись наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения в момент совершения наблюдаемых событий.
4) Наблюдение не является целенаправленным. Внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах в рамках исследовательской работы.
Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.
Выделим типичные ошибки использования метода эксперимента:
1) Не определены действия изучения. Необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента.
2) Эксперимент не предполагает ведения протокола. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.
Можно сделать вывод о том, что к основным требованиям относят планирование и фиксация полученных результатов. При выборе методов исследования необходимо соблюдать требования, которые позволят обучающимся простроить работу так, чтобы уровень качественности и продуктивности не уменьшался.
Таким образом, в этой главе мы выделили рекомендации по написанию синопсиса детской исследовательской работы и описали ряд типичных ошибок, которые чаще всего встречаются в текстах исследований младших школьников.
Любая исследовательская работа оценивается по определенному ряду требований, как к оформлению детской работы, так и к описанию хода исследовательской деятельности. В наших методических рекомендациях мы предлагаем вам ознакомиться с примером критериев оценки исследовательских работ.
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1 | Постановка исследовательской проблемы | 0 – репродуктивная работа, нет обобщений, проблема не сформулирована; 1 – работа репродуктивна, но сделаны самостоятельные обобщения; цели и задачи аморфны; 2 – частично поисковая работа, сформулированы проблемы по отдельным аспектам работы (не по теме в целом); 3 – работа исследовательская, полностью посвящена решению одной самостоятельно сформулированной проблемы. |
2 | Актуальность и оригинальность темы | 0 – тема всем известна, подробно изучена; не показано, чем обусловлен выбор кроме субъективного интереса; 1 – тема известна, но имеет малоизученные аспекты; 2 – малоизученная тема или оригинально поставленная проблема; 3 – малоизученная тема и оригинально поставленная проблема. |
3 | Структурность и логичность рассуждений, обоснованность выводов | 0 – бессистемное изложение; 1 – имеется некоторая логичность при отсутствии целостности; 2 – логичное, структурированное изложение при отсутствии некоторых важных аргументов (или присутствует лишняя информация) 3 – цель реализована последовательно, выводы полностью обоснованы, имеются все необходимые выкладки. |
4 | Глубина и оригинальность исследования | 0 – работа поверхностна, не оригинальна; источники имеют сомнительный характер; 1 – работа строится в основном на популярной литературе, хотя может быть один серьёзный источник; 2 – проблема рассматривается содержательно, но не оригинально; 3 – проблема рассматривается на глубоком содержательном уровне, работа оригинальна. |
5 | Анализ литературных источников и их корректное использование | 0 – нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; 1 – имеются редкие ссылки, не во всех необходимых случаях; сопоставления корректные; 2 – содержатся необходимые ссылки при корректном сопоставлении; 3 – умелое использование авторитетных источников для аргументации своей точки зрения. |
6 | Количество источников | 0 – нет списка литературы; 1 – один – два серьёзных источника; 2 – несколько серьёзных источников при упущении некоторых важных аспектов; 3 – количество доступных ученику источников оптимально. |
7 | Оформление исследование | 0 – работа неаккуратна и бесструктурна; 1 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, есть ошибки; 2 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, явные ошибки отсутствуют; 3 – работа имеет чёткую грамотную структуру, обусловленную логикой темы |
Разработчики: Астраханцева А.А.
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования | ||||||||||||||
1 | Тема исследования | «Ближе к звёздам» | ||||||||||||||
з | Актуальность исследования | В настоящее время астрономия является одной из древнейших наук, являющейся основой для всех других областей научного знания. Изучение таких космических объектов, как звёзды и планеты расширяет общие представления о Вселенной и развивают интерес к изучению всего вокруг! Люди, полюбившие астрономию именно еще с далёких школьных времён, становятся в будущем великими учёными, проливающими свет на загадки человечества. Изучение планет солнечной системы является одним из самых важных направлений науки: оно позволяет нам расширять наши знания об окружающем мире, создавать новые технологии и понимать, как наша планета работает в глобальном масштабе. Кроме того, изучение планет может помочь нам предотвратить глобальные катастрофы и защитить нашу экосистему в долгосрочной перспективе. И безусловно. астрономия дает и практические знания, и навыки о том, как ориентироваться по сторонам света, определять свое географическое положение, ориентируясь по расположению небесных тел. Недавно на уроках окр мира мы изучали небесные тела мне не хватило знаний, я захотел узнать побольше об этой теме, поэтому решил провести своё исследование. | ||||||||||||||
3 | Проблема исследования | «Как отличаются и располагаются планеты Солнечной системы относительно Солнца - центральной звезды?» | ||||||||||||||
4 | Объект исследования | Солнечная система | ||||||||||||||
5 | Цель исследования | Для учителя: Организация исследовательской деятельности обучающихся 4 класса для формирования базовых исследовательских действий по теме «Ближе к звёздам». Для ученика: Изучить планеты солнечной системы, их расположение, относительно Центральной звезды. | ||||||||||||||
6 | Задачи исследования | Для ученика: 1. Изучить литературу по теме «Ближе к звёздам». 1. Дать характеристику понятию «Солнечная система»; 2. Изучить планеты солнечной системы; 3. Создать наглядный макет Солнечной системы. | ||||||||||||||
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что планеты Солнечной системы имеют характерные особенности. | ||||||||||||||
8 | Методы исследования | Теоретические: анализ, синтез. сравнительный анализ, изучение, обобщение Эмпирические: наблюдение и сравнение | ||||||||||||||
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный, По организационной форме: групповой, По содержанию: монопредметный (окружающий мир) | ||||||||||||||
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный: Разбиваются по группам, выбор темы проекта, обоснование актуальности, определение объекта, цели и задач, выбор методов и составление плана. Теоретический: Работают с материалом энциклопедии и сети Интернет по нахождению и сбору информации о каждой своей планете по группам. Практический: Формулируют гипотезу исследования Создаю макет Солнечной системы. Аналитический: Делают общий вывод об исследуемом объекте. Объединяют все планеты в один макет. Доказывают подтверждение гипотезы, приходят к общему мнению. Презентационный: оформление результатов, защита, презентация результатов; Рефлексивный: саморефлексия, оценка результатов и процесса в целом. | ||||||||||||||
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: Изучение планет Солнечной системы
Ход исследования: Ход исследования.
| ||||||||||||||
11 | Оборудование для проведения исследования | Картон, ножницы, фломастеры клей, пластилин, бумага А4, цветная бумага, цветной картон. | ||||||||||||||
12 | Продукт исследования | Макет Солнечной системы: | ||||||||||||||
13 | Перспектива исследования | Представить результаты исследования другим классам, чтобы обучающиеся узнали, как отличаются и располагаются планеты Солнечной системы относительно Солнца - центральной звезды. Организовать выставку макетов и пригласить на выставку другие классы и провести экскурсию. | ||||||||||||||
14 | Используемые источники | https://infourok.ru/magazin-materialov?utm_source=infourok&utm_medium=redirect&utm_campaign=bespl-mat-biblioteka-9-11-2022&sortType=popular |
Разработчики: Семёнова К.Г.
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Состав почвы» |
2 | Актуальность исследования | На уроках окружающего мира мы изучили, что почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей суши, остальное занимают ледники, озера, горы. И у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частички суши. На уроке я ответ на свой вопрос не получил, поэтому решил провести на эту тему своё исследование. Мне каэжется эта тема будет интересна не только учащимся, но и взрослым людям. |
3 | Проблема исследования | Из чего состоит почва. |
4 | Объект исследования | Почва |
5 | Цель исследования | Для учителя: Организация исследовательской деятельности обучающихся 4 класса для формирования базовых исследовательских действий по теме «Состав почвы». Для ученика: Узнать из чего состоит почва. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: 1.Проанализировать информацию в литературе по теме «Почва» 2.Определить особенности состава почвы, какова ее роль в природе 3. Составить памятку о составе почвы. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что в почве есть перегной, вода, воздух. |
8 | Методы исследования | Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение; Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный, По организационной форме: групповой, По содержанию: моно (окружающий мир). |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: - Постановка учебной проблемы - Подбор необходимой научной литературы. 2. Теоретический: – найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (какое строение имеет почва) –подготовка необходимого оборудования для проведения опыта. 3. Практический: Формулируют гипотезу Проведение опыта (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием) 4. Аналитический: разработка памятки «Состав почвы» - вывод
5. Презентационный: Подготовка материалов для выступления перед одноклассниками. 6. Рефлексивный: Саморефлексия, оценка результатов и процесса в целом. |
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: узнать особенности строения почвы Ход исследования: Опыт №1 Взять стакан с водой, бросить туда комочек почвы и начать наблюдать. Из почвы появятся пузырьки, значит, земля содержит воздух. Вывод: в почве есть кислород. Опыт №2 Возьмём фильтрованную бумагу, положим немного земли и придавим её к бумаге. Потом оставшуюся почву высыпаем в стакан, заметим, что бумага стала чуть-чуть влажной. Вывод: Мы видим, что в почве есть вода. Опыт №3 в стакан с водой добавляем почву и размешиваем палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхности воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержится песок, глина, различный природный мусор.
|
11 | Оборудование для проведения исследования | Кусочек почвы, 2 стакана, скатерть, фильтр и спиртовка, вода, прибор для нагревания (свечи в стаканах) |
12 | Продукт исследования | памятка «Строение почвы» |
13 | Перспектива исследования | Выступить перед другими классами, изучить состав воды, проведение опыта в домашних условиях. |
14 | Используемые источники | https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-opiti-pochva-sostav-pochvi-2236008.html |
Развитие заинтересованности обучающихся в приобретении новых знаний является одной из основных задач педагогического процесса.
Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность необходимо обязательно. Так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Проект – это одна из форм исследовательской работы. Данное высказывание говорит о том, что проявление учебно-познавательной активности у обучающихся основано на достижении поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.
Существует несколько типов проектов. Рассмотрим их подробнее.
1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма продукта разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, либо в Интернете; создание информационной среды класса или школы.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов могут осуществлять проектную деятельность только в групповой форме, поэтому целесообразно применение метода начинать в 3-4 классах в индивидуальной форме.
Разработка проекта – творчество для обучающихся, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины.
Работая с детьми над их проектами, необходимо ориентировать их не просто на поиск нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Обучающимся приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися.
Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, состояния). То есть в результате должен получится продукт, который будет являться решением социально-значимой проблемы.
Проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.
Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках.
Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Изучив основные типы проектной деятельности и специфику ее организации можно перейти к структуре проектов.
1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в котором проблема должна иметь социальную значимость.
Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
2. После определения проблемы, ученики приступают к формулировке гипотезы. Гипотеза должна быть реальной.
3. Далее происходит работы над темой, целью и задачами проекта. Они должны отражать четкую формулировку, план действий.
4. Выбор методов должен быть обоснован. Необходимо выбрать такие методы, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.
5. Следовательно, работа над изучением материала. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
6. Разработка продукта.
Результатом работы над проектом, то есть выходом проекта, является продукт. Это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Существует множество форм продукта: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект и т.д.
7. Презентация продукта.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Виды презентационных проектов могут быть различными: воплощение; деловая игра; демонстрация видеофильма; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом и т.д.
Можно сказать, что проект – это "пять П": проблема + проектирование (планирование) + поиск информации + продукт + презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.
2.2 Проектная задача «Наш класс идет в театр»Описание конкретно-практической, проблемной ситуации
Здравствуйте, мои ученики! Скоро наступят новогодние праздники. Традиционно мы всем классом ходим на театрализованные новогодние представления. До этого момента организацией этого похода в театр занимались взрослые: ваши родители и я. Сегодня предлагаю вам, мои ученики, самим продумать организацию посещения новогоднего представления в городской театр юного зрителя: выбрать дату посещения, время, каким образом наш класс доберется до театра, какую сумму денег нужно собрать, чтобы посетить новогоднее представление.
Задание 1. Рассмотрите афишу новогодних представлений театра юного зрителя. Обсудите, какую информацию можно узнать из этой афиши.
Ответьте на вопросы:
В какие месяцы театром запланированы представления? ___________________________________________
Сколько дней буду проходить представления? _______________________________________________________
Можно ли купить билеты на представление на 5 января? _______________________________________________
Если планируется посещение на утреннее представление, то на какое время нужно купить билеты? _______________________________________________________
Какую новогоднюю сказку покажут зрителям?
______________________________________________________
Какой важной информации в этой афише нет? ____________________________________________________
Задание 2. Воспользуйтесь календарем, для того чтобы выбрать дату, когда можно пойти на новогоднее представление всем нашим классом.
Эта дата должна отвечать следующим требованиям:
не 22 декабря, потому что еще не начались зимние каникулы;
дата не в январе, потому что большинство детей с семьями на новогодние каникулы уедут на отдых в другие города; 3) дата обозначается круглым двузначным числом;
4) дата, когда есть дневной сеанс новогоднего представления.
Запишите дату посещения новогоднего представления___________________________________________________
Задание 3. В кассе театра предложили следующий прейскурант цен на билеты.
Схема зрительного зала театра юного зрителя
М ожно ли приобрести билеты на весь наш класс по одной цене и на один ряд?
Ответ свой обоснуйте:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Воспользуйтесь схемой зрительного зала театра юного зрителя из предыдущего задания и соотнесите количество свободных мест в зале определенной стоимости и на диаграмме.
Рис. 1. Количество билетов по цене 350, 400, 450, 500 рублей
Проверьте данные диаграммы.
Сделайте вывод и запишите его:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5. Нужно рассчитать, какая сумма денег будет необходима для оплаты посещения новогоднего представления всем классом, если купить билеты на свободные места в 4-м и 5-м рядах зрительного зала.
Подумайте, какие данные вам понадобятся для совершения покупки.
Запишите в таблицу возможные варианты стоимости покупки билетов на новогоднее представление:
Расчет покупки билетов на новогоднее представление | ||||||||
Общее количество человек | Цена одного билета, руб. | Стоимость покупки | Вариант «У» Вариант «Э» | |||||
350 | 400 | 450 | 500 | |||||
| | | | | | | ||
| | | | | | | ||
| | | | | | |
Выберите самый удобный вариант для зрителей по размещению в зрительном зале театра и обозначьте в последнем столбце таблицы строчку буквой «У». Выберите самый экономный вариант для зрителей и обозначьте в последнем столбце строчку буквой «Э».
Задание 6. Для того чтобы можно было доехать до театра юного зрителя и посетить новогоднее представление, транспортное бюро предлагает комфортабельные автобусы следующей вместимости:
| Перечень автотранспорта для перевозки людей | |||||
| Вид автобуса | Марка автобуса | Количество посадочных мест | |||
|
| Мерседес Варио | 23 | |||
|
| Кинг Лонг | 53 | |||
Перечень автотранспорта для перевозки людей |
| |||||
Вид автобуса | Марка автобуса | Количество посадочных мест |
| |||
| Фольксваген | 14 |
| |||
| Ман Лион | 51 |
| |||
| ЛАЗ | 32 |
|
Нужно определиться с видом транспорта таким образом, чтобы не платить за лишние места.
По технике безопасности организованные группы детей должны сопровождать взрослые, поэтому в театр с вами поедут некоторые родители и учитель. Один взрослый может присматривать только за десятью школьниками.
Заполните таблицу:
| Заказ транспортного средства |
| ||||||||
Количество взрослых | Количество детей | Общее количество экскурсантов | Марка автобуса | Количество незанятых мест | ||||||
| |
|
| | ||||||
Заказ транспортного средства |
|
| ||||||||
Количество взрослых | Количество детей | Общее количество экскурсантов | Марка автобуса | Количество незанятых мест |
| |||||
| |
|
| |
| |||||
| |
|
| |
|
Задание 7. Договорились, что все, кто пойдет на новогоднее представление, собираются около школы. Рассчитайте время подачи транспорта при условии, что общее время в пути от школы до театра составляет 1 час 20 минут и в театр нужно прибыть за 20 минут до начала представления.
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. По окончании новогоднего представления было решено вернуться этим же транспортом к зданию школы. Рассчитайте время возвращения из театра при условии, что продолжительность новогоднего представления 1 час 35 минут.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9 (итоговое). Прежде чем составить объявление, ответьте на следующие вопросы:
К кому обращено объявление? ____________________________________________________________________________________________________________
Что сообщается в объявлении? ____________________________________________________________________________________________________________3. Где и когда будет проходить то, о чем говорится в объявлении? ____________________________________________________________________________________________________________
4.От чьего имени написано объявление? _________________________________________________________________________________________________
Составьте объявление.
Объявление
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорогие ребята, вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое.
А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.
Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения.
Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаю вам успеха!
А в помощь вам- маршрутный лист!
https://youtu.be/ee6XyU
Уехал Кот Учёный в страну Знаний. Получают Маша и Саша письмо по почте от Кота из вершины Фантазии. Не поняли ничего Маша и Саша и обратились к вам за помощью, чтобы расшифровать сообщение.
Задание 1.
Разделите запись на слова. Определите границы предложений. Расшифруйте сообщение кота учёного. Маша и Саша решили, как можно скорее отправиться в путешествие.
Задание 2.
Начать свои поиски кота ребята решили от дуба, вокруг которого ходил кот. Но дети забыли, как выглядит это дерево. Найдите его по описанию и соедините с соответствующим изображением.
Это крупное дерево, достигающее в высоту 30 м. Листья у него красивые, фигурные. Во все времена года он хорош, но особенно красив и приметен он осенью, когда его разные листья окрашиваются в разные цвета. |
|
У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Это дерево чаще всего растет в лесу. Из коры этого дерева делают различные поделки. |
|
Это листопадное дерево, растущее не больше 50 метров в высоту. У дерева красивая обширная несомкнутая крона. Листья его перистолопастные, которые расположены на коротких черешках. Кора этого дерева темно-серого цвет, сильно растрескивающаяся. Плоды этого дерева – орехи, которые в народе |
|
Маша и Саша, как и многие люди на нашей планете, любят путешествовать. Наверняка вы тоже уже имеете опыт путешественника: ходили с родителями либо в поход, либо за грибами или ездили отдыхать в незнакомую местность. Самое главное, когда человек оказывается на незнакомой территории, – не заблудиться. Важно уметь ориентироваться в пространстве. А любое ориентирование начинается с определения сторон горизонта. Определите сторону горизонта по стрелке компаса.
Задание 3.
Вам нужно найди дорогу к дубу. Ваша задача проста: определите, в каком направлении нужно идти от места, где вы находитесь (точка А) до дуба (точка Д). Выберите из четырех вариантов ответа.
1) На северо-восток.
2) На юго-запад.
3) На северо-запад.
4) На юго-восток.
Для справки. Чтобы правильно определить направление по карте (плану) необходимо знать, где на плане находится север. Если это будет известно, то все остальные стороны горизонта можно легко восстановить.
Идут Маша и Саша по лесу. Дошли до полянки, а на ней грибов видимо – невидимо! Решили ребята грибы собрать, да не знают какие. Помогите им разобраться.
Задание 4.
Перед вами изображения грибов. Покажите стрелками, какие вы положите в корзину.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие грибы не попали в корзину?
___________________________________________________________
Назовите эти грибы одним словом.
___________________________________________________________
3) В каком ряду все слова являются однокоренными?
А) Грибы, грибной, грибник, грибочки.
Б) Молчаливый, молчаливая, молчать.
В) Поляна, полянка, поле, пол.
Долго ли, коротко, но ребята практически добрались. Для того, чтобы было веселее путешествовать, Маша и Саша стали задавать друг другу задачки. Попробуйте и вы их решить.
Задание 5.
1) Дуб – богатырь вырастает за 10 лет на 1 метр. Сколько ему понадобится, чтобы вырасти на 5 метров? 10 метров?
2) Саша с Машей в лес пошли, много там грибов нашли. Принесли по семь маслят, и по тридцать пять опят. Сколько же всего грибов? У тебя ответ готов?
Ура! Ребята добрались до Кота Ученого.
Но они забыли дорогу домой.
Задание 6.
Помогите Маше и Саше вспомнить дорогу домой. Для этого вам необходимо составить карту передвижения в виде изображения, используя все маршруты и иллюстрируя свою деятельность на каждом из пройденных маршрутов.
Вам в помощь будет ваш маршрутный лист.
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Путешествие в сказочную страну».
0 (было совсем не интересно) | 1 (1 задание показалось интересным) | 2 (3 задания показались скучными) | 3 (2 задания показались скучными) | 4 (1 задание показалось скучным) | 5 (все было интересно) |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 (все задания были легкие) | 1 (некоторые моменты в заданиях показались сложными) | 2 (1 задание показалось сложным) | 3 (2 задания показались сложными) | 4 (3 задания показались сложными) | 5 (все задания были сложными) |
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 (я не работал с группой) | 1 (я помог решить 1 задание) | 2 (я помог решить 2 задания) | 3 (я помог решить 3 задания) | 4 (я помог решить 4 задания) | 5 (я участвовал в решении всех заданий) |
Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 (мы не смогли договориться в группе, поэтому не выполнили задания) | 1 (мы часто ссорились, поэтому большинство заданий не выполнили) | 2 (мы часто ссорились, но все равно выполнили задания) | 3 (иногда не учитывали мою точку зрения или т.з. моего напарника) | 4 (мы работали дружно, но иногда были разногласия) | 5 (мы работали дружно и слаженно) |
Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
В современном развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ученика, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Проектно-исследовательская деятельность – это один из самых эффективных видов деятельности обучающихся, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего ещё не было.
Она оказывает положительное влияние на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике, то есть помогает обучающимся не только отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире.
При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. И только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
6. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
7. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
8. Воронцова А.Б. Проектная задача в начальной школе.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие дня работников общеобразовательных учреждений. Москва. 2005. Сергеев И.С. С 32.