СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение   уровня   развития   способности   устанавливать причинно-следственную связь;  выявление     способности     к     пониманию     временной последовательности событий (операция сериации).

Просмотр содержимого документа
«Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой)»

Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой)

Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель:

  1. изучение уровня развития способности устанавливать причинно-следственную связь;

  2. выявление способности к пониманию временной последовательности событий (операция сериации).

Стимульный материал представлен тремя сериями, по 2 сюжетные картинки в каждой серии.

Первая серия:

  1. девочка отбирает куклу у другой девочки;

  2. обиженная девочка плачет, а провинившаяся девочка не хочет отдавать куклу (см. Приложение 11, рис. 11.1.).

Вторая серия:

  1. мальчик сидит с удочкой на берегу реки;

  2. мальчик показывает удивленной маме пойманную рыбу (см. Приложение 11, рис. 11.2.).

Третья серия:

  1. мальчики бегают с сачками по лугу за бабочками;

  2. мальчики поймали сачками друг друга (см. Приложение 11, рис. 11.3.).

Ход исследования

Экспериментатор располагает перед ребенком пару сериационных картинок и говорит: «Внимательно посмотри на эти картинки. Они связаны между собой. Скажи, чем они связаны, что случилось и почему. Что было сначала? А что случилось потом?».

Серии предъявляются последовательно.

Виды помощи

  1. Если ребенок неправильно установил причинно- следственную связь между событиями, изображенными на картинке, экспериментатор дает ему возможность откорректировать свой ответ: «Неправильно, подумай еще».

Экспериментатор задает вопросы по содержанию каждой картинки (что изображено на картинках, чем похожи картинки, что между ними общего и т.п.). После того, как ребенок ответил на все вопросы, экспериментатор снова дает задание на установление причинно-следственной связи между событиями, изображенными на картинке.

  1. Экспериментатор сам отвечает на поставленные вопросы, после чего снова дает задание на выявление причинно- следственной связи.

  2. Психолог выделяет причину, а ребенок должен назвать следствие.


Вопросы к первой серии картинок:

    1. Что изображено на этой картинке (экспериментатор указывает на картинку № 1)? Что сделала эта девочка?

    2. А на этой картинке что нарисовано (указывает на картинку

№ 2)? Что делают девочки? Почему одна из девочек плачет?

    1. Скажи, чем картинки связаны, что случилось и почему. Что было сначала, а что потом?

Вопросы ко второй серии картинок:

  1. Что изображено на этой картинке (экспериментатор указывает на картинку № 1)? Что делает этот мальчик?

  2. А на этой картинке что нарисовано (указывает на картинку

№ 2)? Кому мальчик показал рыбу? Почему мама удивилась?

  1. Скажи, как картинки связаны, что между ними общего? Что было сначала, а что потом?

Вопросы к третьей серии картинок:

  1. Что изображено на этой картинке (экспериментатор указывает на картинку № 1)? Что делают мальчики? Для чего им нужен сачок?

  2. А на этой картинке что нарисовано (указывает на картинку

№ 2)? Кого поймали мальчики?

  1. Скажи, как картинки связаны, что между ними общего? Что было сначала, а что потом?

Оценка результатов

Каждая серия оценивается отдельно.

4 балла (высокий уровень) – ребенок полностью самостоятельно выполняет задание на установление причинно-следственных связей.

3 балла (средний уровень) – для установления причинно- следственной связи ребенку требуется первый вид помощи – указание экспериментатором на ошибку.

2 балла (уровень ниже среднего) – ребенку требуется второй вид помощи для выполнения задания.

1 балл (низкий уровень) – ребенок способен выполнить задание только в случае применения третьего и (или четвертого) вида помощи. 0 баллов (очень низкий уровень) – ни один из видов помощи не

привел к правильному выполнению задания ребенком.

Баллы по каждой серии суммируются. Таким образом, максимальная сумма баллов по трем сериям данной методики составляет 12 баллов.


Протокол фиксации результатов исследования по методике

«Установление причинно-следственной связи между событиями» ФИО ребенка Возраст: Класс (группа): Дата исследования:


серии

Ответы ребенка

Виды и

количество помощи


Баллы

Вопрос

№ 1

Вопрос

№ 2

Вопрос

№ 3

1






2






3






Итоговая

оценка


Анализ результатов

Группы детей

Возраст

Баллы

Нормально

развивающиеся дети

Дошкольный

8,5-11

Младший школьный

9-12

Дети с задержкой

психического развития

Дошкольный

4,5-9

Младший школьный

4,5-10

Дети с умственной

отсталостью

Дошкольный

0-6

Младший школьный

3-7


Нормально развивающиеся дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста в зависимости от уровня интеллектуального развития демонстрируют высокий и средний уровни выполнения заданий каждой серии, т.е. они выполняют задание самостоятельно или при использовании стимулирующего вида помощи. В зависимости от уровня развития речи, от эмоциональной захваченности сюжетом картинок, дети данной группы, устанавливая связь между событиями, изображенными на картинках, отвечают развернутыми предложениями или ограничиваются односложными ответами. Эмоциональные реакции и содержание ответов свидетельствует о наличии у нормально развивающихся детей чувства юмора. Так, они понимают комичность ситуации в третьей серии. Некоторые дети при выполнении задания, кроме установления причинно-следственной связи между событиями, склонны описывать, интерпретировать, а в ряде случаев положительно или отрицательно оценивать эмоциональные состояния персонажей картинок.

Дети с ЗПР, начиная с дошкольного возраста, способны улавливать связь между событиями, правильно устанавливать последовательность картинок, однако не всегда склонны выделять причину и следствие. Они описывают действия персонажей, но не склонны интерпретировать их поступки и, тем более, их эмоциональные состояния. Таким образом, дошкольники с ЗПР демонстрируют уровни выполнения задания ниже среднего и низкий. Младшие школьники с ЗПР демонстрируют более высокий уровень сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, чем дошкольники (средний и ниже среднего). Однако, в отличие от нормально развивающихся детей, все дети с ЗПР не проявляют стремления интерпретировать события, изображенные на картинках, и не склонны вчувствоваться в эмоциональный мир героев.

Дети с умственной отсталостью в дошкольном возрасте не всегда способны улавливать связь между картинками, воспринимают одних и тех же персонажей, изображенных на разных картинках, как разных людей, показывая очень низкий, реже низкий уровень выполнения задания. Так, давая описание картинок во второй серии, дошкольники данной группы говорят: «Этот мальчик рыбу ловит, а этот мальчик маме рыбу принес». При владении фразовой речью дети способны отвечать на первый и второй вопросы по каждой серии, однако, как правило, неадекватно отвечают на третий вопрос, направленный на выделение причины и следствия. Младшие школьники с умственной отсталостью правильно определяют последовательность картинок, способны к выделению причины и следствия, однако не склонны интерпретировать поступки персонажей, не проявляют интереса к их эмоциональным состояниям,

не понимают комичности ситуации в третьей серии.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя