Методика 7. Разрезные картинки (модифицированный вариант)
Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
Цель:
-
изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-действенно-образного мышления;
-
выявление возможностей к перцептивному моделированию;
-
выявление способностей к соотнесению частей и целого и их пространственного расположения;
-
изучение способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач.
Стимульный материал:
-
разрезные картинки (мяч из 2 частей, домик из 3 частей, мишка из 4 частей, машинка из 5 частей, чайник из 6 частей – см. Приложение 7, рис. 7.1.)
-
аналогичные цельные предметные картинки (см. Приложение 7, рис. 7.2.);
-
аналогичные картинки-трафареты (см. Приложение 7, рис. 7.3.).
Ход исследования
Ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных картинок. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно
придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются. Предлагается инструкция жестовая и словесная: «Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка».
Оценка результатов
-
уровень – действия ребенка по складыванию картинки носят непродуктивный хаотичный характер.
-
уровень – ребенок складывает картинку, активно пользуясь методом проб.
-
уровень – ребенок собирает картинку, действуя на уровне зрительного соотнесения.
Виды помощи
-
Демонстрация конечного результата (соответствующей цельной картинки) с целью актуализации зрительного образа.
-
Применение трафарета (накладывание деталей картинки на цельную картинку), позволяющего зафиксировать процесс складывания частей изображения.
-
Предъявление частей разрезанных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.
Если ребенок действует с помощью зрительного соотнесения и адекватно выполняет задание на сложение частей картинки в целое, его результат оценивается в зависимости от того, из скольких частей состоит разрезанная картинка: сложенная картинка из 2 частей оценивается в 2 балла, из 3 – в 3 балла, из 4 – в 4 балла, из 5 – в 5 баллов, из 6 – в 6 баллов. Максимальное количество баллов за сложение всех картинок – 20 баллов. В случае использования проб результат выполнения снижается на 0,5 балла, использование помощи экспериментатора также уменьшает результат на 0,5 балла за каждый вид помощи.
Протокол фиксации результатов исследования по методике «Разрезные картинки»
ФИО ребенка Возраст:
Группа: Дата исследования:
Разрезной картинки | Характер выполнения | Уровень выполнения | Виды и количество помощи | Баллы |
Мяч из 2 частей | | | | |
Домик из 3 частей | | | | |
Мишка из 4 частей | | | | |
Машинка из 5 частей | | | | |
Чайник из 6 частей | | | | |
Итоговая оценка | |
Анализ результатов
Группы детей | Баллы |
Нормально развивающиеся дошкольники | 17-20 |
Дошкольники с задержкой психического развития | 10-18 |
Дошкольники с умственной отсталостью | 0-12 |
Нормально развивающиеся дошкольники все без исключения понимают задание и действуют адекватно, демонстрируя, как правило, III уровень выполнения задания, т.е. используя метод зрительного соотнесения. Метод проб начинает использоваться дошкольниками данной категории при усложнении задания, т.е. увеличении количества разрезов (картинки из 5 и 6 частей).
Дошкольники с ЗПР понимают поставленную задачу и демонстрируют при синтезировании картинок из 2 и 3 частей, как правило, III уровень выполнения, однако при увеличении количества разрезов начинают использовать метод проб, т.е. выполняют задание на II уровне. В зависимости от уровня сформированности перцептивной деятельности дошкольники с ЗПР нуждаются в первом виде помощи (предъявлении цельного образца) или использовании трафарета. На результатах выполнения задания сказывается работоспособность – при утомляемости ребенка продуктивность деятельности может резко снижаться.
Дошкольники с умственной отсталостью показывают разный уровень способности к синтезированию разрезной картинки – от полной неспособности к выполнению задания (I уровень) до активного использования метода проб (II уровень). Метод проб при этом несовершенен, дети легко «соскальзывают» на уровень бесцельного манипулирования частями разрезных картинок. На уровне зрительного соотнесения (III уровень) дети с легкой умственной отсталостью выполняют лишь простейшее задание на синтез картинки из двух частей, а все остальные картинки складывают с той или иной дозой помощи взрослого. При этом наибольшей продуктивностью обладает третий вид помощи – предъявление частей разрезанных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.